ДПП ПК_Диагностика и лечение патологии гортани у детей (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

20июня 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПАТОЛОГИИ ГОРТАНИ У ДЕТЕЙ»
36 ак.ч.
Специальность: Оториноларингология

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Диагностика и лечение патологии гортани у детей»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Оториноларингология
4. Дополнительные специальности: Детская хирургия, Общая врачебная практика
(семейная медицина), Педиатрия, Хирургия, Эндоскопия
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Диагностика
и
лечение
патологии
гортани
у
детей»,
специальность
«Оториноларингология» разработана на основании следующих нормативно-правовых
актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N
612н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог"
(зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2017года, N47967);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N
134н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский хирург"
(зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50631);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 26 ноября 2018 года
N743н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-хирург" (в редакции,
введенной в действие с 2 февраля 2019 года приказом Минтруда России от 26 декабря
2018 года N849н) (зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2018 года, N52964);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 июля 2021 года
N471н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-эндоскопист"
(зарегистрирован в Минюсте России 18 августа 2021 года, N64682);
9.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
2

10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08. 2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
12.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
13.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Диагностика и лечение патологии гортани у детей» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Оториноларингология».
ДПП ПК «Диагностика и лечение патологии гортани у детей» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Диагностика и лечение патологии гортани у детей»
обусловлена тем, что врожденные пороки развития (ВПР) гортани включают в себя целый
ряд состояний, проявляющихся симптомами нарушения дыхательной, фонаторной и
разделительной функций и диагностируемых впервые как у новорожденных, так и у детей
старших возрастных групп. При этом данные нарушения могут быть как относительно
слабовыраженными, так и грозными, потенциально летальными и требующими зачастую
немедленных решительных действий медицинского персонала.
Целевая аудитория программы: врач-оториноларинголог, врач-детский хирург,
врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач-хирург. врач-эндоскопист.
Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций, необходимых для
профессиональной деятельности врачей-специалистов в рамках имеющейся квалификации
в области диагностики и лечения патологии гортани у детей.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить анатомо-физиологические особенности детской гортани (иннервация,
кровоснабжение, физиология и функции гортани; АФО гортани у детей разных
возрастных групп);
− изучить современные методы исследования и визуализации гортани (нормальная
3

КТ и МРТ-анатомия органов шеи и гортани; эндоскопические методы исследования
гортани, особенности у детей);
− изучить методы диагностики и ведения больных с врожденным стридором
(причины врожденного стридора у детей, консервативное ведение, методы хирургической
коррекции ВПР гортани);
− изучить методы диагностики и оперативного лечения хронических рубцовых
стенозов у детей;
− изучить неотложные состояния при патологии гортани у детей (диагностика,
терапия, техника трахеостомии у младенцев)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Диагностика и лечение
патологии гортани у детей» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Диагностика и лечение патологии гортани у детей» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8. Новые компетенции: нет
9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
4

АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да
5

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=164
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Оториноларингология
Дополнительные специальности: Детская хирургия, Общая врачебная практика
(семейная медицина), Педиатрия, Хирургия, Эндоскопия
Целевая аудитория программы: врач-оториноларинголог, врач-детский хирург,
врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач-хирург. врач-эндоскопист.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Оториноларингология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе профстандарта «Врач-оториноларинголог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N 612н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний уха, горла, носа и установления диагноза»
− «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями уха,
горла, носа, контроль его эффективности и безопасности»
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
медицинской
помощи пациентам
при заболеваниях и
(или) состояниях

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов в целях
выявления
заболеваний и (или)

Должен уметь

3
- Оценивать анатомофункциональное
состояние уха, горла, носа
в норме, при заболеваниях
и (или) патологических

6

Должен знать

4
- Методика осмотра и
обследования пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями уха, горла,
носа

уха, горла, носа

состояний уха, горла,
носа и установления
диагноза (ПК-1)

Назначение лечения
пациентам с
заболеваниями и
(или) состояниями
уха, горла, носа,
контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

