ДПП ПК_Спортивная медицина (72ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

20января 2023г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»
72 ак.ч.
Специальность: Лечебная физкультура и спортивная медицина

Ессентуки-2023

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Спортивная медицина»
2. Трудоемкость: 72 ак.ч.
3. Специальность: Лечебная физкультура и спортивная медицина
4. Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская кардиология,
Детская эндокринология, Кардиология, Лечебное дело, Мануальная терапия, Медицинская
психология, Неврология, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина),
Остеопатия, Педиатрия, Профпатология, Пульмонология, Ревматология, Терапия,
Травматология и ортопедия, Физиотерапия, Физическая и реабилитационная медицина,
Функциональная диагностика, Хирургия, Челюстно-лицевая хирургия, Эндокринология
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Спортивная медицина», специальность «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года
N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской
реабилитации" (зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2018 года, N52162);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года
N139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2019 года, N54305);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский кардиолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50592);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года
N49н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский эндокринолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53895);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N140н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-кардиолог" (зарегистрирован
в Минюсте России 26 апреля 2018 года, N50906);
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года
N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован в
2

Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53898);
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 20 ноября 2018 года
N712н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-нефролог" (зарегистрирован
в Минюсте России 6 декабря 2018 года, N52902);
11.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 2 июня 2021 года N 358н
«Об утверждении профессионального стандарта "Врач-остеопат" (зарегистрирован в
Минюсте России 05 июля 2021 года, N64112);
12.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года
N306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
13.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 22.11.2022 № 732н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-профпатолог" (зарегистрирован в
Минюсте России 22 декабря 2022 года, N71781);
14.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019 года
N154н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-пульмонолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 12 апреля 2019 года, N54366);
15.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года
N50н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-ревматолог" (зарегистрирован
в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53897);
16.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
17.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 12 ноября 2018 года
N698н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-травматолог-ортопед"
(зарегистрирован в Минюсте России 4 декабря 2018 года, N52868);
18.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года
N138н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач функциональной
диагностики" (зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2019 года, N54300);
19.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 26 ноября 2018 года
N743н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-хирург" (в редакции,
введенной в действие с 2 февраля 2019 года приказом Минтруда России от 26 декабря 2018
года N849н) (зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2018 года, N52964);
20.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 15 июня 2020 года
N337н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач челюстно-лицевой хирург"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2020 года, N59002);
21.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N132н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-эндокринолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50591);
22.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
23.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего
образования по специальности 31.08.40 Мануальная терапия, утверждённый приказом
Минобразования и науки РФ N1082 от 25.08.2014г;
3

24.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего
образования по специальности 31.08.44 Профпатология, утверждённый приказом
Минобразования и науки РФ N1086 от 25.08.2014г;
25.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
26.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №707н от 08.10.2015 г. «Об
утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и
медицинские науки"»;
27.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
28.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по
дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и
научных организациях»;
29.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
30.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Спортивная медицина» является нормативно-методическим документом,
регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по
основной специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина».
ДПП ПК «Спортивная медицина» разработана Автономной некоммерческой
организацией дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Спортивная медицина» обусловлена увеличением в
последнее время объема и интенсивности тренировок, вовлечение в занятия
оздоровительной физической культурой все большего числа людей различного возраста и
с разным состоянием здоровья. Проблема акселерации, а также гиподинамия, свойственная
современному человеку и приводящая к развитию различных заболеваний, существенно
повышают значимость спортивной медицины как в системе физического воспитания, так и
в системе здравоохранения в целом. Все это резко усиливает ответственность тренера и
врача за дозирование и распределение физической нагрузки для занимающихся как
4

