ДПП ПК_Современные аспекты сестринского дела в анестезиологии и реаниматологии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

27февраля 2023г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В
АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Анестезиология и реаниматология

Ессентуки-2023

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Современные аспекты сестринского дела в анестезиологии и
реаниматологии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Анестезиология и реаниматология
4. Форма обучения: заочная
5. Пояснительная записка:
Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Современные аспекты сестринского дела в анестезиологии и
реаниматологии», специальность «Анестезиология и реаниматология» разработана на
основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N471н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра-анестезист"
(зарегистрирован в Минюсте России 26 августа 2020 года, N59477).
4.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
5.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре
специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием
в сфере здравоохранения Российской Федерации»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
7.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении
Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со
средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
8.
Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 №186 «О повышении квалификации
специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
9.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по
2

дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и
научных организациях»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
12.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Современные аспекты сестринского дела в анестезиологии и реаниматологии»
является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и
организационно-методические формы обучения по основной
специальности
«Анестезиология и реаниматология».
ДПП ПК «Современные аспекты сестринского дела в анестезиологии и
реаниматологии»
разработана
Автономной
некоммерческой
организацией
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Современные аспекты сестринского дела в анестезиологии
и реаниматологии» обусловлена тем, что практикующая медицинская сестра-анестезист,
работающая в отделении анестезиологии и реаниматологии, должна иметь достаточно
знаний и навыков, чтобы оказывать высококвалифицированную сестринскую помощь
пациентам.
Целевая аудитория программы: медицинская сестра-анестезист.
Цель ДПП ПК: повышение профессионального уровня, совершенствование знаний
и умений специалистов со средним медицинским образованием, работающих в отделении
анестезиологии и реаниматологии, в соответствии с требованиями правовых нормативных
документов, регламентирующих деятельность специалиста данного профиля.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить общие вопросы анестезиологии-реаниматологии (история развития
анестезиологии и реаниматологии; правовое обеспечение анестезиолого-реанимационной
помощи в РФ; юридические аспекты профессиональной деятельности медицинских
работников; обеспечение безопасной больничной среды для всех участников лечебнодиагностического процесса; психолого-социальные и информационные коммуникации в
профессиональной деятельности; анатомо-физиологические основы жизненно важных
функций организма);
− изучить актуальные вопросы анестезиологии (физиология боли, острый болевой
синдром, краткая характеристика обезболивающих средств; основы современной
анестезиологии; местная, регионарная и сочетанная анестезия; основные этапы
анестезиологического обеспечения оперативных вмешательств; лекарственные средства,
3

используемые при анестезиологическом обеспечении оперативных вмешательств);
− изучить актуальные вопросы реаниматологии и интенсивной терапии (общие
вопросы реаниматологии; шоковые состояния; неотложные состояния при болезнях
сердечно-сосудистой системы; сепсис - определение, терминология, принципы лечения;
инфузионно-трансфузионная терапия, острая кровопотеря, искусственное лечебное
питание; экстренные и неотложные состояния при острых отравлениях; острая почечная и
печеночная недостаточность; особенности интенсивной терапии и реанимации по профилю
«педиатрия»; особенности интенсивной терапии и реанимации по профилю «акушерство и
гинекология»)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные аспекты
сестринского дела в анестезиологии и реаниматологии» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из
15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны
верные ответы на более чем 70% вопросов)
6. Кадровое обеспечение:
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Современные аспекты сестринского дела в анестезиологии и
реаниматологии»
осуществляется
с
привлечением
высококвалифицированных
специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о
сетевом
взаимодействии,
имеющих
высшее
профессиональное
образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

Новые компетенции: нет

8.

Стажировка: нет

9.

Симуляционное обучение: нет

10. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
4

СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется
с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением
логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя
логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и
электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных,
нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных
стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит
дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
11. Сетевая форма реализации: нет
12. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да
5

Средства ТФОМС
да

13. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3000 руб.
3000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания
платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных
на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901.
14. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

15. Год утверждения программы: 2023
16. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=212
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В рамках основной специальности Анестезиология реаниматология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе профстандарта «Медицинская сестра-анестезист», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N471н «Об утверждении
профессионального стандарта " Медицинская сестра-анестезист"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «A/01.5 Выполнение работ по обеспечению анестезиологического пособия при
проведении медицинских вмешательств»);
− «A/02.5 Осуществление сестринского ухода и лечебных мероприятий пациентам в
отделении интенсивной терапии»;
− «A/03.5 Ведение медицинской документации, организация деятельности
находящегося в распоряжении медицинского персонала»;
− «A/04.5 Оказание медицинской помощи в экстренной форме»;
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
первичной
доврачебной
медикосанитарной
помощи взрослым
и детям по
профилю
"анестезиологияреаниматология"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Выполнение работ по
обеспечению
анестезиологического
пособия при
проведении
медицинских
вмешательств
(ПК-1)

