ДПП ПК_Аллергические заболевания кожи (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15июня 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ»
36 ак.ч.
Специальность: Аллергология и иммунология

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Аллергические заболевания кожи»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Аллергология и иммунология
4. Дополнительные специальности: Дерматовенерология,
врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия

Терапия,

Общая

5. Категория слушателей: специалисты с высшим профессиональным образованием
по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", подготовкой в ординатуре по
специальности "Аллергология и иммунология" и профессиональной переподготовкой по
специальности "Аллергология и иммунология" при наличии подготовки в
интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Общая врачебная практика
(семейная медицина)", "Педиатрия", "Терапия".
Должности: Врач - аллерголог - иммунолог; заведующий (начальник) структурного
подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской
организации - врач - аллерголог – иммунолог
6. Форма обучения: заочная
7. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Аллергические заболевания кожи», специальность «Аллергология и иммунология»
разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N138н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-аллерголог-иммунолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 4 апреля 2018 года, N50608);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N142н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-дерматовенеролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50641);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года
N306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
2

(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
10.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
13.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Аллергические заболевания кожи» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Аллергология и иммунология».
ДПП ПК «Аллергические заболевания кожи» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Аллергические заболевания кожи» обусловлена
необходимостью повышения профессиональных компетенций врачей-специалистов по
этиологии, патогенезу аллергических заболеваний кожи; развития клинического
мышления, умения широко использовать современные методы диагностики, терапии,
дифференциальной диагностики и профилактики аллергических заболеваний кожи,
совершенствования умений по формированию протоколов ведения данных пациентов.
Целевая
аудитория
программы:
врач
аллерголог-иммунолог,
врачдерматовенеролог, врач-терапевт, врач общей врачебной практики (семейный врач), врачпедиатр.
3

Цель ДПП ПК: совершенствование, углубление, систематизация знаний и умений
врача-специалиста, необходимых для профессиональной деятельности в рамках
имеющейся квалификации, в области диагностики и лечения аллергических заболеваний
кожи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере
здравоохранения.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить этиологию, эпидемиологию, патогенез, классификацию, клинику
атопического дерматита (небактериальные, пищевые, ингаляционные (клещи домашней
пыли, шерсть и эпидермис домашних животных, пыльца растений, аллергены тараканов и
другие), бактериальные и грибковые аллергены; факторы риска атопического дерматита;
патология и токсикозы беременности; паразитарные инвазии, наличие очагов хронической
инфекции, неспецифические факторы, вызывающие обострение атопического дерматита);
 изучить вопросы лечения атопического дерматита (специфическое лечение,
наружная
противовоспалительная
и
системная
терапия,
топические
глюкокортикостероиды,
антибактериальные
и
противогрибковые
препараты,
комбинированные препараты для наружного применения, уход за кожей);
 изучить этиологию, эпидемиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение
аллергического контактного дерматита (роль клеток Лангерганса, медиаторы воспаления;
аппликационные тесты с подозреваемыми аллергенами, дифференциальный диагноз; роль
глюкокортикостероидов в местной терапии);
 изучить этиологию, эпидемиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение
крапивницы, ангиоотека и острых токсикоаллергических реакций (ОТАР).
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Аллергические
заболевания кожи» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств,
прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК;
тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70%
вопросов);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов).
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Аллергические заболевания кожи» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО
8.

4

«МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию
и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав,
участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий.
9.

Новые компетенции: нет

10. Стажировка: нет
11. Симуляционное обучение: нет
12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной
библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации
и результатов освоения программы;
 проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов промежуточной аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
5

законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах
каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции),
задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить
результаты преподавателю через личный кабинет.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
13. Сетевая форма реализации: нет
14. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

15. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
16. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

17. Год утверждения программы: 2021
18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=51
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Аллергология и иммунология
Дополнительные специальности: Дерматовенерология, Терапия, Общая
врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия
Целевая
аудитория
программы:
врач
аллерголог-иммунолог,
врачдерматовенеролог, врач-терапевт, врач общей врачебной практики (семейный врач), врачпедиатр.
6

Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Аллергология и иммунология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-аллерголог-иммунолог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N138н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-аллерголог-иммунолог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления аллергических
заболеваний и (или) иммунодефицитных состояний, установления диагноза»;
 «А/02.8 Назначение лечения пациентам с аллергическими заболеваниями и (или)
иммунодефицитными состояниями, контроль его эффективности и безопасности».
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
медицинской помощи
населению по
профилю
"аллергология и
иммунология"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов в целях
выявления
аллергических
заболеваний и (или)
иммунодефицитных
состояний,
установления
диагноза
(ПК-1)

Назначение лечения
пациентам с
аллергическими
заболеваниями и
(или)
иммунодефицитными
состояниями,

