ДПП ПК_Современные принципы аллерген-специфической иммунотерапии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

25июля 2023г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ АЛЛЕРГЕН-СПЕЦИФИЧЕСКОЙ
ИММУНОТЕРАПИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Аллергология и иммунология

Ессентуки-2023

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Современные принципы аллерген-специфической иммунотерапии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Аллергология и иммунология
4. Дополнительные
специальности:
Гериатрия,
Гастроэнтерология,
Дерматовенерология, Диетология, Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная
медицина), Пульмонология, Оториноларингология, Педиатрия, Терапия
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Современные принципы аллерген-специфической иммунотерапии», специальность
«Аллергология и иммунология» разработана на основании следующих нормативноправовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N138н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-аллерголог-иммунолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 4 апреля 2018 года, N50608);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N
139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2019 года, N54305);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17 июня 2019 года N
413н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр" (зарегистрирован в
Минюсте России 11 июля 2019 года, N55209);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N142н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-дерматовенеролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50641);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 02.06.2021 № 359н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-диетолог" (зарегистрирован в Минюсте
России 29 июня 2021 года, N64004);
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года
N306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019 года
2

N154н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-пульмонолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 12 апреля 2019 года, N54366);
11.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N
612н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог"
(зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2017года, N47967);
12.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
13.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
14.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
15.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
16.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
17.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Современные принципы аллерген-специфической иммунотерапии» является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим
содержание
и
организационно-методические формы обучения по основной
специальности
«Аллергология и иммунология».
ДПП ПК «Современные принципы аллерген-специфической иммунотерапии»
разработана
Автономной
некоммерческой
организацией
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Современные принципы аллерген-специфической
иммунотерапии» обусловлена тем, что во всем мире наблюдается неуклонный рост IgEзависимых аллергических заболеваний. Фармакологические препараты успешно
позволяют контролировать симптомы и течение аллергических заболеваний, достигать
3

ремиссии, предупреждать обострение, но не оказывают влияния на механизмы
аллергического процесса, лежащие в основе патогенеза этих состояний. Из-за
беспрецедентного роста распространенности аллергии и атопии в последние десятилетия
внимание медицинского сообщества сфокусировано на тех стратегиях, которые способны
повлиять на естественное течение болезни и воспрепятствовать «пандемии»
аллергических заболеваний.
Аллерген-специфическая иммунотерапия (АСИТ) является единственным
уникальным и не имеющим альтернативы методом лечения, воздействующим на
патогенетические механизмы, изменяющим ответ иммунной системы на аллерген и
естественное течение болезни.
Целевая аудитория программы: врач-аллерголог-иммунолог, врач-гериатр, врачгастроэнтеролог, врач-дерматовенеролог, врач-диетолог, врач-терапевт (лечебник), врач
общей практики (семейный врач), врач-пульмонолог, врач-оториноларинголог, врачпедиатр.
Цель ДПП ПК: совершенствование, углубление, систематизация знаний и умений
врачей-специалистов, необходимых для профессиональной деятельности в рамках
имеющейся квалификации, в области современных принципов аллерген-специфической
иммунотерапии (АСИТ).
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить общие вопросы аллергических заболеваний и аллерген-специфической
иммунотерапии (АСИТ) (актуальность проблемы аллергических заболеваний,
современный статус и исторические аспекты АСИТ; факторы развития аллергических
заболеваний и характеристика иммунного ответа при атопии; иммунологические
механизмы и классификация АСИТ; стандартизация аллергенов; показания,
противопоказания и безопасность АСИТ, побочные реакции и меры по их
предупреждению);
− изучить вопросы аллерген-специфической иммунотерапии в клинической практике
(АСИТ при аллергическом рините и бронхиальной астме, пищевой аллергии, инсектной
аллергии, атопическом дерматите; АСИТ и COVID-19; причины неэффективности,
осложнений АСИТ и меры по их предупреждению; полисенсибилизированные пациенты
и тактика проведения АСИТ; длительность АСИТ и клиническая оценка эффективности;
биологические маркеры – возможные кандидаты для оценки прогноза и эффективности
АСИТ; АСИТ и таргетная терапия);
− изучить значение молекулярной аллергодиагностики в определении причиннозначимых аллергенов и прогнозировании эффективности АСИТ
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные принципы
аллерген-специфической иммунотерапии» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
4

− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Современные принципы аллерген-специфической иммунотерапии»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается
информационно-коммуникационных технологий и
5

соответствующими средствами
квалификацией работников, ее

использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2023
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=241
6

