ДПП ПК_Мануальная медицина в решении современных проблем здоровья человека (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

23 ноября 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МАНУАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА В РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ
ПРОБЛЕМ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА»
36 ак.ч.
Специальность: Мануальная терапия

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Мануальная медицина в решении современных проблем здоровья
человека»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Мануальная терапия
4. Дополнительные специальности: Неврология, Лечебная физкультура и
спортивная медицина, Общая врачебная практика (семейная медицина), Остеопатия,
Ревматология, Рефлексотерапия, Терапия, Травматология и ортопедия, Физиотерапия,
Физическая и реабилитационная медицина
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Мануальная медицина в решении современных проблем здоровья человека»,
специальность «Мануальная терапия» разработана на основании следующих нормативноправовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года
N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской
реабилитации" (зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2018 года, N52162).
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года
N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован
в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53898);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 2 июня 2021 года N
358н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-остеопат" (зарегистрирован в
Минюсте России 05 июля 2021 года, N64112);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N
50н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-ревматолог" (зарегистрирован
в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53897);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 12 ноября 2018 года
N698н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-травматолог-ортопед"
2

(зарегистрирован в Минюсте России 4 декабря 2018 года, N52868);
10.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
12.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
13.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
14.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
15.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Мануальная медицина в решении современных проблем здоровья человека»
является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и
организационно-методические формы обучения по основной специальности «Мануальная
терапия».
ДПП ПК «Мануальная медицина в решении современных проблем здоровья
человека» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Мануальная медицина в решении современных проблем
здоровья человека» обусловлена тем, что достижения отечественной мануальной терапии
как клинической науки, имеют в своем арсенале многочисленные диагностические и
лечебные методики. Мануальная терапия не только является самостоятельным,
эффективным методом лечения заболеваний позвоночника и суставов, но и, в сочетании с
различными методами лечебного и оздоровительного массажа, может применяться как
составная часть комплексно-восстановительного лечения и использоваться в целях
профилактики многих заболеваний. Это вызывает потребность в подготовке специалистов
3

для оказания специализированной и высококвалифицированной врачебной помощи
населению.
Целевая аудитория программы: врач мануальной терапии, врач-невролог, врач
по лечебной физкультуре и спортивной медицине, врач общей практики (семейный врач),
врач-остеопат, врач-ревматолог, врач-рефлексотерапевт, врач-терапевт, врач-травматологтерапевт, врач-физиотерапевт, врач физической и реабилитационной медицины.
Цель ДПП ПК: совершенствование и углубление теоретических знаний и умений
слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся
квалификации, по оказанию медицинской помощи пациентам с заболеваниями
позвоночника и суставов, обучение современным методологическим основам мануальной
диагностики и лечения.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить анатомические, биомеханические и физиологические основы мануальной
медицины (общая физиология нервной системы и высшей нервной деятельности,
функциональная система аппарата движения, механизмы ее регуляции, анатомические и
функциональные особенности позвоночного столба и суставов);
− изучить методологические основы мануальной терапии (диагностические, лечебнореабилитационные методы, специальные методы исследования позвоночника, принципы
постановки неврологического топического диагноза, принципы ортопедической и
рентгенологической диагностики в мануальной терапии);
− изучить общие и клинические принципы мануальной терапии при шейном
остеохондрозе, при патологии позвоночника, при внутренних болезнях;
− изучить применение мануальной терапии при патологии позвоночника (мануальная
диагностика и терапия вертебральных, мышечных синдромов, дискогенной болезни,
патологии мышц тазового дна, патологии шейного, грудного, поясничного и крестцовокопчикового отдела позвоночника, остеохондроз позвоночника);
− изучить применение мануальной терапии при патологии суставов плечевого пояса
(межлопаточный болевой синдром, синдром плече-лопаточного периартроза, синдром
плечо-кисть); при патологии локтевого, лучезапястных суставов, суставов кисти и
межфаланговых суставов; при патологии голеностопного, плюснефалангового и фалангофаланговых суставов; при патологии таза, тазобедренного, крестцово-подвздошного,
крестцово-копчикового и коленного суставов.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Мануальная медицина в
решении современных проблем здоровья человека» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
4

Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Мануальная медицина в решении современных проблем здоровья
человека» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из
ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом
взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
5

Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за
за счет внебюджетных средств, руб.
счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=59
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Мануальная терапия
Дополнительные специальности: Неврология,
6

Лечебная

физкультура

и

спортивная медицина, Общая врачебная практика (семейная медицина), Остеопатия,
Ревматология, Рефлексотерапия, Терапия, Травматология и ортопедия, Физиотерапия,
Физическая и реабилитационная медицина
Целевая аудитория программы: врач мануальной терапии, врач-невролог, врач
по лечебной физкультуре и спортивной медицине, врач общей практики (семейный врач),
врач-остеопат, врач-ревматолог, врач-рефлексотерапевт, врач-терапевт, врач-травматологтерапевт, врач-физиотерапевт, врач физической и реабилитационной медицины.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности Мануальная терапия и дополнительных
специальностей Лечебная физкультура и спортивная медицина, Рефлексотерапия,
Физиотерапия, Физическая и реабилитационная медицина программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Специалист по медицинской реабилитации», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года N572н «Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Специалист
по
медицинской
реабилитации"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Проведение обследования пациентов с целью выявления нарушений функций
и структур организма человека и последовавших за ними ограничений
жизнедеятельности»;
− «А/02.8 Назначение мероприятий по медицинской реабилитации пациентов,
имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними
ограничения жизнедеятельности, контроль их эффективности и безопасности».
− «А/03.8 Проведение и контроль эффективности и безопасности медицинской
реабилитации пациентов, имеющих нарушения функций и структур организма человека и
последовавших за ними ограничений жизнедеятельности, в том числе при реализации
индивидуальных программ медицинской реабилитации или абилитации инвалидов»
Вид деятельности

1
ВД 1: Проведение
медицинской
реабилитации
пациентов, имеющих
нарушения функций
и структур организма
человека и
последовавшие за
ними ограничения
жизнедеятельности,
при заболеваниях и
(или) состояниях

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов с целью
выявления нарушений
функций и структур
организма человека и
последовавших за
ними ограничений
жизнедеятельности
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Проводить осмотры и
обследования пациентов,
имеющих нарушения
функций и структур
организма человека и
последовавшие за ними
ограничения
жизнедеятельности
- Оценивать анатомофункциональное
состояние органов и
систем организма человека
пациентов в норме и при
развитии заболеваний или
патологических состояний
- Использовать методы
осмотра и обследования
пациентов, имеющих
нарушения функций и

4
- Методика осмотра и
обследования пациентов,
имеющих ограничения
жизнедеятельности,
нарушения функций и
структур организма
человека
- Закономерности развития
и функционирования
здорового организма
человека в различные
возрастные периоды и
механизмы обеспечения
здоровья с позиции теории
функциональных систем;
особенности регуляции
функциональных систем
организма человека в норме
и при развитии

7

Назначение
мероприятий по
медицинской
реабилитации
пациентов, имеющих
нарушения функций и
структур организма
человека и
последовавшие за
ними ограничения
жизнедеятельности,
контроль их
эффективности и
безопасности
(ПК-2)

Проведение и
контроль
эффективности и
безопасности
медицинской
реабилитации
пациентов, имеющих
нарушения функций и
структур организма
человека и
последовавших за
ними ограничений
жизнедеятельности, в

структур организма
человека и последовавшие
за ними ограничения
жизнедеятельности, в
числе которых:
- исследование
постуральных функций;
- исследование опорных
структур и функций;
- исследование
возможности изменять
положение тела (позы);
- исследование функции
ходьбы;
- исследование функции и
структуры верхней
конечности;
- исследование функции и
структуры нижней
конечности;
- исследование
координаторной функции
- Обосновывать
применение
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий, диетического
питания,
немедикаментозного
лечения для пациентов,
имеющих нарушения
функций и структур
организма человека и
последовавшие за ними
ограничения
жизнедеятельности, в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи

- Определять медицинские
показания для проведения
мероприятий медицинской
реабилитации пациентов,
имеющих нарушения
функций и структур
организма человека и
последовавшие за ними
ограничения
жизнедеятельности
- Проводить мероприятия
по медицинской
реабилитации пациентов,

8

патологических процессов
- Современные методы
клинической и
параклинической
диагностики нарушений
функций, структур
организма человека и
жизнедеятельности

- Методы
немедикаментозного
лечения, применяемые в
медицинской реабилитации;
медицинские показания и
медицинские
противопоказания;
возможные осложнения,
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные
- Механизм воздействия
реабилитационных
мероприятий на организм
пациентов, имеющих
нарушения функций и
структур организма
человека и последовавшие
за ними ограничения
жизнедеятельности
- Двигательные режимы,
индивидуальные границы
интенсивности
применяемых воздействий в
процессе медицинской
реабилитации
Принципы и методы
организации медицинской
помощи по медицинской
реабилитации
Возрастные особенности
проведения
реабилитационных
мероприятий
- Методы медицинской
реабилитации пациентов
при основных заболеваниях,
являющихся причиной
инвалидности,

том числе при
реализации
индивидуальных
программ
медицинской
реабилитации или
абилитации
инвалидов (ПК-3)

имеющих нарушения
функций и структур
организма человека и
последовавшие за ними
ограничения
жизнедеятельности, в том
числе при реализации
индивидуальной
программы реабилитации
инвалидов
- Оценивать
эффективность и
безопасность мероприятий
по медицинской
реабилитации пациентов,
имеющих нарушения
функций и структур
организма человека и
последовавшие за ними
ограничения
жизнедеятельности, в том
числе при реализации
программы реабилитации
инвалидов

неинфекционных
заболеваниях,
сопутствующих
заболеваниях,
патологических состояниях
- Способы предотвращения
или устранения
осложнений, побочных
действий, нежелательных
реакций, в том числе
серьезных и
непредвиденных,
возникших в результате
мероприятий по
медицинской реабилитации
пациентов, имеющих
нарушения функций и
структур организма
человека и последовавшие
за ними ограничения
жизнедеятельности

В рамках дополнительной специальности «Неврология» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-невролог»
Трудовая функция
Наименование
Назначение лечения
пациентам при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности

Трудовые действия

Код
А/02.8

ТД 1: Назначение физиотерапевтических методов,
рефлексотерапии, лечебной физкультуры, массажа,
мануальной терапии пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
9

здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
1. Самостоятельно проводит обследование,
диагностику, лечение, реабилитацию пациентов,
при необходимости организует дообследование,
консультацию, госпитализацию пациентов, в
последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет дальнейшее наблюдение при
наиболее распространенных заболеваниях

Профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее распространенных заболеваний и
реабилитацию пациентов; принципы и
методы профилактики и лечения наиболее
распространенных заболеваний

В рамках дополнительной специальности «Остеопатия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-остеопат», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 2 июня 2021 года N 358н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-остеопат"), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.8. Назначение и проведение лечения пациентов методами остеопатической
коррекции, контроль эффективности и безопасности лечения»
Профессиональный стандарт «Врач-остеопат»
Трудовая функция
Наименование

Код

Назначение и проведение
лечения пациентов
методами остеопатической
коррекции, контроль
эффективности и
безопасности лечения

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Сочетать остеопатическую коррекцию с другими
методами лечения пациентов, давать рекомендации
пациентам по ведению здорового образа жизни и
двигательному режиму

В рамках дополнительной специальности «Ревматология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-ревматолог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N 50н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-ревматолог"), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/02.8. Назначение и проведение лечения пациентам с ревматическими
заболеваниями или подозрением на ревматические заболевания, контроль его
эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-ревматолог»
Трудовая функция
Наименование
Назначение и проведение
лечения пациентам с
ревматическими

Код
А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения
пациентам с ревматическими заболеваниями или
подозрением на ревматические заболевания, в том
10

заболеваниями или
подозрением на
ревматические
заболевания, контроль его
эффективности и
безопасности

