ДПП ПК_Грипп в эпоху пандемии COVID-19 (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

25июля 2023г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГРИПП В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ COVID-19»
36 ак.ч.
Специальность: Терапия

Ессентуки-2023

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Грипп в эпоху пандемии COVID-19»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Терапия
4. Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Гериатрия, Гигиена
детей и подростков, Гигиеническое воспитание, Инфекционные болезни, Лечебное дело,
Медико-профилактическое дело, Общая гигиена, Общая врачебная практика (семейная
медицина), Организация здравоохранения и общественное здоровье, Пульмонология,
Педиатрия, Санитарно-гигиенические лабораторные исследования, Сестринское дело,
Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Скорая медицинская помощь,
Управление сестринской деятельностью, Эпидемиология
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Грипп в эпоху пандемии COVID-19», специальность «Терапия» разработана на
основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 апреля 2021 № 262н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-акушер-гинеколог"
(зарегистрирован в Минюсте России 21 мая 2021 года, N63555);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17 июня 2019 года N
413н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр" (зарегистрирован в
Минюсте России 11 июля 2019 года, N55209);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N135н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-инфекционист"
(зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50593);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 25 июня 2015 года N
399н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медикопрофилактического дела" (зарегистрирован в Минюсте России 9 июля 2015 года, N37941);
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 7 ноября 2017 г. N
2

768н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации
здравоохранения и общественного здоровья" (зарегистрирован в Минюсте России 29
ноября 2017 года, N49047);
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019 года
N154н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-пульмонолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 12 апреля 2019 года, N54366);
11.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
12.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N
133н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач скорой медицинской
помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 05 апреля 2018 года, N50644);
13.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N479н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации
сестринского дела" (зарегистрирован в Минюсте России 18 августа 2020 года, N59314);
14.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
15.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
16.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
17.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
18.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Грипп в эпоху пандемии COVID-19» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Терапия».
ДПП ПК «Грипп в эпоху пандемии COVID-19» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
3

«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Грипп в эпоху пандемии COVID-19» обусловлена тем, что
грипп остается серьезной проблемой для систем здравоохранения всех стран мира,
несмотря на достижения современной медицинской науки и успехи в лечении.
Непредсказуемость мутаций вирусов гриппа, постоянно существующая угроза
возникновения
пандемии
гриппа
диктуют
необходимость
постоянного
эпидемиологического надзора за этой инфекцией, включая молекулярно-генетический
мониторинг. Смена циркулирующих штаммов вирусов обязывает ежегодно обновлять
состав противогриппозных вакцин. Серьезные, иногда фатальные, осложнения гриппа
требуют своевременной постановки диагноза и начала противовирусной терапии,
позволяющей их избежать. Пандемия COVID-19 на время подвинула грипп с
главенствующей его роли среди других острых респираторных вирусных инфекций по
частоте тяжелых форм и летальных исходов.
Целевая аудитория программы: врач-терапевт (лечебник), врач-акушергинеколог, врач-гериатр, врач по гигиене детей и подростков, врач по гигиеническому
воспитанию, врач-инфекционист, врач общей гигиены, врач общей практики (семейный
врач), главный врач, врач-пульмонолог, врач-педиатр, врач по санитарно-гигиеническим
лабораторным исследованиям, врач по социальной гигиене и организации
госсанэпидслужбы, врач скорой медицинской помощи, главная медицинская сестра, врачметодист, врач-эпидемиолог.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций врачейспециалистов, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся
квалификации, в области диагностики, лечения и профилактики гриппа в условиях
пандемии COVID-19.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить особенности современной эпидемиологии гриппа на фоне пандемии
COVID-19 (этиология гриппа, структура и свойства генома вируса гриппа;
эпидемиологический надзор за гриппом);
− изучить вопросы диагностики и лечения гриппа (патогенез, клиническая картина,
дифференциальная и лабораторная диагностика, лечение гриппа);
− изучить
вопросы
профилактика
гриппа
(вакцинопрофилактика;
противоэпидемические мероприятия, направленные на профилактику инфекции,
неспецифическая и химиопрофилактика гриппа);
− изучить вопросы ведения больных гриппом в акушерско-гинекологической и
педиатрической практике
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Грипп в эпоху пандемии
COVID-19» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);

4

− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Грипп в эпоху пандемии COVID-19» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».