оздоровительной физической культурой, так и спортом, требует высокой квалификации
спортивного врача, его специализации по определенной медицинской дисциплине.
Целевая аудитория программы: врач по лечебной физкультуре и спортивной
медицине, врач-гастроэнтеролог, врач-детский кардиолог, врач-детский эндокринолог,
врач-кардиолог, врач-мануальный терапевт, медицинский психолог, врач-невролог, врачнефролог, врач общей практики (семейный врач), врач-остеопат, врач-педиатр, врачпрофпатолог, врач-пульмонолог, врач-ревматолог, врач-терапевт (лечебник), врач
травматолог-ортопед, врач-физиотерапевт, врач по физической и реабилитационной
медицине, врач функциональной диагностики, врач-хирург, врач-челюстно-лицевой
хирург, врач-эндокринолог.
Цель ДПП ПК: совершенствование, углубление, систематизация теоретических
знаний и умений слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках
имеющейся квалификации, по актуальным вопросам спортивной медицины.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить общие вопросы спортивной медицины (организация медицинской помощи
лицам, занимающимся физической культурой и спортом в РФ; организация службы
спортивной медицины; врачебно-физкультурный диспансер; медико-биологические
аспекты отбора и ориентации в спорте; поэтапное проведение спортивного отбора; ранняя
спортивная специализация);
− изучить методы исследований в спортивной медицине (цель, задачи медицинского
обследования в спортивной медицине; методы исследования физического развития и
функционального состояния ОДА; функциональное исследование сердечно-сосудистой
системы и органов дыхания; исследования вегетативной нервной системы и
психологического состояния спортсмена; врачебное заключение);
− изучить вопросы спортивной тренировки (цель, принципы, содержание, средства,
методика и структура спортивной тренировки; эффекты тренировочного процесса,
гипоксические тренировки; планирование, учет и нагрузка в спортивной тренировке;
восстановительный период и адаптация к мышечным нагрузкам);
− изучить вопросы медицинского обеспечения оздоровительной и реабилитационной
тренировки (физическая подготовленность человека и принципы тренировки физических
качеств; влияние направленности тренировочного процесса на организм спортсмена;
постковидный синдром);
− изучить предпатологические состояния у спортсменов (перенапряжение,
перетренированность, утомление, десинхронозы, наследственные системные заболевания
скелета, митохондриальная энцефалопатия (MELAS), поздние осложнения родовых
повреждений нервной системы, спланхноптоз);
− изучить соматические заболевания у спортсменов (заболевания сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, нервной, эндокринной
систем; заболевания кожи, челюстно-лицевой области и шеи);
− изучить повреждения и заболевания ОДА при занятиях спортом (общая
характеристика спортивного травматизма, оказание первой помощи на месте происшествия
(догоспитальный этап); закрытые повреждения мягких тканей; повреждения и заболевания
мышц, связочно-сухожильного аппарата, суставов; переломы костей; черепно-мозговая
травма; спортивная реабилитация как часть восстановительной медицины;
психоэмоциональные
особенности
спортсменов
в
период
реабилитационно5

восстановительного лечения; преабилитация в современном спорте);
− изучить вопросы медицинского контроля в школе (организация физического
воспитания учащихся общеобразовательных школ; врачебно-педагогические наблюдения
на уроках физкультуры).
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Спортивная медицина»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из
15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны
верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации
«Спортивная
медицина»
осуществляется
с
привлечением
высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
6

− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется
с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением
логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя
логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и
электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных,
нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных
стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит
дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
6 000 руб.

Средства ТФОМС
да

Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
6 000 руб.
7

Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания
платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных
на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2023
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=207

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Лечебная физкультура и спортивная медицина
Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская кардиология,
Детская эндокринология, Кардиология, Лечебное дело, Мануальная терапия, Медицинская
психология, Неврология, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина),
Остеопатия, Педиатрия, Профпатология, Пульмонология, Ревматология, Терапия,
Травматология и ортопедия, Физиотерапия, Физическая и реабилитационная медицина,
Функциональная диагностика, Хирургия, Челюстно-лицевая хирургия, Эндокринология
Целевая аудитория программы: врач по лечебной физкультуре и спортивной
медицине, врач-гастроэнтеролог, врач-детский кардиолог, врач-детский эндокринолог,
врач-кардиолог, врач-мануальный терапевт, медицинский психолог, врач-невролог, врачнефролог, врач общей практики (семейный врач), врач-остеопат, врач-педиатр, врачпрофпатолог, врач-пульмонолог, врач-ревматолог, врач-терапевт (лечебник), врач
травматолог-ортопед, врач-физиотерапевт, врач по физической и реабилитационной
медицине, врач функциональной диагностики, врач-хирург, врач-челюстно-лицевой
хирург, врач-эндокринолог.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности Лечебная физкультура и спортивная
медицина программа направлена на освоение (совершенствование) следующих
профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медицинской
реабилитации», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 3
сентября 2018 года N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по
медицинской реабилитации"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «D/02.8. Назначение лечебной физкультуры при заболеваниях и (или) состояниях»;
Вид деятельности

1

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2

8

Должен уметь

Должен знать

3

4

ВД 1: Применение
лечебной
физкультуры при
заболеваниях и (или)
состояниях

Назначение лечебной
физкультуры при
заболеваниях и (или)
состояниях (ПК-1)

- Разрабатывать план
применения лечебной
физкультуры при
заболеваниях и (или)
состояниях в соответствии
с порядком организации
медицинской
реабилитации, с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Проводить мониторинг
эффективности и
безопасности применения
лечебной физкультуры у
пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями

- Средства и методы
лечебной физкультуры,
применяемые для
пациентов с различными
заболеваниями или
состояниями
- Патогенез и саногенез
заболеваний, при которых
применяется лечебная
физкультура
- Механизм воздействия
лечебной физкультуры на
организм человека при
заболеваниях и (или)
состояниях на различных
этапах оказания помощи
- Принципы назначения,
механизмы действия,
медицинские показания и
противопоказания к
назначению средств
лечебной физкультуры

В рамках дополнительной специальности Гастроэнтерология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе профстандарта «Врач-гастроэнтеролог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N139н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
- «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
пищеварительной системы и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-гастроэнтеролог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Назначение лечения
пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями
пищеварительной системы
и контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Разработка плана лечения пациента с учетом
клинической картины заболевания и (или) состояния
пищеварительной системы и факторов риска его развития