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Аллергология и иммунология
Дополнительные
специальности:
Гериатрия,
Гастроэнтерология,
Дерматовенерология, Диетология, Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная
медицина), Пульмонология, Оториноларингология, Педиатрия, Терапия
Целевая аудитория программы: врач-аллерголог-иммунолог, врач-гериатр, врачгастроэнтеролог, врач-дерматовенеролог, врач-диетолог, врач-терапевт (лечебник), врач
общей практики (семейный врач), врач-пульмонолог, врач-оториноларинголог, врачпедиатр.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности Аллергология и иммунология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-аллерголог-иммунолог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N138н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-аллерголог-иммунолог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления аллергических
заболеваний и (или) иммунодефицитных состояний, установления диагноза»;
− «А/02.8 Назначение лечения пациентам с аллергическими заболеваниями и (или)
иммунодефицитными состояниями, контроль его эффективности и безопасности».
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
медицинской
помощи населению
по профилю
"аллергология и
иммунология"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов в целях
выявления
аллергических
заболеваний и (или)
иммунодефицитных
состояний,
установления
диагноза
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Использовать методы
осмотра и обследования
пациентов с аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями с учетом
возрастных анатомофункциональных
особенностей, в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи и
стандартами медицинской
помощи, в числе которых:
- проведение кожных
скарификационных и приктестов с аллергенами;
- проведение внутрикожных
тестов с аллергенами;
- Выявлять клинические

4
- Этиология и патогенез,
патоморфология,
клиническая картина
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы аллергических
заболеваний и (или)
иммунодефицитными
состояниями
- Методы клинической и
параклинической
диагностики аллергических
заболеваний и (или)
иммунодефицитных
состояний
Аллергические заболевания
и (или) иммунодефицитные
состояния, требующие
направления пациентов к
врачам-специалистам
Аллергические заболевания
и (или) иммунодефицитные
состояния, требующие
оказания медицинской

7

Назначение лечения
пациентам с
аллергическими
заболеваниями и
(или)
иммунодефицитными
состояниями,
контроль его
эффективности и
безопасности
(ПК-2)

симптомы и синдромы у
пациентов с аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями
- Назначение аллергенспецифической
иммунотерапии пациентам с
аллергическими
заболеваниями
- Оценка эффективности и
безопасности аллергенспецифической
иммунотерапии для
пациентов с аллергическими
заболеваниями
- Оказание медицинской
помощи при неотложных
состояниях, в том числе в
чрезвычайных ситуациях,
пациентам с аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями
(анафилактический шок,
острый ангиоотек,
астматический статус,
обострение астмы, острая
крапивница, обострение
атопического дерматита)

помощи в неотложной
форме

- Механизм действия
аллерген-специфической
иммунотерапии;
медицинские показания и
медицинские
противопоказания к
применению; методы
проведения; возможные
осложнения, побочные
действия, нежелательные
реакции, в том числе
серьезные и
непредвиденные
- Способы предотвращения
или устранения
осложнений, побочных
действий, нежелательных
реакций, в том числе
серьезных и
непредвиденных,
возникших при
обследовании или лечении
пациентов с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями

В рамках дополнительной специальности Гериатрия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-гериатр», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 17 июня 2019 года N 413н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-гериатр"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение лечения пациентам пожилого и старческого возраста,
контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-гериатр»
Трудовая функция
Наименование
Назначение лечения
пациентам пожилого и
старческого возраста,
контроль его
эффективности и
безопасности

Трудовые действия

Код
А/02.8

ТД 1: Назначение лекарственных препаратов, в том
числе наркотических и психотропных лекарственных
препаратов, с учетом функционального статуса,
возраста, диагноза и клинической картины заболевания,
наличия нарушений функции органов и систем
организма человека в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи
8

В рамках дополнительной специальности Гастроэнтерология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта Врач-гастроэнтеролог, утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N 139н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
пищеварительной системы и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-гастроэнтеролог»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Назначение лечения
пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями
пищеварительной системы
и контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

ТД 1:
Назначение лекарственных препаратов,
медицинских изделий пациентам с заболеваниями и
(или) состояниями пищеварительной системы в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности Дерматовенерология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-дерматовенеролог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N142н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-дерматовенеролог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в
амбулаторных
условиях
пациентам
с
дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи, заболеваниями волос, микозами гладкой кожи и ее придатков,
лепрой»
Профессиональный стандарт «Врач-дерматовенеролог»
Трудовая функция
Наименование
Оказание первичной
специализированной медикосанитарной помощи в
амбулаторных условиях
пациентам с дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи,
заболеваниями волос, микозами
гладкой кожи и ее придатков,
лепрой

