ДПП ПК_Функциональная и клиническая анатомия органа зрения (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

20января 2023г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ОРГАНА
ЗРЕНИЯ»
36 ак.ч.
Специальность: Офтальмология

Ессентуки-2023

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Функциональная и клиническая анатомия органа зрения»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Офтальмология
4. Дополнительные специальности: Пластическая хирургия, Хирургия, Челюстнолицевая хирургия
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Функциональная и клиническая анатомия органа зрения», специальность
«Офтальмология» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 05 июня 2017г №470н
«Об утверждении профессионального стандарта "Врач-офтальмолог" (зарегистрирован в
Минюсте России 26 июля 2017 года, N47191);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N482н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-пластический хирург"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 августа 2020 года, N59280);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 26 ноября 2018 года
N743н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-хирург" (в редакции,
введенной в действие с 2 февраля 2019 года приказом Минтруда России от 26 декабря
2018 года N849н) (зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2018 года, N52964);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 15 июня 2020 года
N337н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач челюстно-лицевой хирург"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2020 года, N59002);
8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения

2

по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
11.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
12.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Функциональная и клиническая анатомия органа зрения» является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим
содержание
и
организационно-методические формы обучения по
основной
специальности
«Офтальмология».
ДПП ПК «Функциональная и клиническая анатомия органа зрения» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Функциональная и клиническая анатомия органа зрения»
обусловлена тем, что среди базовых знаний, обеспечивающих успешную практическую
деятельность врача-офтальмолога, одно из ключевых мест занимает анатомия органа
зрения. Поэтому неслучайно в научных трудах и практической деятельности ведущих
отечественных офтальмологов огромное внимание уделяется прикладной анатомии глаза.
Что же касается офтальмохирургии, то для нее клиническая анатомия, а в современных
условиях прежде всего хирургическая анатомия глаза, имеет решающее значение.
Целевая аудитория программы: врач-офтальмолог, врач-пластический хирург,
врач-хирург, врач-челюстно-лицевой хирург.
Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций, повышение
профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации врачей-специалистов в
области функциональной и клинической анатомии органа зрения.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить функциональную и клиническую анатомию глазницы и ее области
(наружный рельеф, веки и глазная щель, конъюнктива, слезный аппарат, содержимое
глазницы; КТ- и МРТ-анатомия содержимого глазницы);
− изучить функциональную и клиническую анатомию глазного яблока (фиброзная,
сосудистая, внутренняя оболочки; внутренние среды глазного яблока; хрусталик;
стекловидное тело);
3

− изучить соединительнотканные образования и мышцы глазницы;
− изучить топографию кровеносных сосудов глазницы (артерии и вены,
межсосудистые анастомозы);
− изучить топографию нервов глазницы (зрительный и глазной нервы,
подглазничный и скуловой нервы, нервы глазных мышц, иннервация глазного яблока);
− изучить анатомию зрительного анализатора (периферический и центральный
отдел);
− изучить эмбриогенез, анатомическую характеристику аномалий и пороков развития
глаза.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Функциональная и
клиническая анатомия органа зрения» предусматривает следующие виды учебных занятий
и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Функциональная и клиническая анатомия органа зрения» осуществляется
с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
4

АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да
5

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за
за счет внебюджетных средств, руб.
счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2023
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=208
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Офтальмология
Дополнительные специальности: Пластическая хирургия, Хирургия, Челюстнолицевая хирургия.
Целевая аудитория программы: врач-офтальмолог, врач-пластический хирург,
врач-хирург, врач-челюстно-лицевой хирург.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности Офтальмология программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-офтальмолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 05 июня 2017г №470н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-офтальмолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и/или
состояний глаза, его придаточного аппарата и орбиты, установления диагноза»
Вид деятельности

1
ВД1: Оказание

медицинской
помощи пациентам
при заболеваниях
и/или состояниях
глаза, его
придаточного
аппарата и орбиты

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний
и/или состояний глаза,
его придаточного
аппарата и орбиты,
установления диагноза
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Оценивать анатомофункциональное
состояние глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты в норме, при
заболеваниях и/или
патологических
состояниях

4
- Анатомо-функциональное
состояние глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты у взрослых и детей
в норме, при заболеваниях
и/или патологических
состояниях

6

В рамках дополнительной специальности Пластическая хирургия программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-пластический хирург», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N482н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-пластический хирург"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Диагностика повреждений, врожденных и приобретенных дефектов и
деформаций и (или) состояний у пациентов»
Профессиональный стандарт «Врач-пластический хирург»
Трудовая функция
Наименование

Код

Диагностика повреждений,
врожденных и
приобретенных дефектов и
деформаций и (или)
состояний у пациентов
(ПК-1)