Должен уметь

Должен знать

3
- Использовать методы
осмотра и обследования
пациентов с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями с учетом
возрастных анатомофункциональных
особенностей, в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи и
стандартами медицинской
помощи, в числе которых:
- проведение кожных
скарификационных и
прик-тестов с
аллергенами;
- проведение
внутрикожных тестов с
аллергенами;
- Выявлять клинические
симптомы и синдромы у
пациентов с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями
- Назначать лекарственные
препараты, медицинские
изделия и лечебное
питание пациентам с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными

4
Этиология и патогенез,
патоморфология,
клиническая картина
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы аллергических
заболеваний и (или)
иммунодефицитными
состояниями
Методы клинической и
параклинической
диагностики
аллергических
заболеваний и (или)
иммунодефицитных
состояний
Аллергические
заболевания и (или)
иммунодефицитные
состояния, требующие
направления пациентов к
врачам-специалистам
Аллергические
заболевания и (или)
иммунодефицитные
состояния, требующие
оказания медицинской
помощи в неотложной
форме

7

- Методы лечения
пациентов с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями
- Механизмы действия

контроль его
эффективности и
безопасности
(ПК-2)

состояниями в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Оценивать
эффективность и
безопасность применения
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий и лечебного
питания для пациентов с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями
- Назначать
немедикаментозное
лечение пациентам с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Оценивать
эффективность и
безопасность
немедикаментозного
лечения пациентов с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями

лекарственных
препаратов, медицинских
изделий и лечебного
питания, применяемых в
аллергологии и
клинической
иммунологии;
медицинские показания и
медицинские
противопоказания к
назначению; возможные
осложнения, побочные
действия, нежелательные
реакции, в том числе
серьезные и
непредвиденные
- Методы
немедикаментозного
лечения аллергических
заболеваний и (или)
иммунодефицитных
состояний; медицинские
показания и медицинские
противопоказания;
возможные осложнения,
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные
- Способы
предотвращения или
устранения осложнений,
побочных действий,
нежелательных реакций, в
том числе серьезных и
непредвиденных,
возникших при
обследовании или лечении
пациентов с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями

В рамках дополнительной специальности «Дерматовенерология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-дерматовенеролог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N142н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-дерматовенеролог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.8. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в
амбулаторных
условиях
пациентам
с
дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи, заболеваниями волос, микозами гладкой кожи и ее придатков,
лепрой»
8

Профессиональный стандарт
«Врач-дерматовенеролог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Оказание первичной
специализированной медикосанитарной помощи в
амбулаторных условиях
пациентам с дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи,
заболеваниями волос, микозами
гладкой кожи и ее придатков,
лепрой (ПК-1, ПК-2)

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Проведение осмотра пациента (визуальный
осмотр и пальпация кожных покровов, слизистых
оболочек, осмотр пораженных кожных покровов
с помощью дерматоскопа)
ТД 2: Определение диагностических признаков и
симптомов болезней
ТД
3:
Проведение
дифференциальной
диагностики с другими заболеваниями и (или)
состояниями
ТД 4: Назначение и выписывание лекарственных
препаратов, в том числе экстемпоральных,
медицинских изделий и лечебного питания
пациентам в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности «Терапия» и «Общая врачебная
практика
(семейная
медицина)»
программа
направлена
на
освоение
(совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
 «А/02.7. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»
 «А/03.7. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт
«Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
(ПК-1)

А/02.7

Назначение лечения и

А/03.7

ТД 1: Проведение полного физикального обследования
пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
ТД 2: Формулирование предварительного диагноза и
составление плана лабораторных и инструментальных
обследований пациента
ТД 3: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 1:
Назначение лекарственных препаратов,
9

контроль его
эффективности и
безопасности
(ПК-2)

медицинских изделий и лечебного питания с учетом
диагноза, возраста и клинической картины болезни и в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Назначение немедикаментозного лечения с учетом
диагноза, возраста и клинической картины болезни в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 3: Оценка эффективности и безопасности
применения лекарственных препаратов, медицинских
изделий, лечебного питания и иных методов лечения

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
 «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза»
 «А/02.7. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и
безопасности»
Профессиональный стандарт
«Врач-педиатр»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код

Обследование детей с
целью установления
диагноза (ПК-1)

А/01.7

Назначение лечения детям
и контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

А/03.7

ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка
ТД 2: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 3: Проведение дифференциального диагноза с
другими болезнями и постановка диагноза в
соответствии
с
действующей
Международной
статистической классификацией болезней и проблем,
связанных со здоровьем
ТД 1: Назначение медикаментозной терапии ребенку
ТД 2: Назначение немедикаментозной терапии ребенку
ТД 3: Назначение диетотерапии ребенку
ТД 4: Выполнение рекомендаций по назначению
медикаментозной и немедикаментозной терапии,
назначенной ребенку врачами-специалистами

