ДПП ПК_Инфекционные заболевания ЦНС (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15июня 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС»
36 ак.ч.
Специальность: Неврология

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Инфекционные заболевания ЦНС»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Неврология
4. Дополнительные специальности: Инфекционные болезни
5. Категория слушателей: специалисты с высшим профессиональным образованием
по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", подготовкой в
интернатуре/ординатуре по специальности "Неврология" и профессиональной
переподготовкой
по
специальности
"Неврология"
при
наличии
высшего
профессионального образования по одной из специальностей: "Лечебное дело",
"Педиатрия".
Должности: Врач - невролог; заведующий (начальник) структурного подразделения
(отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации врач - невролог; врач приемного отделения (в специализированной медицинской
организации или при наличии в медицинской организации соответствующего
специализированного структурного подразделения)
6. Форма обучения: заочная
7. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Инфекционные заболевания ЦНС», специальность «Неврология» разработана на
основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года
N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован
в Минюсте России 26 февраля2019 года, N53898);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N135н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-инфекционист"
(зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50593);
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08. 2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
2

7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
9.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Инфекционные заболевания ЦНС» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Неврология».
ДПП ПК «Инфекционные заболевания ЦНС» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Инфекционные заболевания ЦНС» обусловлена тем, что
инфекционные заболевания центральной нервной системы являются одним из самых
значимых разделов клинической неврологии. Это связано с многообразием клинических и
нейровизуализационных проявлений, зачастую значительно отличающихся от
классической клинической картины, тяжестью течения, нередко приводящей к
инвалидизации и социальной дезадаптации, все это ведет к необходимости быстрого
проведения дифференциальной диагностики, своевременному лечению и реабилитации
пациентов.
К наиболее актуальным проблемам нейроинфекций относятся бактериальные
гнойные и серозные менингиты, клещевые инфекции (клещевой боррелиоз, клещевой
энцефалит), для которых характерен полиморфизм клинических симптомов, а также
латентные, бессимптомные формы болезни в начальные сроки заболевания и склонность к
хронизации процесса по причине поздней диагностики и отсутствия специфической
профилактики.
Нередко острые или хронические инфекционные заболевания становятся причиной
развития симптоматической эпилепсии. Судорожный синдром, или острые
3

симптоматические судороги, являются одним из наиболее грозных осложнений острой
фазы различных нейроинфекций. Они могут быть следствием отека головного мозга,
диффузных ишемически-гипоксических метаболических нарушений в мозговой ткани,
поражения паренхимы мозговой ткани в результате прямого цитопатогенного действия
инфекционных
агентов
или
опосредованного
через
аутоиммунные
или
цереброваскулярные механизмы. В то же время, симптоматические судороги могут
указывать и на развитие тяжелых осложнений в ходе течения инфекций – формирование
субдурального скопления, абсцесса или инфаркта мозга, внутримозговых геморрагий.
Знание клинико-эпидемиологических особенностей развития и течения нейроинфекций
позволяет выделить основные группы «риска» для принятия своевременных адекватных
терапевтических и профилактических мероприятий, обеспечить дифференцированный
подход к реабилитации и диспансеризации больных.
Целевая аудитория программы: врач-невролог, врач-инфекционист.
Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций и знаний,
необходимых для профессиональной деятельности врачей-специалистов и повышение
профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в области диагностики и
лечения инфекционных заболеваний ЦНС.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить общие вопросы диагностики и лечений нейроинфекций (анатомофизиологические особенности нервной системы, особенности обследования больных,
диагностика и организация лечения нейроинфекций);
 изучить бактериальные инфекции нервной системы (этиология, эпидемиология,
патогенез гнойных менингитов (менингококковая, пневмококковая инфекция, вторичные
бактериальные менингиты), классификация, клинические формы, диагностика,
дифференциальная диагностика, антибактериальная терапия, интенсивная терапия при
отеке-набухании головного мозга; реабилитация и диспансерное наблюдение
реконвалесцентов, вакцинопрофилактика;
 изучить серозные менингиты различной этиологии (эпидемиология, патогенез
серозных менингитов бактериальной (туберкулезный, лептоспирозный, боррелиозный и
др.) и вирусной этиологии (энтеровирусной, паротитной); классификация, клиника,
диагностика, дифференциальная диагностика, принципы лечения);
 изучить эпидемиологию, патогенез, клиническая картину, хронические синдромы,
дифференциальная диагностику, лечение, прогноз, реабилитацию вирусных энцефалитов,
бешенства, грибковых поражений ЦНС;
 изучить этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину,
дифференциальную диагностику, лечение, прогноз и профилактику токсикоинфекций
нервной системы (ботулизм, столбняк)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Инфекционные
заболевания ЦНС» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств,
прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК;
4

тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70%
вопросов);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов).
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Инфекционные заболевания ЦНС» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО
«МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию
и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав,
участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий.
8.

9.

Новые компетенции: нет

10. Стажировка: нет
11. Симуляционное обучение: нет
12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной
библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации
и результатов освоения программы;
 проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов промежуточной аттестации;
5

 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах
каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции),
задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить
результаты преподавателю через личный кабинет.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
13. Сетевая форма реализации: нет
14. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

15. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
16. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла

за счет средств ТФОМС
6

Да
17. Год утверждения программы: 2021

Да

18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=57
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Неврология
Дополнительные специальности: Инфекционные болезни
Целевая аудитория программы: врач-невролог, врач-инфекционист.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Неврология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.8 Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы с целью постановки диагноза»;
 «А/02.8 Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы, контроль его эффективности и безопасности»;
 «А/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации
пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, в том числе при
реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов, оценка
способности пациента осуществлять трудовую деятельность»
Вид деятельности

1
ВД1:
Оказание
медицинской помощи
пациентам
при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы с целью
постановки диагноза
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Оценивать
соматический статус
пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы (внешний
осмотр, пальпация,
аускультация, измерение
артериального давления,
пульса, температуры)
- Исследовать и
интерпретировать
неврологический статус,
в том числе:
- оценивать уровень
сознания (ясное,
оглушение, сопор, кома,
делирий);
- оценивать
менингеальные симптомы
(ригидность мышц шеи,

4
- Анатомическое строение
центральной и
периферической нервной
системы, строение
оболочек и сосудов мозга,
строение опорнодвигательного аппарата
- Основные физикальные
методы обследования
нервной системы
- Этиология, патогенез,
диагностика и
клинические проявления
основных заболеваний и
(или) состояний нервной
системы:
- инфекционные
заболевания;
- Современные методы
клинической,
лабораторной,

7

Назначение лечения
пациентам при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности
(ПК-2)

симптомы Кернига,
Брудзинского,
Бехтерева);
- Обосновывать и
составлять план
обследования пациентов
при заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы
- Назначать
лекарственные
препараты, медицинские
изделия и лечебное
питание пациентам при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы в соответствии с
действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Оценивать
эффективность и
безопасность применения
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий и лечебного
питания у пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы
- Проводить мониторинг
заболевания и (или)
состояния нервной
системы, корректировать
план лечения в
зависимости от
особенностей течения

8

инструментальной,
нейрофизиологической
диагностики заболеваний
и (или) состояний нервной
системы

Современные методы
лечения следующих
заболеваний нервной
системы:
- инфекционные
заболевания нервной
системы;
- Механизм действия
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий и лечебного
питания, применяемых в
неврологии; показания и
противопоказания к
назначению; возможные
осложнения, побочные
действия, нежелательные
реакции, в том числе
серьезные и
непредвиденные
- Методы
немедикаментозного
лечения заболеваний и
(или) состояний нервной
системы; показания и
противопоказания;
возможные осложнения,
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные
- Способы
предотвращения или
устранения осложнений,
побочных действий,
нежелательных реакций, в
том числе серьезных и
непредвиденных,
возникших при
обследовании или
лечении пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы

Проведение и контроль
эффективности
медицинской
реабилитации
пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, в том числе
при реализации
индивидуальных
программ
реабилитации и
абилитации инвалидов,
оценка способности
пациента осуществлять
трудовую деятельность
(ПК-3)

Разрабатывать план
реабилитационных
мероприятий у пациентов
при заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, в том числе при
реализации
индивидуальной
программы реабилитации
или абилитации
инвалидов, в
соответствии с
действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи

- Методы медицинской
реабилитации пациентов
при заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы
- Медицинские показания
и противопоказания к
проведению
реабилитационных
мероприятий у пациентов
при заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, в том числе при
реализации
индивидуальной
программы реабилитации
и абилитации инвалидов
- Механизм воздействия
реабилитационных
мероприятий на организм
у пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы

В рамках дополнительной специальности «Инфекционные болезни» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-инфекционист», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N135н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-инфекционист"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
 «А/01.8. Проведение обследования пациентов с инфекционными заболеваниями и
(или) состояниями с целью установления диагноза»
 «А/02.8. Назначение лечения пациентам с инфекционными заболеваниями и (или)
состояниями, контроль его эффективности и безопасности»
 «А/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации
пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями их последствиями, в
том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации
инвалидов»
Профессиональный стандарт
«Врач-инфекционист»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями с целью
установления диагноза

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания и (или)
состояния, эпидемиологического анамнеза у пациентов
(их законных представителей) с инфекционными
заболеваниями и (или) состояниями
ТД 2: Физикальное исследование пациентов с
инфекционными заболеваниями и (или) состояниями
(осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
ТД 3: Обоснование и постановка диагноза с учетом
действующей
Международной
статистической
9

Назначение лечения
пациентам с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями, контроль
его эффективности и
безопасности

А/02.8

Проведение и контроль
эффективности
медицинской
реабилитации пациентов
с инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями их
последствиями, в том
числе при реализации
индивидуальных
программ реабилитации
или абилитации
инвалидов

А/03.8

классификации болезней и проблем, связанных со
здоровьем (далее - МКБ)
ТД 1: Назначение лекарственных препаратов и
медицинских изделий пациентам с инфекционными
заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
ТД 2: Назначение немедикаментозной терапии
пациентам с инфекционными заболеваниями и (или)
состояниями в соответствии с действующими порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 1: Составление плана мероприятий медицинской
реабилитации
пациентов
с
инфекционными
заболеваниями и (или) состояниями и их последствиями
в соответствии с действующим порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Общие вопросы диагностики и
лечений нейроинфекций
Бактериальные инфекции нервной
2
системы (гнойные менингиты)
1

Самост Формиру Форма
Лекция
емые контроля
работа
компетен
Объем,
(в т.ч
ции
ак.ч.
консуль
тации)
4

3

1

12

10

2

10

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

Тест
Тест

Серозные менингиты различной
этиологии
Вирусные энцефалиты. Бешенство.
4
Грибковые поражения ЦНС
Токсикоинфекции нервной системы
5
(ботулизм, столбняк)
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
3

ИТОГО

9

8

1

7

6

1

3

2

1

-

1

29

7

1
36

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

Тест
Тест
Тест
Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1
1.2

2

2.1

2.2
2.3
2.4
2.5

Наименование модулей, разделов и
тем

Общие вопросы диагностики и
лечений нейроинфекций
Анатомо-физиологические
особенности нервной системы.
Особенности обследования больных,
диагностика и организация лечения
нейроинфекций
Бактериальные инфекции нервной
системы (гнойные менингиты)
Этиология, эпидемиология и патогенез
гнойных менингитов
(менингококковая, пневмококковая
инфекция, вторичные бактериальные
менингиты).
Классификация, клинические формы
гнойных менингитов
Диагностика, дифференциальная
диагностика гнойных менингитов
Антибактериальная терапия гнойных
менингитов
Интенсивная терапия при гнойных
менингитах (отек-набухание головного
11