состояниях
- Применять методы
исследования при
заболеваниях и (или)
состояниях уха, горла,
носа с учетом возрастных
анатомо-функциональных
особенностей в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи:
- комплекс стандартного
оториноларингологическог
о обследования;
- фарингоскопия;
- ларингоскопия (непрямая
и прямая);
- пальцевое исследование
глотки
- комплекс
специфического
обследования
(эндоскопическая ревизия
полости носа, носоглотки
и околоносовых пазух,
эндоскопия уха,
микроскопия уха, горла,
носа, стробоскопия)
- Назначать лекарственные
препараты, медицинские
изделия и лечебное
питание пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями уха, горла,
носа в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи,
анализировать действие
лекарственных препаратов
и (или) медицинских
изделий
- Выполнять медицинские
вмешательства, отдельные
этапы и хирургические
вмешательства при
заболеваниях и (или)
состояниях уха, горла,
носа

7

- Методы лабораторных и
инструментальных
исследований для
диагностики заболеваний и
(или) состояний уха, горла,
носа, медицинские
показания к их проведению,
правила интерпретации
результатов
- Анатомо-функциональное
состояние уха, горла, носа у
пациентов в норме, при
заболеваниях и (или)
патологических состояниях
- Этиология, патогенез и
патоморфология,
клиническая картина,
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы заболеваний и (или)
патологических состояний
уха, горла, носа
- Изменения уха, горла,
носа у пациентов при иных
заболеваниях

- Современные методы
лечения пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями уха, горла,
носа в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Принципы и методы
хирургического лечения
заболеваний и (или)
состояний уха, горла, носа;
показания и
противопоказания;
возможные осложнения,
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные
- Манипуляции при
заболеваниях и (или)

- Оказывать медицинскую
помощь пациентам при
неотложных состояниях,
вызванных заболеваниями
и (или) состояниями уха,
горла, носа, в том числе в
чрезвычайных ситуациях,
в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи

состояниях уха, горла, носа;
показания и
противопоказания;
возможные осложнения,
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные
- Предоперационная
подготовка и
послеоперационное ведение
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями уха,
горла, носа

В рамках дополнительной специальности «Детская хирургия» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-детский хирург», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N134н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-детский хирург"), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/01.8. Проведение медицинского обследования детей в целях выявления
хирургических заболеваний, установление диагноза»
− «А/02.8. Назначение лечения детям с хирургическими заболеваниями, контроль его
эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт
«Врач-детский хирург»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение медицинского
обследования детей в целях
выявления хирургических
заболеваний, установление
диагноза

А/01.8

Назначение лечения детям
с хирургическими
заболеваниями, контроль
его эффективности и
безопасности

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Направление детей с хирургическими
заболеваниями на инструментальные исследования в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД
2:
Интерпретация
результатов
осмотров,
лабораторных и инструментальных исследований детей с
хирургическими заболеваниями
ТД 1: Выполнение отдельных этапов хирургических
вмешательств, лечебных манипуляций детям с
хирургическими заболеваниями в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
8

следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
1.
Составляет
план
лабораторного,
инструментального
обследования.
Интерпретирует
результаты
лабораторных
анализов; лучевых, электрофизиологических и
других методов исследования; самостоятельно
проводит обследование, диагностику, лечение,
реабилитацию пациентов, при необходимости
организует дообследование, консультацию,
госпитализацию пациентов, в последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет
дальнейшее
наблюдение
при
наиболее
распространенных заболеваниях

Диагностику,
лечение
наиболее
распространенных
заболеваний
и
реабилитацию пациентов

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Обследование детей с
целью установления
диагноза (ПК-1)

А/01.7

ТД 1: Направление детей на инструментальное
обследование в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Хирургия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-хирург», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 26 ноября 2018 года N743н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-хирург"), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8, В/01.8 Проведение медицинского обследования пациентов в целях
выявления хирургических заболеваний и (или) состояний и установления диагноза»;
9

− «А/02.8, В/02.8 Назначение лечения пациентам с хирургическими заболеваниями и
(или) состояниями, контроль его эффективности и безопасности»;
Профессиональный стандарт «Врач-хирург»
Трудовая функция
Наименование
Проведение медицинского
обследования пациентов в
целях выявления
хирургических
заболеваний и (или)
состояний и установления
диагноза