числе при планировании и во время беременности, с
учетом клинической картины заболевания и в
соответствии с действующими порядком оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской
помощи,
с
учетом
стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Терапия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
- «А/03.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Наименование
Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности

Код
А/03.7

Трудовые действия
ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения с учетом
диагноза, возраста и клинической картины болезни в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
применения лекарственных препаратов, медицинских
изделий, лечебного питания и иных методов лечения

В рамках дополнительной специальности «Травматология и ортопедия»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-травматолог-ортопед», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 12 ноября 2018 года N698н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-травматолог-ортопед"), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.8. Назначение лечения пациентам с травмами, заболеваниями и (или)
состояниями костно-мышечной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-травматолог-ортопед»
Трудовая функция
Наименование
Назначение лечения
пациентам с травмами,
заболеваниями и (или)
состояниями костномышечной системы,
контроль его

Код
А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения:
физиотерапевтических
методов,
рефлексотерапии,
лечебной физкультуры, гирудотерапии пациентам с
травмами, заболеваниями и (или) состояниями костномышечной системы в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
11

эффективности и
безопасности

клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
немедикаментозного лечения у пациентов с травмами,
заболеваниями и (или) состояниями костно-мышечной
системы

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МАНУАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА В РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ
ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция

п/п

Наименование модулей

Анатомические, биомеханические
1 и физиологические основы
мануальной медицины
Методологические основы
2 мануальной терапии

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)

5

4

1

9

7

2

Общие и клинические принципы
3 мануальной терапии

5

4

1

Применение мануальной терапии
4 при патологии позвоночника

7

5

2

Применение мануальной терапии
5 при патологии суставов

9

7

2

Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

(итоговое

1
36

27

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3

1
9

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
12

Тестиров
ание

«МАНУАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА В РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ
ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1

1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3

2.4

2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2

Наименование модулей, разделов и
тем

Анатомические, биомеханические и
физиологические основы
мануальной медицины
Общая физиология нервной системы и
высшей нервной деятельности
Функциональная система аппарата
движения, механизмы ее регуляции
Анатомические и функциональные
особенности позвоночного столба
Функциональная анатомия и
физиология суставов
Методологические основы
мануальной терапии
Диагностические методы мануальной
терапии
Лечебно-реабилитационные методы
мануальной медицины
Специальные методы исследования
позвоночника
Клиническое обследование больных в
мануальной терапии. Принципы
постановки неврологического
топического диагноза
Принципы ортопедической
диагностики в мануальной терапии
Принципы рентгенологической
диагностики в мануальной терапии
Дифференциально-диагностические
принципы в мануальной терапии
Общие и клинические принципы
мануальной терапии
Основные принципы
мобилизационной и манипуляционной
техники
Основные принципы мануальной
терапии при шейном остеохондрозе
13

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

5

4

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

9

7

2

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

5

4

1

1

1

-

2

1

1

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

3.3
3.4
4
4.1
4.2
4.3

4.4
4.5
5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Основные принципы мануальной
терапии при патологии позвоночника
Основные принципы мануальной
терапии при внутренних болезнях
Применение мануальной терапии
при патологии позвоночника
Мануальная диагностика и терапия
вертебральных и мышечных
синдромов
Мануальная диагностика и терапия
дискогенной болезни
Мануальная диагностика и терапия
патологии мышц тазового дна
Мануальная диагностика патологии
шейного, грудного, поясничного и
крестцово-копчикового отдела
позвоночника
Остеохондроз позвоночника
Применение мануальной терапии
при патологии суставов
Мануальная диагностика и терапия
при патологии плечевого пояса
(межлопаточный болевой синдром,
синдром плече-лопаточного
периартроза, синдром плечо-кисть)
Мануальная диагностика и терапия
при патологии локтевого,
лучезапястных суставов, суставов
кисти и межфаланговых суставов
Мануальная диагностика и мануальная
терапия при патологии
голеностопного, плюснефалангового и
фаланго-фаланговых суставов
Мануальная диагностика и мануальная
терапия при патологии таза,
тазобедренного сустава, крестцовоподвздошного и крестцовокопчикового суставов
Мануальная диагностика и мануальная
терапия при патологии коленного
сустава
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