5

Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2023

6

17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=239
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Терапия
Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Гериатрия, Гигиена
детей и подростков, Гигиеническое воспитание, Инфекционные болезни, Лечебное дело,
Медико-профилактическое дело, Общая гигиена, Общая врачебная практика (семейная
медицина), Организация здравоохранения и общественное здоровье, Пульмонология,
Педиатрия, Санитарно-гигиенические лабораторные исследования, Сестринское дело,
Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Скорая медицинская помощь,
Управление сестринской деятельностью, Эпидемиология
Целевая аудитория программы: врач-терапевт (лечебник), врач-акушергинеколог, врач-гериатр, врач по гигиене детей и подростков, врач по гигиеническому
воспитанию, врач-инфекционист, врач общей гигиены, врач общей практики (семейный
врач), главный врач, врач-пульмонолог, врач-педиатр, врач по санитарно-гигиеническим
лабораторным исследованиям, врач по социальной гигиене и организации
госсанэпидслужбы, врач скорой медицинской помощи, главная медицинская сестра, врачметодист, врач-эпидемиолог.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности Терапия и дополнительной Лечебной дело
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»;
− «А/03.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»;
− «А/05.7 Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и
формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению
населения»
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
первичной медикосанитарной помощи
взрослому населению в
амбулаторных
условиях, не
предусматривающих
круглосуточного
медицинского
наблюдения
и лечения, в том числе

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациента с целью
установления
диагноза
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
-Осуществлять сбор
жалоб, анамнеза жизни и
заболевания пациента и
анализировать
полученную информацию
- Проводить полное
физикальное обследование
пациента (осмотр,
пальпацию, перкуссию,
аускультацию) и
интерпретировать его

4
- Общие вопросы
организации медицинской
помощи населению
- Вопросы организации
санитарнопротивоэпидемических
(профилактических)
мероприятий в целях
предупреждения
возникновения и
распространения

7

на дому при вызове
медицинского
работника

Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности
(ПК-2)

результаты
- Обосновывать
необходимость и объем
лабораторного
обследования пациента
- Анализировать
полученные результаты
обследования пациента,
при необходимости
обосновывать и
планировать объем
дополнительных
исследований
- Интерпретировать
результаты сбора
информации о
заболевании пациента
- Интерпретировать
данные, полученные при
лабораторном
обследовании пациента
- Определять медицинские
показания для оказания
скорой, в том числе скорой
специализированной,
медицинской помощи
- Применять медицинские
изделия в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской*,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи,
помощи с учетом
стандартов медицинской
помощи
- Составлять план лечения
заболевания и состояния
пациента с учетом
диагноза, возраста
пациента, клинической
картины заболевания в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Назначать лекарственные
препараты, медицинские
изделия и лечебное
питание с учетом
диагноза, возраста и
клинической картины
болезни в соответствии с
действующими порядками

8

инфекционных
заболеваний
- Порядки оказания
медицинской помощи,
клинические
рекомендации (протоколы
лечения) по вопросам
оказания медицинской
помощи, стандарты
медицинской помощи
- Методы лабораторных и
инструментальных
исследований для оценки
состояния здоровья,
медицинские показания к
проведению исследований,
правила интерпретации их
результатов
- Этиология, патогенез и
патоморфология,
клиническая картина,
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы заболеваний
внутренних органов
- Методика сбора жалоб,
анамнеза жизни и
заболевания пациента
- Методика полного
физикального
исследования пациента
(осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация)

- Современные методы
применения
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий и лечебного
питания при заболеваниях
и состояниях у пациента в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Механизм действия
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий и лечебного
питания, медицинские
показания и
противопоказания к их

Проведение и
контроль
эффективности
мероприятий по
профилактике и
формированию
здорового образа
жизни и санитарногигиеническому
просвещению
населения
(ПК-3)

оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Назначать
немедикаментозное
лечение с учетом диагноза,
возраста и клинической
картины болезни в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Оценивать
эффективность и
безопасность применения
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий и лечебного
питания
- Организовывать и
проводить
иммунопрофилактику
инфекционных
заболеваний у взрослого
населения в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Определять медицинские
показания к введению
ограничительных
мероприятий (карантина)
и показания для
направления к врачуспециалисту
- Проводить санитарнопротивоэпидемические
мероприятия в случае
возникновения очага
инфекции

9

применению; осложнения,
вызванные их
применением
- Современные методы
немедикаментозного
лечения болезней и
состояний у пациента в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Механизм действия
немедикаментозного
лечения; медицинские
показания и
противопоказания к его
назначению; побочные
эффекты, осложнения,
вызванные его
применением

