Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15июня 2021г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЭНДОГЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА» 36 ак.ч. Специальность: Психиатрия Ессентуки-2021 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Эндогенные психические расстройства» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Психиатрия 4. Дополнительные специальности: Психотерапия 5. Категория слушателей: специалисты с высшим профессиональным образованием по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности "Психиатрия". Должности: врач - психиатр; врач - психиатр участковый; врач - психиатр детский; врач - психиатр детский участковый; врач - психиатр подростковый; врач - психиатр подростковый участковый; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач психиатр; врач приемного отделения (в специализированной медицинской организации или при наличии в медицинской организации соответствующего специализированного структурного подразделения) 6. Форма обучения: заочная 7. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Эндогенные психические расстройства», специальность «Психиатрия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 5. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования по специальности 31.08.22 Психотерапия, утверждённый приказом Минобразования и науки РФ N1064 от 25.08.2014г; 6. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 7. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 10. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Эндогенные психические расстройства» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Психиатрия». ДПП ПК «Эндогенные психические расстройства» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Эндогенные психические расстройства» обусловлена тем, что в настоящее время вопросы совершенствования образования по психиатрии являются актуальными как в связи с ростом психической заболеваемости населения, так и с возникновением новых направлений психиатрической науки и практики. Наступила пора нового взгляда на этиологию и патогенез психических расстройств. Бурное развитие в последние десятилетия таких направлений, как биологическая, социальная психиатрия, психосоматика, подчеркивают необходимость систематизации психиатрических знаний, накопленных на стыке с другими дисциплинами и в некоторых специальных направлениях психиатрии. Поэтому в последипломном образовании по психиатрии должны сочетаться высокий уровень классической клинической подготовки и ознакомление с новейшими достижениями науки. Целевая аудитория программы: врач-психиатр, врач-психотерапевт. Цель ДПП ПК: совершенствование, углубление и систематизация знаний и умений врача-специалиста, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, в области диагностики и лечения эндогенных психических заболеваний и оказания высококвалифицированной психиатрической помощи населению. Освоение программы позволит врачам-психиатрам, психотерапевтам с высокой точностью проводить диагностику и дифференциальную диагностику различных форм и стадий (этапов) шизофрении у больных, в том числе и с соматическими, 3 неврологическими заболеваниями, что позволит проводить своевременную комплексную купирующую, противорецидивную и профилактическую терапию психопатологических расстройств и, соответственно, максимально персонифицировать и повысить эффективность лечебного процесса. Задачи при обучении на ДПП ПК: изучить современные концепции эндогенных психозов с позиций классической и динамической психиатрии, а также биологический, психологический, многофакторный подход: модель «уязвимость – диатез – стресс»; изучить условия возникновения, распространенность, этиологические и патогенетические факторы шизофрении, классификацию шизотипических и бредовых расстройств, общие клинические проявления и характер течения; изучить клинику и принципы лечения параноидной, гебефренной и кататонической форм шизофрении; изучить клинику и принципы лечения недифференцированной, резидуальной и простой форм шизофрении, постшизофренической депрессии, психозов шизофренического спектра, шизоаффективных расстройств; изучить клинику и принципы лечения острых и транзиторных психотических и шизотипических расстройств; изучить клинику и принципы лечения индуцированного и хронических бредовых расстройств; изучить вопросы психотерапии эндогенных психозов (коллективная, индивидуальная психотерапия, психиатрическая больница). Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Эндогенные психические расстройства» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций); самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств, прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов); итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов). Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Эндогенные психические расстройства» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО 8. 