Должен уметь

3
- Ассистировать врачуанестезиологу-реаниматологу
при выполнении:
- пункции и катетеризации
эпидурального и спинального
пространства;
- блокады нервных стволов и
сплетений;
- трахеостомии, смене
трахеостомической трубки,

6

Должен знать

4
- Порядок оказания
медицинской помощи
взрослому населению по
профилю "анестезиология
и реаниматология"
- Порядок оказания
медицинской помощи
детям по профилю
"анестезиология и
реаниматология"

закрытии трахеостомы,
коникотомии;
- интубации трахеи и санации
трахеобронхиального дерева;
- эндотрахеальном введении
лекарственных препаратов;
- пункции и катетеризации
центральных вен;
- пункции и катетеризации
артерии;
- плевральной пункции
- Применять стандартные
технологии сестринских
манипуляций и процедур при
проведении
анестезиологического
пособия:
- пункцию и катетеризацию
периферической вены;
- катетеризацию мочевого
пузыря
- Осуществлять подготовку
наркозно-дыхательной,
контрольно-диагностической
аппаратуры,
специализированного
оборудования
- Осуществлять мониторинг
основных параметров
жизнедеятельности пациента
перед проведением
анестезиологического
пособия, в ходе
медицинского
вмешательства, а также в
ранний послеоперационный
период
- Осуществлять сестринский
уход за пациентами в
послеоперационный период
- Проводить профилактику
развития инфекционных
осложнений у пациентов при
проведении
анестезиологического
пособия
- Обеспечивать
инфекционную безопасность
пациента
- Проводить профилактику
катетер-ассоциированных
инфекций
- Осуществлять уход за
центральным венозным
катетером (далее - ЦВК)
- Соблюдать требования
правил асептики и
антисептики
- Соблюдать требования
правил личной гигиены

7

- Принципы работы
медицинской аппаратуры,
технических средств,
используемых в процессе
анестезиологического
пособия, требования
охраны труда при их
эксплуатации
- Правила и порядок
мониторирования
параметров жизненно
важных функций
организма
- Медицинские показания
и медицинские
противопоказания к
методам
анестезиологического
пособия
- Виды
анестезиологического
пособия
- Нормальная и
патологическая анатомия и
физиология нервной,
эндокринной,
дыхательной, сердечнососудистой,
пищеварительной систем,
водно-электролитного
баланса, кислотнощелочного состояния,
системы крови
- Основы инфузионной и
трансфузионной терапии
- Фармакокинетика и
фармакодинамика
лекарственных препаратов,
используемых для
анестезиологического
пособия
- Клиническая картина,
функциональная и
лабораторная диагностика
острых нарушений
жизненно важных функций
организма
- Особенности
возникновения и развития
осложнений
анестезиологического
пособия
- Принципы профилактики
и лечения основных
осложнений
анестезиологического
пособия
- Принципы инфекционной
безопасности, связанные с
оказанием медицинской
помощи, санитарноэпидемиологические

правила и нормативы
(санитарные правила)

Осуществление
сестринского ухода и
лечебных
мероприятий
пациентам в
отделении
интенсивной терапии
(ПК-2)

- Проводить подготовку
расходных материалов,
наборов медицинских
инструментов к работе
- Использовать
специализированное
оборудование для
мониторинга жизненно
важных функций пациента
- Готовить расходный
материал и медицинские
изделия для выполнения
медицинских вмешательств
- Ассистировать врачу при
выполнении медицинских
вмешательств
- Обеспечивать необходимое
положение пациента в
постели
- Проводить энтеральное и
парентеральное питание
- Применять стандартные
технологии и процедуры
сестринского ухода за
реанимационными
пациентами
- Проводить профилактику
катетер-ассоциированных
инфекций кровотока
- Осуществлять уход за ЦВК
- Осуществлять уход за
периферическим венозным
катетером (ПВК)
- Соблюдать правила
асептики и антисептики при
уходе за пациентами

Ведение медицинской
документации,
организация
деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского
персонала
(ПК-3)

- Составлять план работы и
отчет о своей работе
- Вести медицинскую
документацию, в том числе в
форме электронного
документа
- Использовать
информационные системы и
информационнотелекоммуникационную сеть
"Интернет"
- Использовать в работе
персональные данные
пациентов и сведения,
составляющие врачебную
тайну