- Правила проведения
санитарнопротивоэпидемических
мероприятий
- Принципы применения
специфической и
неспецифической
профилактики
инфекционных
заболеваний,
национальный календарь
профилактических
прививок и календарь
профилактических
прививок по
эпидемическим
показаниям
- Законодательство
Российской Федерации в
сфере охраны здоровья,
санитарные правила и
нормы
- Профилактические
мероприятия с учетом
диагноза в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с

учетом стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Акушерство и гинекология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-акушер-гинеколог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 19 апреля 2021 № 262н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-акушер-гинеколог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Проведение медицинского обследования пациентов в период
беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с
гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями
молочных желез в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара»
- «А/02.8 Назначение и проведение лечения пациентам в период беременности, в
послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими
заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями молочных желез,
контроль его эффективности и безопасности в амбулаторных условиях и (или) в условиях
дневного стационара»
Профессиональный стандарт «Врач-акушер-гинеколог»
Трудовая функция
Трудовые действия

Наименование

Код

Проведение медицинского
обследования пациентов в период
беременности, в послеродовой период,
после прерывания беременности, с
гинекологическими заболеваниями и
доброкачественными диффузными
изменениями молочных желез в
амбулаторных условиях и (или) в
условиях дневного стационара
Назначение и проведение лечения
пациентам в период беременности, в
послеродовой период, после
прерывания беременности, с
гинекологическими заболеваниями и
доброкачественными диффузными
изменениями молочных желез,
контроль его эффективности и
безопасности в амбулаторных условиях
и (или) в условиях дневного
стационара

А/01.8

ТД 1: Осмотр и медицинское обследование
пациентов в период беременности, в
послеродовой период, после прерывания
беременности,
с
гинекологическими
заболеваниями
и
доброкачественными
диффузными изменениями молочных желез

А/02.8

ТД 1: Назначение, оценка эффективности и
безопасности лекарственных препаратов,
медицинских изделий и немедикаментозной
терапии пациентам в период беременности, в
послеродовой период, после прерывания
беременности,
с
гинекологическими
заболеваниями
и
доброкачественными
диффузными изменениями молочных желез в
соответствии
с
порядками
оказания
медицинской
помощи,
на
основе
клинических рекомендаций, с учетом
стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Гериатрия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-гериатр», утвержденного приказом Министерства труда и
10

социальной защиты от 17 июня 2019 года N 413н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-гериатр"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Проведение обследования пациентов пожилого и старческого возраста с
целью установления диагноза и определения функционального статуса»
- «А/02.8 Назначение лечения пациентам пожилого и старческого возраста,
контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-гериатр»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код

Проведение обследования
пациентов пожилого и
старческого возраста с
целью установления
диагноза и определения
функционального статуса

А/01.8

Назначение лечения
пациентам пожилого и
старческого возраста,
контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

ТД 1: Направление пациентов пожилого и старческого
возраста на лабораторное исследование по медицинским
показаниям в соответствии с действующими порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 1: Назначение лекарственных препаратов, в том
числе наркотических и психотропных лекарственных
препаратов, с учетом функционального статуса,
возраста, диагноза и клинической картины заболевания,
наличия нарушений функции органов и систем
организма человека в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Инфекционные болезни программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-инфекционист», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N135н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-инфекционист"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/05.8. Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике
инфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни, санитарногигиеническому просвещению населения»
Профессиональный стандарт «Врач-инфекционист»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение и контроль эффективности
мероприятий по профилактике
инфекционных заболеваний и
формированию здорового образа жизни,
санитарно-гигиеническому
просвещению населения (ПК-1)

А/05.8

11

Трудовые действия
ТД 1: Организация и проведение
противоэпидемических мероприятий в
случае возникновения очага инфекции, в
том числе карантинных мероприятий при
выявлении особо опасных (карантинных)
инфекционных заболеваний

В рамках дополнительной специальности Общая врачебная практика
(семейная медицина) программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
1. Проводит осмотр и оценивает данные физического
исследования пациента.
2. Составляет план лабораторного, инструментального
обследования. Интерпретирует результаты лабораторных
анализов; лучевых, электрофизиологических и других методов
исследования; самостоятельно проводит обследование,
диагностику, лечение, реабилитацию пациентов, при
необходимости организует дообследование, консультацию,
госпитализацию пациентов, в последующем выполняет
назначения и осуществляет дальнейшее наблюдение при
наиболее распространенных заболеваниях
3. Организует и проводит противоэпидемические мероприятия
и иммунопрофилактику в установленном порядке