Трудовые действия

Код

А/01.8 ТД 2: Определение диагностических признаков и
симптомов болезней
ТД 3: Проведение дифференциальной диагностики с
другими заболеваниями и (или) состояниями
ТД 4: Назначение и выписывание лекарственных
препаратов, в том числе экстемпоральных,
медицинских изделий и лечебного питания
пациентам в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
9

В рамках дополнительной специальности Диетология программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-диетолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 02.06.2021 № 359н «Об утверждении профессионального стандарта
"Врач-диетолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.8 Диагностика заболеваний и (или) состояний у пациентов с целью
формирования плана диетотерапии»
Профессиональный стандарт «Врач-диетолог»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Диагностика заболеваний
и (или) состояний у
пациентов с целью
формирования плана
диетотерапии (ПК-1)

А/02.8

ТД 1: Проведение первичного осмотра пациентов с
оценкой состояния питания пациента
ТД 2: Направление пациентов на инструментальное и
лабораторное
обследование
в
соответствии
с
действующими порядками оказания медицинской помощи,
на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 3: Анализ алиментарных рисков

В рамках дополнительной специальности Общая врачебная практика
(семейная медицина) программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
Проводит осмотр и оценивает данные физического
исследования пациента. Составляет план лабораторного,
инструментального обследования.
Интерпретирует
результаты
лабораторных
анализов;
самостоятельно проводит обследование, диагностику,
лечение, реабилитацию пациентов, при необходимости
организует дообследование, консультацию, госпитализацию
пациентов, в последующем выполняет назначения и
осуществляет дальнейшее наблюдение при наиболее
распространенных заболеваниях

профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее
распространенных заболеваний
и реабилитацию пациентов,
принципы
и
методы
профилактики
и
лечения
наиболее
распространенных
заболеваний

В рамках дополнительной специальности Оториноларингология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-оториноларинголог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N 612н «Об
10

утверждении профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями уха,
горла, носа, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-оториноларинголог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Назначение лечения
пациентам с заболеваниями и
(или) состояниями уха, горла,
носа, контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Назначение лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания пациентам
с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа
в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Педиатрия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза»
− «А/02.7. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и
безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Обследование детей с
целью установления
диагноза (ПК-1)

А/01.7

Назначение лечения
детям и контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

А/02.7

ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка
ТД 2: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими клиническими
рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания
медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 3: Проведение дифференциального диагноза с другими
болезнями и постановка диагноза в соответствии с
действующей
Международной
статистической
классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем
ТД 1: Назначение медикаментозной терапии ребенку
ТД 2: Назначение немедикаментозной терапии ребенку
ТД 3: Назначение диетотерапии ребенку
ТД 4: Выполнение рекомендаций по назначению
медикаментозной
и
немедикаментозной
терапии,
назначенной ребенку врачами-специалистами

11

В рамках дополнительной специальности Пульмонология программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-пульмонолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 19 марта 2019 года N154н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-пульмонолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение и проведение лечения пациентам при заболеваниях
бронхолегочной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-пульмонолог»
Трудовая функция
Наименование
Назначение и проведение
лечения пациентам при
заболеваниях
бронхолегочной системы,
контроль его
эффективности и
безопасности

Код
А/02.8

Трудовые действия
ТД 1:
Назначение лекарственных
препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания пациентам с
заболеваниями бронхолегочной системы (в том числе с
последствиями приема табака) в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Лечебное дело и Терапия программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.7. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»
− «А/03.7. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Наименование
Проведение
обследования
пациента с
целью
установления
диагноза (ПК-1)

Назначение
лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности
(ПК-2)

Код

Трудовые действия

А/02.7 ТД 1: Проведение полного физикального обследования пациента
(осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
ТД 2: Формулирование предварительного диагноза и составление
плана лабораторных и инструментальных обследований пациента
ТД 3: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в соответствии
с действующими порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
А/03.7 ТД 1: Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий
и лечебного питания с учетом диагноза, возраста и клинической
картины болезни и в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи
с учетом стандартов медицинской помощи
ТД 2: Назначение немедикаментозного лечения с учетом диагноза,
12

возраста и клинической картины болезни в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 3: Оценка эффективности и безопасности применения
лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного
питания и иных методов лечения

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ АЛЛЕРГЕН-СПЕЦИФИЧЕСКОЙ
ИММУНОТЕРАПИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекц
ия
п/п

