Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15июня 2021г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА» 36 ак.ч. Специальность: Организация здравоохранения и общественное здоровье Ессентуки-2021 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Организация здравоохранения для руководителей медицинских организаций. Новые требования законодательства» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Организация здравоохранения и общественное здоровье 4. Квалификационные требования к слушателям: высшее образование специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медикопрофилактическое дело», «Стоматология» и обучение по программе интернатуры/ординатуры по основной специальности. Стаж работы врачом-специалистом не менее трех лет. Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по основной специальности и повышение квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация здравоохранения для руководителей медицинских организаций. Новые требования законодательства», специальность «Организация здравоохранения и общественное здоровье» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 7 ноября 2017 года N768н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" (зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2017 года, N49047). 5. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об 2 утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 10. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Организация здравоохранения для руководителей медицинских организаций. Новые требования законодательства» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». ДПП ПК «Организация здравоохранения для руководителей медицинских организаций. Новые требования законодательства» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Организация здравоохранения для руководителей медицинских организаций. Новые требования законодательства» обусловлена тем, что в условиях модернизации здравоохранения необходимо дальнейшее неуклонное повышение качества оказания медицинской помощи населению, в том числе посредством совершенствования профессиональных компетенций специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья. Целевая аудитория программы: заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда) медицинской организации - врач-специалист. Цель ДПП ПК: совершенствование и приобретение профессиональных компетенций по основам организации здравоохранения и общественного здоровья, необходимых для профессиональной деятельности и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации руководителей учреждений и организаций здравоохранения, их заместителей, заведующих структурными подразделениями (отделами, отделениями, лабораториями, кабинетами, отрядами) медицинских и иных организаций, а также врачей, занимающихся методической работой и выполняющих трудовые обязанности непосредственно в данной сфере. 3 Задачи при обучении на ДПП ПК: изучить основные направления и тенденции развития политики охраны здоровья и развития здравоохранения в Российской Федерации; изучить основы организации оказания первичной медико-санитарной помощи населению (виды, условия, формы, амбулаторно-поликлиническая и скорая неотложная помощь); изучить концептуальные положения основных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации медицинской помощи; изучить вопросы стандартизации в сфере здравоохранения (нормативно-правовое обеспечение и основные направления стандартизации в ЗО, планирование организации и контроля качества медицинских услуг в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, разработка, внедрение и использование стандартов медицинских услуг); изучить вопросы организации контроля в сфере охраны здоровья (государственный, ведомственный и внутренний контроль качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности, критерии оценки качества медицинской помощи, организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Организация здравоохранения для руководителей медицинских организаций. Новые требования законодательства» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций); самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств, прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов); итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов). Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Организация здравоохранения для руководителей медицинских организаций. Новые требования законодательства» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО «МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав, участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий. 7. 4 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов промежуточной аттестации; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, 5 разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции), задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить результаты преподавателю через личный кабинет. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2021 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=62 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности (ВД) по соответствующим нормативно-правовым документам: ВД (обобщенная трудовая функция (ОТФ) или трудовая функция (ТФ) по ПС). Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций: Вид деятельности 1 Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 6 Должен уметь Должен знать 3 4 ВД 1: Управление структурным подразделением медицинской организации Организация деятельности структурного подразделения медицинской организации (ПК-1) - Формировать отчеты о деятельности структурного подразделения медицинской организации - Управлять ресурсами структурного подразделения медицинской организации - Использовать в работе информационноаналитические системы и информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" Планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации (ПК-2) - Анализировать показатели деятельности структурного подразделения медицинской организации - Соблюдать требования по обеспечению безопасности персональных данных работников организации, пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну Контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации (ПК-3) - Формировать аналитические отчеты по результатам проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации - Осуществлять контроль ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения медицинской организации - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - Порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи в соответствии с профилем деятельности медицинской организации -Принципы и методы планирования деятельности структурного подразделения медицинской организации - Требования по обеспечению безопасности персональных данных пациентов и сведений, представляющих врачебную тайну - Трудовое законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты в сфере здравоохранения - Виды, формы и методы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации - Основы менеджмента качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 7 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная Лекция п/п Наименование модулей Организация оказания первичной 1 медико-санитарной помощи населению Объем, ак.ч. Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен (в т.ч ции консульт ации) 7 9 2 Стандартизация в сфере 2 здравоохранения 14 11 3 Организация контроля в сфере охраны здоровья. 3 Государственный и ведомственный контроль 12 9 3 Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО - 1 36 27 ПК-1 ПК-2 ПК-3 Тест ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 Тест Тест Тестирова ние 1 9 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № Наименование модулей, разделов и тем п/п 8 Общее кол-во часов Лек ция Самост работа (в т.