Назначение лечения
пациентам с
хирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями, контроль его
эффективности и
безопасности

Трудовые действия

Код

А/01.8, ТД 1: Формулирование предварительного диагноза и
В/01.8 составление плана лабораторных и инструментальных
обследований
пациентов
с
хирургическими
заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
ТД
2:
Интерпретация
результатов
осмотров,
лабораторных и инструментальных обследований
пациентов с хирургическими заболеваниями и (или)
состояниями
А/02.8, ТД 1: Выполнение отдельных этапов хирургических
В/02.8 вмешательств и лечебных манипуляций пациентам с
хирургическими заболеваниями и (или) состояниями в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи:
- трахеотомия;
- ларинготомия, постановка временной и постоянной
трахеостомы;

В рамках дополнительной специальности «Эндоскопия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-эндоскопист», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 14 июля 2021 года N471н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-эндоскопист"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.8 Проведение эндоскопических вмешательств у пациентов с заболеваниями и
(или) состояниями нижних дыхательных путей»
Профессиональный стандарт «Врач-эндоскопист»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение
эндоскопических
вмешательств у пациентов
с заболеваниями и (или)
состояниями нижних
дыхательных путей (ПК-1)

А/02.8

ТД 1: Проведение эндоскопических вмешательств
пациентам с заболеваниями и (или) состояниями нижних
дыхательных путей в соответствие с порядками оказания
медицинской помощи, на основе клинических
рекомендаций с учетом стандартов медицинской
помощи
Выполнять эндоскопические вмешательства у пациентов
с заболеваниями и (или) состояниями нижних
дыхательных путей:
- трахеоскопию;
10

- узкоспектральное эндоскопическое
гортани, трахеи и бронхов и др.

исследование

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПАТОЛОГИИ ГОРТАНИ У ДЕТЕЙ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Самост Формиру Форма
Лекц
емые контроля
работа
компетен
Объем, ия
(в
т.ч
ции
ак.ч.
консуль
тации)

Анатомо-физиологические
особенности детской гортани
Методы исследования и визуализации
2
гортани
Диагностика и ведение больных с
3
врожденным стридором
Хронические стенозы гортани у детей
4
1

5

Неотложные состояния при патологии
гортани у детей
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

6

5

1

11

9

2

7

6

1

7

6

1

4

3

1

-

1

29

7

1

ИТОГО

36

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПАТОЛОГИИ ГОРТАНИ У ДЕТЕЙ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

11

№

Наименование модулей, разделов и тем

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Анатомо-физиологические
особенности детской гортани
Анатомия гортани (иннервация,
кровоснабжение)
Физиология и функции гортани

6

5

1

2

2

-

2

2

-

Анатомо-физиологические особенности
гортани у детей разных возрастных групп
Методы исследования и визуализации
гортани
Современные методы исследования
гортани
Нормальная КТ и МРТ анатомия органов
шеи и гортани
Эндоскопические методы исследования
гортани, особенности у детей
Диагностика и ведение больных с
врожденным стридором
Причины врожденного стридора у детей
и их диагностика
Консервативное ведение детей с
врожденной патологией гортани
Методы хирургической коррекции ВПР
гортани
Хронические стенозы гортани у детей

2

1

1

11

9

2

4

3

1

3

3

-

4

3

1

7

6

1

2

2

-

2

2

-

3

2

1

7

6

1

Диагностика хронических стенозов
гортани у детей
Тактика ведения больных с различными
формами хронических стенозов гортани
Методы оперативного лечения
хронических рубцовых стенозов у детей
Неотложные состояния при патологии
гортани у детей
Диагностика неотложных состояний при
патологии гортани у детей
Показания и техника трахеостомии у
младенцев
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

2

2

-

2

2

-

3

2

1

4

3

1

2

2

-

2

1

1

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

п/п

1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.2
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2

Самост
работа

Форма
контроля

(в т.ч
консуль
тации)

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
12

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПАТОЛОГИИ ГОРТАНИ У ДЕТЕЙ»

№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Диагностика и лечение патологии гортани у детей»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Какой из ЛОР органов, чаще всего поражается злокачественными опухолями?
а) глотка.
б) носоглотка.
в) гортань
г) полость носа.
д) уха.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