Должен знать:

профилактику, диагностику,
лечение
наиболее
распространенных
заболеваний и реабилитацию
пациентов;
принципы
и
методы
профилактики
и
лечения
наиболее распространенных
заболеваний;

В рамках дополнительной специальности Организация здравоохранения и
общественное здоровье программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист в
области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 7 ноября 2017 г. N 768н «Об
утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации
здравоохранения и общественного здоровья"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «C/01.8 Организация деятельности структурного подразделения медицинской
организации»
Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и
общественного здоровья»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Организация
деятельности
структурного
подразделения
медицинской
организации

C/01.8

ТД 1: Организация работы структурного подразделения
медицинской организации
ТД 2: Организация документооборота в структурном
подразделении медицинской организации
ТД 3: Взаимодействие с руководством медицинской
организации и другими подразделениями медицинской
организации
12

В рамках дополнительных специальностей Сестринское дело и Управление
сестринской деятельностью программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист в
области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 7 ноября 2017 г. N 768н «Об
утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации
здравоохранения и общественного здоровья"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/02.5 Организация отдельных процессов деятельности структурного
подразделения медицинской организации»

Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и
общественного здоровья»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Организация отдельных
процессов деятельности
структурного подразделения
медицинской организации

А/02.5

ТД 1: Создание условий для проведения
противоэпидемических мероприятий и выполнение
работы по организации и проведению карантинных
мероприятий

В рамках дополнительной специальности Пульмонология программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-пульмонолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 19 марта 2019 года N154н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-пульмонолог"), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Диагностика заболеваний бронхолегочной системы»;
− «А/02.8 Назначение и проведение лечения пациентам при заболеваниях
бронхолегочной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-пульмонолог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Диагностика
заболеваний
бронхолегочной
системы

А/01.8

Назначение и
проведение лечения
пациентам при
заболеваниях
бронхолегочной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Физикальное обследование пациентов с
заболеваниями
бронхолегочной
системы
или
подозрением на заболевания бронхолегочной системы
ТД 2: Оценка тяжести состояния пациентов с
заболеваниями бронхолегочной системы
ТД 1: Назначение лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания пациентам с
заболеваниями бронхолегочной системы (в том числе с
последствиями приема табака) в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
13

применения лекарственных препаратов, медицинских
изделий и немедикаментозной терапии у пациентов с
заболеваниями бронхолегочной системы
ТД 3: Профилактика или лечение осложнений,
побочных действий, нежелательных реакций, в том
числе непредвиденных, возникших в результате
диагностических
или
лечебных
манипуляций,
применения лекарственных препаратов и (или)
применения медицинских изделий, немедикаментозной
терапии

В рамках дополнительной специальности Педиатрия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза»
− «А/02.7. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и
безопасности»
Профессиональный стандарт
«Врач-педиатр»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код

Обследование детей с
целью установления
диагноза

А/01.7

Назначение лечения детям
и контроль его
эффективности и
безопасности

А/03.7

ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка
ТД 2: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 3: Проведение дифференциального диагноза с
другими болезнями и постановка диагноза в
соответствии
с
действующей
Международной
статистической классификацией болезней и проблем,
связанных со здоровьем
ТД 1: Назначение медикаментозной терапии ребенку
ТД 2: Назначение немедикаментозной терапии ребенку
ТД 3: Назначение диетотерапии ребенку
ТД 4: Выполнение рекомендаций по назначению
медикаментозной и немедикаментозной терапии,
назначенной ребенку врачами-специалистами

В рамках дополнительной специальности Скорая медицинская помощь
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач скорой медицинской помощи»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N133н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач скорой медицинской
помощи"»), которые соответствуют трудовым функциям:

14

− «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи вне медицинской
организации»
− «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями,
требующими оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации,
контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач скорой медицинской помощи»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение обследования
пациентов в целях выявления
заболеваний и (или) состояний,
требующих оказания скорой
медицинской помощи вне
медицинской организации

А/01.8

Назначение лечения пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой медицинской
помощи вне медицинской
организации, контроль его
эффективности и безопасности