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Осмотр и физикальное обследование пациентов с
повреждениями, врожденными и приобретенными
дефектами и деформациями и (или) состояниями
Должен уметь:
- Оценивать анатомо-функциональное состояние
организма, его систем, покровных тканей в норме, при
повреждениях, врожденных и приобретенных дефектах и
деформациях и (или) состояниях

В рамках дополнительной специальности Хирургия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-хирург», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 26 ноября 2018 года N743н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-хирург" (в редакции, введенной в действие с 2 февраля 2019 года
приказом Минтруда России от 26 декабря 2018 года N849н) «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-хирург"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/01.8 Проведение медицинского обследования пациентов в целях выявления
хирургических заболеваний и (или) состояний и установления диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-хирург»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение медицинского
обследования пациентов в
целях выявления
хирургических
заболеваний и (или)
состояний и установления
диагноза (ПК-1)

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Осмотр и физикальное обследование пациентов с
хирургическими заболеваниями и (или) состояниями
Должен уметь:
- Оценивать анатомо-функциональное состояние органов
и систем организма пациентов с хирургическими
заболеваниями и (или) состояниями

В рамках дополнительной специальности Челюстно-лицевая хирургия
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач челюстно-лицевой хирург», утвержденного
7

приказом Министерства труда и социальной защиты от 15 июня 2020 года N337н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач челюстно-лицевой хирург"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Проведение обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями,
в том числе травмой, челюстно-лицевой области и установление диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач челюстно-лицевой хирург»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями, в том
числе травмой, челюстнолицевой области и
установление диагноза
(ПК-1)

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Осмотр пациентов с заболеваниями и (или)
состояниями, в том числе травмой, челюстно-лицевой
области
Должен уметь:
- Оценивать анатомо-функциональное состояние
челюстно-лицевой области у пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстнолицевой области

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Самост Формиру Форма
Лекция
емые контроля
работа
компетен
Объем,
(в т.ч
ции
ак.ч.
консуль
тации)

1 Область глазницы. Глазница

8

7

1

ПК-1

2 Глазное яблоко

12

10

2

ПК-1

5

4

1

ПК-1

7

6

1

ПК-1

3

2

1

ПК-1

-

1

Соединительнотканные
образования и мышцы глазницы
Кровеносные сосуды и нервы
4
глазницы. Зрительный анализатор
Анатомическая характеристика
5
аномалий и пороков развития глаза
Итоговая
аттестация
(итоговое
тестирование)
3

1

8

Тестиров
ание

ИТОГО

36

29

7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Наименование модулей, разделов и тем

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Область глазницы. Глазница

8

7

1

1

1

-

1.2

Область глазницы. Общая
характеристика области
Наружный рельеф. Веки и глазная щель

1

1

-

1.3

Конъюнктива

1

1

-

1.4

Слезный аппарат

1

1

-

1.5

Вариантная анатомия и топография
глазницы. Содержимое глазницы
КТ- и МРТ-анатомия содержимого
глазницы
Глазное яблоко

2

2

-

2

1

1

12

10

2

2.1

Общая анатомия глазного яблока

1

1

-

2.2

Фиброзная оболочка

1

1

-

2.3

Сосудистая оболочка

2

2

-

2.4

Внутренняя оболочка

2

2

-

2.5

Внутренние среды глазного яблока

2

2

-

2.6

Хрусталик

2

1

1

2.7

Стекловидное тело

2

1

1

Соединительнотканные образования и
мышцы глазницы
Соединительнотканные образования
глазницы
Мышцы глазницы

5

4

1

2

2

-

3

2

1

Кровеносные сосуды и нервы

7

6

1

п/п

1
1.1

1.6
2

3
3.1
3.2
4

9

Самост
работа
(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

5.1

глазницы. Зрительный анализатор
Кровеносные сосуды глазницы (артерии и
вены, межсосудистые анастомозы).
Топография кровеносных сосудов в
глазнице
Нервы глазницы (зрительный и глазной
нервы, подглазничный и скуловой нервы,
нервы глазных мышц). Топография
нервов в глазнице. Иннервация глазного
яблока
Зрительный анализатор (периферический
и центральный отдел)
Анатомическая характеристика
аномалий и пороков развития глаза
Эмбриогенез глаза

5.2

Аномалии и пороки развития глаза

2

1

1

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

4.1

4.2

4.3
5

2

2

-

3

2

1

2

2

-

3

2

1

1

1

-

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Функциональная и клиническая анатомия органа зрения»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

