ДПП ПК_Гастроэнтерология (144ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

25апреля 2023г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ»
144 ак.ч.
Специальность: Гастроэнтерология

Ессентуки-2023

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Гастроэнтерология»
2. Трудоемкость: 144 ак.ч.
3. Специальность: Гастроэнтерология
4. Дополнительные специальности: Лечебное дело, Общая врачебная практика
(семейная медицина), Педиатрия, Терапия
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Гастроэнтерология», специальность «Гастроэнтерология» разработана на основании
следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N
139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2019 года, N54305);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
7.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08. 2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
2

направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
11.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
12.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Гастроэнтерология» является нормативно-методическим документом,
регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по
основной специальности «Гастроэнтерология».
ДПП ПК «Гастроэнтерология» разработана Автономной некоммерческой
организацией дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Гастроэнтерология» обусловлена тем, что болезни органов
пищеварения остаются актуальной проблемой клинической медицины, привлекают к себе
внимание как практикующих врачей, так и организаторов здравоохранения. Во всем мире
ежегодно увеличивается количество людей, страдающих заболеваниями желудочнокишечного тракта и гепатобилиарной системы.
Целевая аудитория программы: врач-гастроэнтеролог, врач-терапевт (лечебник),
врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций врачейспециалистов по актуальным вопросам гастроэнтерологии.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить вопросы организации гастроэнтерологической помощи в РФ,
регламентации деятельности врача-гастроэнтеролога в правовом поле;
− изучить методы исследования органов пищеварения (эзофагогастродуоденоскопия
(ЭФГДС) и хромоэндоскопия; эндоскопическая ретроградная холангиопанкреатография
(ЭРХПГ) и эндоскопическая папиллосфинктеротомия (ЭПСТ); энтероскопия;
колоноскопия; лапароскопия);
− изучить диагностику и лечение болезней пищевода; желудка и двенадцатиперстной
кишки; печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей; поджелудочной железы;
кишечника;
− изучить опухолевые заболевания органов пищеварения, неотложные состояния в
гастроэнтерологии;
− изучить
вопросы
реабилитации
и
диетотерапии
при
заболеваниях
пищеварительной системы.
3

Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Гастроэнтерология»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации
«Гастроэнтерология»
осуществляется
с
привлечением
высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля),
привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми заключен
договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
4

− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
8 000 руб.
8 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901.

5

15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2023
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=217
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Гастроэнтерология
Дополнительные специальности: Лечебное дело, Общая врачебная практика
(семейная медицина), Педиатрия, Терапия
Целевая аудитория программы: врач-гастроэнтеролог, врач-терапевт (лечебник),
врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр,
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности Гастроэнтерология программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-гастроэнтеролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 11 марта 2019 года N 139н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-гастроэнтеролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Диагностика заболеваний и (или) состояний пищеварительной системы»;
− «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
пищеварительной системы и контроль его эффективности и безопасности»
− «А/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации
пациентов с заболеваниями и (или) состояниями пищеварительной системы, в том числе
реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов»
− «А/07.8 Оказание медицинской помощи в экстренной форме»
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
медицинской
помощи населению
по профилю
"гастроэнтерология"

Профессиональны
е компетенции
(имеющиеся)
2
Диагностика
заболеваний и (или)
состояний
пищеварительной
системы
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Осуществлять сбор жалоб,
анамнеза жизни, анамнеза
болезни у пациента (его
законного представителя) с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Анализировать и
интерпретировать
информацию, полученную
от пациента (его законного
представителя) с
заболеванием и (или)

4
- Методика сбора жалоб,
анамнеза жизни, анамнеза
болезни у пациента (его
законного представителя) с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Методика осмотра и
физикального обследования
пациента с заболеванием и
(или) состоянием
пищеварительной системы
- Медицинские показания к

6

Назначение лечения
пациентам с
заболеваниями и
(или) состояниями
пищеварительной
системы и контроль
его эффективности
и безопасности
(ПК-2)