Наименование модулей

Аллергические заболевания и
1 аллерген-специфическая
иммунотерапия. Общие вопросы
Аллерген-специфическая
2 иммунотерапия в клинической
практике
Биологические маркеры, таргетная
3 терапия и аллерген-специфическая
иммунотерапия
4 Молекулярная аллергодиагностика
Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

(итоговое

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)

12

10

2

ПК-1
ПК-2

14

12

2

ПК-1
ПК-2

5

4

1

ПК-1
ПК-2

4

3

1

ПК-1
ПК-2

1
36

29

1

Тестиров
ание

7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ АЛЛЕРГЕН-СПЕЦИФИЧЕСКОЙ
ИММУНОТЕРАПИИ»
13

Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1

1.1

1.2
1.3

1.4
1.5
1.6
1.7

1.8

2

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Наименование модулей, разделов и
тем

Аллергические заболевания и
аллерген-специфическая
иммунотерапия. Общие вопросы
Актуальность проблемы аллергических
заболеваний. Современный статус
аллерген-специфической
иммунотерапии
Исторические аспекты аллергенспецифической иммунотерапии
Факторы развития аллергических
заболеваний и характеристика
иммунного ответа при атопии
Иммунологические механизмы
аллерген-специфической
иммунотерапии
Классификация аллергенспецифической иммунотерапии
Стандартизация аллергенов
Показания и противопоказания к
проведению аллерген-специфической
иммунотерапии
Безопасность аллерген-специфической
иммунотерапии. Побочные реакции и
меры по их предупреждению
Аллерген-специфическая
иммунотерапия в клинической
практике
Аллерген-специфическая
иммунотерапия при аллергическом
рините и бронхиальной астме
Аллерген-специфическая
иммунотерапия при пищевой аллергии
Аллерген-специфическая
иммунотерапия и инсектная аллергия
Аллерген-специфическая
иммунотерапия и атопический дерматит
Аллерген-специфическая
иммунотерапия и COVID-19
14

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

12

10

2

2

2

-

1

1

-

2

1

1

2

2

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

14

12

2

2

1

1

2

1

1

2

2

-

2

2

-

2

2

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

2.6

2.7

2.8

2.9

3

3.1

3.2
4

4.1

Причины неэффективности аллергенспецифической иммунотерапии и меры
по ее предупреждению
Рекомендации по аллергенспецифической иммунотерапии. Меры
по предупреждению осложнений
аллерген-специфической
иммунотерапии
Полисенсибилизированные пациенты и
тактика проведения аллергенспецифической иммунотерапии
Длительность аллерген-специфической
иммунотерапии и клиническая оценка
эффективности
Биологические маркеры, таргетная
терапия и аллерген-специфическая
иммунотерапия
Биологические маркеры – возможные
кандидаты для оценки прогноза и
эффективности аллерген-специфической
иммунотерапии
Аллерген-специфическая иммунотерапия
и таргетная терапия
Молекулярная аллергодиагностика
Молекулярной аллергодиагностика в
определении причинно-значимых
аллергенов и прогнозировании
эффективности аллерген-специфической
иммунотерапии
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

5

4

1

2

2

-

3

2

1

4

3

1

4

3

1

1

-

1

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ АЛЛЕРГЕН-СПЕЦИФИЧЕСКОЙ
ИММУНОТЕРАПИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

15

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Современные принципы аллерген-специфической
иммунотерапии»
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. При выраженном дермографизме кожи кожные пробы целесообразно делать:
а) на руке;
б) на спине;
в) не делать вообще;
г) на животе;
д) на фоне приема антигистаминных препаратов.
2.
При сочетании поллиноза с перекрестной пищевой аллергией к злаковым
кожное тестирование проводят на фоне диеты с:
а) капусты;
б) картофеля;
в) мучных изделий;
г) подсолнечного масла;
д) орехов.
3. Кожное тестирование больного поллинозом следует начинать:
а) с капельной кожной пробы;
б) со скарификационной кожной пробы;
в) с внутри кожной пробы;
г) с prick-теста;
д) с patch-теста.
16

4. Специфическая терапия при поллинозах действует:
а) иммунологическую стадию патогенеза;
б) патохимическую стадию патогенеза;
в) период сенсибилизации;
г) патофизиологическую стадию патогенеза;
д) все стадии патогенеза.
5. Специфическая терапия поллинозов осуществляется:
а) антигистаминными препаратами;
б) противовоспалительными медикаментами;
в) экстрактами аллергенов;
г) глюкокортикостероидами;
д) иммунодепрессантами.
6.
При классическом методе специфической иммунотерапии поллиноза
экстракт аллергена вводится:
а) предссзонно;
б) круглогодично;
в) внутрисезонно;
г) независимо от сезонности заболевания;
д) предсезонно и круглогодично одновременно.
7.
относится:
а)
б)
в)
г)
д)

К местной аллергической реакции при специфическом лечении поллиноза
повышение температуры;
аллергический конъюнктивит;
падение артериального давления;
волдырь и эритема в месте введения аллергена;
приступ удушья.