1

1

-

1

1

-

7

5

2

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

9

7

2

2

2

-

2

1

1

2

1

1

2

2

-

1

1

-

1

-

1

36

27

9

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МАНУАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА В РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ
14

ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Мануальная медицина в решении современных проблем
здоровья человека» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Главной целью манипуляций в мануальной терапии является:
а) Восстановление функции межпозвонковых суставов
б) Ликвидация функциональных блоков
в) Устранение болей
г) Профилактика неврологических проявлений остеохондроза
д) Все выше перечисленное
2. Манипуляцией в мануальной терапии называют:

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

15

а)
Ручное воздействие на заинтересованные структуры в виде разнообразных
ритмических приемов.
б)
Фиксация суставных отростков
в)
Ручное воздействие на сустав в виде короткого быстрого толчка
г)
Тракция сустава
д)
Дистракция сустава
3. При каком исследовании позвоночника
максимальный?
а) При пассивном исследовании
б) При активном исследовании
в) При сближении суставных поверхностей
г) При ПИР
д) При резистивных движениях

объем

движений

в

суставах

4. Манипуляция всегда осуществляется в направлении:
а) Наибольшей выраженности боли
б) Отсутствия боли
в) Наименьшей выраженности боли
г) В сторону наименьшей подвижности
д) Наибольшей подвижности
5. Какой части опущенных рук врача должна достигать высота стола для мануальной
рефлексотерапии?
а) Уровня плеча
б) Уровня предплечья
в) Уровня лучезапястного сустава
г) Уровня 1 фалангового сочленения
д) Уровня кончиков пальцев рук
6. При наличии нескольких блокированных позвоночных сегментов различных
позвоночника манипуляции выполняют:
а)
Последовательно, ежедневно только в одном сегменте, продвигаясь от
нижних сегментов к верхним
б)
Продвигаясь от верхних сегментов к нижним
в)
Одновременно на всех блокированных сегментах, продвигаясь сверху вниз
г)
Одновременно на всех сегментах, продвигаясь сверху вниз
д)
Последовательность не имеет значения
7. Каким образом осуществляется манипуляционная техника при применении метода
постизометрической релаксации?
а)
Осуществляется без сопротивления в направлении движения
б)
Осуществляется без сопротивления в направлении, противоположном
движению
в)
Осуществляется при сильном сопротивлении в направлении движения.
г)
Осуществляется
при
сильном
сопротивлении
в
направлении
противоположном движению
д)
Осуществляется всегда при легком сопротивлении в направлении движения
8. При каких функциональных состояниях
разминание?
а) При умеренно расслабленных мышцах
16

мышечной

сферы

применяется

б)
в)
г)
д)

При резко расслабленных мышцах
При резко спазмированных мышцах
При хронически спазмированных мышцах
Верно В и Г

