Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15июня 2021г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ОРТОДОНТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ» 36 ак.ч. Специальность: Ортодонтия Ессентуки-2021 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Ортодонтия 4. Дополнительные специальности: Стоматология общей практики, Стоматология терапевтическая, Стоматология ортопедическая 5. Категория слушателей: специалисты, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Стоматология», послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование - Ординатура по специальности «Ортодонтия», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология общей практики», «Стоматология терапевтическая» или профессиональная переподготовка по специальности «Ортодонтия», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология общей практики», «Стоматология терапевтическая» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Стоматология общей практики», «Стоматология». 6. Форма обучения: заочная 7. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении», специальность «Ортодонтия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 10 мая 2016 года N227н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (зарегистрирован в Минюсте России 02 июня 2016 года, N42399). 5. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования по специальности 31.08.77 Ортодонтия, утверждённый приказом Минобразования и науки РФ №1128 от 27.08.2014 г. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования по специальности 31.08.72 Стоматология общей практики, утверждённый приказом Минобразования и науки РФ N1115 от 26.08.2014г; 7. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования по специальности 31.08.73 Стоматология терапевтическая, утверждённый приказом Минобразования и науки РФ N1116 от 26.08.2014г; 2 8. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования по специальности 31.08.75 Стоматология ортопедическая, утверждённый приказом Минобразования и науки РФ N1118 от 26.08.2014г; 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 12. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 13. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Ортодонтия». ДПП ПК «Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении» обусловлена приоритетным профилактическим направлением медицинской науки и практики, где врачу-стоматологу отводится важная роль в системе формирования здорового человека. При этом основное внимание направляется на устранение и предупреждение наиболее распространенных стоматологических заболеваний, таких как аномалии и деформации зубочелюстной системы. Особенностью реализации программы по лечению отклонений в развитии зубочелюстной системы является необходимость тесного сотрудничества врача-ортодонта с педиатром, ЛОР врачом, логопедом. Целевая аудитория программы: врач-стоматолог-ортодонт, стоматолог-терапевт, стоматолог-ортопед, стоматолог общей практики. 3 Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций и приобретение систематизированных теоретических знаний, необходимых для профессиональной деятельности врача-стоматолога на ортодонтическом и смешанном приеме. Задачи при обучении на ДПП ПК: ознакомиться с организацией стоматологической помощи и ортодонтической помощи населению в РФ (нормативные основы врачебной деятельности, медицинская документация); изучить ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении (классификация осложнений, возникновение кариеса, гингивита, пародонтита в процессе лечения, рецессия десны, резорбция корней зубов, рецидив аномалии); изучить современные подходы к диагностике у пациентов с зубочелюстными аномалиями и деформациями (КТ ВНЧС, КТ челюстей, миотонометрия, периотестометрия, электромиография); изучить современные методы коррекции ортодонтических осложнений (лечение патологии прикуса с помощью несъёмной ортодонтической техники – брекет-системы; создание временной опоры при ортодонтическом лечении; применение внеротовой и внутриротовой тяги при лечении различных зубочелюстных аномалий). Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО «МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав, участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий. 8. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций); самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств, прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов); итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов). 4 9. Новые компетенции: нет 10. Стажировка: нет 11. Симуляционное обучение: нет 12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов промежуточной аттестации; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал 5 разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции), задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить результаты преподавателю через личный кабинет. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 13. Сетевая форма реализации: нет 14. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 15. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101. 16. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 17. Год утверждения программы: 2021 18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=63 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности (ВД) по соответствующим нормативно-правовым документам: ВД (обобщенная трудовая функция (ОТФ) или трудовая функция (ТФ) по ПС). Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций: Вид деятельности 1 Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 6 Должен уметь Должен знать 3 4 ВД 1: Оказание медицинской помощи при стоматологических заболеваниях Проведение обследования пациента с целью установления диагноза (ПК-1) Назначение, контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и медикаментозного лечения (ПК-2) - Проводить физикальные исследования и интерпретировать их результаты - Интерпретировать результаты первичного осмотра пациентов - Интерпретировать результаты повторного осмотра пациентов - Обосновывать необходимость и объем дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы, телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях)) - Анализировать полученные результаты обследования - Обосновывать и планировать объем дополнительных исследований - Диагностировать дефекты зубных рядов, патологии пародонта, полное отсутствие зубов - Интерпретировать данные дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы, телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях)) - Диагностировать зубочелюстные деформации и аномалии зубов и челюстей; выявлять факторы риска онкопатологии (в том числе различные фоновые процессы, предопухолевые состояния) - Назначать немедикаментозную терапию в соответствии с медицинскими показаниями - Оценивать эффективность и безопасность немедикаментозных методов лечения - Анализировать действие немедикаментозных методов лечения по совокупности их свойств - Разрабатывать оптимальную тактику лечения стоматологической 7 - Нормальное строение зубов, челюстей и нарушения строения при зубочелюстных, лицевых аномалиях - Нормальное функционирование зубочелюстной системы и нарушение ее функций при аномалиях прикуса - Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний слюнных желез, врожденных, приобретенных аномалий зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей, лица - Значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний - Медицинские показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов дополнительного обследования - Основные методы вспомогательного хирургического лечения пациентов с зубочелюстными аномалиями - Морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортопедическом и ортодонтическом лечении - Клиническая картина, основные методы лечения (медицинские показания, противопоказания, патологии у детей и взрослых с учетом общесоматического заболевания и дальнейшей реабилитации пациента - Формулировать медицинские показания к избранному методу лечения с учетом этиологии и патогенеза заболевания Организационноуправленческая деятельность (ПК-3) - Заполнять медицинскую документацию и контролировать качество ведения медицинской документации - Работать в информационноаналитических системах (Единая государственная информационная система здравоохранения) - Составлять план работы и отчет о своей работе осложнения) заболеваний слюнных желез, врожденных, приобретенных аномалий зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей, лица - Методы лечения зубочелюстных, лицевых аномалий у детей и взрослых - Особенности ведения медицинской документации - Общие вопросы организации медицинской помощи населению - Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ОРТОДОНТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная Лекция п/п Наименование модулей Объем, ак.ч. Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен (в т.ч ции консульт ации) 1 Организация ортодонтической помощи в РФ 5 3 2 ПК-3 Тест 2 Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении 19 16 3 ПК-1 ПК-2 Тест 3 ПК-1 ПК-2 Тест Современные методы диагностики 3 ортодонтических осложнений и их коррекция Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 11 8 - 1 36 8 27 1 9 Тестирова ние IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ОРТОДОНТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № п/п Наименование модулей, разделов и тем Общее кол-во часов Лек ция Самост работа 5 3 2 2 1 1 1 1 - 1 1 1 19 16 3 1 1 - 2 2 - (в т.ч консуль тации) 2.2 Организация ортодонтической помощи населению в РФ Нормативные основы врачебной деятельности. Медицинская документация Организация стоматологической помощи населению в РФ Организация ортодонтической помощи населению в РФ Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении Классификация осложнений в ортодонтической практике 1 группа осложнений 2.3 2 группа осложнений 2 2 - 2.4 3 группа осложнений 2 2 - 2.5 Возникновение кариеса 1 1 - 2.6 2 2 - 2.7 Гингивит и пародонтит в процессе ортодонтического лечения Рецессия десны 3 2 1 2.8 Резорбция корней зубов 3 2 1 2.9 Рецидив аномалии 3 2 1 11 8 3 3 2 1 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 3 3.1 Современные методы диагностики ортодонтических осложнений и их коррекция Лечение патологии прикуса с помощью несъёмной ортодонтической техники брекет-системы. 9 Форма контроля Тест Тест Тест 3.2 3.3 3.4 Создание временной опоры при ортодонтическом лечении (VectotTAS, Conmet и др). Применение внеротовой и внутриротовой тяги при лечении различных зубочелюстных аномалий. Современный подход к диагностике у пациентов сзубочелюстными аномалиями и деформациями (КТ ВНЧС, КТ челюстей, миотонометрия, периотестометрия, электромиография) Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 3 2 1 3 2 1 2 2 - 1 - 1 36 27 9 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ОРТОДОНТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения конкретной темы учебно-тематического плана. Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест, 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 10 содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана. Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана. Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана. Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов теста. Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Клиническими признаками, характерными для являются: а) тесное положение зубов б) дистопия зубов в) стираемость зубов г) подвижность зубов д) изменение формы и размера зубного ряда 2. а) б) в) г) д) деформации зубного ряда, Для дистопии зубов характерно: поворот зуба вокруг своей продольной оси неправильное положение зуба задержка прорезывания зуба уменьшение коронки зуба неправильное расположение зачатка 3. Основным клиническим признаком при диастеме является: а) увеличение размеров верхней челюсти б) нарушение смыкания зубных рядов 11 в) расширение верхнего зубного ряда г) промежуток между центральными резцами д) несовпадение средней линии 4. а) б) в) г) д) К аномалиям положения зубов относятся: адентия боковых резцов раннее прорезывание клыков сверхкомплектные зубы ретенция клыков вестибулярное прорезывание клыков 5. Решающим при определении ортодонтических показаний к удалению зубов является: а) изменение формы зубных рядов б) степень сужения зубных рядов в) недостаточность апикального базиса г) степень недостатка места д) уменьшение длины переднего отрезка 6. а) б) в) г) д) Ведущим лицевым признаком увеличения размеров нижней челюсти является: сглаженность подбородочно-губной складки увеличение угла нижней челюсти увеличение общей длины нижней челюсти увеличение нижней трети лица увеличение ветви нижней челюсти 7. Термин «абсолютная макродентия» означает: а) сумма мезиодистальных размеров коронок четырех резцов верхней челюсти равна 45 мм; б) сумма мезиодистальных размеров коронок четырех верхних резцов равна 35 мм и более; в) сумма мезиодистальных размеров коронок четырех нижних резцов равна 27 мм и более; г) сумма мезиодистальных размеров коронок четырех верхних резцов равна 30 мм. 8. По ортодонтическим показаниям чаще всего удаляют зубы: а) премоляры; б) постоянные клыки; в) постоянные резцы; г) постоянные моляры. 9. Комплексность метода Хотца заключается в сочетании: а) хирургического и протетического методов лечения; б) хирургического метода лечения и массажа альвеолярного отростка в области зачатка 1-го премоляра; в) аппаратурного метода лечения и миотерапии; г) хирургического и аппаратурного методов лечения. 10. Компактостеотомия проводится с целью: а) улучшения фиксации ортодонтического аппарата; б) ускорения ортодонтического лечения; в) продолжения ортодонтического лечения; 12 г) завершения ортодонтического лечения. IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Аболмасов Н. Г. Ортодонтия: Учебное пособие / Н. Г. Аболмасов, Н. Н. Аболмасов. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 424 с. 2. Персин Л. С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий: Рук-во для врачей. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. – 360 с. 3. Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфологические нарушения в челюстно-лицевой области и их комплексное лечение Хорошилкина Ф.Я. – М.: Медицинское информационное агентство, 2006. – 544 с. 4. Персин Л.С. Ортодонтия: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 5. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.Д.- Ортодонтия, - М. 2006.- 283 с. 6. Митчелл Лаура. Основы ортодонтии. 400 иллюстраций. Пер. с англ. под ред. проф. Ю.М. Малыгина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 7. Митчелл, Л. Основы ортодонтии: учебно-методич. Пособие/Л.Митчелл//М.: «ГЕОТАР-Медиа», 2015. - 334с. 8. Виноградова Т.Ф. «Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей» М.2007,168с. 9. Дубова, О.М. Совершенствование методов ортодонтического лечения у пациентов с зубочелюстными аномалиями /О.М. Дубова, Г.Р. Исхакова, Р.Т. Булякова, Л.П. Герасимова//Денталэкспо.Стоматология Урала.2013-С.96. 10. Базикян, Э.А. Показания к применению съемных аппаратов и противопоказания к использованию несъемной техники в стоматологии/Э.А. Базикян, Д.А.Селезнев//Медицина критических состояний. - 2009.-№2.-С.32-34с. 11. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. - М.,2006.-640 с. 12. Стош В.И., Рабинович С.А. Общее обезболивание и седация в детской стоматологии. - М., 2007.- 184 с. 13. Гаджиев А.Р., Чудинов А.Н., Гасанова Л.Г. Ортодонтия, учебнометодическое пособие для субординаторов. – Махачкала, 2010. - 55 с. 14. Детская стоматология/под ред. Ричарда Р. Велбери, Монти С. Даггала, Мари-Терез Хозу. Пер. С англ. Под ред. Л.П. Кисельникова. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2014. 15. Ортопедическая стоматология: учебник/ Под. ред. Аболмасов Н.Г. [и др. ] 8е издание. – М.: Медпресс-информ, 2011. – 512 с. 16. Ортопедическая стоматология: учебник/ Под. ред. Аболмасов Н.Г.,[ и др. ] 9-е издание. – М.: Медпресс-информ, 2013. – 512 с. 17. Болезни зубов и полости рта: учебник. Макеева И.М., Сохов С.Т., Алимова М.Я. и др. 2012. - 248 с.: ил. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/ 13 3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru 4. Федеральная электронная медицинская библиотека http://feml.scsml.rssi.ru/feml 5. Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm 6. Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws 7. Всемирная организация здравоохранения http: //www.who.int/en/ 8. Электронная библиотечная система IPRbooks 14 (ФЭМБ)