ч консуль тации) Форма контроля 1 1.1 1.2 1.3 1.4 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 Организация оказания первичной медико-санитарной помощи населению Система и политика здравоохранения в Российской Федерации Виды, условия и формы медицинской помощи Организация первичной медикосанитарной помощи. Амбулаторнополиклиническая помощь Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу медицинских учреждений, оказывающих первичную медикосанитарную помощь Стандартизация в сфере здравоохранения Нормативно-правовое обеспечение стандартизации в здравоохранении Основные направления стандартизации в здравоохранении Планирование организации и контроля качества медицинских услуг в соответствии с порядками оказания медицинской помощи Разработка, внедрение и использование стандартов медицинских услуг Организация контроля в сфере охраны здоровья. Государственный и ведомственный контроль Государственный, ведомственный и внутренний контроль качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности Критерии оценки качества медицинской помощи Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 9 7 2 2 2 - 1 1 2 1 1 4 3 1 14 11 3 4 3 1 3 2 1 4 3 1 3 3 - 12 9 3 4 3 1 4 3 1 4 3 1 1 - 1 36 27 9 Тест Тест Тест Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА» 9 № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Организация здравоохранения для руководителей медицинских организаций. Новые требования законодательства» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения конкретной темы учебно-тематического плана. Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана. Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана. Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана. Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов теста. Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 10 квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Укажите основные критерии оценки здоровья населения а) демографические показатели б) заболеваемость в) инвалидность г) состояние окружающей среды д) физическое развитие населения е) все, кроме состояния окружающей среды 2. Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются а) развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения б) перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный, развитие стационарозамещающих технологий в) укрепление и развитие Федеральных научно-практических центров и Республиканских (краевых, областных) больниц. г) развитие высокотехнологичной медицинской помощи д) развитие скорой медицинской помощи 3. Программа государственных гарантий по предоставлению гражданам бесплатной медицинской помощи должна содержать а) перечень соответствующих видов медицинской помощи б) объемы медицинской помощи в) базовую программу обязательного медицинского страхования г) подушевой норматив финансирования здравоохранения д) все вышеперечисленное 4. Укажите, какой вид медицинской помощи в настоящее время является наиболее ресурсоемким а) стационарная б) амбулаторно-поликлиническая в) скорая медицинская помощь г) санаторно-курортная 5. Укажите наиболее точное определение понятия «Политика здравоохранения» а) политика здравоохранения - совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению проблем здравоохранения в обществе и государстве б) политика здравоохранения - совокупность идеологических принципов по решению проблем здравоохранения в обществе и государстве 11 в) политика здравоохранения - совокупность практических мероприятий по решению проблем здравоохранения в обществе и государстве 6. Источниками финансирования здравоохранения в настоящее время являются а) государственный бюджет б) средства медицинского страхования в) доходы от платных услуг населения г) все вышеперечисленное 7. включают а) б) в) г) д) Функциональные обязанности руководителя медицинского учреждения не работу с кадрами определение целей и задач деятельности учреждения организацию деятельности подразделений осуществление внутренних и внешних коммуникативных связей контроль совместных и индивидуальных действий 8. Организация делопроизводства в медицинском учреждении включает а) наличие номенклатуры дел и правил хранения документов б) раздельную регистрацию входящих и исходящих документов в) рассмотрение руководителем каждого входящего документа г) распределение документов между исполнителями д) контроль за полнотой и своевременностью исполнения документа 9. Виды контроля за деятельностью медицинских учреждений не включают а) плановый контроль за деятельностью медицинского учреждения б) контроль за выполнением приказов, планов работы в) проверку работы медицинского учреждения по сигналам населения, сотрудников г) оценку объема и качества деятельности медицинского учреждения в процессе д) лицензирования 10. Организация работы с резервом руководящих кадров включает все ниже перечисленные, кроме а) подбора резерва на руководящие должности в здравоохранении б) привлечения лиц, состоящих в резерве, к практической работе по управлению здравоохранением в) выбора руководителя медицинского учреждения коллективом г) повышения квалификации специалистов резерва по организации здравоохранения IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Амлаев, К. Р. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / под ред. Амлаева К. Р. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 560 с. 2. Царик, Г. Н. Здравоохранение и общественное здоровье: учебник / под ред. Г. Н. Царик - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 912 с 12 3. Организационно-аналитическая деятельность: учебник / С. И. Двойников [и др.]; под ред. С. И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 480 с.: ил. 4. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. Гриф УМО. – М.: Профессионал, 2009. – 432 с. 5. Общественное здоровье и здравоохранение: учебн. для студентов / под ред. В.А.Миняева, Н.И.Вишнякова. – 6е изд. – М. : МЕДпрессинформ, 2012. – 656 с. 6. Управление здравоохранением на современном этапе: проблемы, их причины и возможные пути решения / под ред. В.И.Стародубова. – М.: Изд. Дом «Менеджер здравоохранения», 2007. – 128 с. 7. Линденбратен А.Л. Современные очерки об общественном здоровье и здравоохранении / под ред. О.П. Щепина. – М.: Медицина, 2005. – 40 с. 8. Григорьева Н.С., Чубарова Т.В. Современное здравоохранение: политика, экономика, управление М.: Авторская академия, 2013. 344 с. 9. Инновационные модели и технологии повышения качества медицинского образования: коллективная монография / П.В.Ивачев, К.А.Митрофанова, Л.Е.Петрова и др.; Отв. ред. П.В.Ивачев. – Екатеринбург, УГМУ, 2014. -188 с. 10. Кораблев В.И. и др. Организационно-экономические и правовые аспекты модернизации здравоохранения в современных условиях. – Хабаровск: ДВГМУ, 2012. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Министерство здравоохранения РФ(http://www.rosminzdrav.ru/) 2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http://rospotrebnadzor.ru). 3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека(http/www.fcgsen.ru 4. Информационно-методический центр «Экспертиза» (http://www.centrekspertiza.ru/). 5. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http://www.mednet.ru/). 6. Информационный портал для врачей и студентов-медиков (http://4Medic.ru). 7. Медицинский портал студентам, врачам (http ://medvuz. info/). 8. (Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//www.minzdravsoc.ru). 9. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http//www.mednet.ru). 10. Электронная медицинская библиотека «Консультант врача» (http ://rosmedlib. ru) 13