Основы лечебного питания в профессиональной деятельности медицинской сестры по диетологии (МИСО) 72ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
25апреля 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Основы лечебного питания в профессиональной деятельности медицинской сестры
по диетологии»
по специальности Диетология
Основная специальность: Диетология
Дополнительные специальности: акушерское дело, лечебное дело, сестринское дело,
сестринское дело в педиатрии

(72 академических часа)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Основы
лечебного питания в профессиональной деятельности медицинской сестры по
диетологии» разработана на основании:
1. Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об
утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"
(подготовлен Минтрудом России 15.12.2022)
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2022 № 587
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело"
3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства
здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных
требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и
фармацевтическим образованием» (если СПО).
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций медицинских сестер по диетологии в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта
Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении
профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен
Минтрудом России 15.12.2022).
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Основы лечебного питания в профессиональной деятельности
медицинской
сестры
по
диетологии»
направлено
на
совершенствование
профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Выполнение работ (услуг) по диетологии при оказании первичной
специализированной медико-санитарной помощи (амбулаторно, дневной стационар),
специализированной медицинской помощи (дневной стационар, стационарно),
паллиативной медицинской помощи и при санаторно-курортном лечении D/5.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Основы организации лечебного питания в МО
Тема 1. Лечебное питание. Общие вопросы
Тема 2. Организация диетического лечебного питания в стационарных условиях
Модуль 2. Диетическое питание и диетотерапия
Тема 1. Лечебное питание при различных заболеваниях
Тема 2. Лечебное голодание
2

Тема 3. Специализированное лечебное питание
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю

обучения

и

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер по диетологии в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта
Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении
профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен
Минтрудом России 15.12.2022).
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. По основной специальности:
1. Выполнение работ (услуг) по диетологии при оказании первичной
специализированной медико-санитарной помощи (амбулаторно, дневной стационар),
специализированной медицинской помощи (дневной стационар, стационарно),
паллиативной медицинской помощи и при санаторно-курортном лечении D/5.
2. По дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Акушерское дело

Лечебное дело

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Лечение неосложненных
состояний беременности,
родов, послеродового
периода и
распространенных
гинекологических
заболеваний
A/02.6
Назначение и проведение
лечения неосложненных
заболеваний и (или)
состояний, хронических
заболеваний и их
обострений, травм,
отравлений

Обоснование
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
13.01.2021 № 6н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Акушерка
(Акушер)"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
31.07.2020 № 470н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Фельдшер"
3

Сестринское дело

Сестринское дело в педиатрии

A/02.6
Оказание медицинской
помощи, осуществление
сестринского ухода и
наблюдения за
пациентами при
заболеваниях и (или)
состояниях
А/01.5
Оказание медицинской
помощи, сестринского
ухода и наблюдения по
профилю заболевания и
(или) состояния у детей
B/03.5

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
31.07.2020 № 475н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Медицинская
сестра / медицинский брат"
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Медицинская
сестра/медицинский брат"
(подготовлен Минтрудом
России 15.12.2022)

2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование. Образовательные программы подготовки
специалистов среднего звена по специальности «Сестринское дело», наличие сертификата
специалиста (свидетельства об аккредитации) «Диетология», или по дополнительным
специальностям:
1. Акушерское дело
2. Лечебное дело
3. Сестринское дело
4. Сестринское дело в педиатрии
3. Планируемые результаты обучения специалиста
По завершению обучения медицинская сестра по диетологии должна обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях
ПК 4.6. Участвовать в проведении мероприятий медицинской реабилитации.
Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Особенности и принципы лечебного питания пациентов в медицинской
организации в зависимости от возраста и заболевания
Уметь:
Организовывать лечебное питание пациентов в медицинской организации в
зависимости от возраста и заболевания
Владеть практическими навыками:
Выполняет профилактические, лечебные, санитарно-гигиенические мероприятия,
назначенные врачом-диетологом лечебно-профилактического учреждения.