А/02.8

ТД 1: Проводить обследование пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями, требующими
оказания скорой медицинской помощи вне
медицинской организации, в соответствии с
действующим порядком оказания медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 1: Оказание скорой медицинской помощи вне
медицинской организации (в составе врачебной
общепрофильной выездной бригады скорой
медицинской помощи), включая осуществление
мероприятий, способствующих стабилизации или
улучшению клинического состояния пациента, с
учетом диагноза, возраста и клинической картины
в соответствии с действующим порядком оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 2: Назначение лекарственных препаратов и
применение медицинских изделий у пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями, требующими
оказания скорой медицинской помощи вне
медицинской организации

В рамках дополнительных специальностей Гигиена детей и подростков,
Медико-профилактическое
дело,
Общая
гигиена,
Санитарно-гигиенические
лабораторные исследования, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы,
Эпидемиология программа направлена на освоение (совершенствование) следующих
профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист в области
медико-профилактического дела», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 25 июня 2015 года N 399н «Об утверждении профессионального
стандарта "Специалист в области медико-профилактического дела"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «С/01.7
Организация и проведение санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий»

15

Профессиональный стандарт
«Специалист в области медико-профилактического дела»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Организация и проведение
санитарнопротивоэпидемических
(профилактических)
мероприятий

С/01.7

ТД 1: Информирование органов государственной власти,
органов местного самоуправления и их должностных
лиц, медицинских организаций, населения о санитарноэпидемиологической обстановке, в том числе о
подозрении
на
инфекционные,
массовые
неинфекционные заболевания
ТД 2: Организация эпидемиологического расследования
с целью установления причин и условий возникновения
инфекционного и неинфекционного заболевания, а также
выявления лиц, контактировавших с больными и (или)
подозрительными на болезнь (заражение)

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГРИПП В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ COVID-19»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекц
ия
п/п

Наименование модулей

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)

Пандемии и современные
1 особенности эпидемиологии гриппа

7

6

1

2 Диагностика и лечение гриппа

12

11

1

3 Профилактика гриппа

8

6

2

4 Грипп у беременных

4

3

1

5 Грипп в педиатрической практике

4

3

1

Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

(итоговое

1
36

16

29

1
7

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГРИПП В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ COVID-19»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

Наименование модулей, разделов и
тем

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

7

6

1

2

2

-

3

2

1

(в т.ч
консуль
тации)

2

2

-

2

Пандемии и современные
особенности эпидемиологии гриппа
Этиология гриппа. Структура и
свойства генома вируса гриппа
Пандемии и современные особенности
эпидемиологии гриппа
Эпидемиологический надзор за
гриппом
Диагностика и лечение гриппа

12

11

1

2.1

Патогенез гриппа

2

2

-

2.2

Клиническая картина гриппа

3

3

-

2.3

2

2

-

2.4

Дифференциальная диагностика
гриппа
Лабораторная диагностика гриппа

2

2

-

2.5

Лечение гриппа

3

2

1

Профилактика гриппа

8

6

2

Вакцинопрофилактика гриппа

4

3

1

4

3

1

4

3

1

Грипп у беременных

4

3

1

5

Грипп в педиатрической практике

4

3

1

5.1

Клиническая эпидемиология гриппа у
детей. Особенности ведения

4

3

1

1
1.1
1.2
1.3

3
3.1

3.2

4
4.1

Противоэпидемические мероприятия,
направленные на профилактику
инфекции. Неспецифическая
профилактика гриппа.
Химиопрофилактика
Грипп у беременных

17

Форма
контроля

педиатрических пациентов
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГРИПП В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ COVID-19»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Грипп в эпоху пандемии COVID-19» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

18

VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. При гриппе интоксикационный и катаральный синдромы появляются:
а) катаральный синдром запаздывает
б) одновременно
в) интоксикационный синдром запаздывает
2. Укажите этиотропное лечение гриппа:
а) амоксициллин
б) рибавирин
в) озельтамивир, занамивирин
3. Вирус гриппа относится к семейству:
а) ортмиксовирусов
б) пикорнавирусов
в) реовирусов
4. При какой ОРВИ наиболее часто развиваются гипертермический и судорожный
синдромы:
а) парагрипп
б) грипп
в) РС инфекция
5. Что является источником инфекции при гриппе?
а) Больной человек
б) Рековалесцент
в) Животные – резервуар вируса
г) Птицы – резервуар вируса
д) Все перечисленные
6. Как называется механизм передачи гриппа?
а) Воздушно – капельный
б) Контактный
в) Фекально – оральный
г) Птицы – резервуар вируса
д) Все перечисленные
7. Определите, что является основными звеньями патогенеза гриппа?
а) Внедрение вируса в клетку эпителия и репродукция вируса
б) Вирусемия, токсемия
в) Поражение центральной и вегетативной нервной системы
г) Снижение иммунологической реактивности организма и активизация эндогенной
бактериальной флоры
д) Все перечисленное
8. Выберите, что из перечисленного в патогенезе гриппа приобретает определяющее
значение:
а) Вирулентность вируса
б) Общий токсикоз
в) Состояние защитных сил организма
19