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
10

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция

п/п

Наименование модулей

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)

Атопический дерматит: этиология,
1 патогенез, классификация,

8

7

1

клиника
Лечение атопического дерматита
2

6

4

2

9

8

1

6

5

1

6

5

1

Аллергический контактный
дерматит
Крапивница и ангиоотек
4
3

5

Острые токсикоаллергические
реакции (ОТАР)

Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

(итоговое

1
36

29

ПК-1
ПК-2

Тест

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

Тест
Тест
Тест
Тест
Тестирова
ние

1
7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

Наименование модулей, разделов и
тем

11

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа
(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

1
1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

2
2.1

2.2

2.3

3

3.1

3.2

Атопический дерматит: этиология,
патогенез, классификация, клиника
Эпидемиология и классификация
атопического дерматита
Этиология. Факторы,
предрасполагающие к развитию
атопического дерматита. Генетическая
предрасположенность к атопии
Факторы, вызывающие развитие
атопического дерматита.
Небактериальные и пищевые
аллергены
Ингаляционные (клещи домашней
пыли, шерсть и эпидермис домашних
животных, пыльца растений,
аллергены тараканов и другие),
бактериальные и грибковые
аллергены. Факторы риска
атопического дерматита
Патология и токсикозы беременности.
Нарушение диеты, курение и другие
злоупотребления в период
беременности и лактации
Паразитарные инвазии. Наличие
очагов хронической инфекции.
Неспецифические факторы,
вызывающие обострение атопического
дерматита
Лечение атопического дерматита
Специфическое лечение атопического
дерматита. Наружная
противовоспалительная терапия
атопического дерматита
Топические глюкокортикостероиды.
Топические антибактериальные и
противогрибковые препараты
Комбинированные препараты для
наружного лечения. Уход за кожей и
системная терапия атопического
дерматита
Аллергический контактный
дерматит
Распространенность контактных
дерматитов. Этиология контактной
аллергии в зависимости от топографии
поражений
Патогенез. Роль клеток Лангерганса.
Медиаторы воспаления, участвующие
в формировании контактного
аллергического дерматита
12

8

7

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

2

2

-

6

4

2

2

2

-

2

1

1

2

1

1

9

8

1

2

2

-

2

2

-

Тест

Тест

Тест

3.3

3.4

4
4.1

4.2
4.3
5
5.1

5.2
5.3

Клинические проявления.
Диагностика. Аппликационные тесты
с подозреваемыми аллергенами.
Дифференциальный диагноз
Терапия контактного аллергического
дерматита. Роль
глюкокортикостероидов в местной
терапии
Крапивница и ангиоотек
Эпидемиология, клинические
характеристики. Виды крапивниц.
Механизмы развития и
патоморфология
Ангиоотек. Эпидемиология.
Классификация
Дифференциальный диагноз
крапивницы. Этиологическое лечение
Острые токсикоаллергические
реакции (ОТАР)
Эпидемиология. Этиологические
факторы. Патогенетические
механизмы формирования
Клинические проявления и
классификация по МКБ. Острая
токсико-аллергическая реакция
Лечение. Режим. Диета. Осложнения.
Прогноз. Профилактика
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

2

2

-

3

2

1

6

5

1

2

2

-

2

2

-

2

1

1

6

5

1

2

2

-

2

2

-

2

1

1

1

-

1

36

29

7

Тест

Тест

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Аллергические заболевания кожи» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

13

«Международный институт современного образования» использует
систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными
материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами
ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения
конкретной темы учебно-тематического плана.
Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся
предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана.
Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов
теста.
Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную
аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается
итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет
теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием
программы.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Какие неаллергенные причинные факторы Вы знаете:
а) психоэмоциональные нагрузки.
14

б)
в)
г)
д)

изменение метеоситуации.
табачный дым.
пищевые добавки.
все перечисленное верно.

2. К патохимической стадии аллергических заболеваний относится все, кроме:
а) вследствие химической реакции происходит дегрануляция тучных клеток и выброс
биологических медиаторов.
б) образование антител и соединение их с аллергеном.
в) патогенные действия медиаторов на органы и ткани организма.
г) хронические проявления аллергии.
д) все перечисленное верно.
3.
а)
б)
в)
г)
д)

К патофизиологической стадии относится:
выброс биологических медиаторов.
образование антител и соединение их с аллергеном.
патофизиологические изменения организма вследствие действия медиаторов.
хронические проявления аллергии.
все перечисленное верно.