В рамках дополнительной специальности Детская кардиология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе профстандарта «Врач-детский кардиолог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N139н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-детский кардиолог"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
9

- «А/02.8 Назначение лечения детям при заболеваниях и (или) состояниях сердечнососудистой системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-детский кардиолог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Назначение лечения детям
при заболеваниях и (или)
состояниях сердечнососудистой системы,
контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Разработка плана лечения детей при заболеваниях
и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи у детей

В рамках дополнительной специальности Детская эндокринология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе профстандарта «Врач-детский эндокринолог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N49н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-детский эндокринолог"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение лечения детям с заболеваниями и (или) состояниями
эндокринной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-детский эндокринолог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Назначение лечения детям
с заболеваниями и (или)
состояниями эндокринной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Разработка плана лечения детей с заболеваниями и
(или) состояниями эндокринной системы с учетом
диагноза, возраста и клинической картины в соответствии
с действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Кардиология программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-кардиолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 14 марта 2018 года N140н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-кардиолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях
сердечно-сосудистой системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-кардиолог»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код
10

Назначение лечения
пациентам при заболеваниях
и (или) состояниях
сердечно-сосудистой
системы, контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8 ТД 1: Разработка плана лечения пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями сердечнососудистой системы с учетом диагноза, возраста и
клинической картины в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Мануальная терапия программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе ФГОС высшего образования по специальности 31.08.40 Мануальная терапия,
утверждённый приказом Минобразования и науки РФ N1082 от 25.08.2014г):
ФГОС по специальности 31.08.40 Мануальная терапия
Вид деятельности
ВД 1:
Реабилитационная
деятельность

Профессиональные компетенции (имеющиеся)
Готовность к применению природных лечебных факторов,
лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у
пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторнокурортном лечении

В рамках дополнительной специальности Медицинская психология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе квалификационной характеристики медицинского психолога, утвержденной
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Медицинский психолог
Должностные обязанности
Должен знать:
Проводит
работу,
направленную
на
восстановление психического здоровья и
коррекцию отклонений в развитии личности
больных. Выявляет условия, препятствующие
или затрудняющие гармоническое развитие
личности больного. Осуществляет работу по
психопрофилактике,
психокоррекции,
психологическому консультированию больных,
вследствие чего оказывает помощь больным и их
родственникам
в
решении
личностных,
профессиональных и бытовых психологических
проблем. Совместно с лечащим врачом
разрабатывает
развивающие
и
психокоррекционные программы с учетом
индивидуальных, половых и возрастных
факторов больных.

11

медицинскую
психологию
(нейропсихологию,
патопсихологию,
психологию
личности,
общую
и
дифференциальную психологию, возрастную
психологию, психотерапию, психогигиену,
психодиагностику, психопрофилактику)

В рамках дополнительной специальности Неврология программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-невролог»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код

Назначение лечения
пациентам при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

ТД 1: Разработка плана лечения пациентов при
заболеваниях и (или) состояниях нервной системы с
учетом диагноза, возраста и клинической картины в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности Нефрология программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-нефролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 20 ноября 2018 года N712н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-нефролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности у
пациентов с заболеваниями и (или) нарушениями функции почек, в том числе реципиентов
трансплантированной почки»
Профессиональный стандарт «Врач-нефролог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности у пациентов с
заболеваниями и (или)
нарушениями функции
почек, в том числе
реципиентов
трансплантированной
почки

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Разработка плана лечения пациентов с
заболеваниями и (или) нарушениями функции почек с
учетом диагноза, возраста и клинической картины в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности Общая врачебная практика (семейная
медицина) программа направлена на освоение (совершенствование) следующих
профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики врача
общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от
12

23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), которые
соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
Самостоятельно
проводит
обследование,
диагностику, лечение, реабилитацию пациентов,
при необходимости организует дообследование,
консультацию, госпитализацию пациентов, в
последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет дальнейшее наблюдение при
наиболее распространенных заболеваниях

Профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее распространенных заболеваний и
реабилитацию пациентов; принципы и
методы профилактики и лечения наиболее
распространенных заболеваний

В рамках дополнительной специальности Остеопатия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-остеопат», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 2 июня 2021 года N 358н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-остеопат"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Обследование пациентов в целях выявления соматических дисфункций»
Профессиональный стандарт «Врач-остеопат»
Трудовая функция
Наименование

Код

Обследование пациентов в
целях выявления
соматических дисфункций

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Визуальный остеопатический осмотр пациентов
ТД 2: Пальпация пациентов с соматической дисфункцией
Должен знать:
- Механизмы формирования соматических дисфункций
- Соматические дисфункции костно-мышечной системы

В рамках дополнительной специальности Педиатрия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства труда
и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-педиатр участковый"», которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.7. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и
безопасности»;
− «А/03.7.
Реализация
и
контроль
эффективности
индивидуальных
реабилитационных программ для детей»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код
13