4

4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Общую характеристику лечебного питания и диетотерапии
Порядок назначения лечебного питания и диетотерапии

должны

обладать

Уметь:
Организовывать лечебное питание и диетотерапию по назначению врача
(фельдшера)
Владеть практическими навыками:
Проводить диетотерапию в рамках своих компетенций.
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Основы лечебного
питания в профессиональной деятельности медицинской сестры по диетологии»
Категория слушателей: медицинские сестры по диетологии
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Акушерское дело,
Лечебное дело, Сестринское дело, Сестринское дело в педиатрии
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.

5

Наименование
разделов/тем

Всего
часов

В том числе
Освоение
лекционного,
методического
и
тематического
материала

Модуль 1. Основы
организации лечебного
питания в МО
Модуль 2. Диетическое
питание и
диетотерапия
Итого

Самостоятельная работа (выполнение
контрольных заданий)

30

18

12

36

21

15

66

40

26

Итоговая аттестация

6

Тестирование

Всего

72

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Основы лечебного питания в профессиональной деятельности медицинской сестры
по диетологии»
Категория слушателей: медицинские сестры по диетологии
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Акушерское дело,
Лечебное дело, Сестринское дело, Сестринское дело в педиатрии
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование разделов/тем

Всего часов

Электронная форма обучения
Изучение
лекционного,
тематического,
методического
материала

Самостоятельная
работа
(выполнение
контрольных
заданий)

30

18

12

15

9

6

15

9

6

36

21

15

12

7

5

12

7

5

Итого

12
66

7
39

5
27

Итоговая аттестация

6

Модуль 1. Основы организации лечебного
питания в МО
Тема 1. Лечебное питание. Общие вопросы
Тема 2. Организация диетического лечебного
питания в стационарных условиях
Модуль 2. Диетическое питание и
диетотерапия
Тема 1. Лечебное питание при различных
заболеваниях
Тема 2. Лечебное голодание
Тема 3. Специализированное лечебное питание

Тестирование
6

Всего

72

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Основы лечебного питания в профессиональной деятельности медицинской сестры
по диетологии»
Программа повышения квалификации «Основы лечебного питания в
профессиональной деятельности медицинской сестры по диетологии» предусматривает
изучение всех разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1/7

2/8

3/9

4/10

5/11

6/12

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Основы лечебного питания в профессиональной деятельности
медицинской сестры по диетологии»
Рабочая Программа Модуля 1. Основы организации лечебного питания в МО
Тема 1. Лечебное питание. Общие вопросы. Этапы развития диетологии в России.
Современные представления о механизмах лечебного действия пищи. Общие требования,
предъявляемые
к
построению
диетического
рациона.
Система
оказания
высокотехнологичной диагностической и медицинской помощи «Нутриест-ИП» и
«Нутрикор-ИП». Общие практические рекомендации по изменению характера питания.
Система стандартных диет. Классификация диетических (лечебных и профилактических)
пищевых продуктов. Уровни и результаты коррекции рациона. Методы молекулярной
генетики в нутрициологии.
Тема 2. Организация диетического лечебного питания в стационарных условиях.
Вопросы организации лечебного питания в учреждениях здравоохранения, нормативноправовое регулирование. Условия правильной организации лечебного питания в МО.
Система контроля организации лечебного питания в МО. Качество организации лечебного
питания. Программа лабораторно-инструментальных исследований в рамках
производственного контроля в МО. Общие требования к доставке и хранению пищи.
Санитарно-гигиенические требования к работе пищеблоков МО. Устройство и
оборудование пищеблоков. Современные технологии приготовления блюд лечебного
питания.
Рабочая Программа Модуля 2. Диетическое питание и диетотерапия
Тема 1. Лечебное питание при различных заболеваниях. Лечебное питание при
заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Лечебное питание при заболеваниях
гепатобилиарной системы и поджелудочной железы. Лечебное питание при заболеваниях
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7