Общее
кол-во
часов

Лекция

Самост
работа

4

3

1

1

1

-

3

2

1

12

10

2

2

2

-

1

1

-

2

2

-

2

1

1

2

2

-

Форма
контроля

(в т.ч
консуль
тации)
Тест

Тест

2.6

3

3.1

3.2

3.3
3.4
3.5
4

4.1

4.2

4.3
5

5.1

мозга)
Реабилитация и диспансерное
наблюдение реконвалесцентов.
Вакцинопрофилактика
менингококковой, пневмококковой и
гемофильной инфекций
Серозные менингиты различной
этиологии
Этиология, эпидемиология, патогенез
серозных менингитов бактериальной
этиологии (туберкулезный,
лептоспирозный, боррелиозный и др.)
Этиология, эпидемиология, патогенез
серозных менингитов вирусной
этиологии (энтеровирусной,
паротитной)
Классификация, клиника серозных
менингитов
Диагностика, дифференциальная
диагностика серозных менингитов
Принципы лечения серозных
менингитов
Вирусные энцефалиты. Бешенство.
Грибковые поражения ЦНС
Вирусные энцефалиты (клещевой
энцефалит, энцефалиты при кори,
ветряной оспе, краснухе,
герпетической инфекции, гриппе).
Эпидемиология, патогенез,
клиническая картина, хронические
синдромы, дифференциальная
диагностика, лечение, прогноз,
реабилитация
Бешенство. Эпидемиология, патогенез,
клиническая картина,
дифференциальная диагностика,
лечение, прогноз, профилактика.
Грибковые поражения ЦНС
(криптококкоз, кокцидиоз,
гистоплазмоз)
Токсикоинфекции нервной системы
(ботулизм, столбняк)
Токсикоинфекции нервной системы
(ботулизм, столбняк). Этиология,
эпидемиология, патогенез,
клиническая картина,
дифференциальная диагностика,
лечение, прогноз, профилактика
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
12

3

2

1

9

8

1

2

2

-

2

2

-

1

1

-

2

2

-

2

1

1

7

6

1

3

2

1

2

2

-

2

2

-

3

2

1

3

2

1

1

-

1

Тест

Тест

Тест

Тестиров
ание

ИТОГО

36

29

7

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС»

№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Инфекционные заболевания ЦНС» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует
систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными
материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами
ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения
конкретной темы учебно-тематического плана.
Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся
предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана.
Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

13

Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов
теста.
Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную
аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается
итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет
теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием
программы.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Возбудителями гнойных бактериальных менингитов могут быть:
а) Менингококк, пневмококк
б) Клебсиелла, гемофильная палочка
в) Стрептококк, стафилококк
г) Синегнойная палочка, протей
д) Все перечисленное
2. Для пневмококкового менингита характерны все следующие признаки, кроме:
а) Острого начала
б) Ранних признаков менингоэнцефалита
в) Высокой летальности
г) Гнойного характера ликвора
д) Серозного характера ликвора
3. К первичным серозным вирусным менингитам относятся все перечисленные, кроме:
а) Острого лимфоцитарного хориоменингита
б) Паротитного менингита
в) Туберкулезного менингита
г) Герпетического менингита
д) Энтеровирусных менингитов
4. Возбудителями серозных бактериальных менингитов являются все перечисленные,
кроме:
а) Бруцелл
б) Лептоспир
в) Микобактерий туберкулеза
г) Энтеровирусов
д) Листерий
14

5. Для клинической картины клещевого энцефалита
синдромы:
а) Общеинтоксикационный
б) Менингеальный
в) Энцефалитический
г) Полиомиелитный и полирадикулоневритический
д) Все перечисленное

характерны

следующие

6. К клиническим проявления боррелиоза относится все перечисленное, кроме:
а) Появления первичного аффекта на месте укуса клеща
б) Высокой температуры, головной боли, болей в конечностях и пояснице
в) Наличия в течении заболевания от 10 до 20 приступов болезни
г) Менингеального синдрома
д) В крови умеренного лейкоцитоза, лимфоцитоза, эозинопении
7. Для эпидемического паротита менингеальной формы характерно все
перечисленное, кроме:
а) Вирус паротита вызывает серозный менингит
б) Вирус паротита часто выделяется из ликвора
в) Диагноз эпидемиологического паротита менингеальной формы может быть
поставлен на основании выявления 4-кратного нарастания титров антител в РСК
г) При менингеальной форме эпидемиологического паротита цитоз лимфоцитарный
д) Течение
менингеальной
формы
эпидемиологического
паротита
чаще
благоприятное
8. Для энтеровирусных менингитов характерно все перечисленное, кроме:
а) Летне-осенняя сезонность
б) Острый характер заболевания
в) Двух- трехволновая лихорадка
г) Гнойный характер ликвора
д) Иногда наличие макуло-папулезной сыпи
9. Каждый из нижеперечисленных вирусов может вызвать энцефалит, кроме вируса:
а) Экономо
б) Шотландского энцефалита
в) Весенне-летнего энцефалита
г) Омской геморрагической лихорадки
д) Центрально-европейского энцефалита
10. Все нижеперечисленное характеризует этиологию и эпидемиологию клещевого
энцефалита за исключением:
а) Возбудителем является вирус
б) Переносчиком и основным резервуаром вируса являются иксодовые клещи
в) Основные пути передачи - трансмиссивный или через сырое молоко коз или
коров
г) Характерна осенне-зимняя сезонность
д) Больной не заразен для окружающих
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
15