состоянием
пищеварительной системы
- Производить осмотр
пациента с заболеванием и
(или) состоянием
пищеварительной системы
-Анализировать и
интерпретировать
результаты физикального
обследования пациента
(пальпация, перкуссия,
аускультация) с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Формулировать
предварительный диагноз и
составлять план проведения
лабораторных и
инструментальных
исследований
- Определять очередность,
объем, содержание и
последовательность
диагностических
мероприятий для пациента с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Обосновывать
необходимость и объем
лабораторных и
инструментальных
исследований пациента с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Устанавливать диагноз с
учетом МКБ пациенту с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Назначать лекарственные
препараты, медицинские
изделия пациенту с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы с
учетом диагноза, возраста и
клинической картины в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Назначать
немедикаментозное лечение

7

проведению лабораторных
и инструментальных
исследований
- Методы клинической,
лабораторной и
инструментальной
диагностики заболеваний и
(или) состояний
пищеварительной системы
- Особенности клинической
картины, течения и
осложнения заболеваний и
(или) состояний
пищеварительной системы в
детском и подростковом
возрасте
- Медицинские показания
для оказания помощи в
неотложной форме

- Правила назначения
лекарственных препаратов,
медицинские показания к
применению медицинских
изделий при заболеваниях и
состояниях
пищеварительной системы в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Механизм действия
лекарственных препаратов,
медицинских изделий,

Проведение и
контроль
эффективности
медицинской
реабилитации
пациентов с
заболеваниями и
(или) состояниями
пищеварительной

и лечебное питание
пациенту с заболеванием и
(или) состоянием
пищеварительной системы с
учетом диагноза, возраста и
клинической картины в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Оказывать медицинскую
помощь пациенту при
неотложных состояниях,
вызванных заболеваниями и
(или) состояниями
пищеварительной системы, в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Анализировать
фармакологическое действие
и взаимодействие
лекарственных препаратов у
пациента с заболеванием и
(или) состоянием
пищеварительной системы
- Оценивать эффективность
и безопасность применения
лекарственных препаратов и
медицинских изделий у
пациента с заболеванием и
(или) состоянием
пищеварительной системы
- Оценивать эффективность
и безопасность применения
немедикаментозной терапии,
лечебного питания у
пациента с заболеванием и
(или) состоянием
пищеварительной системы
- Разрабатывать план
реабилитационных
мероприятий у пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями
пищеварительной системы, в
том числе при реализации
индивидуальной программы
реабилитации или

8

немедикаментозной
терапии; медицинские
показания и медицинские
противопоказания к их
назначению; побочные
действия, нежелательные
реакции, в том числе
серьезные и
непредвиденные,
вызванные их применением
- Методы организации
персонализированного
лечения пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями
пищеварительной системы
- Методы
немедикаментозной
терапии, лечебное питание
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями
пищеварительной системы в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Неотложные состояния,
вызванные заболеваниями и
(или) состояниями
пищеварительной системы

- Медицинская
реабилитация и санаторнокурортное лечение
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями
пищеварительной системы
- Медицинские показания и
медицинские
противопоказания к

системы, в том
числе реализация
индивидуальных
программ
реабилитации или
абилитации
инвалидов (ПК-3)

абилитации инвалидов, в
соответствии с
действующим порядком
организации медицинской
реабилитации и порядком
организации санаторнокурортного лечения

Оказание
медицинской
помощи в
экстренной форме
(ПК-4)

- Распознавать состояния,
требующие оказания
медицинской помощи в
экстренной форме, в том
числе клинической смерти
(остановка жизненно
важных функций организма
человека (кровообращения и
(или) дыхания)
- Оказывать медицинскую
помощь в экстренной форме
пациентам при состояниях,
представляющих угрозу
жизни пациентов, в том
числе клинической смерти
(остановка жизненно
важных функций организма
человека (кровообращения и
(или) дыхания)
- Применять лекарственные
препараты и медицинские
изделия при оказании
медицинской помощи в
экстренной форме

