ДПП ПК_Клиническая психология благополучного старения (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

25апреля 2023г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО СТАРЕНИЯ»
36 ак.ч.
Специальность: Гериатрия

Ессентуки-2023

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Клиническая психология благополучного старения»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Гериатрия
4. Дополнительные специальности: Лечебное дело, Общая врачебная практика
(семейная медицина), Психиатрия, Психотерапия, Терапия
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Клиническая психология благополучного старения», специальность «Гериатрия»
разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17 июня 2019 года N
413н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр" (зарегистрирован в
Минюсте России 11 июля 2019 года, N55209);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
6.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
7.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
специальности 31.08.20 «Психиатрия», утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1062;
8.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
специальности 31.08.22 «Психотерапия», утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1064;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
2

10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
11.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
13.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Клиническая психология благополучного старения» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Гериатрия».
ДПП ПК «Клиническая психология благополучного старения» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Клиническая психология благополучного старения»
обусловлена тем, что пожилой возраст представляет очень уязвимую стадию жизни,
наблюдается чрезмерное давление на пожилого человека. Надежный паттерн жизни
разорван, экономические и/или политические обстоятельства могут угрожать ощущению
надежности или даже приводить к его отсутствию у пожилого человека, а нестабильный и
подчас кажущийся хаотичным мир вокруг, возможно, воспринимается как угрожающий
личной идентичности.
Клиническая психология благополучного старения – раздел клинической
психологии, где поставлена цель понять и способствовать благополучию человека
пожилого и старческого возраста за счет усиления положительных психосоциальных
факторов (например, устойчивости, оптимизма, мудрости, поддержки окружающей
среды), которые способствуют психическому и физическому здоровью.
Целевая аудитория программы: врач-гериатр, врач общей практики (семейный
врач), врач-терапевт (лечебник), врач-психиатр, врач-психотерапевт.
Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций врачейспециалистов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации
в области клинической психологии благополучного старения.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
3

− изучить парадигмы успешного, благополучного и здорового старения,
устойчивость в пожилом и старческом возрасте (регресс в позднем возрасте, атрибуты
успешного старения; когнитивный резерв как защитный фактор благополучного старения;
формы
обследования
благополучного
старения;
концепция
устойчивости,
стимулирующие, защитные факторы и процессы; травмы, болезни, стресс и устойчивость
в пожилом возрасте; диагностические подходы к оценке и направления усиления
психологической устойчивости в пожилом возрасте);
− изучить основные проблемы психического здоровья в позднем возрасте и пути их
решения, комплексная геронтопсихологическая оценка (психическое, эмоциональное и
психологическое здоровье; делирий; психотический спектр расстройств позднего
возраста; гериатрическая депрессия; суицидальное поведение и расстройства личности в
позднем возрасте; особенности тяжелой утраты и скорби, тревожные расстройства
позднего возраста; синдром телесного дистресса, бессонница; когнитивные нарушения,
болезнь Альцгеймера, деменция; специфика геронтопсихологического интервью,
комплексная геронтопсихологическая оценка; нейровизуализация в клинической
психологии старения);
− изучить онейрографию пожилого и старческого возраста: сновидения и желания
(сновидения, сновидное мышление в пожилом возрасте; онейрофрения в позднем
возрасте; сновидения в психотерапии людей пожилого возраста);
− изучить вопросы субъективного возраста как биопсихосоциальный индикатор
течения старения, особенности восприятия времени в позднем возрасте (дифференциация
понятий «хронологический возраст» и «субъективный возраст»; диагностические подходы
к оценке субъективного возраста; гибкая возрастная идентичность: феномен когнитивной
иллюзии и отрицание возраста; субъективный возраст как одна из мишеней психотерапии
в позднем возрасте);
− изучить вопросы социального познания в пожилом и старческом возрасте,
психологические ресурсы благополучного старения (когнитивно-эмоциональная
компетентность и метакогнитивные способности в пожилом и старческом возрасте;
неврологические и психические расстройства позднего возраста; психологический
капитал и психологические ресурсы как предикторы удовлетворенности качеством жизни
в позднем возрасте)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Клиническая психология
благополучного старения» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
7.