4 «МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав, участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий. 9. Новые компетенции: нет 10. Стажировка: нет 11. Симуляционное обучение: нет 12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов промежуточной аттестации; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу 5 законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции), задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить результаты преподавателю через личный кабинет. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 13. Сетевая форма реализации: нет 14. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 15. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101. 16. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 17. Год утверждения программы: 2021 18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=68 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Психиатрия Дополнительные специальности: Психотерапия Целевая аудитория программы: врач-психиатр, врач-психотерапевт Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК 6 В рамках основной специальности «Психиатрия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики врача-психиатра, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям: Квалификационная характеристика Врача-психиатра Должностные обязанности Должен знать: 1. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи (ПК-1) 2. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи (ПК-2) Основные вопросы общей психопатологии; клиническую картину психических заболеваний, их этиологию и патогенез, принципы дифференциальной диагностики и лечения; симптоматику состояний, требующих неотложной госпитализации, применения методов интенсивной терапии; методы исследования психических больных и, прежде всего, клинико-психопатологические, возможности инструментальных и специальных параклинических методов диагностики в психиатрии; основы фармакотерапии психических заболеваний, другие методы биологической терапии в психиатрии, основы психотерапии, психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации В рамках дополнительной специальности «Психотерапия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе ФГОС по специальности 31.08.22 «Психотерапия», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1064) ФГОС по специальности 31.08.22 Психотерапия Вид деятельности ВД 1: Диагностическая деятельность Квалификационная характеристика Врача-психиатра Профессиональные компетенции (имеющиеся) Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-1) 7 Должностные обязанности Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи (ПК-1) ВД 2: Лечебная деятельность Готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в психотерапевтической медицинской помощи (ПК-2) Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи (ПК-2) III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЭНДОГЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная Лекция п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование модулей Современные концепции эндогенных психозов Шизофрения. Условия возникновения. Психопатология. Профилактика Параноидная, гебефренная и кататоническая шизофрения Недифференцированная, резидуальная и простая форма шизофрении, постшизофреническая депрессия Психозы шизофренического спектра, шизоаффективные расстройства Острые и транзиторные психотические расстройства, шизотипическое и бредовые расстройства Психотерапия эндогенных психозов Итоговая тестирование) аттестация ИТОГО (итоговое Объем, ак.ч. Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен ции (в т.ч консульт ации) 6 5 1 ПК-1 ПК-2 Тест 6 5 1 ПК-1 ПК-2 Тест 5 4 1 ПК-1 ПК-2 Тест 3 2 1 ПК-1 ПК-2 Тест 4 3 1 ПК-1 ПК-2 Тест 6 5 1 ПК-1 ПК-2 Тест 5 3 2 ПК-1 ПК-2 Тест - 1 36 8 27 1 9 Тестирова ние IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЭНДОГЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № Общее кол-во часов Лек ция 6 5 1 1 1 - 1.1.1 Современные концепции эндогенных психозов Концепция эндогенных психозов с позиции классической психиатрии Биологический подход 1 1 - 1.1.2 Психологический подход 1 1 - 1.1.3 Многофакторный подход: модель «уязвимость – диатез – стресс» Концепция эндогенных психозов с позиций динамической психиатрии Шизофрения. Условия возникновения. Психопатология. Профилактика Определение и концепция шизофрении 2 1 1 1 1 - 6 5 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 2 1 1 5 4 1 2 1 1 1 1 - п/п 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 Наименование модулей, разделов и тем Классификация шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств Общие клинические проявления и характер течения шизофрении Распространенность шизофрении, этиологические и патогенетические факторы Этиология, патогенез и лечение шизофрении Параноидная, гебефренная и кататоническая шизофрения Параноидная шизофрения, клиника, принципы лечения Гебефренная шизофрения, клиника, принципы лечения 9 Самост работа Форма контроля (в т.