ДПП ПК_Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

10октября 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ФИЗИЧЕСКАЯ И РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА В
ПЕДИАТРИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Физическая и реабилитационная медицина

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Физическая и реабилитационная медицина
4. Дополнительные специальности: Диетология, Лечебная физкультура и
спортивная медицина, Мануальная терапия, Медицинская психология, Неврология, Общая
врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Психотерапия, Рефлексотерапия,
Физиотерапия
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии», специальность «Физическая и
реабилитационная медицина» разработана на основании следующих нормативно-правовых
актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года
N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской
реабилитации" (зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2018 года, N52162);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 02.06.2021 № 359н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-диетолог" (зарегистрирован в Минюсте
России 29 июня 2021 года, N64004);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года
N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован в
Минюсте России 26 февраля2019 года, N53898);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
8.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего
образования по специальности 31.08.40 Мануальная терапия, утверждённый приказом
Минобразования и науки РФ N1082 от 25.08.2014г;
9.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
специальности 31.08.22 Психотерапия, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1064;
2

10.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08. 2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по
дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и
научных организациях»;
13.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
14.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
15.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Физическая и
реабилитационная медицина».
ДПП ПК «Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии»
обусловлена тем, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших
и необходимых условий физического и психического развития детей. Реабилитация
направлена не только на восстановление физического функционирования, но и на
предоставление возможности пациенту активно участвовать в жизни общества.
Реабилитация – это длительный и согласованный процесс, который начинается с
проявления первых признаков заболевания или повреждения и продолжается вплоть до
достижения человеком определенной роли в обществе в соответствии с его стремлениями
и желаниями.
3

Целевая аудитория программы: врач физической и реабилитационной медицины,
врач-диетолог, врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине, врач-мануальный
терапевт, медицинский психолог, врач-невролог, врач общей практики (семейный врач),
врач-педиатр, врач-психотерапевт, врач-рефлексотерапевт, врач-физиотерапевт.
Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций врачей-специалистов,
необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, в
области физической и реабилитационной медицины в педиатрии.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить теоретические и организационно-методические основы физической и
реабилитационной медицины (реабилитация детей, нормативно-правовое регулирование;
международная классификация функционирования в педиатрии);
− изучить немедикаментозные технологии физической и реабилитационной медицины
в педиатрии (физиотерапия; лечебная физическая культура; рефлексотерапия; мануальная
терапия; гомеопатия; медицинская психология; эрготерапия; лечебное питание);
− изучить вопросы санаторно-курортного лечения детей;
− изучить вопросы медицинской реабилитации детей, перенесших новую
коронавирусную инфекцию COVID-19
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Физическая и
реабилитационная медицина в педиатрии» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из
15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны
верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

4

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется
с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением
логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя
логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и
электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных,
нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных
стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит
дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
5

среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания
платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных
на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=200
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Физическая и реабилитационная медицина
Дополнительные специальности: Диетология, Лечебная физкультура и
спортивная медицина, Мануальная терапия, Медицинская психология, Неврология, Общая
врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Психотерапия, Рефлексотерапия,
Физиотерапия
Целевая аудитория программы: врач физической и реабилитационной медицины,
врач-диетолог, врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине, врач-мануальный
терапевт, медицинский психолог, врач-невролог, врач общей практики (семейный врач),
врач-педиатр, врач-психотерапевт, врач-рефлексотерапевт, врач-физиотерапевт.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности Физическая и реабилитационная медицина
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медицинской реабилитации»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года
6

N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской
реабилитации"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.8 Назначение мероприятий по медицинской реабилитации пациентов,
имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними
ограничения жизнедеятельности, контроль их эффективности и безопасности»
Вид деятельности

1
ВД 1: Проведение
медицинской
реабилитации
пациентов,
имеющих
нарушения функций
и
структур
организма человека
и последовавшие за
ними ограничения
жизнедеятельности,
при заболеваниях и
(или) состояниях