Кадровое обеспечение
4

Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Клиническая психология благополучного старения» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
5

случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания
платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных
на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2023
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=219
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Гериатрия
Дополнительные специальности: Лечебное дело, Общая врачебная практика
(семейная медицина), Психиатрия, Психотерапия, Терапия
6

Целевая аудитория программы: врач-гериатр, врач общей практики (семейный
врач), врач-терапевт (лечебник), врач-психиатр, врач-психотерапевт.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности Гериатрия программа направлена на освоение
(совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-гериатр», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 17 июня 2019 года N 413н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-гериатр"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8. Проведение обследования пациентов пожилого и старческого возраста с
целью установления диагноза и определения функционального статуса»
− «А/02.8. Назначение лечения пациентам пожилого и старческого возраста,
контроль его эффективности и безопасности»
Вид деятельности

1
ВД1: Оказание
первичной
специализированной
медико-санитарной
помощи пациентам
пожилого и
старческого возраста
по профилю
"гериатрия"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов пожилого и
старческого возраста с
целью установления
диагноза и определения
функционального
статуса (ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Производить оценку
когнитивных функций
(оценивать праксис,
гнозис, речь, письмо,
чтение, счет,
ориентировку в
пространстве и времени,
память, мышление) с
определением
когнитивного статуса, в
том числе осуществлять
диагностику деменции и
делирия у пациентов
пожилого и старческого
возраста
- Осуществлять
комплексную
гериатрическую оценку
пациента, включающую
оценку физического
состояния,
функционального
статуса, психического
здоровья и социальноэкономических условий
жизни пациента
- Выявлять основные
сенсорные нарушения у
пациентов пожилого и
старческого возраста,
включая проведение
оценки остроты зрения и
проведение отоскопии, и
при наличии
медицинских показаний
направлять пациентов
пожилого и старческого
возраста к врачам-

4
- Медицинские показания
для направления пациентов
пожилого и старческого
возраста к врачамспециалистам для
дифференциальной
диагностики заболеваний и
(или) состояний
- Методы лабораторных и
инструментальных
исследований для оценки
состояния здоровья,
медицинские показания к
проведению исследований
и методы интерпретации
результатов
- Этиология, патогенез и
патоморфология,
клиническая картина,
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы заболеваний
органов и систем организма
человека с учетом
возрастных изменений
органов и систем организма
человека, гериатрических
синдромов
- Методика проведения
комплексной
гериатрической оценки у
пациентов пожилого и
старческого возраста,
включающая оценку
физического состояния,
функционального статуса,
психического здоровья и

7

специалистам для
коррекции и лечения
- Выявлять нарушения
психоповеденческого
статуса у пациентов
пожилого и старческого
возраста и при наличии
медицинских показаний
направлять пациентов
пожилого и старческого
возраста к врачамспециалистам для
коррекции и лечения
- Проводить
дифференциальную
диагностику заболеваний
и (или) состояний

Назначение лечения
пациентам пожилого и
старческого возраста,
контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

- Применять
немедикаментозную
терапию, в том числе
физиотерапию, лечебное
питание, лечебную
физкультуру,
психотерапию, трудовую
терапию с учетом
функционального
статуса, возраста,
диагноза и клинической
картины заболевания,
наличия нарушений
функции органов и
систем организма
человека в соответствии с
действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи

социально-экономических
условий жизни пациента
- Методика оценки риска
развития пролежней и
контактного дерматита у
пациентов пожилого и
старческого возраста
- Методика оценки риска
падений у пациентов
пожилого и старческого
возраста
- Особенности возрастных
изменений психического
статуса
- Влияние факторов
внешней среды и
социально-бытового
окружения на состояние
здоровья пациентов
пожилого и старческого
возраста
- Методы
немедикаментозной
терапии заболеваний и
(или) состояний у
пациентов пожилого и
старческого возраста в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Механизм действия
немедикаментозной
терапии; медицинские
показания и медицинские
противопоказания к ее
назначению; побочные
эффекты, осложнения,
вызванные ее применением
- Методы коррекции
основных сенсорных
нарушений в гериатрии