г) Резорбция гриппозного токсина
д) Все перечисленное
9. Что из данного относится к основным клиническим симптомам гриппа:
а) Лихорадка, гиперемия лица
б) Катаральные явления
в) Гиперемия слизистой ротоглотки, отечность и зернистость задней стенки глотки
г) Озноб, недомогание, ломота, боли в мышцах
д) Все перечисленные
10. Выберите верный ответ. Лабораторная диагностика гриппа осуществляется всеми
перечисленными методами, кроме:
а) Культивации вируса в культурах ткани
б) Реакции связывания комплимента (РСК)
в) РИГА
г) Иммунофлюоресценции
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Список литературы
1.
Инфекционные болезни. Национальное руководство. Краткое издание / под
ред. Н. Д. Ющука, Ю. Я. Венгерова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 848 с.
2.
Белоусова, А. К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и
эпидемиологии / А.К. Белоусова, В.Н. Дунайцева. - Москва: ИЛ, 2020. - 368 c.
3.
Богомолов, Б. П. Инфекционные болезни / Б.П. Богомолов. - М.:
Издательство МГУ, 2018. - 608 c.
4.
Вирусы и вирусные инфекции человека и животных: руководство по
вирусологии / под ред. Д.К. Львова. Москва: Медицинское информационное агентство,
2013. 1200 с.
5.
Вакцины и вакцинация: национальное руководство / Под ред. В.В. Зверева,
Б.Ф. Семенова, Р.М. Хаитова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 880 с.
6.
Ильина С.В., Намазова-Баранова Л.С., Баранов А.А. Вакцинация для всех:
простые ответы на непростые вопросы: руководство для врачей. - М.: Педиатръ, 2016. 204 с.
7.
Лабораторная диагностика опасных инфекционных заболеваний / Под ред.
Г.Г. Онищенко, В.В. Кутырева // М.: Медицина, Шико, 2009. - 472 с.
8.
Лобзин Ю.В. Практика лабораторных исследований при инфекционных
заболеваниях / Ю.В. Лобзин, Ю.П. Финогеев, В.Ф. Крумгольц // СПб.: Элби-СПб., 2005. 274 с.
9.
Иммунопрофилактика-2018: Справочник, 13-е издание, расширенное / В.К.
Таточенко, Н.А. Озерецковский, Москва: 2018. – 272 с.;
10.
Вакцины и вакцинация: национальное руководство / под ред. В.В. Зверева,
Б.Ф. Семенова, Р.М. Хаитова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 880 с.;

20

11.
Клинико-иммунологическая
эффективность
иммунобиологических
препаратов: (справочник) Абакумова Т.И. и др. под редакцией М.П. Костинова и Н.А.
Озерецковского. I. Абакумова Т.И. – М.: Миклош, 2006. – 256 с.;
12.
Медуницын Н.В. Вакцинология. Издание третье, переработанное и
дополненное /Н.В. Медуницын; М.: ТриадаХ, 2010. – 512 с.;
13.
Организация вакцинопрофилактики: Пособие для врачей / Под редакцией
д.м.н., проф., акад. РАМН Г.Г. Онищенко. – М.: Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии Роспотребнадзора. 2007. – 672 с.;
14.
Бреслав Н.В., Краснослободцев К.Г., Мукашева Е.А., Кириллова Е.С.,
Росаткевич А.Г., Колобухина Л.В., Бурцева Е.И. Чувствительность вирусов гриппа к
специфическим химиопрепаратам в России в 2017–2020 гг. Редкие находки и
перспективные препараты // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2020. Т. 25, № 2. С.
65–77.
15.
Харит, С.М. Вакцинация: современные возможности снижения
заболеваемости / С.М.Харит // Фарматека. - 2014 -№3. - С. 12-18.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

21


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».