ч консуль тации) Тест Тест Тест Кататоническая шизофрения, клиника, принципы лечения Недифференцированная, резидуальная и простая форма шизофрении, постшизофреническая депрессия Недифференцированная, резидуальная и простая форма шизофрении, клиника, принципы лечения Постшизофреническая депрессия, клиника, принципы лечения Психозы шизофренического спектра, шизоаффективные расстройства Психозы шизофренического спектра, отношение психозов шизофренического спектра к шизофрении, условия возникновения, профилактика Шизоаффективные расстройства, клиника, принципы лечения Острые и транзиторные психотические расстройства, шизотипическое и бредовые расстройства Острые и транзиторные психотические расстройства, клиника, принципы лечения Шизотипическое расстройство, клиника, принципы лечения Индуцированное бредовое расстройство, клиника, принципы лечения Хронические бредовые расстройства, клиника, принципы лечения Психотерапия эндогенных психозов 2 2 - 3 1 1 2 1 1 1 1 - 4 3 1 2 2 - 2 1 1 6 5 1 2 1 1 1 1 - 1 1 - 2 2 - 5 3 2 7.1 Коллективная психотерапия 1 1 - 7.2 Индивидуальная психотерапия 2 1 1 7.3 Психотерапия и психиатрическая больница Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 2 1 1 1 - 1 ИТОГО 36 27 9 3.3 4 4.1 4.2 5 5.1 5.2 6 6.1 6.2 6.3 6.4 7 Тест Тест Тест Тест Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 10 «ЭНДОГЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Эндогенные психические расстройства» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения конкретной темы учебно-тематического плана. Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана. Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана. Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана. Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов теста. Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 11 итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Вялотекущая шизофрения чаще, как правило, дебютирует а) в молодом возрасте б) в зрелом возрасте в) в детском возрасте г) в инволюционном периоде д) в возрасте от 25 до 60 лет 2. Латентный период вялотекущей шизофрении определяется а) отсутствием признаков интеллектуального и социального снижения б) ограничением позитивных расстройств, нарушениями, свойственными пограничным состояниям в) явлениями реактивной лабильности г) всем перечисленным д) ничем из перечисленного 3. В отличие от психогенных реакций при психопатиях психогенные реакции латентного периода при вялотекущей шизофрении характеризуются всем а) перечисленным, кроме б) объективно малосущественного повода для возникновения в) тенденции к формированию сверхценных комплексов г) неадекватности реакции вызвавшему воздействию (по характеру и поводу) д) выбора ситуации, приобретающей значение психотравмирующей, по случайному признаку е) крайней тяжести аффективных расстройств 4. Особенностями негативных расстройств, возникающих на поздних этапах вялотекущей шизофрении с навязчивостями, являются а) психопатоподобные изменения психастенического круга б) выраженная аутистическая отгороженность, эмоциональное обеднение в) симптом "дрейфа" г) психопатоподобные изменения параноического круга д) регрессивная синтонность (по Фернандешу) 5. Паранойяльная шизофрения развивается у лиц с чертами а) гиперактивности, настойчивости, обостренной нетерпимости несправедливости б) педантизма, склонности к порядку, рутине в) замкнутости, мечтательности, стеснительности, пониженной самооценки 12 к г) д) тревожной мнительности, неуверенности в своих силах возбудимости 6. По мере течения паранойяльной шизофрении происходит все перечисленное, кроме а) постепенного расширения и систематизации бреда б) возникновения явлений психического автоматизма в) постепенного аффективного "побледнения" паранойяльных расстройств г) появления нелепости, абсурдности фабулы бредовых идей д) появления бредового поведения 7. Для рекуррентной шизофрении является характерным а) высокий удельный вес бредовых и галлюцинаторных расстройств в приступе в сравнении с аффективными нарушениями б) выраженные изменения личности в) наличие "сквозных" расстройств в течение болезни г) все перечисленное д) ничего из перечисленного 8. Манифестный психоз при рекуррентной шизофрении возникает чаще всего а) в зрелом возрасте б) в детском возрасте в) в юношеском возрасте г) в позднем возрасте д) в период инволюции 9. Фебрильным может являться а) онейроидно-кататонический приступ рекуррентной шизофрении б) депрессивно-параноидный приступ шизофрении в) галлюцинаторно-параноидный приступ шизофрении г) депрессивный приступ шизофрении д) маниакальный приступ шизофрении 10. Для доманифестного периода приступообразно-прогредиентной шизофрении характерно все перечисленное, кроме а) измененного развития в детстве в виде особого дизонтогенеза б) становления шизоидной структуры характера в) стертых приступов в периоды возрастных кризов г) задержки развития в виде психического инфантилизма д) обязательного наличия синдрома раннего детского аутизма IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства: руководство / Ю. А. Александровский. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2007. - 712 с.: ил. - (Б-ка непрерывного мед. образования). 