В рамках дополнительной специальности Общая врачебная практика
(семейная медицина) программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
8

Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
ПК 1 - Самостоятельно проводит обследование,
диагностику, лечение, реабилитацию пациентов, при
необходимости
организует
дообследование,
консультацию,
госпитализацию
пациентов,
в
последующем выполняет назначения и осуществляет
дальнейшее наблюдение при наиболее распространенных
заболеваниях

- профилактику, диагностику,
лечение
наиболее
распространенных заболеваний и
реабилитацию пациентов,

В рамках дополнительной специальности Терапия, Лечебное дело программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.7. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»
− «А/03.7. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт
«Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
(ПК-1)

А/02.7

Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности
(ПК-2)

А/03.7

ТД 1: Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания
пациента
ТД 2: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения с учетом
диагноза, возраста и клинической картины болезни в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Организация персонализированного лечения
пациента, в том числе беременных женщин, пациентов
пожилого и старческого возраста, оценка эффективности
и безопасности лечения

В рамках дополнительной специальности Психиатрия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
ФГОС высшего образования по специальности 31.08.20 Психиатрия, утверждённый
приказом Минобразования и науки РФ N1062 от 25.08.2014г):
ФГОС по специальности 31.08.20 Психиатрия
9

Профессиональные компетенции (имеющиеся)

Вид деятельности
ВД 1:
Диагностическая
деятельность
ВД 2:
Лечебная
деятельность

готовность к определению у пациентов патологических состояний,
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в
соответствии с Международной статистической классификацией
болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-1)
готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании
психиатрической медицинской помощи (ПК-2)

В рамках дополнительной специальности Психотерапия программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
ФГОС высшего образования по специальности 31.08.22 Психотерапия, утверждённый
приказом Минобразования и науки РФ N1064 от 25.08.2014г):
ФГОС по специальности 31.08.22 Психотерапия
Профессиональные компетенции (имеющиеся)

Вид деятельности
ВД 1:
Диагностическая
деятельность
ВД 2:
Лечебная
деятельность

Готовность к определению у пациентов патологических состояний,
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в
соответствии с Международной статистической классификацией
болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-1)
Готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в
психотерапевтической медицинской помощи (ПК-2)

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО СТАРЕНИЯ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Парадигмы успешного,
благополучного и здорового
1
старения. Устойчивость в пожилом
и старческом возрасте
Основные проблемы психического
2
здоровья в позднем возрасте и пути

Самост Формиру Форма
Лекция
емые контроля
работа
компетен
Объем,
(в
т.ч
ции
ак.ч.
консуль
тации)

8

7

1

12

10

2

10

ПК-1
ПК-2

ПК-1
ПК-2

их решения. Комплексная
геронтопсихологическая оценка
Онейрография пожилого и
3 старческого возраста: сновидения и
желания
Субъективный возраст как
биопсихосоциальный индикатор
4 течения старения. Особенности
восприятия времени в позднем
возрасте
Социальное познание в пожилом и
старческом возрасте.
5
Психологические ресурсы
благополучного старения
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

4

3

1

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

4

3

7

6

1

-

1

29

7

1
36

1

ПК-1
ПК-2

Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО СТАРЕНИЯ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1

1.1
1.2
1.3
1.4

Наименование модулей, разделов и
тем

Парадигмы успешного,
благополучного и здорового старения.
Устойчивость в пожилом и
старческом возрасте
Регресс в позднем возрасте. Атрибуты
успешного старения
Когнитивный резерв как защитный
фактор благополучного старения.
Формы обследования благополучного
старения
Концепция устойчивости,
стимулирующие, защитные факторы и
процессы
11