сердечно-сосудистой системы. Лечебное питание при заболеваниях почек. Лечебное
питание при нарушениях обмена веществ и заболеваниях эндокринной системы. Лечебное
питание при заболеваниях органов дыхания. Лечебное питание при пищевой аллергии.
Лечебное питание при некоторых других заболеваниях и состояниях. Лечебное питание
при генетических, врожденных и редких (орфанных) заболеваниях.
Тема 2. Лечебное голодание (разгрузочно-диетическая терапия). Механизмы
действия
разгрузочно-диетической
терапии.
Восстановительное
питание.
Противопоказания и показания к разгрузочно-диетической терапии. Методики
разгрузочно-диетической терапии. Варианты разгрузочных и восстановительных дней
Тема 3. Специализированное лечебное питание. Парентеральное питание (ПП).
Показания к проведению ПП. Противопоказания к проведению ПП. Препараты ПП.
Методы проведения ПП. Энтеральное питание (ЭП). Показания к проведению ЭП.
Противопоказания к проведению ЭП. Зонды для энтерального питания и техника их
установки. Смеси для энтерального питания. Показания к применению полимерных
смесей для энтерального питания. Применение олигомерных и мономерных смесей для
энтерального питания в различных состояниях по рекомендациям ESPEN. Использование
специализированных смесей по рекомендациям ESPEN по применению энтерального
питания. Осложнения энтерального зондового питания.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Нутрициология и клиническая диетология: национальное руководство / под ред. В.
А. Тутельяна, Д. Б. Никитюка. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 656 с.
Дополнительная литература:
1. Боровик Т.Э., Ладодо К.С. Клиническая диетология детского возраста.
Руководство для врачей. М.: Медицинское информационное агентство, 2015. 720 с.
2. Детская диетология: руководство / Р. Р. Кильдиярова. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2019. - 272 с.
3. Диетология. 4-е изд. / Под ред. А. Ю. Барановского. - СПб: Питер, 2012. - 1024
с.
4. Трихина В.В., Позняковский В.М. Современные подходы к разработке
специализированных
продуктов
для
коррекции
питания
рабочих
промышленных предприятий. - Новосибирск: СибАК, 2017. - 142 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
8

4.
5.
6.
7.
8.
9.

http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)

Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Основы лечебного питания в
профессиональной деятельности медицинской сестры по диетологии» предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
9

осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Основы лечебного питания в профессиональной
деятельности медицинской сестры по диетологии» Автономная некоммерческая
организация дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» использует систему дистанционного обучения
«СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность
обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с
преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Основы лечебного питания в профессиональной деятельности медицинской
сестры по диетологии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных
специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о
сетевом
взаимодействии,
имеющих
высшее
профессиональное
образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да
10

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
4 000 руб.
4 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=269
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Основы лечебного питания в
профессиональной деятельности медицинской сестры по диетологии» предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Основы
лечебного питания в профессиональной деятельности медицинской сестры по
диетологии» повышения квалификации специалистов завершается обязательным
завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
11