2. Александровский, Ю. А. История отечественной психиатрии. В 3 томах. Том 3. Психиатрия в лицах / Ю.А. Александровский. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 768 c. 13 3. Антропов, Ю. А. Диагностика психических болезней: избранные лекции: шизофрения, паранойя, психоз истощения и др./ Ю. А. Антропов. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2014. - 264 с.: ил. - (Б-ка врача-специалиста. Шизофрения). 4. Антропов, Ю. А. Основы диагностики психических расстройств - / Ю. А. Антропов, А. Ю. Антропов, Н. Г. Незнанов; под ред. Ю. А. Антропова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 384 с.: ил. - (Б-ка врача-специалиста). 5. Беккер, И. М. Школа молодого психиатра / И.М. Беккер. - М.: Бином, 2011. – 424с. 6. Гиляровский, В.А. Психиатрия / В.А. Гиляровский. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 758 c. 7. Гильбурд, О. А. Шизофрения: семиотика, герменевтика, социобиология, антропология / О. А. Гильбурд. - Москва: ВИДАР, 2007. - 360 с.: табл. 8. Гуревич, М. О. Психиатрия/ М.О. Гуревич. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2014. - 498 c. 9. Джекобсон, Д. Л. Секреты психиатрии - / Д. Л. Джекобсон, А. М. Джекобсон; пер. с англ.; под общей ред. П. И. Сидорова. - 2-е изд. - Москва: МЕДпрессинформ, 2007. - 576 с. 10. Жариков, М.Н. Основы психиатрии для врачей общего профиля Серия: Библиотека практикующего врача / М.Н. Жариков. - Москва: Машиностроение, 2001. 256 c. 11. Краснов, В. Н. Расстройства аффективного спектра - / В. Н. Краснов. Москва: Практическая медицина, 2011. - 432 с.: табл. 12. Корсаков, С.С. Курс психиатрии / С.С. Корсаков. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 692 c. 13. Лаукс, Г. Психиатрия и психотерапия: справочник / Г. Лаукс, Х.-Ю. Мёллер. - М.: МЕДпресс-информ, 2012. - 512 c. 14. Леонгард, К. Систематика эндогенных психозов и их дифференцированная этиология - / К. Леонгард; под ред. Г. Бекмана, А. С. Тиганова.; пер. с нем. - Москва: Практическая медицина, 2010. - 456 с.: ил. 15. Марилов, В. В. Клиническая психопатология: руководство / В. В. Марилов, Т. Ю. Марилова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 608 с. 16. Обухов, С. Г. Психиатрия -: учеб. пособие / С. Г. Обухов; под ред. Ю. А. Александровского. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с. 17. Психиатрия / О.В. Кербиков и др. - М.: Медицина, 2016. - 448 c. 18. Психические расстройства в клинической практике/ Под редакцией А.Б. Смулевича. - М.: МЕДпресс-информ, 2011. - 720 c. 19. Психиатрия: национальное руководство / гл. ред. Т. Б. Дмитриева [и др.], отв. ред. Ю. А. Александровский; АСМОК, Рос. о-во психиатров. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2014. - 1000 с. - (Нац. проект "Здоровье"). 20. Психиатрия: руководство: в 2 т. Т. 1. / под ред. А. С. Тиганова. - Москва: Медицина, 2012. - 808 с.: ил. 21. Психиатрия и наркология: учебник / Н. Н. Иванец [и др.]. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2012. - 832 с.: ил. 14 22. Психические расстройства диагностика и терапия в общемедицинской практике / гл. ред. Ю. А. Александровский; МЗ России, АСМОК. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2007. - 270 с.: ил. 23. Рачин, А. П. Депрессивные и тревожные расстройства / А. П. Рачин, Е. В. Михайлова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 104 с.: ил. - (Б-ка врача специалиста. Психиатрия. Неврология. Общая врачебная практика). 24. Романов, Д. В. Современные методы психотерапии: метод. рекомендации / Д.В. Романов, А. Д. Романов; Сам. психоаналит. о-во. - Самара: [б. и.], 2014. - 28 с.: ил. 25. Рустанович, А. В. Шизофрения: учеб. пособие / А. В. Рустанович. СанктПетербург: Элби-СПб, 2012. - 96 с. 26. Саарма, Ю. Шизофрения / Ю. Саарма. - М.: Валгус, 2001. - 382 c. 27. Смулевич, А. Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях / А. Б. Смулевич. - Москва: МИА, 2007. - 427с. 28. Тарабрина, Н. В. Психология посттравматического стресса. Часть 2. Бланки методик / Н.В. Тарабрина. - М.: Когито-Центр, 2007. - 463 c. 29. Фесенко, Ю. А. Детская психиатрия. Карманный справочник/ Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашов. - М.: Наука и техника, 2011. - 416 c. 30. Фесенко, Ю. А. Пограничные нервно-психические расстройства у детей / Ю.А. Фесенко. - М.: Наука и техника, 2010. - 320 c. 31. Фармакотерапия в неврологии и психиатрии / под ред. С. Д. Энна, Д. Т. Койла, пер. с англ.; под ред. О. С. Левина. - Москва: МИА, 2007. - 800 с.: ил. 32. Цыганков, Б. Д. Психиатрия: руководство / Б. Д. Цыганков, С. А. Овсянников. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 496 с.: ил. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/ 3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru 4. Федеральная электронная медицинская библиотека (ФЭМБ) http://feml.scsml.rssi.ru/feml 5. Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm 6. Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws 7. Всемирная организация здравоохранения http: //www.who.int/en/ 8. Электронная библиотечная система IPRbooks 15