8

- Клиническая картина,
диагностика и лечение
реанимационных
синдромов
- Клиническая картина,
диагностика и лечение
критических состояний,
угрожающих жизни
пациента
- Особенности течения
послеоперационного
периода
- Система и правила
мониторирования
параметров
жизнедеятельности
организма пациента при
проведении реанимации и
интенсивной терапии
- Особенности
интенсивной терапии и
реанимации по профилю
"педиатрия"
- Методы проведения
энтерального и
парентерального питания
- Ранние и поздние
осложнения
послеоперационного
периода
- Фармакокинетика и
фармакодинамика
лекарственных препаратов,
используемых при
оказании реанимационной
помощи, возможные
осложнения
- Особенности работы с
наркотическими и
сильнодействующими
препаратами
- Правила оформления
медицинской
документации в
медицинских
организациях,
оказывающих
медицинскую помощь по
профилю "анестезиологияреаниматология", в том
числе в форме
электронного документа
- Правила работы в
информационных системах
и информационнотелекоммуникационной
сети "Интернет"

Оказание
медицинской помощи
в экстренной форме
(ПК-4)

- Распознавать состояния,
представляющие угрозу
жизни, включая состояние
клинической смерти
(остановка жизненно важных
функций организма человека
(кровообращения и (или)
дыхания), требующие
оказания медицинской
помощи в экстренной форме
- Оказывать медицинскую
помощь в экстренной форме
при состояниях,
представляющих угрозу
жизни, в том числе
клинической смерти
(остановка жизненно важных
функций организма человека
(кровообращения и (или)
дыхания))

- Требования охраны
труда, в том числе в
операционном блоке,
основы личной
безопасности и
конфликтологии
- Должностные
обязанности медицинских
работников в медицинских
организациях,
оказывающих
медицинскую помощь по
профилю "анестезиологияреаниматология"
- Правила и порядок
проведения первичного
осмотра пациента
(пострадавшего) при
оказании медицинской
помощи в экстренной
форме при состояниях,
представляющих угрозу
жизни
- Методика физикального
исследования пациентов
(осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация)
- Клинические признаки
внезапного прекращения
кровообращения и (или)
дыхания

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И
РЕАНИМАТОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

1

Наименование модулей

Общие вопросы анестезиологииреаниматологии

Самост Формиру Форма
Лекция
емые контроля
работа
компетен
Объем,
(в т.ч
ции
ак.ч.
консуль
тации)
8
9

7

1

ПК-1
ПК-2

ПК-3
ПК-4
2 Анестезиология

3

12

Реаниматология и интенсивная
терапия

Итоговая
аттестация
тестирование)
ИТОГО

(итоговое

15

2

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4

12

3

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4

-

1

29

7

10

1
36

Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И
РЕАНИМАТОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1
1.2

1.3

1.4

Наименование модулей, разделов и
тем

Общие вопросы анестезиологииреаниматологии
История развития анестезиологии и
реаниматологии
Правовое обеспечение анестезиологореанимационной помощи в РФ.
Юридические аспекты
профессиональной деятельности
медицинских работников
Обеспечение безопасной больничной
среды для всех участников лечебнодиагностического процесса
Психолого-социальные и
информационные коммуникации в
профессиональной деятельности
10

Общее
кол-во
часов

Лекция

Самост
работа

8

7

1

1

1

-

2

2

-

2

1

1

1

1

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

1.5
2
2.1
2.2

Анатомо-физиологические основы
жизненно важных функций организма
Анестезиология
Физиология боли. Острый болевой
синдром. Краткая характеристика
обезболивающих средств
Основы современной анестезиологии

2

2

-

12

10

2

2

2

-

2

2

-

3

2

1

3

2

1

2

2

-

15

12

3

1

1

-

3.1

Местная, регионарная и сочетанная
анестезия
Основные этапы анестезиологического
обеспечения оперативных
вмешательств
Лекарственные средства,
используемые при
анестезиологическом обеспечении
оперативных вмешательств
Реаниматология и интенсивная
терапия
Общие вопросы реаниматологии

3.2

Шоковые состояния

1

1

-

3.3

Неотложные состояния при болезнях
сердечно-сосудистой системы
Сепсис. Определение, терминология,
принципы лечения
Инфузионно-трансфузионная терапия,
острая кровопотеря, искусственное
лечебное питание
Экстренные и неотложные состояния
при острых отравлениях
Острая почечная и печеночная
недостаточность
Особенности интенсивной терапии и
реанимации по профилю «педиатрия»
Особенности интенсивной терапии и
реанимации по профилю «акушерство
и гинекология»
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

