Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15июня 2021г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ» 36 ак.ч. Специальность: Челюстно-лицевая хирургия Ессентуки-2021 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Челюстно-лицевая хирургия 4. Дополнительные специальности: Стоматология хирургическая 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области», специальность «Челюстнолицевая хирургия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 15 июня 2020 года N337н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач челюстно-лицевой хирург" (зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2020 года, N59002). 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 10 мая 2016 года N227н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (зарегистрирован в Минюсте России 02 июня 2016 года, N42399). 6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 7. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского 2 страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 11. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Челюстнолицевая хирургия». ДПП ПК «Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области» обусловлена необходимостью приобретения врачами-челюстно-лицевыми хирургами и стоматологами-хирургами углублённых знаний и навыков, отвечающих современным стандартам для повышения качества медицинского обслуживания, повышения эффективности подготовки специалистов. В программе отражены вопросы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и лечения воспалительных заболеваний челюстнолицевой области. Целевая аудитория программы: врачи-челюстно-лицевые хирурги, стоматологихирурги. Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций и знаний, необходимых для профессиональной деятельности челюстно-лицевого хирурга, стоматолога-хирурга для оказания высококвалифицированной хирургической стоматологической помощи больным. Задачи при обучении на ДПП ПК: изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение острого и хронического периодонтита, периостита, одонтогенного остеомиелита челюсти; изучить технику проведения зубосохраняющих операций (резекция верхушки корня, ампутация корня, реплантация, гемисекция корня, коронаро-радикулярная сепарация); изучить. методы лечения радикулярных кист челюстей (цистотомия, цистэктомия, двухэтапная операция, пластическая цистэктомия); изучить топографическую анатомию челюстно-лицевой области, лимфоузлов лица и шеи; изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение воспалительных процессов в области нижней челюсти и языка, верхней челюсти, скуловой и височной костей; 3 изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение воспалительных заболеваний мягких тканей челюстно-лицевой области (абсцессы, флегмоны лица и шеи, острые и хронические лимфадениты, аденофлегмона); изучить осложнения абсцессов и флегмон челюстно-лицевой области (медиастинит, тромбофлебит вен лица, тромбоз пещеристого синуса, менингит, менингоэнцефалит, абсцесс мозга, сепсис); изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение инфекционных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области (актиномикоз, туберкулез ЧЛО, сифилис, фурункулы, карбункулы, рожа, нома, сибирская язва, ВИЧ – инфекция); изучить методы физиотерапии при воспалительных процессах и заболеваниях челюстно-лицевой области (УФО, УВЧ, лазерное и ультразвуковое воздействие, флюктуоризация, электрофорез лекарственных веществ); изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение воспалительных заболеваний слюнных желез (острый и хронический сиалоаденит, сиалоаденозы); изучить методы обследования слюнных желез: клинические, рентгенологические (сиалография) и радиологические; изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение острого и хронического одонтогенного гайморита, роль инородного тела и хронического периодонтита в развитии хронического одонтогенного гайморита; изучить методы оперативного и консервативного лечения одонтогенного гайморита (техника операции по Колдуэлл-Люку, методики щадящей гайморотомии, эндоскопические методики, перфорация верхнечелюстной пазухи); изучить особенности воспалительных процессов и заболеваний челюстно-лицевой области у детей (острый, хронический и гематогенный остеомиелит, лимфаденит, аденофлегмона) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций); самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств, прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов); итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов). 7. Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины 4 (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО «МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав, участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов промежуточной аттестации; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в 5 СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции), задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить результаты преподавателю через личный кабинет. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2020 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=55 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности (ВД) по соответствующим нормативно-правовым документам: ВД (обобщенная трудовая функция (ОТФ) или трудовая функция (ТФ) по ПС). Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций: 6 Вид деятельности 1 ВД 1: Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи по профилю "челюстнолицевая хирургия" Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Проведение обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе травмой, челюстно-лицевой области и установление диагноза (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и анамнеза заболевания у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области (их законных представителей) - Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области (их законных представителей) - Оценивать анатомофункциональное состояние челюстно-лицевой области у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области - Пользоваться методами осмотра пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области с учетом анатомофункциональных особенностей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи - Интерпретировать и анализировать результаты осмотра пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области - Выявлять клинические симптомы и синдромы заболеваний и (или) состояний, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области - Обосновывать и планировать объем инструментального обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области в соответствии с 4 - Закономерности функционирования здорового организма человека и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем, особенности регуляции функциональных систем организма человека при патологических процессах - Методы сбора жалоб, анамнеза жизни и анамнеза заболевания у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области (их законных представителей) - Методика осмотра пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области - Методы лабораторного исследования и инструментального обследования для оценки состояния здоровья, медицинские показания к их проведению, правила интерпретации их результатов у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области - Анатомофункциональные особенности челюстнолицевой области у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе травмой, челюстнолицевой области - Этиология и патогенез, патоморфология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области 7 действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи - Интерпретировать и анализировать результаты инструментального обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области - Использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ, применять методы дифференциальной диагностики у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области - Обосновывать необходимость направления к врачам-специалистам пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи - Интерпретировать и анализировать результаты осмотра врачамиспециалистами пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области - Применять медицинские изделия и лекарственные препараты в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи - Определять медицинские показания для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи пациентам с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области - Выявлять симптомы и 8 - Заболевания и (или) состояния иных органов и систем организма человека, сопровождающиеся изменениями со стороны челюстно-лицевой области - Заболевания и (или) состояния, в том числе травмы, челюстно-лицевой области, требующие направления пациента на консультацию к врачуспециалисту в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи - МКБ - Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате медицинских вмешательств у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области Назначение и проведение лечения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе травмой, челюстно-лицевой области, контроль его эффективности и безопасности (ПК-2) синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических манипуляций у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области - Разрабатывать план лечения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи - Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание пациентам с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи - Выполнять медицинские вмешательства, в том числе хирургические, в амбулаторных условиях - Выполнять медицинские вмешательства, в том числе хирургические, в стационарных условиях - Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе травмой, челюстнолицевой области - Назначать немедикаментозную терапию пациентам с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе травмой, челюстно-лицевой области в соответствии с действующими порядками 9 -Методы лечения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области - Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, применяемых в челюстно-лицевой хирургии; медицинские показания и медицинские противопоказания к их назначению; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные - Методы немедикаментозной терапии заболеваний и (или) состояний, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные -Техника выполнения медицинских вмешательств, пациентам с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области: - Принципы и методы хирургического лечения заболеваний и (или) состояний, в том числе с травмой, челюстнолицевой области; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи - Оценивать эффективность и безопасность немедикаментозной терапии, лечебного питания у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе травмой, челюстно-лицевой области - Определять медицинские показания и медицинские противопоказания для медицинских вмешательств, при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе травме, челюстно-лицевой области - Разрабатывать план послеоперационного ведения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области, проводить профилактику или лечение послеоперационных осложнений в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи - Проводить мониторинг течения заболевания и (или) состояния, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области, корректировать план лечения с учетом возрастных, анатомофункциональных особенностей пациента - Предотвращать или устранять осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные, возникшие в результате медицинских вмешательств, применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, немедикаментозной терапии, лечебного питания - Медицинские показания и медицинские противопоказания к проведению медицинских вмешательств, пациентам с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные - Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе непредвиденных, возникших при диагностике или лечении пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области - Предоперационная подготовка и послеоперационное ведение пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 10 ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная Лекция п/п 1 Наименование модулей Периодонтит. Периостит, остеомиелит челюсти Топографическая анатомия 2 челюстно-лицевой области. Абсцессы и флегмоны лица и шеи Воспалительные заболевания 3 мягких тканей челюстно-лицевой области Инфекционные воспалительные 4 заболевания челюстно-лицевой области Воспалительные заболевания 5 слюнных желез. Одонтогенный гайморит Особенности воспалительных 6 процессов челюстно-лицевой области у детей Объем, ак.ч. Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен (в т.ч ции консульт ации) 7 5 2 ПК-1 ПК-2 Тест 4 3 1 ПК-1 ПК-2 Тест 2 ПК-1 ПК-2 Тест 1 ПК-1 ПК-2 Тест 1 ПК-1 ПК-2 Тест 1 ПК-1 ПК-2 Тест 6 3 10 5 Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 1 ИТОГО 36 4 2 9 4 27 1 Тестирова ние 9 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная 11 № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 4 Наименование модулей, разделов и тем Периодонтит. Периостит, остеомиелит челюсти Классификация периодонтитов. Острый и хронический периодонтит Зубосохраняющие операции: резекция верхушки корня, ампутация корня, реплантация, гемисекция корня, коронаро-радикулярная сепарация Радикулярные кисты челюстей. Клиника, диагностика, методы лечения (цистотомия, цистэктомия, двухэтапная операция, пластическая цистэктомия) Острый и хронический периостит Острый и хронический одонтогенный остеомиелит челюсти Топографическая анатомия челюстно-лицевой области. Абсцессы и флегмоны лица и шеи Топографическая анатомия челюстнолицевой области Острые воспалительные процессы в области нижней челюсти и языка Воспалительные процессы в области верхней челюсти, скуловой и височной костей Воспалительные заболевания мягких тканей челюстно-лицевой области Топографическая анатомия лимфоузлов лица и шеи Острый и хронический лимфаденит челюстно-лицевой области. Дифференциальная диагностика лимфаденитов ЧЛО. Аденофлегмона Осложнения абсцессов и флегмон челюстно-лицевой области (медиастинит, тромбофлебит вен лица, тромбоз пещеристого синуса, менингит, менингоэнцефалит, абсцесс мозга, сепсис) Инфекционные воспалительные заболевания челюстно-лицевой области 12 Общее кол-во часов Лекция Самост работа 7 5 2 1 1 - 2 1 1 2 1 1 1 1 - 1 1 - 4 3 1 1 1 - 1 1 - 2 1 1 6 4 2 2 1 1 2 1 1 2 2 - 3 2 1 Форма контроля (в т.ч консуль тации) Тест Тест Тест Тест 4.1 4.2 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 6 6.1 6.2 6.3 Актиномикоз, туберкулез челюстнолицевой области, сифилис, фурункулы, карбункулы, рожа, нома, сибирская язва, ВИЧ – инфекция Физиотерапия при воспалительных процессах ЧЛО (УФО, УВЧ, лазерное и ультразвуковое воздействие, флюктуоризация, электрофорез лекарственных веществ) Воспалительные заболевания слюнных желез. Одонтогенный гайморит Строение и функция слюнных желез. Методы обследования слюнных желез: клинические, рентгенологические (сиалография) и радиологические Классификация заболеваний слюнных желез. Острый и хронический сиалоаденит Реактивно-дистрофические заболевания слюнных желез. Сиалоаденозы Болезнь и синдром Шергена. Болезнь Микулича (лимфоматоз желез). Опухоль Кютнера Калькулезный сиалоаденит (слюннокаменная болезнь). Образование и состав слюнный камней Острый и хронический одонтогенный гайморит. Роль инородного тела и хронического периодонтита в развитии хронического одонтогенного гайморита Методы оперативного и консервативного лечения. Техника операции по Колдуэлл-Люку. Методики щадящей гайморотомии, эндоскопические методики Перфорация верхнечелюстной пазухи. Профилактика образования свищей, (перфорационного) одонтогенного синусита. Особенности воспалительных процессов челюстно-лицевой области у детей Особенности строения органов и тканей ЧЛО в детском возрасте Острый, хронический и гематогенный остеомиелит у детей Лимфаденит и аденофлегмона у детей 13 1 1 - 2 1 1 10 9 1 1 1 - 1 1 -- 1 1 - 1 1 1 1 - 1 1 - 2 1 1 2 2 - 5 4 1 1 1 - 2 1 1 11 1 - Тест Тест 6.4 Особенности воспалительных заболеваний слюнных желез у детей Итоговая аттестация ИТОГО 1 - 1 - 1 36 27 9 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения конкретной темы учебно-тематического плана. Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана. Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана. Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана. Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 14 представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов теста. Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. В день обращения при остром одонтогенном остеомиелите необходимо а) начать иглорефлексотерапию б) госпитализировать больного в) сделать новокаиновую блокаду г) назначить физиотерапевтическое лечение д) ввести внутримышечно дыхательные аналептики 2. "Причинный" зуб при остром одонтогенном остеомиелите необходимо а) удалить б) раскрыть в) запломбировать г) депульпировать д) реплантировать 3. Для лечения острого одонтогенного остеомиелита челюсти используют препараты, обладающие остеотропным действием а) канамицин б) ампициллин в) линкомицин г) пенициллин д) эритромицин 4. Верхней границей подвисочной ямки является а) шиловидный отросток б) бугор верхней челюсти в) щечно-глоточная фасция г) подвисочный гребень основной кости д) наружная пластинка крыловидного отростка 15 е) внутренняя поверхность ветви нижней челюсти 5. Затруднение при глотании появляется при флегмоне а) височной б) скуловой в) щечной области г) околоушно-жевательной д) крыловидно-челюстного пространства 6. Выраженное затруднение открывания рта появляется при флегмоне а) скуловой б) подчелюстной в) подглазничной г) щечной области д) околоушно-жевательной 7. К возможному осложнению, возникающему во время операции удаления зубов, относится а) паротит б) невралгия тройничного нерва в) перфорация дна верхнечелюстной пазухи г) артрит височно-нижнечелюстного сустава д) анкилоз височно-нижнечелюстного сустава 8. К общесоматическим осложнениям во время операции удаления зуба относят а) анурез б) синусит в) альвеолит г) остеомиелит д) гипертонический криз 9. Основным методом лечения кист челюстей небольшого размера является а) цистэктомия б) криодеструкция в) склерозирование г) частичная резекция челюсти д) половинная резекция челюсти 10. Типичным клиническим признаком флегмоны подподбородочной области является а) тризм б) отек крыло-челюстной складки в) отек и гиперемия щечных областей г) гиперемия кожи в области нижней губы д) инфильтрат и гиперемия тканей в подподбородочной области IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Хирургическая стоматология: учебник / под общ. ред. В. В. Афанасьева. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 880 с. 80. 16 2. Шаргородский А. Г. Воспалительные заболевания тканей челюстно-лицевой области: учеб. пособие. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. 3. Хирургическая стоматология: учебник /под ред. Т.Г.Робустовой. - М.: Медицина, 2001. 4. Клиника, диагностика, лечение и профилактика воспалительных заболеваний лица и шеи: учеб. пособие / под ред. Шаргородского – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. 5. Физиотерапия в стоматологии: учеб. пособие / сост. Т. Л. Рединова [и др.] Ижевск : ИГМА, 2012 . - 98 с. 6. Дерябин Е.И. Хирургическая анатомия клетчаточных пространств челюстно-лицевой области и операции при одонтогенных флегмонах: учеб. пособие. Ижевск: Б. и., 2006. - 32 с. 7. Руководство по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии / под ред. В.М.Безрукова и Т.Г.Робустовой. – М.: Медицина, 2010. – Т.1 – 771 с. – Т.2 – 487 с. 8. Стоматология детского возраста. Персин.Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. – М.: Медицина, 2006. 9. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия. Харьков Л.В., Яковенко Л.Н., Чехова И.Л.: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Плюс, 2005. 10. Лучевая диагностика в стоматологии: Атлас. Васильев А.Ю., Воробьев Ю.И., Трутень В.П. – М.6 Медика, 2007. 11. Атлас по детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии: Учеб. пособие/ О.З.Топольницкий, А.Ю.Василльев. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – 264 с.: илл. 12. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия (Сборник иллюстрированных клинических задач и тестов) Под ред. О.З. Топольницкого, С.В.Дьяковой, В.П.Вашкевич. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2007. 13. Рациональная фармакотерапия в стоматологии. Под ред. проф. Г.М.Барера, проф. Е.В.Зорян. – М.: Литтерр, 2006. 14. Лекарственные средства в стоматологии. Луцкая И.К., Мартов В.Ю. – М., 2006. 15. Рентгенодиагностика заболеваний челюстно-лицевой области: руководство для врачей/ Под ред. Н.А.Рабухиной, Н.М.Чупрыниной. – М.: Медицина, 2004. 16. Специфические воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. Дурново Е.А., Рунова Н.Б., Фурман И.В., Мишина Н.В., Хомутинникова Н.Е. – Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2005. 17. Клиническая анатомия скелета лица. Атлас. Смирнов В.Г., Персин Л.С. – М., 2007. 18. Стоматология детей и подростков. Под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда Р.Эйвери/ перевод с англ. Под ред. Т.Ф.Виногградовой. М., 2003. 19. Супиев Т.К. Гнойно-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области – М., 2003. 20. Агапов В.С., Арутюнов С.Д. Инфекционные воспалительные заболевания челюстно лицевой области. – М., 2004. 17 База данных, информационно-справочные системы 1. Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru 3. Федеральная электронная медицинская библиотека (ФЭМБ) http://feml.scsml.rssi.ru/feml 4. Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm 5. Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws 6. Всемирная организация здравоохранения http: //www.who.int/en/ 7. Электронная библиотечная система IPRbooks 8. Министерство здравоохранения РФ: www.rosminzdrav.ru 18