из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. Из организации-поставщика в пищеблок больницы завезли продукты питания, в числе
которых оказалось молоко коровье фляжное. Кислотность молока при проведении
измерения оказалось выше 300 по Тернеру. Как должен поступить работник пищеблока,
принимающий завозимые продукты питания?
а) принять молоко
б) отправить молоко обратно, как несоответствующее требованиям
в) провести пробное кипячение молока, и в случае створаживания молока отправить
молоко обратно, как непригодное для употребления
г) сделать из этого молока творог и использовать его в качестве сырья для приготовления
диетических блюд из творога
д) вызвать работника районной санэпидслужбы
2. Из районной санитарно-эпидемиологической станции в пищеблок больницы пришел
работник для отбора проб с целью определения химического состава и калорийности
отдельных блюд, приготовленных в пищеблоке. Работник санэпидслужбы отобрал пробы:
отварные сосиски, отварную курицу, рагу из баранины с костями, котлеты из говядины
паровые, суфле рыбное паровое.
Как должен поступить специалист присутствующий при отборе проб?
а) огласиться с выбором работника санэпидслужбы
б) не соглашаться с действиями работника санэпидслужбы, указав, что в отбор проб не
должны включаться блюда, приготовленные из промышленных изделий, в данном случае
сосиски
в) не соглашаться с действиями работника санэпидслужбы, указав, что в отбор проб не
должны включаться блюда, приготовленные из птицы и мяса с костями, в данном случае
отварная курица и рагу из баранины с костями
г) не соглашаться с действиями работника санэпидслужбы, указав, что в отбор проб не
должны включаться блюда, приготовленные из промышленных изделий и блюда,
приготовленные из птицы и мяса с костями, в данном случае сосиски, отварная курица и
рагу из баранины с костями
д) правильные ответы б) и в)
3. Поступил в стационар коренной житель Крайнего Севера, полгода назад переехавший
для постоянного жительства в Россию, с жалобами на частый жидкий стул, похудание в
течение последних 3-4 месяцев. Со слов больного, иногда расстройства стула
обусловлены употреблением сладких блюд и грибов.
О какой патологии в данном случае можно подумать?
а) о хронической энтеропатии
б) об инвертазной недостаточности
в) о дефиците или отсутствии в его организме тригаллазы
г) о полиферментной недостаточности
д) правильные ответы скорее всего б) и в)
е) правильные ответы скорее всего а) и г).

12

2. Вопросы для итоговой аттестации
1. Больной, страдающий язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки в течение многих
лет и не соблюдающий диету, при эпизодически возникающих голодных болях в
эпигастральной области "спасался" от них приемом стакана теплого молока. В течение
последнего полугода молоко уже "не спасает".
Что Вы можете посоветовать ему в отношении питания?
а) соблюдать диету, перейдя на принципы диеты № 1
б) пить молоко с небольшим количеством пищевой соды
в) заедать боли отварным мясом или отварной курицей
г) принимать 1 стакан теплого куриного бульона, заправленного сливочным маслом
д) выпить 1 стакан минеральной воды без газа комнатной температуры
2. У больного, страдающего язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки в течение 5
лет, в последние полгода появились тупые боли и тяжесть в правом подреберье. При
обследовании установлено, что к язвенной болезни двенадцатиперстной кишки
присоединился хронический бескаменный холецистит.
Какой диеты больной должен придерживаться в такой ситуации?
а) продолжать придерживаться принципов диеты № 1
б) придерживаться принципов диеты № 2
в) придерживаться принципов диеты № 4
г) придерживаться принципов диеты № 5
д) не придерживаться принципов никакой диеты
3. У больного, страдающего язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки в течение 5
лет, в последние полгода появились тупые боли выше пупка на 4-5 см, отдающие в спину,
тяжесть в правом подреберье. При обследовании установлено, что к язвенной болезни
двенадцатиперстной кишки присоединился хронический панкреатит и хронический
бескаменный холецистит.
Какой диеты больной должен придерживаться в такой ситуации?
а) продолжать придерживаться принципов диеты № 1
б) придерживаться принципов диеты № 2
в) придерживаться принципов диеты № 4
г) придерживаться принципов диеты № 5
д) придерживаться принципов диеты № 5п
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Выполнение работ (услуг)
по диетологии при
оказании первичной
специализированной
медико-санитарной
помощи (амбулаторно,
дневной стационар),
специализированной
медицинской помощи
(дневной стационар,
стационарно),

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
D/5

Требования к
результатам
70% и более
правильных
ответов

Средства оценки
Тестовые задания 115 (Приложение)

13

паллиативной
медицинской помощи и
при санаторно-курортном
лечении
Интегральная оценка сформированности компетенций

70% и более
правильных
ответов

Тест

14


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».