13

2.
В чем основная причина частых воспалительных заболеваний верхних и
нижних дыхательных путей у детей с аденоидитами?
а) частые насморки.
б) застойные явления в носу.
в) ротовое дыхание.
г) выделение из носа.
д) нарушение носового дыхания.
3. Какая опухоль гортани чаще встречается у детей младшего возраста?
а) фиброма.
б) папилломатоз.
в) ангиома.
г) рак.
д) киста.
4. Какие симптомы характерны для аллергического отека гортани?
а) быстрое развитие удушья.
б) быстрое развитие охриплости голоса и удушья.
в) повышенная температура, грубый лающий кашель.
г) охриплость голоса.
д) кашель.
5. Где чаще локализуются изменения при аллергическом поражении гортани?
а) черпаловидные хрящи.
б) голосовые складки.
в) надгортанник.
г) подскладочное пространство.
д) грушевидный синус.
6. При травме гортани часто повреждается?
а) щитовидный хрящ.
б) надгортанник.
в) перстневидный хрящ.
г) черпаловидные хрящи.
д) хрящи трахеи.
7. Когда чаще развивается молниеносная асфиксия?
а) при острых инородных телах.
б) при круглых инородных телах.
в) при крупных инородных телах.
г) при мелких инородных телах.
д) при живых инородных телах.
8. Какие симптомы аллергического отека гортани?
а) дисфония, кашель.
б) дисфония, сухой кашель, одутловатость лица, инспираторная одышка.
в) сухой, приступообразный кашель.
г) экспираторная одышка, кашель сухой, одутловатость лица.
д) кашель, одутловатость лица.
9.
Какое наиболее частое осложнение наблюдается в послеоперационном
периоде после трахеотомии?
14

а) кровотечение.
б) пневмоторакс.
в) медиастенит.
г) пневмония.
д) эмфизема подкожной клетчатки.
10. Какова основная лечебная тактика при острых стенозах у детей в последние
годы?
а)
б)
в)
г)

трахеотомия.
ингаляции.
введение глюкокортикоидов.
назотрахеальная интубация.

IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Детская оториноларингология: учебник / М. Р. Богомильский, В. Р.
Чистякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с
2.
Исхаки, Ю. Б. Детская оториноларингология: моногр. / Ю.Б. Исхаки, Л.И.
Кальштейн. - М.: МАОРИФ, 1977. - 360 c.
3.
Кмита, Станислав Отоларингология детского возраста/ Станислав Кмита. М.: Польское государственное медицинское издательство, 1977. - 296 c.
4.
Нормальная физиология: учебник + CD. Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. 2-е изд.,
испр. и доп. 2010. - 832 с.: ил.
5.
Оториноларингология: учебник / В. В. Вишняков. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2014. - 328 с.: ил.
6.
Оториноларингология: национальное руководство / под ред. В. Т. Пальчуна.
- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 1024 с.
7.
Зарубин, М. М. Лечение болезней ЛОР-органов. Новейший справочник /
М.М. Зарубин. - М.: Феникс, 2007. - 240 c.
8.
Лучихин, Л. А. Болезни уха, горла и носа / Л.А. Лучихин. - М.: Эксмо, 2010.
- 450 c.
9.
Мчедлидзе, Томас Оториноларингологический словарь / Томас Мчедлидзе. М.: Диалект, ЭЛБИ-СПб, 2007. - 504 c.
10.
Оториноларингология. Национальное руководство (+ CD-ROM). - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 842 c.
11.
Пальчун, В. Т. Болезни уха, горла и носа / В.Т. Пальчун. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2010. - 324 c.
12.
Пальчун, В. Т. Воспалительные заболевания гортани и их осложнения / В.Т.
Пальчун, А.С. Лапченко, Д.Л. Муратов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 224 c.
13.
Шадыев, Х. Д. Практическая оториноларингология: моногр. / Х.Д. Шадыев,
В.Ю. Хлыстов, Ю.А. Хлыстов. - М.: Медицинское информационное агентство, 2012. – 496
c.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
http://www.rosmedlib.ru

медицинская

библиотека
15

"Консультант

врача":

2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

16


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».