проведению мероприятий
медицинской реабилитации
и санаторно-курортного
лечения у пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями
пищеварительной системы,
в том числе в рамках
реализации индивидуальной
программы реабилитации
или абилитации инвалидов
- Методика сбора жалоб и
анамнеза у пациентов (их
законных представителей)
- Методика физикального
обследования пациентов
(осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация)
- Клинические признаки
внезапного прекращения
кровообращения и (или)
дыхания

В рамках дополнительной специальности Общая врачебная практика
(семейная медицина) программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
1. Осуществляет амбулаторный прием и посещения на
дому, оказывает неотложную помощь, проводит
комплекс профилактических, лечебно-диагностических и
реабилитационных мероприятий, содействует в решении
медико-социальных проблем семьи.
2. Оказывает непрерывную первичную медикосанитарную помощь пациенту вне зависимости от его
возраста, пола и характера заболевания.
9

Законы и иные нормативные
правовые
акты
Российской
Федерации
в
сфере
здравоохранения;
профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее
распространенных заболеваний и
реабилитацию пациентов; основы

3. Проводит осмотр и оценивает данные физического
исследования пациента.
4. Составляет план лабораторного, инструментального
обследования. Интерпретирует результаты лабораторных
анализов; лучевых, электрофизиологических и других
методов исследования; самостоятельно проводит
обследование, диагностику, лечение, реабилитацию
пациентов,
при
необходимости
организует
дообследование,
консультацию,
госпитализацию
пациентов, в последующем выполняет назначения и
осуществляет дальнейшее наблюдение при наиболее
распространенных заболеваниях

диетического
питания
и
диетотерапии;
принципы и методы профилактики
и
лечения
наиболее
распространенных
заболеваний;
демографическую
и
медикосоциальную
характеристику
прикрепленного контингента

В рамках дополнительной специальности Педиатрия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза»
− «А/02.7. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и
безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Обследование детей с
целью установления
диагноза (ПК-1)

А/01.7

Назначение лечения детям
и контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

А/03.7

ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка
ТД 2: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 3: Проведение дифференциального диагноза с
другими болезнями и постановка диагноза в
соответствии
с
действующей
Международной
статистической классификацией болезней и проблем,
связанных со здоровьем
ТД 1: Назначение медикаментозной терапии ребенку
ТД 2: Назначение немедикаментозной терапии ребенку
ТД 3: Назначение диетотерапии ребенку
ТД 4: Выполнение рекомендаций по назначению
медикаментозной и немедикаментозной терапии,
назначенной ребенку врачами-специалистами

В рамках дополнительной специальности Терапия, Лечебное дело программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям:
10

- «А/02.7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»;
- «А/03.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»;
Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код

Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
(ПК-1)

А/02.7

Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

А/03.7

ТД 1: Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания
пациента
ТД 2: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 1:
Назначение лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания с учетом
диагноза, возраста и клинической картины болезни и в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
применения лекарственных препаратов, медицинских
изделий, лечебного питания и иных методов лечения

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ»
Объем программы: 144 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 24 дня, 4 недели
Форма обучения: заочная

п/п

1

2
3

Самост Формиру Форма
работа
емые контроля
Объем, Лекц
Наименование модулей
(в т.ч компетен
ия
ак.ч.
консуль
ции
тации)
Система и политика здравоохранения
ПК-1
в РФ. Организация
ПК-2
14
12
2
гастроэнтерологической помощи
ПК-3
ПК-4
Методы исследования органов
ПК-1
36
32
4
пищеварения
Болезни пищевода, желудка и
ПК-1
54
50
4
двенадцатиперстной кишки, печени,
ПК-2
11

желчного пузыря и желчевыводящих
путей, поджелудочной железы,
кишечника
Опухолевые заболевания органов
пищеварения. Неотложная
4
гастроэнтерология

ПК-3
ПК-4

Реабилитация при заболеваниях
5 пищеварительной системы.
Диетотерапия
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

18

16

2

18

16

2

-

4

126

18

4
144

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
ПК-4

Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ»
Объем программы: 144 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 24 дня, 4 недели
Форма обучения: заочная
№
п/п