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

8

7

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

1.5
1.6
1.7

2

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3
3.1
3.2
3.3

4

4.1

4.2

Травмы, болезни, стресс и устойчивость
в пожилом возрасте
Диагностические подходы к оценке
устойчивости в пожилом возрасте
Направления усиления психологической
устойчивости в пожилом возрасте
Основные проблемы психического
здоровья в позднем возрасте и пути их
решения. Комплексная
геронтопсихологическая оценка
Психическое, эмоциональное и
психологическое здоровье. Делирий
Психотический спектр расстройств
позднего возраста. Гериатрическая
депрессия
Суицидальное поведение и расстройства
личности в позднем возрасте
Особенности тяжелой утраты и скорби.
Тревожные расстройства позднего
возраста
Синдром телесного дистресса.
Бессонница
Когнитивные нарушения. Болезнь
Альцгеймера. Деменция
Специфика геронтопсихологического
интервью. Комплексная
геронтопсихологическая оценка
Нейровизуализация в клинической
психологии старения
Онейрография пожилого и
старческого возраста: сновидения и
желания
Сновидения, сновидное мышление в
пожилом возрасте
Онейрофрения в позднем возрасте
Сновидения в психотерапии людей
пожилого возраста
Субъективный возраст как
биопсихосоциальный индикатор
течения старения. Особенности
восприятия времени в позднем
возрасте
Дифференциация понятий
«хронологический возраст» и
«субъективный возраст».
Диагностические подходы к оценке
субъективного возраста
Гибкая возрастная идентичность:
феномен когнитивной иллюзии и
отрицание возраста
12

1

1

-

1

1

-

2

1

1

12

10

2

1

1

-

2

2

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

2

-

2

1

1

2

1

1

4

3

1

2

1

1

1

1

-

1

1

-

4

3

1

1

1

-

1

1

-

4.3

5

5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6

Субъективный возраст как одна из
мишеней психотерапии в позднем
возрасте
Социальное познание в пожилом и
старческом возрасте.
Психологические ресурсы
благополучного старения
Когнитивно-эмоциональная
компетентность в пожилом и
старческом возрасте
Метакогнитивные способности в
позднем возрасте
Неврологические и психические
расстройства позднего возраста
Психотерапевтическая тактика усиления
модели психического в позднем
возрасте
Психологический капитал в позднем
возрасте
Психологические ресурсы как
предикторы удовлетворенности
качеством жизни
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

2

1

1

7

6

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

-

1

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО СТАРЕНИЯ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Клиническая психология благополучного старения»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

13

режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Гериатрия – это:
а) наука о старении организма;
б) наука, изучающая особенности сочетанной патологии в пожи лом и старческом
возрасте;
в) наука, изучающая болезни пожилого возраста;
г) наука, изучающая особенности течения заболеваний в пожилом и старческом
возрасте;
д) наука, изучающая старческий возрастной период.
2.
а)
б)
в)
г)
д)

Термин «человеческий возраст» включает следующие частные понятия:
социальный возраст;
биологический возраст;
психический возраст;
возраст в праве;
фактический возраст.

3.
а)
б)
в)
г)
д)

Старческим считается возраст:
45-59 лет;
60-74 года;
75-89 лет;
90-95 лет;
96 и более лет.

4. Старение – это процесс:
а) стабилизирующий жизнедеятельность, увеличивающий продолжительность жизни;
б) закономерно наступающий заключительный период возрастного развития;
в) дестабилизирующий жизнедеятельность, уменьшающий продолжительность
жизни;
г) разрушительный, результат нарастающей с возрастом недостаточности
физиологических функций;
14

д) созидательный, результат нарастающей с возрастом гиперфункции органов и
систем.
5.
а)
б)
в)
г)
д)

Физиологически стареющими можно признать:
1-2% пожилых и старых людей;
3-6% пожилых и старых людей;
7-10% пожилых и старых людей;
10-15% пожилых и старых людей;
15-20% пожилых и старых людей.

6.
а)
б)
в)
г)
д)

Старение характеризуется:
разрушительностью;
эндогенностью;
постепенностью;
адаптивностью;
созидательностью.