Назначение лечения детям
и контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.7

ТД 1: Разработка плана лечения болезней и состояний
ребенка
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
медикаментозной и немедикаментозной терапии у детей

В рамках дополнительной специальности Профпатология программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
ФГОС по специальности 31.08.44 Профпатология, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1086):
ФГОС по специальности 31.08.44 Профпатология
Вид деятельности
ВД 1:
Реабилитационная
деятельность

Профессиональные компетенции (имеющиеся)
- готовность к применению природных лечебных факторов,
лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у
пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и
санаторно-курортном лечении

В рамках дополнительной специальности Пульмонология программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-пульмонолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 19 марта 2019 года N154н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-пульмонолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение и проведение лечения пациентам при заболеваниях
бронхолегочной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-пульмонолог»
Трудовая функция
Наименование
Назначение и проведение
лечения пациентам при
заболеваниях
бронхолегочной системы,
контроль его
эффективности и
безопасности

Трудовые действия

Код
А/02.8

ТД 1: Разработка плана лечения пациентов с
заболеваниями бронхолегочной системы в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Ревматология программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-ревматолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 29 января 2019 года N50н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-ревматолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение и проведение лечения пациентам с ревматическими
заболеваниями или подозрением на ревматические заболевания, контроль его
эффективности и безопасности»

14

Профессиональный стандарт «Врач-ревматолог»
Трудовая функция
Наименование
Назначение и проведение
лечения пациентам с
ревматическими
заболеваниями или
подозрением на
ревматические
заболевания, контроль его
эффективности и
безопасности

Трудовые действия

Код
А/02.8

ТД 1: Разработка плана лечения пациентов с
ревматическими заболеваниями или подозрением на
ревматические заболевания, в том числе при
планировании и во время беременности, в соответствии с
действующими
клиническими
рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности Лечебное дело и Терапия программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»,
которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/03.7. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»;
Профессиональный стандарт
«Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности

А/03.7

ТД 1: Разработка плана лечения заболевания или
состояния с учетом диагноза, возраста и клинической
картины в соответствии с действующими порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности применения
лекарственных препаратов, медицинских изделий,
лечебного питания и иных методов лечения

В рамках дополнительной специальности Травматология и ортопедия
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-травматолог-ортопед», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 12 ноября 2018 года N698н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-травматолог-ортопед"), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.8. Назначение лечения пациентам с травмами, заболеваниями и (или)
состояниями костно-мышечной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-травматолог-ортопед»
Трудовая функция
15

Наименование
Назначение лечения
пациентам с травмами,
заболеваниями и (или)
состояниями костномышечной системы,
контроль его
эффективности и
безопасности

Код

Трудовые действия

А/02.8

ТД 1: Разработка плана лечения пациентов с травмами,
заболеваниями и (или) состояниями костно-мышечной
системы с учетом диагноза, возраста и клинической
картины, в соответствии с действующими порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности применения
лекарственных препаратов, медицинских изделий и
лечебного питания у пациентов с травмами,
заболеваниями и (или) состояниями костно-мышечной
системы

В рамках дополнительной специальности Физиотерапия программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Специалист по медицинской реабилитации», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года N572н «Об утверждении
профессионального стандарта "Специалист по медицинской реабилитации"), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «В/02.8. Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или)
состояниями»
Профессиональный стандарт «Специалист по медицинской реабилитации»
Трудовая функция
Наименование

Код

Назначение физиотерапии
пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями

В/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Разработка плана применения физиотерапии при
заболеваниях и (или) состояниях
ТД 2: Назначение физиотерапии пациентам с
заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи по
медицинской реабилитации, с учетом стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Физическая и реабилитационная
медицина программа направлена на освоение (совершенствование) следующих
профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медицинской
реабилитации», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 3
сентября 2018 года N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по
медицинской реабилитации"), которые соответствуют трудовым функциям:
− А/02.8. Назначение мероприятий по медицинской реабилитации пациентов,
имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними
ограничения жизнедеятельности, контроль их эффективности и безопасности»

16

Профессиональный стандарт «Специалист по медицинской реабилитации»
Трудовая функция
Наименование
Назначение мероприятий
по медицинской
реабилитации пациентов,
имеющих нарушения
функций и структур
организма человека и
последовавшие за ними
ограничения
жизнедеятельности,
контроль их
эффективности и
безопасности

Трудовые действия

Код

А/02.8. ТД 1: Разработка плана медицинской реабилитации
пациентов, имеющих нарушения функций и структур
организма человека и последовавшие за ними
ограничения жизнедеятельности вне зависимости от
возраста, при заболеваниях и (или) состояниях в
соответствии с порядком организации медицинской
реабилитации, действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности Функциональная диагностика
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач функциональной диагностики»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года
N138н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач функциональной
диагностики"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Проведение исследования и оценка состояния функции внешнего дыхания»
- «А/02.8 Проведение исследований и оценка состояния функции сердечнососудистой системы»
Профессиональный стандарт «Врач функциональной диагностики»
Трудовая функция
Наименование
Проведение исследования
и оценка состояния
функции внешнего
дыхания