1

1.1
1.2
1.3
2
2.1

2.2
2.2

Наименование модулей, разделов и
тем

Система и политика
здравоохранения в РФ. Организация
гастроэнтерологической помощи
Система и политика здравоохранения в
РФ
Организация гастроэнтерологической
помощи
Регламентация деятельности врачагастроэнтеролога в правовом поле
Методы исследования органов
пищеварения
Эзофагогастродуоденоскопия (ЭФГДС)
и хромоэндоскопия
Эндоскопическая ретроградная
холангиопанкреатография (ЭРХПГ) и
эндоскопическая
папиллосфинктеротомия (ЭПСТ)
Энтероскопия
12

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

14

12

2

4

4

-

5

4

1

5

4

1

36

32

4

8

7

1

8

7

1

7

6

1

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

2.4

Колоноскопия

7

6

1

2.5

Лапароскопия

6

6

-

54

50

4

10

10

-

11

10

1

11

10

1

3.4

Заболевания желудка и
двенадцатиперстной кишки
Заболевания печени, желчного пузыря и
желчевыводящих путей
Заболевания поджелудочной железы

11

10

1

3.5

Заболевания кишечника

11

10

1

18

16

2

9

8

1

9

8

1

18

16

2

7

6

1

11

10

1

4

-

4

144

126

18

3

3.1
3.2
3.3

4
4.1
4.2
5
5.1
5.2

Болезни пищевода, желудка и
двенадцатиперстной кишки, печени,
желчного пузыря и желчевыводящих
путей, поджелудочной железы,
кишечника
Болезни пищевода

Опухолевые заболевания органов
пищеварения. Неотложная
гастроэнтерология
Опухолевые заболевания органов
пищеварения
Неотложные состояния в
гастроэнтерологии
Реабилитация при заболеваниях
пищеварительной системы.
Диетотерапия
Реабилитация при заболеваниях
пищеварительной системы
Диетотерапия (лечебное питание)
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ»
№ дня

1/7/13/19

2/8/14/20

3/9/15/21

4/10/16/22

5/11/17/23

6/12/18/24

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

13

Виды
учебной
нагрузки1

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Гастроэнтерология» Автономная некоммерческая
организация дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» использует систему дистанционного обучения
«СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность
обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с
преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы
разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт
работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
Ранние (через 30-60 минут после приема пищи) боли в эпигастральной
области и за грудиной характерны для локализации язвенного дефекта
а) в луковице двенадцатиперстной кишки
б) в забульбарном отделе двенадцатиперстной кишки
в) в пилорическом канале
г) в кардиальном и субкардиальном отделе желудка
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

14

д) для всех гастродуоденальных сочетанных язв
2.
Поздние, голодные и ночные боли в эпигастрии характерны для всех
локализаций язвенного дефекта, кроме
а) луковичной язвы
б) антральной язвы
в) локализации язвы в пилорическом канале
г) локализации язвы в верхних отделах желудка
д) локализации язвы в забульбарном отделе двенадцатиперстной кишки
3.
Упорное течение с выраженным, приступообразным болевым синдромом,
упорной изжогой, чувством полноты и распирания в эпигастральной области после еды
характерны для:
а) кардиальных и субкардиальных язв
б) локализации язв на малой и большой кривизне желудка
в) локализации язвы в пилорическом канале
г) луковичных язв
д) забульбарных язв
4.
Симуляция симптоматики гепатобилиарной патологии и частое осложнение
пенетрацией в поджелудочную железу присущи
а) локализации язвы на задней стенке антрального отдела желудка
б) локализации язвы на передней стенке антрального отдела желудка
в) локализации язвы на задней стенке луковицы
г) локализации язвы на передней стенке луковицы
д) локализации язвы в пилорическом канале
5.
осложнение:
а)
б)
в)
г)
д)
е)

Укажите из числа нижеприведенных нехарактерное для язвенной болезни
кровотечение
перфорация
пенетрация
пилоростеноз
кардиоспазм
малигнизация