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
-Назначение
мероприятий по
медицинской
реабилитации
пациентов, имеющих
нарушения функций и
структур организма
человека и
последовавшие за
ними ограничения
жизнедеятельности,
контроль их
эффективности и
безопасности (ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Определять
реабилитационный
потенциал, формулировать
реабилитационный
диагноз с учетом МКФ и
реабилитационный план
- Разрабатывать
индвидуальную
программу медицинской
реабилитации
- Формулировать цель
проведения
реабилитационных
мероприятий
- Формулировать задачи
медицинской
реабилитации для каждого
специалиста
мультидисциплинарной
реабилитационной
бригады
- Обосновывать
применение
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий, диетического
питания,
немедикаментозного
лечения для пациентов,
имеющих нарушения
функций и структур
организма человека и
последовавшие за ними
ограничения
жизнедеятельности, в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи

4
Методы медицинской
реабилитации пациентов с
различными
заболеваниями или
состояниями
- Методы
немедикаментозного
лечения, применяемые в
медицинской
реабилитации;
медицинские показания и
медицинские
противопоказания;
возможные осложнения,
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные
- МКФ
- Физическое развитие
ребенка первых трех лет
жизни
- Онтогенез
функциональной системы
движения первых трех лет
жизни
- Развитие когнитивных
функций у ребенка первых
трех лет жизни
- Развитие речевых
функций у ребенка первых
трех лет жизни
- Методы оценки,
классификация вариантов
нарушений двигательных
функций, высших
психических функций,
психоэмоционального
состояния, речи, письма,
гигиенических навыков,
бытовых навыков и других
аспектов
функционирования
организма человека

В рамках дополнительной специальности «Диетология» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-диетолог», утвержденного приказом Министерства труда и
7

социальной защиты от 02.06.2021 № 359н «Об утверждении профессионального стандарта
"Врач-диетолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/04.8 Назначение и контроль эффективности лечебного питания при санаторнокурортном лечении, в том числе при реализации индивидуальных программ медицинской
реабилитации инвалидов»
Профессиональный стандарт «Врач-диетолог»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Назначение и контроль
эффективности лечебного
питания при санаторнокурортном лечении, в том
числе при реализации
индивидуальных программ
медицинской реабилитации
инвалидов

А/04.8 ТД 1: Составление плана лечебного питания при
проведении санаторно-курортного лечения
ТД 2: Проведение лечебного питания при санаторнокурортном лечении
ТД 3: Направление пациентов к врачам-специалистам
для назначения и проведения мероприятий при
санаторно-курортном лечении

В рамках дополнительной специальности Лечебная физкультура и спортивная
медицина программа направлена на освоение (совершенствование) следующих
профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медицинской
реабилитации», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 3
сентября 2018 года N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по
медицинской реабилитации"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «D/03.8. Проведение и контроль эффективности применения лечебной физкультуры
при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальных программ
реабилитации или абилитации инвалидов»
Профессиональный стандарт
«Специалист по медицинской реабилитации»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение и контроль
эффективности
применения лечебной
физкультуры при
заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе
при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов

D/03.8

ТД 1: Составление плана лечебной физкультуры для
пациентов с заболеваниями и (или) состояниями в
соответствии с порядком организации медицинской
реабилитации, с действующим порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
мероприятий по лечебной физкультуре при заболеваниях
и (или) состояниях в соответствии с порядком
организации медицинской реабилитации

В рамках дополнительной специальности Мануальная терапия программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций

8

(на основе ФГОС высшего образования по специальности 31.08.40 Мануальная терапия,
утверждённый приказом Минобразования и науки РФ N1082 от 25.08.2014г):
ФГОС по специальности 31.08.40 Мануальная терапия
Вид
деятельности
ВД 1:
Реабилитационная
деятельность

Профессиональные компетенции (имеющиеся)
Готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной,
немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся
в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении
(ПК-1)

В рамках дополнительной специальности Медицинская психология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе квалификационной характеристики медицинского психолога, утвержденной
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
Проводит
работу,
направленную
на
восстановление психического здоровья и
коррекцию отклонений в развитии личности
больных. Выявляет условия, препятствующие
или затрудняющие гармоническое развитие
личности больного. Осуществляет работу по
психопрофилактике,
психокоррекции,
психологическому консультированию больных,
вследствие чего оказывает помощь больным и их
родственникам
в
решении
личностных,
профессиональных и бытовых психологических
проблем. Совместно с лечащим врачом
разрабатывает
развивающие
и
психокоррекционные программы с учетом
индивидуальных, половых и возрастных
факторов больных.