Трудовые действия

Код
А/01.8

ТД 1: Определение медицинских показаний и
медицинских
противопоказаний
к
проведению
исследований и оценке состояния функции внешнего
дыхания, в том числе: методами спирометрии,
исследования
неспровоцированных
дыхательных
объемов и потоков, бодиплетизмографии, исследования
диффузионной способности легких, оценки эластических
свойств аппарата дыхания, теста с разведением
индикаторного газа, методами вымывания газов,
капнометрии,
пульсоксиметрии,
импульсной
осциллометрии,
исследования
спровоцированных
дыхательных объемов и потоков, исследования
дыхательных объемов и потоков с применением
лекарственных препаратов, исследования дыхательных
объемов и потоков при провокации физической нагрузкой
в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
17

Проведение исследований
и оценка состояния
функции сердечнососудистой системы

А/02.8

ТД 1: Определение медицинских показаний и
медицинских
противопоказаний
к
проведению
исследований
и
оценке
состояния
функции
сердечнососудистой системы с помощью методов
функциональной
диагностики,
в
том
числе:
электрокардиографии (далее - ЭКГ) с регистрацией
основных и дополнительных отведений, ЭКГ при
наличии
имплантированных
антиаритмических
устройств, длительного мониторирования ЭКГ по
Холтеру, длительного мониторирования артериального
давления, полифункционального (кардиореспираторного)
мониторирования, эхокардиографии (трансторакальной,
чреспищеводной,
нагрузочной),
ультразвукового
исследования сосудов, оценки эластических свойств
сосудистой стенки, наружной кардиотокографии плода,
оценки функционального состояния сердечно-сосудистой
системы в покое и при использовании функциональных и
нагрузочных проб в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Хирургия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-хирург», утвержденного приказом Министерства труда и социальной
защиты от 26 ноября 2018 года N743н «Об утверждении профессионального стандарта
"Врач-хирург" (в редакции, введенной в действие с 2 февраля 2019 года приказом Минтруда
России от 26 декабря 2018 года N849н), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.8. Назначение лечения пациентам с хирургическими заболеваниями и (или)
состояниями, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-хирург»
Трудовая функция
Наименование

Код

Назначение лечения
пациентам с
хирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями, контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Разработка плана лечения пациентов с
хирургическими заболеваниями и (или) состояниями с
учетом диагноза, возраста и клинической картины в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности Челюстно-лицевая хирургия
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач челюстно-лицевой хирург», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 15 июня 2020 года N337н «Об

18

утверждении профессионального стандарта "Врач челюстно-лицевой хирург"), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.8. Назначение и проведение лечения пациентов с заболеваниями и (или)
состояниями, в том числе травмой, челюстно-лицевой области, контроль его
эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач челюстно-лицевой хирург»
Трудовая функция
Наименование

Код

Назначение и проведение
лечения пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями, в том числе
травмой, челюстнолицевой области, контроль
его эффективности и
безопасности

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Разработка плана лечения пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями, в том числе травмой,
челюстно-лицевой области с учетом диагноза, возраста и
клинической картины в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями, с учетом стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Эндокринология программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-эндокринолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 15 июня 2020 года N337н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-эндокринолог"), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.8. Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
эндокринной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-эндокринолог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Назначение лечения
пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями эндокринной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Разработка плана лечения пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями эндокринной
системы с учетом диагноза, возраста и клинической
картины в соответствии с действующими порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»
Объем программы: 72 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
19

Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Общие вопросы спортивной
1 медицины. Методы исследований
в спортивной медицине
2 Спортивная тренировка: нагрузка,
восстановление и адаптация
Медицинское обеспечение
3 оздоровительной и
реабилитационной тренировки.
Постковидный синдром
Предпатологические состояния и
4 соматические заболевания у
спортсменов
Повреждения и заболевания
5 опорно-двигательного аппарата
при занятиях спортом.
Медицинский контроль в школе
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

Лекция Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
Объем,
ции
(в т.ч
ак.ч.
консульт
ации)

14

12

2

8

6

2

9

6

3

20

16

4

19

14

5

2
72

-

ПК-1
ПК-1

ПК-1

ПК-1

ПК-1

Тестиров
ание

2

54

18

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»
Объем программы: 72 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная
№
п/п

1

Наименование модулей, разделов и
тем

Общие вопросы спортивной
медицины. Методы исследований в
спортивной медицине
20

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

14

12

Самост
работа
(в т.ч
консуль
тации)
2

Форма
контроля

1.1

1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8

1.9
1.10
1.11
1.12
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3

3.1

3.2

3.3

Организация медицинской помощи
лицам, занимающимся физической
культурой и спортом в РФ
Организация службы спортивной
медицины
Врачебно-физкультурный диспансер