7.
а)
б)
в)
г)
д)

Возрастные изменения познавательной деятельности заключаются в:
возрастании логического запоминания;
возрастании систематического усвоения;
снижении механического запоминания;
возрастании механического запоминания;
снижении логического запоминания.

8.
а)
б)
в)
г)
д)

Хронобиологические возрастные изменения тесно коррелируют с:
временем принятия решений;
социальным временем,
психологическими характеристиками;
астрономическим временем;
физическими данными.

9. В старших возрастных группах отмечается замедление следующих сенсорных
функций:
а) зрения;
б) слуха;
в) осязания;
г) обоняния;
д) тактильной чувствительности.
10. Преждевременному старению способствуют:
а) перенесенные заболевания;
б) неблагоприятные факторы внешней среды;
в) стрессы;
г) чувство юмора;
д) полная семья.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
15

1.
Мелёхин, А. И. Клиническая психология благополучного старения:
практическое руководство / А. И. Мелёхин. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 651 с.
2.
Воробьева Т., Куницына А., Малеева Т. Гериатрия. Серия: Медицина. - М.:
Феникс, 2009. - 160 с.
3.
Денисова Т., Малинова Л. Клиническая геронтология: Избранные лекции. М.: Медицинское информационное агентство, 2008. - 244 с.
4.
Донцов В., Крутько В., Труханов А. Медицина антистарения.
Фундаментальные основы. - М.: КРАСАНД, 2010. - 680 с.
5.
Кишкун А. Биологический возраст и старение. Возможности определения и
пути коррекции. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 976 с.
6.
Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт в России и
Великобритании. - М., 2002. - 231 с.
7.
Краснова О.В. Руководство по оказанию социально-психологической
помощи старым людям. - М.: МПГУ; Обнинск: Принтер, 2002. - 208 с.
8.
Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. - М.:
Академия, 2002. - 288 с.
9.
Круглов В.И. Медицина для пожилых. - М.: Феникс-Северо-Запад, 2006. 160 с.
10.
Манухин И.Б., Тактаров В.Г., Шмелева С.В. Качество жизни и климактерий.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Литтерра, 2015. - М., 320 с.
11.
Милькаманович В. Геронтология и гериатрия. - Минск: Мастацкая
литература, 2010. - 280 с.
12.
Нор-Аревян О.А. Социальная геронтология. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д:
Наука-Спектр, 2014. - 312 с.
13.
Петрова Е.А., Шмелева С.В., Голенков А.В. Психология. - М.: Изд-во РГСУ,
2013. - 349 с.
14.
Психология старости и старения: хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г.
Лидерс. - М.: Академия, 2003. - 416 с.
15.
Психология старости: хрестоматия/ ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара:
БАХРАХ-М, 2004. - 736 с.
16.
Руководство по геронтологии и гериатрии: в 4 т. Т. 1. Основы геронтологии.
Общая гериатрия / под ред. В.Н. Ярыгина, А.С. Мелентьева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 720 с.
17.
Руководство по геронтологии и гериатрии: в 4 т. Т. 2. Введение в
клиническую гериатрию / под ред. В.Н. Ярыгина, А.С. Мелентьева. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2010. - 784 с.
18.
Руководство по геронтологии и гериатрии: в 4 т. Т. 3. Клиническая
гериатрия / под ред. В.Н. Ярыгина, А.С. Мелентьева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 900 с.
19.
Соколова В.Ф., Берецкая Е.А. Теория и практика реабилитации граждан
пожилого возраста: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА, 2012. - 99 с.
20.
Старость: популярный справочник. - М.: Большая российская энциклопедия,
1996. - 353 с.
21.
Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с.
22.
Филатова С.А. Геронтология: учебник для студентов образовательных
учреждений среднего профессионального образования. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
16

23.
Яковлев В.А. Когнитивные расстройства в зрелом и пожилом возрасте.
Психологические методы диагностики. - М., 2011. - 42 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

17


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».