медицинскую
психологию
(нейропсихологию,
патопсихологию,
психологию
личности,
общую
и
дифференциальную психологию, возрастную
психологию, психотерапию, психогигиену,
психодиагностику, психопрофилактику)

В рамках дополнительной специальности «Неврология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации
пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, в том числе при
реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов, оценка
способности пациента осуществлять трудовую деятельность»
9

Профессиональный стандарт «Врач-невролог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение и контроль
эффективности
медицинской
реабилитации пациентов
при заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, в том числе при
реализации
индивидуальных программ
реабилитации и
абилитации инвалидов,
оценка способности
пациента осуществлять
трудовую деятельность

А/03.8

Трудовые действия
ТД 1: Составление плана мероприятий медицинской
реабилитации пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
мероприятий по медицинской реабилитации пациентов
при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности Педиатрия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства труда
и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/03.7 Реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных
программ для детей»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»
Трудовая функция
Наименование
Реализация и контроль
эффективности
индивидуальных
реабилитационных
программ для детей

Трудовые действия

Код
А/03.7

ТД 1: Контроль выполнения медицинских мероприятий
по реабилитации длительно и часто болеющих детей,
детей с хроническими заболеваниями
ТД 2: Назначение санаторно-курортного лечения
длительно и часто болеющим детям и детям с
хроническими заболеваниями

В рамках дополнительной специальности «Психотерапия» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе ФГОС высшего образования по специальности 31.08.22 Психотерапия,
утверждённый приказом Минобразования и науки РФ N1064 от 25.08.2014г):
ФГОС по специальности 31.08.22 Психотерапия
Вид деятельности

Профессиональные компетенции (имеющиеся)

10

ВД 1:
Реабилитационная
деятельность

Готовность к применению природных лечебных факторов,
лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у
пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации (ПК-1)

В рамках дополнительной специальности Общая врачебная практика (семейная
медицина) программа направлена на освоение (совершенствование) следующих
профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики врача
общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от
23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), которые
соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать
1. Проводит комплекс профилактических, профилактику,
диагностику,
лечение
лечебно-диагностических и реабилитационных наиболее распространенных заболеваний и
мероприятий.
Самостоятельно
проводит реабилитацию пациентов;
обследование,
диагностику,
лечение,
реабилитацию пациентов

В рамках дополнительной специальности Рефлексотерапия программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе профстандарта «Специалист по медицинской реабилитации», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года N572н «Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Специалист
по
медицинской
реабилитации"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «С/03.8 Проведение и контроль эффективности применения рефлексотерапии при
заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальных программ
реабилитации и абилитации инвалидов»
Профессиональный стандарт «Специалист по медицинской реабилитации»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение и контроль
эффективности
применения
рефлексотерапии при
заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе
при реализации
индивидуальных программ
реабилитации и
абилитации инвалидов
(ПК-1)

С/03.8

Трудовые действия
ТД
1:
Составление
плана
мероприятий
по
рефлексотерапии при заболеваниях и (или) состояниях в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
рефлексотерапии при заболеваниях и (или) состояниях в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
11

помощи

В рамках дополнительной специальности Физиотерапия программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Специалист по медицинской реабилитации», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года N572н «Об утверждении
профессионального стандарта "Специалист по медицинской реабилитации"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «В/03.8 Проведение и контроль эффективности и безопасности применения
физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации
индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов»
Профессиональный стандарт «Специалист по медицинской реабилитации»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение и контроль
эффективности и
безопасности применения
физиотерапии при
заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе
при реализации
индивидуальных программ
реабилитации и
абилитации инвалидов
(ПК-1)

В/03.8

Трудовые действия
ТД 1: Составление плана мероприятий по физиотерапии
при заболеваниях и (или) состояниях в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
ТД 2: Проведение мероприятий по физиотерапии при
заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при
реализации индивидуальной программы реабилитации и
абилитации инвалидов
ТД 3: Оценка эффективности и безопасности
физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ФИЗИЧЕСКАЯ И РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА В ПЕДИАТРИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Самост Формиру Форма
Лекц
емые контроля
Объем,
работа
ия
компетен
ак.ч.
(в т.ч
ции
консуль
12