2

2

-

2

2

-

2

1

1

1

1

-

2

2

-

2

1

1

2

1

1

1

-

1

36

29

7

2.3
2.4

2.5

3

3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9

ИТОГО

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И
РЕАНИМАТОЛОГИИ»
11

№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Современные аспекты сестринского дела в анестезиологии
и реаниматологии» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение
о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Сердечно-легочная реанимация при клинической смерти начинается с
а) внутрисердечного введения препаратов
б) вызова врача
в) укладки пациента на твердую поверхность
г) подготовки к интубации трахеи
д) проведения непрямого массажа сердца
2. Сниженный объем циркулирующей крови называется
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

12

а)
б)
в)
г)
д)

гиповолемия
гиперволемия
гипотония
гипертония
гипохромия

3. При клинической смерти целесообразно введение препаратов
а) подкожно
б) внутрикожно
в) внутримышечно
г) внутрисердечно
д) внутриплеврально
4. Для больного с отеком легких характерно вынужденное:
а) сидячее положение
б) лежачее положение на животе
в) лежачее положение на спине
г) лежачее положение на правом боку
д) лежачее положение на левом боку
5. При отеке легких необходимо введение в/в:
а) цефазолина
б) димедрола
в) лазикса
г) прозерина
д) ардуана
6. Дроперидол обладает следующим свойством
а) вызывает рвоту
б) противорвотное
в) противошоковое - повышает АД
г) противоаллергическое
д) стимулирует дыхание
7. К антигистаминным препаратам относится
а) андипал
б) контрикал
в) пипольфен
г) стоптуссин
д) фенобарбитал
8. Застой крови в большом круге кровообращения называется:
а) правожелудочковой недостаточностью
б) левожелудочковой недостаточностью
в) печеночной недостаточностью
г) дыхательной недостаточностью
д) альвеолярной недостаточностью
9. Положение Тределенбурга - это
а) подъем головного конца на 15 градусов
б) наклон головного конца на 15 градусов
в) подъем нижних конечностей на 15 градусов
13

г) наклон нижних конечностей на 15 градусов
д) наклон туловища на 15 градусов
10. Реанимационные мероприятия неэффективны при наступлении
а) клинической смерти
б) биологической смерти
в) агонии
г) преагонии
д) фибрилляции сердца
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Медицинская сестра - анестезист: учебник / С. А. Сумин, К. Г. Шаповалов [и
др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 368 с.
2.
Качаровская Е.В., Анестезиология и реаниматология: руководство/
Качаровская Е.В., Лютикова О.К. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 128 с.
3.
Основы реаниматологии: учебник. Сумин С.А., Окунская Т.В. 2013. - 688 с.
4.
Интенсивная терапия: национальное руководство: в 2 т. / Под общ. ред. И.Б.
Заболотских, Д.Н. Проценко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. Т. 2. 1056с.
5.
Скорая медицинская помощь. Руководство для фельдшеров: учебное пособие
/ А. Л. Верткин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 400 с: ил.
6.
Неотложная педиатрия. Алгоритмы диагностики и лечения. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2012. - 160 с.: ил. (Библиотека врача-специалиста)
7.
Основы ухода за хирургическими больными: учебное пособие / А.А. Глухов,
А.А. Андреев, В.И. Болотских. 2015. - 288 с.
8.
Уход за хирургическими больными: учебник / Н.А. Кузнецов, А.Т. Бронтвейн.
2013. - 288 с.: ил.
9.
Уход за больными в хирургической клинике: учебное пособие. Евсеев М.А.
2010. - 192 с.: ил.
10.
Широкова Н.В., Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций:
учебное пособие /Широкова Н.В. и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 160 с.
11.
Теоретические основы сестринского дела: учебник. Мухина С.А., Тарновская
И.И. 2-е изд., исправл. и доп. 2010. - 368 с.: ил.
12.
Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие.
Корягина Н.Ю. и др. / Под ред. З.Е. Сопиной. 2013. - 464 с., ил.
13.
Медицинские манипуляции / под ред. С.В. Гуляева. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2011. - 152 с.
14.
Проведение профилактических мероприятий: учеб. пособие / С. И.
Двойников [и др.]; под ред. С. И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 448 с.: ил.
15.
Практические умения палатной медицинской сестры. Булатов С.А., Горбунов
В., Ахмадеев Н. - Казань: Казанский ГМУ, 2012.
База данных, информационно-справочные системы
14

1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru

15


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».