1

1

-

1

1

-

1

1

-

Медико-биологические аспекты отбора и
ориентации в спорте
Поэтапное проведение спортивного
отбора
Ранняя спортивная специализация

1

1

-

1

1

-

1

1

-

Цель, задачи медицинского
обследования в спортивной медицине
Методы исследования физического
развития и функционального состояния
опорно-двигательного аппарата
Функциональное исследование сердечнососудистой системы и органов дыхания
Исследование вегетативной нервной
системы
Исследование психологического
состояния спортсмена
Врачебное заключение

1

1

-

2

1

1

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

Спортивная тренировка: нагрузка,
восстановление и адаптация
Цель, принципы и содержание
спортивной тренировки
Средства, методика и структура
спортивной тренировки
Эффекты тренировочного процесса.
Гипоксические тренировки
Планирование и учет в спортивной
тренировке
Нагрузка в спортивной тренировке

8

6

2

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

Восстановительный период и адаптация
к мышечным нагрузкам
Медицинское обеспечение
оздоровительной и реабилитационной
тренировки. Постковидный синдром
Физическая подготовленность человека
и принципы тренировки физических
качеств
Влияние направленности
тренировочного процесса на организм
спортсмена
Постковидный синдром.
Восстановительно-реабилитационные
мероприятия и сроки возвращения к
тренировкам

2

1

1

9

6

3

3

2

1

3

2

1

3

2

1

21

4.7

Предпатологические состояния и
соматические заболевания у
спортсменов
Предпатологические состояния у
спортсменов (перенапряжение,
перетренированность, утомление,
десинхронозы, наследственные
системные заболевания скелета,
митохондриальная энцефалопатия
(MELAS), поздние осложнения родовых
повреждений нервной системы,
спланхноптоз)
Заболевания сердечно-сосудистой
системы у спортсменов
Заболевания органов дыхания у
спортсменов
Заболевания желудочно-кишечного
тракта у спортсменов
Заболевания мочевыделительной
системы у спортсменов
Болезни эндокринной системы и занятия
спортом
Заболевания кожи и занятия спортом

4.8

Заболевания нервной системы

1

1

-

1

1

-

19

14

5

2

2

-

5.2

Заболевания челюстно-лицевой области
и шеи
Повреждения и заболевания опорнодвигательного аппарата при занятиях
спортом. Медицинский контроль в
школе
Общая характеристика спортивного
травматизма. Оказание первой помощи
на месте происшествия (догоспитальный
этап)
Закрытые повреждения мягких тканей

2

1

1

5.3

Повреждения и заболевания мышц

2

1

1

5.4

2

1

1

5.5

Повреждения и заболевания связочносухожильного аппарат
Повреждения и заболевания суставов

2

1

1

5.6

Переломы костей

2

1

1

5.7

Черепно-мозговая травма

2

2

-

Спортивная реабилитация как часть
восстановительной медицины
Психоэмоциональные особенности
спортсменов в период реабилитационновосстановительного лечения

1

1

-

1

1

-

4

4.1

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

4.9

5

5.1

5.8
5.9

22

20

16

4

4

4

-

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

1

1

-

1

1

-

5.10
5.11
5.12

Преабилитация в современном спорте

1

1

-

Организация физического воспитания
учащихся общеобразовательных школ
Врачебно-педагогические наблюдения на
уроках физкультуры
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

1

-

1

1

-

2

-

2

ИТОГО

72

54

18

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1/7

2/8

3/9

4/10

5/11

6/12

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Спортивная медицина» Автономная некоммерческая
организация дополнительного профессионального образования «Международный институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не
только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями
по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

23

о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Термин «спортивная медицина» включает:
а) Метод определения функционального состояния спортсменов
б) Метод наблюдений спортсменов на тренировках и соревнованиях
в) Оба варианта верны
2. Цель и задачи спортивной медицины включают все перечисленное, кроме:
а) Выявления ранних признаков заболеваний и повреждений, возникающих при
нерациональных занятиях физкультурой и спортом
б) Специализированного лечения высококвалифицированных спортсменов
в) Содействия эффективности физического воспитания с целью укрепления здоровья
и повышения трудоспособности
3. Контингент спортсменов и физкультурников, подлежащий диспансеризации во
врачебно-физкультурном диспансере, составляют:
а) Спортсмены сборных команд по видам спорта республик и городов и юные
спортсмены, учащиеся спортшкол и ДСО
б) Юные спортсмены, учащиеся спортшкол и ДСО
в) Учащиеся школ, вузов, отнесенные к спецгруппам для занятий физвоспитанием
4. Диспансерное наблюдение спортсменов предусматривает все следующие виды
обследования, кроме:
а) Основное, дополнительное, повторное
б) Первичное, текущее, дополнительное
в) Общее, специализированное, перед соревнованием
5. В содержание заключения врача по диспансерному наблюдению спортсменов
входит все перечисленное, кроме:
а) Оценки степени тренированности
б) Оценки здоровья и функционального состояния спортсменов
в) Рекомендаций лечебно-профилактических мероприятий
6. Обязательный объем функционально-диагностических и лабораторных
исследований при первичном обследовании спортсмена включает все перечисленное,
кроме:
а) Электрокардиографии
б) Исследования кислотно-щелочного состояния крови
в) Рентгеноскопии органов грудной клетки
7. Профессиональные обязанности врача по спорту включает все перечисленное,
кроме:
а) Диспансерного обслуживания прикрепленных контингентов
б)
Организационно-методической
работы
в
лечебно-профилактических
учреждениях и спортивных организациях
24