тации)
Теоретические и организационно1 методические основы физической и
реабилитационной медицины
Немедикаментозные технологии
2 физической и реабилитационной
медицины в педиатрии
Санаторно-курортное лечение детей
3

ПК-1

Медицинская реабилитация детей,
4 перенесших новую коронавирусную
инфекцию COVID-19
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

5

3

2

24

22

2

ПК-1

3

2

1

ПК-1

3

2

1

-

1

29

7

ПК-1

1

ИТОГО

36

Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ФИЗИЧЕСКАЯ И РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА В ПЕДИАТРИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

Наименование модулей, разделов и
тем

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

5

3

2

3

2

1

2

1

1

24

22

2

4

4

-

(в т.ч
консуль
тации)

2.1

Теоретические и организационнометодические основы физической и
реабилитационной медицины
Реабилитация детей. Нормативноправовое регулирование
Международная классификация
функционирования в педиатрии
Немедикаментозные технологии
физической и реабилитационной
медицины в педиатрии
Физиотерапия

2.2

Лечебная физическая культура

4

4

-

2.3

Рефлексотерапия

3

2

1

1

1.1
1.2
2

13

Форма
контроля

2.4

Мануальная терапия

3

3

-

2.5

Гомеопатия

2

2

-

2.6

Медицинская психология

3

2

1

2.7

Эрготерапия

2

2

-

2.8

Лечебное питание

3

3

-

Санаторно-курортное лечение детей

3

2

1

Санаторно-курортное лечение детей

2

2

-

3

2

1

2

2

-

1

-

1

36

29

7

3
3.1
4

4.1

Медицинская реабилитация детей,
перенесших новую коронавирусную
инфекцию COVID-19
Медицинская реабилитация детей,
перенесших новую коронавирусную
инфекцию COVID-19
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ФИЗИЧЕСКАЯ И РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА В ПЕДИАТРИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами,
но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

14

Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение
о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
Задачи лечебной гимнастики при хронической пневмонии у детей
предусматривают:
1. усиление окислительно-восстановительных процессов в организме
2. профилактику спаечного процесса и ателектазов
3. повышение резервных возможностей дыхательной системы
4. усиление дренажной функции бронхов
5. профилактику образования ателектазов
а) 1,2,3
б) 1,3
в) 2,4
г) 4
д) 1,2,3,4,5
2.
Сколиоз – это:
1. искривление позвоночника во фронтальной плоскости
2. искривление позвоночника в сагиттальной плоскости
3. искривление в шейном отделе позвоночника
4. искривление позвоночника во фронтальной плоскости с наличием торсии позвонков
5. искривление позвоночника в грудном отделе без наличия тор-сии
а) 1,2,3
б) 1,3
в) 2,4
г) 4
д) 1,2,3,4,5
3.
Различают следующие типы нарушения осанки:
1. искривление позвоночника в сагиттальной плоскости
2. искривление позвоночника во фронтальной плоскости
3. боковое искривление позвоночника без наличия торсии
4. искривление позвоночника в фронтальной плоскости с наличием торсии
а) 1,2,3
б) 1,3
в) 2,4
г) 4
д) 1,2,3,4,5
15

4.
Для занятий детям со сколиозом противопоказано:
1. художественная и спортивная гимнастика
2. тяжелая атлетика
3. борьба
4. стрельба из лука
5. плавание
а) 1,2,3
б) 1,3
в) 2,4
г) 4
д) 1,2,3,4,5
5. К специальным физическим упражнениям у детей при вестибулярных нарушениях
относятся:
1. упражнения для тренировки полукружных каналов
2. упражнения на равновесие
3. упражнения на координацию
4. элементы пассивной тренировки
5. упражнения для тренировки отолитового прибора
а) 1,2,3
б) 1,3
в) 2,4
г) 4
д) 1,2,3,4,5
6. Задачами лечебной гимнастики в раннем послеоперационном периоде и операциях
на легких у детей являются:
1. профилактика гипостатической пневмонии
2. профилактика легочной и сердечно-сосудистой недостаточности
3. профилактика ограничения подвижности в плечевом суставе на оперированной
стороне
4. профилактика нарушений функции нервной системы
а) 1,2,3
б) 1,3
в) 2,4
г) 4
д) 1,2,3,4,5
7. Задачами лечебной гимнастики при переломе позвоночника у детей являются:
1. улучшение кровообращения в области перелома
2. предупреждения атрофии мышц
3. восстановления правильной осанки и навыков ходьбы
4. укрепление мышц туловища
5. укрепление мышц живота
а) 1,2,3
б) 1,3
в) 2,4
г) 4
д) 1,2,3,4,5
8. Врачебный контроль за физическим воспитанием детей предусматривает:
16