6.
Укажите из числа нижеприведенных симптом, не свидетельствующий об
осложнении течения язвенной болезни кровотечением
а) рвота "кофейной гущей".
б) дегтеобразный стул (мелена).
в) симптом Бергмана
г) симптом Жобера
д) развитие анемии
7.
Какой из нижеперечисленных симптомов может свидетельствовать о
перфорации язвы?
а) симптом Бергмана
б) симптом Жобера
в) симптом Мерфи
г) симптом Айзенберга - І
д) симптом Айзерберга – ІІ
15

8. Лечение больных НР-негативной язвенной болезнью должно включать:
а) монотерапию каким-либо одним препаратом
б) только 7-10-дневную эрадикационную терапию
в) одно антисекреторное средство
г) один репарант
д) комплексную терапию
9.
Механическое щажение
исключением:
а) клеточных мембран
б) соединительной ткани
в) неизмельченной пищи
г) всего перечисленного
д) правильные ответы а) и б).

желудочно-кишечного

тракта

обеспечивается

10.
В случаях неудачной эрадикации при использовании терапии второй линии
(квадротерапии) при лечении больных НР-позитивной язвенной болезнью следует назначать:
а) "терапию отчаяния"
б) "терапию спасения"
в) "терапию по необходимости"
г) "терапию по требованию"
д) ни одну из них
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Гастроэнтерология. Стандарты медицинской помощи /сост. А.С. Дементьев,
И.Р. Манеров, С.Ю. Кочетков, Е.Ю. Чепанова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. -384 с. –
(Серия «стандарты медицинской помощи»)
2.
Гастроэнтерология: национальное руководство / под ред. В.Т. Ивашкина,
Т.Л. Лапиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 700с.
3.
Гастроэнтерология и гепатология: диагностика и лечение: руководство для
врачей / под ред. А.В. Калинина, А.И. Хазанова; Гл. воен. клин. госпиталь им. Н.Н.
Бурденко. – М.: Миклош, 2007. – 600с.
4.
Болезни органов пищеварения: руководство по гастроэнтерологии для
врачей / Л.Н. Валенкевич, О.И. Яхонтова. – СПб.: Издательство ДЭАН, 2006. – 655с.
5.
Диета при заболеваниях органов пищеварения / М. Гурвич. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2006. – 288с.
6.
Питание при болезнях органов пищеварения / В.Т. Ивашкин, В.П.
Шевченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 351с.
7.
Гастроэнтерология: справ. практ. врача / А.В. Калинин, И.В. Маев, С.И.
Рапопорт; под общ. ред. С.И. Рапопорта. – М.: Медпресс-информ, 2009. – 312с.
8.
Наглядная гастроэнтерология / С. Кешав; пер. с англ. С.В. Демичева; под
ред. В.Т. Ивашкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 135с.
9.
Клинические рекомендации. Гастроэнтерология / под ред. В.Т. Ивашкина. –
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 182с.
16

10.
Психосоматозы. Психосоматические заболевания желудочно-кишечного
тракта / В.В. Марилов. – М.: Миклош, 2007. – 152с.
11.
Наиболее распространенные заболевания желудочно-кишечного тракта и
печени: справ. для практикующих врачей / В.Т. Ивашкин, Т.Л. Лапина, А.В. Охлобыстин,
А.О. Буеверов. – М.: Литтерра, 2008. – 170с.
12.
Диагностический справочник гастроэнтеролога / Н.Н. Полушкина. – М.:
АСТ, 2007.
13.
Рациональная фармакотерапия заболеваний органов пищеварения:
compendium / под ред. В.Т. Ивашкина, Т.Л. Лапиной. – М.: Литтерра, 2006. – 550с.
14.
Внутренние болезни. Система пищеварения: учеб. пособие / Г.Е. Ройтберг,
А.В. Струтынский. – М.: Медпресс-информ, 2007.
15.
Введение в гастроэнтерологию: учеб. пособие / Е.С. Рысс. – М.: СпецЛит,
2005. – 175с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

17


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».