в) Записи электрокардиограммы
8. Обязанности спортивного врача включают все перечисленное, кроме:
а) Диагностики различных заболеваний у спортсменов
б) Выявления признаков отклонений у спортсменов в состоянии здоровья
в) Диагностики физического перенапряжения у спортсменов
9. Общая физическая нагрузка – это:
а) Нагрузка, обязательно включающая в активную деятельность все мышечные
группы
б) Нагрузка, частично охватывающая группы мышц, но с напряженной работой
в) Нет верного ответа
10. Местная физическая нагрузка – это:
а) Нагрузка, чередующаяся с общей нагрузкой и используемая по типу – от здоровых
участков к поврежденным
б) Нагрузка, охватывающая определенную группу мышц
в) Специальная нагрузка направленного действия
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Спортивная медицина / под ред. А. В. Епифанова, В. А. Епифанова. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 664 с.
2.
Алексанянц Г.Д., Абушкевич В.В., Тлехас Д.Б. и др. Спортивная морфология.
Москва: Советский спорт, 2005. 97 с.
3.
Антидопинговый справочник спортсмена / под ред. Е.В. Иконниковой, П.И.
Хорькина, И.Т. Выходца. Москва: ГБУ «ЦСТ и СК» Москомспорта, 2012.
4.
Болевой синдром: патофизиология, клиника, лечение / под ред. Н.Н. Яхно.
Москва: ИМА-пресс, 2011. 72 с.
5.
Букуп К. Клинические исследования костей, суставов и мышц (тесты,
симптомы, диагноз): пер. с англ. Москва: Медицинская литература, 2007. 292 с.
6.
Вибен К., Фалькенберг Б. Визуальное руководство по функциональному
мышечному тестированию: пер. с англ. Москва: МЕДпресс-информ, 2017. 295 с.
7.
Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки. Москва:
Советский спорт, 2009. 328 с.
8.
Выходец И.Т., Дидур М.Д., Каргашина А.С., Лобов А.Н., Мирошникова Ю.В.,
Парастаев С.А. и др. Клинические рекомендации по диагностике и лечению общего и
частных синдромов перенапряжения центральной нервной системы, сердечнососудистой
системы, опорно-двигательного аппарата, иммунной системы и переутомления у
спортсменов высокой квалификации: клинические рекомендации / под ред. В.В. Уйба.
Москва, 2018.
9.
Гладков В.Н. Некоторые особенности заболеваний, травм, перенапряжений и
их профилактика в спорте высших достижений. Москва: Советский спорт, 2007. 152 с.
10.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. Москва: Советский спорт, 2006. 296с.
25

11.
Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: учебное пособие.
Курс лекций и практические занятия. Москва: Спорт, Человек, 2018. 712 с.
12.
Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск:
Современная школа, 2007.
13.
Гросс Дж. Физикальное исследование костно-мышечной системы
(иллюстрированное руководство). Москва: Платформа, 2011. 306 с.
14.
Дандырь А.П., Ачкасов Е.Е., Медведев И.Б. Тесты с дозируемой физической
нагрузкой в практике спортивной медицины. Москва, 2014. 174 с.
15.
Доленко Ф.Л. Спорт и суставы. Москва: ФиС, 2002. 288 с.
16.
Дурманов Н.Д., Филимонов А.С. Диагностика и коррекция нарушений
обмена железа в спорте высших достижений: методические рекомендации для врачей
клубов. Москва, 2010. 84 с.
17.
Европейские принципы ведения пациентов с наиболее распространенными
формами головной боли в общей практике: пер. с англ. / Т. Дж. Стайнер и др. ; под ред. В.В.
Осиповой и др. Москва : ОГГИ. Рекламная продукция, 2010. 56 с.
18.
Епифанов А.В., Цека О.С., Епифанов В.А., Королев А.В. Восстановительное
лечение после артроскопических вмешательств на коленном суставе при повреждениях
капсульно-связочного аппарата. Москва: Авторская академия, 2011. 149 с.
19.
Епифанов В.А. Cамомассаж от боли в суставах. Москва: ЭКСМО, 2010. 79 с.
20.
Епифанов В.А. Артроз суставов кисти и стопы. Москва: МЕДпресс-информ,
2005. 117 с.
21.
Епифанов В.А. Спортивная медицина. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 335 с.
22.
Епифанов В.А. Восстановительная медицина: справочник. Москва: ГЭОТАРМедиа, 2007. 584 с.
23.
Епифанов В.А., Епифанов А.В. Лечебная физическая культура и массаж:
учебное пособие. 4-е изд. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020.
24.
Епифанов В.А., Епифанов А.В. Медицинская реабилитация при заболеваниях
и повреждениях челюстно-лицевой области. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020.
25.
Епифанов В.А., Епифанов А.В. Миофасциальный релиз. Москва: ЭКСМО,
2021.
26.
Епифанов В.А., Епифанов А.В. Реабилитация в травматологии и ортопедии.
3-е изд. перераб. и доп. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021.
27.
Епифанов В.А., Епифанов А.В., Баринов А.Н. Восстановительное лечение
при заболеваниях и повреждениях позвоночника. 3-е изд., испр. и доп. Москва: МЕДпрессинформ, 2016. 370 с.
28.
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной
морфологии). Москва: Тера-спорт, 2003. 624 с.
29.
Избранные лекции по спортивной медицине / под ред. Б.А. Поляева. Москва:
Натюрморт, 2003. Т. 1; 2008. Т. 2.
30.
Иорданская Ф.А. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность
высококвалифицированных спортсменов. Москва: Советский спорт, 2006. 184 с.
31.
Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной
медицине. Москва: ФиС, 1988. 208 с.
32.
Карпман В.Л., Коц Я.М. Спортивная медицина. Москва: ФиС, 1986. 304 с.
26