8.
К синдромной аллергической реакции при специфическом лечении
поллиноза относится:
а) волдырь и эритема в месте введения аллергена;
б) лихорадка;
в) ринит, конъюнктивит;
г) падение артериального давления;
д) увеличение лимфоузлов.
9.
Для системной аллергической реакции на экстракт пыльцевого аллергена
характерно:
1. Снижение артериального давления;
2. Крапивница;
3. Отек Квинке;
4. Повышение артериального давления;
5. Нормальное артериальное давление.
а) если правильные ответы 1, 2 и 3
б) если правильные ответы 1 и 3
в) если правильные ответы 2 и 4
г) если правильный ответ 4
д) если правильные ответы 1, 2, 3, 4 и 5
17

10. Действие неспецифической терапии поллинозов направлено:
1. На патохимическую стадию патогенеза;
2. На период сенсибилизации;
3. На патофизиологическую стадию;
4. На иммунологическую стадию патогенеза;
5. На период сенсибилизации и иммунологическую стадию патогенеза.
а) если правильные ответы 1, 2 и 3
б) если правильные ответы 1 и 3
в) если правильные ответы 2 и 4
г) если правильный ответ 4
д) если правильные ответы 1, 2, 3, 4 и 5
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Орлова, Е. А. Современные принципы аллерген-специфической
иммунотерапии: руководство для врачей / Е. А. Орлова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. 256 с.
2.
Аллергология и иммунология. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2014. - 668 c.
3.
Аллергология и иммунология. Национальное руководство. Краткое издание.
- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 640 c.
4.
Аллергология и иммунология. Национальное руководство: моногр.. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 642 c.
5.
Аллергология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 258 c.
6.
Аллергология. - М.: Е-ното, 2013. - 496 c.
7.
Аллергология. Словарь-справочник / Н.М. Бережная и др. - М.: Наукова
думка, 2012. - 448 c.
8.
Мачарадзе, Д. Ш. Пищевая аллергия у детей и взрослых. Клиника,
диагностика, лечение / Д. Ш. Мачарадзе. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 392 с. - 392 с.
9.
Балаболкина, И. И. Детская аллергология / Под редакцией А.А. Баранова,
И.И. Балаболкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 688 c.
10.
Клиническая аллергология детского возраста с неотложными состояниями/
Под редакцией И.И. Балаболкина, В.А. Булгаковой. - М.: Медицинское информационное
агентство, 2011. - 264 c.
11.
Быкова, А. С. Иммунология и аллергология / Под редакцией А.А.
Воробьева, А.С. Быкова, А.В. Караулова. - М.: Практическая медицина, 2006. - 288 c.
12.
Иммунология и аллергология для ЛОР-врачей / Под редакцией Д.К.
Новикова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2006. - 512 c.
13.
Иммунология и аллергология. Учебное пособие. - М.: Практическая
медицина, 2006. - 288 c.
14.
Ковальчук, Л. В. Клиническая иммунология и аллергология с основами
общей иммунологии. Учебник / Л.В. Ковальчук, Л.В. Ганковская, Р.Я. Мешкова. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 640 c.
18

15.
Колхир, П. В. Доказательная аллергология-иммунология / П.В. Колхир. - М.:
Практическая медицина, 2010. - 528 c.
16.
Лазарева, Г.Ю. Диагностический справочник аллерголога / Г.Ю. Лазарева. М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2016. - 384 c.
17.
Рекен, М. Наглядная аллергология / М. Рекен, Г. Греверс, В. Бургдорф. - М.:
Бином. Лаборатория знаний, 2008. - 240 c.
18.
Сидоренко, Е. Н. Клиническая аллергология / Е.Н. Сидоренко. - М.:
Здоровья, 2013. - 264 c.
19.
Хацкель, С. Б. Аллергология в схемах и таблицах. Справочник / С.Б.
Хацкель. - М.: СпецЛит, 2000. - 720 c.
20.
Клиническая аллергология и иммунология: под редакцией Л. А. Горячкиной,
К. П. Кашкина – Санкт-Петербург, Миклош, 2009 г.- 432 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

19


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».