1.
Неврология: национальное руководство / под ред. Гусева Е.И., Коновалова
А.Н., Скворцовой В.И., Гехт А.Б. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018 г. 880 стр.
2.
Инфекционные болезни: национальное руководство /под ред.: Н.Д Ющук,
Ю. Я. Венгеров. 1 М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 1056 с.
3.
Канарейкин, К.Ф. Сосудистые, инфекционные и наследственные
заболевания нервной системы / К.Ф. Канарейкин, И.И. Великанов, В.И. Романов и др./
Под общ. Ред. Е. В. Шмидта и Н. А. Борисовой. - Уфа, 1978. - С. 76 - 78.
4.
Лобзин В.Ю., Козлов С.С., Усков А.Н. Лайм-боррелиоз (иксодовые
клещевые бореллиозы). – Фолиант, 2000 – 160 с.
5.
Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Гехт А.Б. Неврология. Национальное
руководство. Краткое издание. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 688 с.
6.
Виленский,Б.С. Неотложные состояния в неврологии: руководство для
врачей /Б.С.Виленский. - СПб: Фолиант, 2006 -512 с.
7.
Скоромец А.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы:
руководство для врачей/ А.А.Скоромец, А.П.Скоромец, Т,А.Скоромец - 6-е изд., перераб.
и доп. -СПб: Политехника, 2007 - 615 с.
8.
Болезни нервной системы: руководство для врачей: в 2 т./ ред. Н. Н. Яхно. 4-е изд., перераб, и доп. М.: Медицина. -2005.Т, 2. -512 c. - ISBN 5-225-04030-6
9.
Инфекционные болезни [Электронный ресурс]: учебник / Аликеева Г. К. и
др.; Под ред. Н. 1 Д. Ющука, Ю. Я. Венгерова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970436219.html
10.
Корнеев А.Г., Калинина Т.Н., Борщук Е.Л., Бегун Д.Н., Канунникова Е.А.
Под ред. Скачкова М.В. Атлас инфекционных и паразитарных заболеваний Оренбургской
области (присвоен гриф РИС ОрГМу от 3 сентября 2013 г).
11.
Инфекционная иммунология / С.Н. Занько, В.М. Семенов, Д.М. Семенов /
Под ред. Ю.В. Лобзина. – СПб.:Фолиант, 2006. – 171 с.
12.
Боголепов, Н.К. Семиотика и диагностика нервных заболеваний. / Н.К.
Боголепов, И.М. Иргер, А.М. Кун и др. - 1962. – Т.2. - 608 с.
13.
Неврология: нац. руководство/ ред. Е. И. Гусев [и др.]. -М., 2010.-1040 с.
14.
Дифференциальная диагностика инфекционных болезней [Текст]: в 2-х ч.:
учебное пособие / Д. Х. Хунафина [и др.]; ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ. – Уфа, Изд-во
ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2012. Ч. 2. - 2012. - 161 с. /elibdoc/elib462.pdf.
15.
Шувалова Е.П., Осипова Г.И., Змушко Е.И. Ошибки в диагностике
инфекционных болезней. – М., 2001. – 224 с.
База данных, информационно-справочные системы
1.
Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача"
http://www.rosmedlib.ru/Научная
электронная
библиотека
eLIBRARY.RU
http://ebiblioteka.ru
3.
Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ)
http://feml.scsml.rssi.ru/feml
4.
Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm
5.
Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws
16

6.
7.
8.

Всемирная организация здравоохранения http: //www.who.int/en/
Электронная библиотечная система IPRbooks
Министерство здравоохранения РФ: www.rosminzdrav.ru

17


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».