1. функциональные методы исследования системы кровообращения у детей при
занятиях лечебной гимнастикой и лечебной физкультурой
2. функциональные методы исследования системы дыхательной у детей при занятиях
лечебной гимнастикой и лечебной физкультурой
3. функциональные методы исследования нервной системы у детей при занятиях
лечебной гимнастикой и лечебной физкультурой
4. функциональные методы исследования мышечной системы у детей при занятиях
лечебной гимнастикой и. лечебной физкультурой
а) 1,2,3
б) 1,3
в) 2,4
г) 4
д) 1,2,3,4,5
9. К специальным упражнениям лечебной гимнастике в предоперационном периоде
при операциях на легких относятся упражнения:
1. способствующие дренирования просвета бронхов
2. способствующие увеличению подвижности диафрагмы и улучшению вентиляции
всех отделов легких
3. способствующие увеличению силы собственной и вспомогательной дыхательной
мускулатуры
4. тренирующие функцию вестибулярного аппарата
5. укрепляющие мышцы тазового дна
а) 1,2,3
б) 1,3
в) 2,4
г) 4
д) 1,2,3,4,5
10. Лечебную физкультуру при диабете у детей применяют с целью:
1. для снижения сахара в крови
2. уменьшения дозы инсулярных препаратов
3. стимуляции использования сахара тканями
4. создание мышечного корсета
5. тренировка функции диафрагмы
а) 1,2,3
б) 1,3
в) 2,4
г) 4
д) 1,2,3,4,5
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Хан, М. А. Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии / М. А.
Хан, А. Н. Разумов, И. В. Погонченкова, Н. Б. Корчажкина [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп.
- Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 632 с.

17

2.
Пономаренко Г.Н. Медицинская реабилитация: учебник. -М.: ГЭОТАРМедиа, 2014.- 360 с.
3.
Пономаренко Г.Н., Золотарева Т.А. Физические методы лечения в
гастроэнтерологии. - СПб., 2004. - 236 с.
4.
Пономаренко Г.Н. Физические методы лечения: справочник. - 4-е изд.,
перераб. и доп. - СПб., 2011.
5.
Клягкин Л.М., Щегольков A.M. Медицинская реабилитация больных с
заболеваниями внутренних органов: руководство для врачей. - М., 2000. - 328 с.
6.
Физиотерапия: классический курс / под ред. С.Б. Портера; пер. с англ. под
ред. Г.Н. Пономаренко. - СПб.: Человек, 2014. - 764 с.
7.
Физическая терапия больных остеоартрозом: клинические рекомендации //
Научн. об-во физ. реаб. мед. - М., 2015. - 40 с.
8.
Епифанов В.А. и др. Лечебная физическая культура: учеб. пособие. - 2-е изд.,
испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 568 с.
9.
Методические рекомендации по медицинской реабилитации на санаторном
этапе раненых с травматическими повреждениями периферической нервной системы. - М.,
2003. - 114 с.
10.
Физиотерапия. Классический курс / под ред. С.Б. Портера; пер. с англ. под
ред. Г.Н. Пономаренко. - СПб.: Человек, 2014. - 761 с.
11.
Улащик В.С., Лукомский И.В. Общая физиотерапия: учебник. - Минск, 2010.
12.
Агасаров Л.Г. Фармакопунктура (фармакопунктурная рефлексотерапия). М., 2002. - 208 с.
13.
Епифанов В.А., Епифанов А.В. Реабилитация в неврологии. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2013. - 416 с.
14.
Кадыков А.С., Черникова Л.А., Шахпаронова Н.В. Реабилитация
неврологических больных. - М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 560 с.
15.
Грушина Т.И. Реабилитация в онкологии: физиотерапия. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2006. - 240 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru
18

19


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».