4. В патогенезе II типа гиперчувствительности по классификации Кумбса и Джелла
(цитотоксические или цитолитические реакции) ведущая роль принадлежит:
а) Т-лимфоцитам
б) присоединению Ig G и Ig М к антигенным детерминантам на поверхности клеток с
последующим их лизисом за счет активации комплемента по классическому пути
в) активация комплемента по альтернативному пути
г) макрофагам
д) эозинофилам
5. При каких способах попадания антигена в организм возможно возникновение
анафилактического шока:
а) с вдыхаемым воздухом
б) с пищей
в) при контакте с кожными покровами
г) при парентеральном введении
д) при эндоназальном введении
6. При проведении скарификационных тестов расстояние между местом нанесения
диагностических аллергенов должно быть:
а) один сантиметр
б) два сантиметра
в) не менее 2,5-3 сантиметра
г) не имеет значения
7. Результат кожных скарификационных тестов с аллергенами оценивают через:
а) 3-5 минут
б) 10-20 минут
в) 24 часа
г) 72 часа

15

8. Ложноотрицательные результаты при проведении кожных скарификационных
тестов с аллергенами возможны при:
а) приеме больным антигистаминных препаратов
б) приеме больным ингаляционных глюкокортикостероидов (ИГКС)
в) постоянном использовании сосудосуживающих капель
г) приеме противозачаточных препаратов
9. Ложноположительные результаты при проведении кожных скарификационных
тестов с аллергенами возможны:
а) у больных с хроническим гастритом
б) при приеме больным ингаляционных ГКС
в) при частом использовании сосудосуживающих капель
г) у пациентов с гиперреактивностью кожи (дермаграфической крапивницей)
10. Оценка скарификационных кожных тестов с аллергенами (реакция отрицательная):
а) волдырь диаметром менее 5 мм
б) гиперемия не более 5 мм
в) волдырь и гиперемия отсутствуют
г) волдырь и гиперемия более 10 мм
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Аллергология и иммунология. Национальное руководство (+ CD-ROM). М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 662 c.
2.
Аллергология и иммунология. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2014. - 668 c.
3.
Аллергология и иммунология. Национальное руководство. Краткое издание.
- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 640 c.
4.
Аллергология и иммунология. Национальное руководство: моногр.. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 642 c.
5.
Аллергология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 258 c.
6.
Аллергология. - М.: Е-ното, 2013. - 496 c.
7.
Аллергология. Словарь-справочник / Н.М. Бережная и др. - М.: Наукова
думка, 2012. - 448 c.
8.
Балаболкина, И. И. Детская аллергология / Под редакцией А.А. Баранова,
И.И. Балаболкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 688 c.
9.
Клиническая аллергология детского возраста с неотложными состояниями/
Под редакцией И.И. Балаболкина, В.А. Булгаковой. - М.: Медицинское информационное
агентство, 2011. - 264 c.
10.
Быкова, А. С. Иммунология и аллергология / Под редакцией А.А.
Воробьева, А.С. Быкова, А.В. Караулова. - М.: Практическая медицина, 2006. - 288 c.
11.
Иммунология и аллергология для ЛОР-врачей / Под редакцией Д.К.
Новикова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2006. - 512 c.
12.
Иммунология и аллергология. Учебное пособие. - М.: Практическая
медицина, 2006. - 288 c.
13.
Ковальчук, Л. В. Клиническая иммунология и аллергология с основами
16

общей иммунологии. Учебник / Л.В. Ковальчук, Л.В. Ганковская, Р.Я. Мешкова. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 640 c.
14.
Колхир, П. В. Доказательная аллергология-иммунология / П.В. Колхир. - М.:
Практическая медицина, 2010. - 528 c.
15.
Лазарева, Г.Ю. Диагностический справочник аллерголога / Г.Ю. Лазарева. М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2016. - 384 c.
16.
Песонина, С. П. Гомеопатическая терапия в аллергологии / С.П. Песонина,
Ю.В. Васильев, Л.Л. Дунаева. - М.: Центр гомеопатии, 2008. - 144 c.
17.
Рекен, М. Наглядная аллергология / М. Рекен, Г. Греверс, В. Бургдорф. - М.:
Бином. Лаборатория знаний, 2008. - 240 c.
18.
Сидоренко, Е. Н. Клиническая аллергология / Е.Н. Сидоренко. - М.:
Здоровья, 2013. - 264 c.
19.
Хацкель, С. Б. Аллергология в схемах и таблицах. Справочник / С.Б.
Хацкель. - М.: СпецЛит, 2000. - 720 c.
20.
Клиническая аллергология и иммунология: Под редакцией Л. А.
Горячкиной, К. П. Кашкина – Санкт-Петербург, Миклош, 2009 г.- 432 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1. Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru
2. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/
3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru
4. Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ)
http://feml.scsml.rssi.ru/feml
5. Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm
6. Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws
7. Всемирная организация здравоохранения http: //www.who.int/en/
8. Электронная библиотечная система IPRbooks

17


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».