9. В какой плоскости должна проводиться манипуляционная техника при применении
метода ритмического вытяжения руками?
а) В строго горизонтальной плоскости
б) Под углом 15 градусов к горизонтальной плоскости
в) Под углом 30 градусов к горизонтальной плоскости
г) Под углом 50 градусов к горизонтальной плоскости
д) Строго в плоскости сгибания
10. Частота ударных воздействий на позвоночник минимальная?
а) У пожилых больных
б) У полных и худых больных
в) Для полных больных
г) Для больных пониженного питания
д) Не имеет значения комплекция пациента
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Основная литература
1.
Мануальная терапия с основами прикладной кинезиологии в 2 частях, часть
1–107 с., часть 2–92 с. 2012, Васильева Л.Ф., Гайдамака И.И., Крашенинников В.Л.,
Матаев О.Э.
2.
Мануальная терапия функциональных блоков таза. 2010, Васильева Л.Ф.
3.
Мануальная терапия функциональных блоков поясничного и грудного
отделов позвоночника. 2010, Васильева Л.Ф
4.
Мануальная
терапия
функциональных
блоков
шейного
отдела
позвоночника. 2010, Васильева Л.Ф
5.
Мануальная медицина. 2008, Иваничев Г.А.
6.
Мануальная терапия. 2008, Ситель А.Б.
7.
Визуальная
и
кинезиологическая
диагностика
укороченных
и
расслабленных мышц нарушений статики и динамики. 2010, Васильева Л.Ф.
Дополнительная литература
1.
Васильева Л.Ф. «Функциональные блоки суставов позвоночника и
конечностей»/ Васильева Л.Ф. – Новокузнецк, ОАО «Новокузнецкий полиграфкомбинат»,
1999 г. – 160 с.;
2.
Васильева Л.Ф. - Визуальная и кинезиологическая диагностика нарушений
статики и динамики- Иваново,1996.
3.
Васильева Л. Ф. Алгоритмы мануальной диагностики и терапии
патобиомеханических изменений мышечно-скелетной системы. Новокузнецк, 1999.
4.
Васильева Л.Ф. Функциональные блоки позвоночника и конечностей.
Мануальная диагностика и терапия с основами прикладной кинезиологи - 1999
17

5.
Васильева Л.Ф. Алгоритмы мануальной диагностики и мануальной терапии
патобиомеханических изменений мышечно- скелетной системы- 1999
6.
Джереми К. Атлас скелетно-мышечной анатомии/ Крис Джереми; пер. с
англ. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 382 с.;
7.
Джеффри Гросс. Физикальное исследование костно-мышечной системы.
Иллюстрированное руководство/ Пер. с англ. – М.: Издательство Панфилова; БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2011. – 472 с.
8.
Иваничев Г. А. Мануальная медицина. – Казань: «Идел-Пресс», 2008. – 488с.
9.
Капанджи А.И. Верхняя конечность. Физиология суставов/ А.И. Капанджи:
[пер. с англ.] – М.: ЭКСМО, 2009 – 368 с.;
10.
Кокосов А.Н. Саногенез (О науке и практике врачевания) – Спб.: ЭЛБИСПб, 2009 – 238 с.;
11.
Лиев А.А., Татьянченко В.К. Клинико-анатомический атлас мануальной
медицины. Петропавловск-Камчатский: "Камчатский печатный двор", 1996.-201 с.;
12.
Нейматов Э.М., Сабинин С.Л.Основы биомеханики движения тела – М:
«Медицинское информационное агентство», 2011 -480 с.;
13.
Ж. Пенину, С. Тикса. Мышечное напряжение. От диагностики к лечению –
М.: МЕДпрессинформ, 2012, - 368 с.;
14.
Рассел С.М.Диагностика повреждения периферических нервов /Пер. с англ.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 251 с.
15.
Карпеев А.А., Ситель А.Б., Скоромец А.А.Гойденко В.С., Васильева Л.Ф.,
Саморуков А.Е. Мануальная терапия. Диагностика и коррекция патобиомеханических
изменений, возникающих при спондилогенных заболеваниях. Методические
рекомендации. - Москва, 2005
Учебные фильмы
1.
Пестерев Л.Г. - Эмбриология и эмбриогенез, часть 1: филогенез, онтогенез,
оплодотворение, развитие костной системы, череп, развитие мышечной системы. – СПб.
2009 г.;
2.
Дэвид Линтонбон – Техника манипуляции суставов конечностей и
позвоночника (The Art of HVT), Англия, 2004 г.;
3.
Гайдамака И.И., Крашенинников В.Л.
Мануальное мышечное
тестирование – СтГМА, кафедра мануальной терапии, ЛФК и спортивной медицины,
2012 г.
Кинезиология
Институт клинической прикладной кинезиологии
Межрегиональная
ассоциация
прикладной
кинезиологии
Межрегиональная
ассоциация
прикладной
кинезиологии – московский филиал
Остеопатия
Русская высшая школа остеопатической медицины

18

http://kinesiolog-spb.ru
http://applied-kinesiology.ru
http://www.kinesiolog.ru
http://www.rusosteopathy.com

Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

19


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».