10

VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Основные структурные оболочки глазного яблока:
а) Фиброзная капсула, хориоидея, сетчатка.
б) Конъюнктива, роговица, радужка.
в) Веки, тенонова капсула, экстраокулярные мышцы.
г) Роговица, хрусталик, стекловидное тело
2. Переднезадний размер глазного яблока при эмметропии в среднем равен:
а) 20 мм.
б) 26 мм.
в) 24 мм.
г) 28 мм.
3. Толщина роговицы от центра к периферии:
а) Увеличивается.
б) Уменьшается.
в) Не изменяется.
4. Наиболее тонкая часть склеры в заднем отрезке глазного яблока:
а) В проекции плоской части цилиарного тела.
б) Места прикрепления экстраокулярных мышц.
в) Решетчатая пластинка.
г) В проекции макулы.
5. Эмбриогенетическая структура,из которой развивается роговица:
а) Мезодерма.
б) Наружная эктодерма.
в) Нервная эктодерма.
г) Энтодерма.
д) Наружная эктодерма и мезодерма.
6. Порция круговой мышцы век, участвующая в смыкании глазной щели при
мигании:
а) Пальпебральная.
11

б) Орбитальная.
в) Слезная.
г) Конъюнктивальная.
7. Нерв, иннервирующий круговую мышцу глаза (m. orbicularis oculi):
а) N. Facialis.
б) N. Nasociliaris.
в) N. Opticus.
г) N. Oculomotorius.
8. Лимфатические сосуды верхнего века впадают в лимфатические узлы:
а) Предушные.
б) Подчелюстные.
в) Затылочные.
г) Шейные.
9. Чувствительная иннервация роговицы осуществляется:
а) N. Facialis.
б) N. Nasociliaris.
в) N. Ophthalmicus.
г) N. Oculomotorius.
10. Расположение мейбомиевых желез:
а) В толще хряща.
б) По краю век.
в) В нижней переходной складке.
г) В верхней переходной складке.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Каган, И. И. Функциональная и клиническая анатомия органа зрения:
руководство для офтальмологов и офтальмохирургов / И. И. Каган, В. Н. Канюков. - 2-е
изд., перераб. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 216 с.
2.
Вит В.В. Строение зрительной системы человека. Одесса: Астропринт, 2003.
656 с.: ил.
3.
Горбань А.И., Джалиашвили О.А. Микрохирургия глаза. Ошибки и
осложнения. СПб.: Гиппократ, 1993. 201 с.
4.
Каган И.И., Бажитова Е.А. Макромикроскопическая характеристика
анатомического строения и топографии век / Оперативная хирургия и клиническая
анатомия. 2021 – Т. 5, № 1. С. 5–12.
5.
Каган И.И., Канюков В.Н. Микрохирургическая анатомия сосудистой
оболочки и дренажного аппарата глаза. М.: Медицина, 2008. 160 с.: ил.
6.
Каган
И.И.,
Канюков
В.Н.
Урбанский
А.К.
Пряхин
А.В.
Микрохирургическая анатомия и межсекторальные различия артерий радужки //
Офтальмохирургия. 2003. № 3. С. 40–44.
12

7.
Каган И.И., Канюков В.Н., Шацких А.В. Микрохирургическая анатомия
кровеносных сосудов заднего отдела глазного яблока // Офтальмохирургия. 2003. № 3. С.
42–46.
8.
Мотина Н.А. Микрохирургическая анатомия прямых мышц глаза и
экспериментально-морфологическое обоснование способа ротации их миосклерального
соединения при горизонтальном нистагме. Автореф. дис. … канд. мед. наук. Оренбург,
2009. 21 с.
9.
Пряхин А.В. Различия в анатомическом строении и микротопографии
кровеносного русла ресничного тела глаза и его изменения при местном нарушении
кровоснабжения. Автореф. дис. … канд. мед. наук. Оренбург, 2006. 26 с.
10.
Сомов Е.Е. Клиническая анатомия органа зрения человека. 3-е изд., перераб.
и доп. М.: МЕДпресс-информ, 2005. 136 с.: ил.
11.
Тайгузин Р.Ш. Анатомо-экспериментальное и клиническое обоснование
щадящих микрохирургических операций на прямых мышцах глазного яблока при
содружественном косоглазии. Автореф. дис. … канд. мед. наук. Оренбург, 2006. 24 с.
12.
Тулупов С.Б. Различия в макромикроскопическом строении и топографии
структур цилиарно-ангулярной зоны глазного яблока. Автореф. дис. … канд. мед. наук.
Оренбург, 2001. 19 с.
13.
Урбанский А.К. Микрохирургическая анатомия радужки. Автореф. дис. …
канд. мед. наук. Оренбург, 2004. 26 с.
14.
Шацких А.В. Микрохирургическая анатомия кровеносных сосудов и нервов
заднего отдела глазного яблока. Автореф. дис. … канд. мед. наук. Оренбург, 2002. 21 с.
15.
Школьник-Яррос Е.Г., Калинина А.В. Нейроны сетчатки. М.: Наука, 1986.
205 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».