33.
Кириченко Ю.Н., Семибратов А.Р., Алексеенко Л.А. Практическое пособие
по врачебному контролю за. физическим воспитанием: детей и подростков. Краснодар,
1988. 136 с.
34.
Котенко К.В., Корчажкина Н.Б., Петрова М.С. и др. Современные
немедикаментозные технологии для повышения работоспособности спортсменов и лиц,
активно занимающихся спортом: методические рекомендации. Москва: РИО ЦГМА, 2015.
31 с.
35.
Краткий курс лекций по спортивной медицине / под ред. А.В. Смоленского.
Москва: Физическая культура, 2005. 191 с.
36.
Кулиненков О.С. Фармакология спорта. Самара, 2000. 167 с.
37.
Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в
адаптивной физической культуре. Москва: Советский спорт, 2003. 178 с.
38.
Макарова Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей. Ростов-наДону, 2002. 800 с.
39.
Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. Москва: Советский спорт,
2003. 480 с.
40.
Макарова Г.А. Фармакологическое обеспечение в системе подготовки
спортсменов. Москва: Советский спорт, 2003. 160 с.
41.
Макарова Г.А. Фармакологическое сопровождение спортивной деятельности.
Москва: Советский спорт, 2013.
42.
Мак-Дугалл Дж.Д., Уэнгер Г.Э., Грин Г.Дж. Физиологическое тестирование
спортсмена высокого класса: пер. с англ. Киев: Олимпийская литература, 1998. 432 с.
43.
Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Серова Л.К. Психодиагностика в спорте:
учебное пособие для вузов. Москва: Просвещение, 2005.
44.
Марков Г.В., Романов В.И., Гладков В.Н. Система восстановления и
повышения физической работоспособности в спорте высших достижений. Москва:
Советский спорт, 2006. 52 с.
45.
Медицинская реабилитация: учебник / под ред. А.В. Епифанова, Е.Е.
Ачкасова, В.А. Епифанова. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 672 с.
46.
Международная спортивно-медицинская классификация / методические
рекомендации. Москва: ВОИинформ, 2001. 79 с.
47.
Мирзоев О.М. Восстановительные средства и система подготовки
спортсменов. Москва: ФиС, 2005. 220 с.
48.
Миронов С.П., Бурмакова Г.М. Повреждения локтевого сустава при занятиях
спортом (клиника, диагностика, лечение). Москва, 2000. 200 с.
49.
Митрофанова Н.А., Сухова Л.С. Основы медико-социальной реабилитации.
Москва, 2001. 142 с.
50.
Орджоникидзе З.Г., Павлов В.И. Физиология футбола. Москва: Олимпиячеловек, 2008. 235 с.
51.
Орджоникидзе З.Г., Павлов В.И., Дружинин А.Е., Иванова Ю.М. Сотрясение
сердца (commotio cortis) как причина внезапной сердечной смерти в спорте // Медицина
неотложных состояний. 2008. Т. 1, № 14. С. 91–96.
52.
Орджоникидзе З.Г., Павлов В.И., Иванова Ю.М. Особенности ЭКГ
спортсмена. Функциональная диагностика. 2005. Гл. 23 (СD).
27

53.
Осипова В.Н. Возрастная физиология и психофизиология. Москва: МГИУ,
2010. 190 c.
54.
Полиевский С.А. Основы индивидуального и коллективного питания
спортсменов. Москва: ФиС, 2005. 384 с.
55.
Пономаренко Г.Н., Улащик В.С., Зубовский Д.К. Спортивная физиотерапия:
монография. Санкт-Петербург, 2009. 318 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

28


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».