ДПП ПК_Лабораторные исследования в неонатологии (36ч)

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

12сентября 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НЕОНАТОЛОГИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Клиническая лабораторная диагностика

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Лабораторные исследования в неонатологии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Клиническая лабораторная диагностика
4. Дополнительные специальности: Неонатология, Общая врачебная практика
(семейная медицина), Педиатрия
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Лабораторные исследования в неонатологии», специальность «Клиническая
лабораторная диагностика», разработана на основании следующих нормативно-правовых
актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N145н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области
клинической лабораторной диагностики" (зарегистрирован в Минюсте России 3 апреля
2018 года, N 50603);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N136н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-неонатолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50594);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
7.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
9.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
2

10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
12.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Лабораторные исследования в неонатологии» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Клиническая лабораторная
диагностика».
ДПП ПК «Лабораторные исследования в неонатологии» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Лабораторные исследования в неонатологии» обусловлена
тем, что неонатология является самым сложным разделом клинической практики. На
состояние новорожденных оказывает влияние множество факторов: заболевания и
состояние матери, особенности течения и осложнения во время родов, характер
врачебного вмешательства, возможности адаптационных механизмов младенца.
Практически сразу после рождения ребенка перед врачом-неонатологом встает
вопрос: здоров или болен новорожденный, нуждается ли он в оказании экстренной
медицинской помощи, какие диагностические и лечебно-профилактические мероприятия
необходимы этому младенцу. Результаты лабораторных исследований могут предоставить
врачу-неонатологу объективную информацию о состоянии новорожденного, особенно
когда у него нет явных признаков заболевания, для принятия правильных клинических
решений.
Целевая аудитория программы: врач-неонатолог, врач общей практики
(семейный врач), врач-педиатр.
Цель ДПП ПК: совершенствование, систематизация теоретических знаний и
умений слушателей, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся
квалификации врачей-специалистов в области лабораторных исследований в
неонатологии.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить основы лабораторного обследования новорожденных (АФО органов и
3

систем новорожденного; переходные и патологические состояния у новорожденных;
неонатальный скрининг, назначение лабораторных исследований; взятие, подготовка и
доставка проб крови и собранного биологического материала в лабораторию; оценка
результатов лабораторных исследований);
− изучить гематологические и иммуногематологические исследования (особенности
гемопоэза у новорожденных; общеклинический анализ крови; осмотическая
резистентность эритроцитов, миелограмма; определение группы крови, резус-фактора,
титра антител и совместимости крови донора и реципиента, пробы Кумбса;
гемолитическая
болезнь
новорожденных;
современные
технологии
в
иммуногематологии);
− изучить общеклинические исследования (исследование мочи, спинномозговой
жидкости, кала);
− изучить биохимические исследования и исследование системы гомеостаза (водноэлектролитный гомеостаз; белки и белковые фракции; глюкоза и метаболиты углеводного
обмена; холестерин, триглицериды и липопротеины; исследование ферментов, желчных
пигментов и порфиринов, обмена железа; система гемостаза у новорожденных, формы
нарушений гемостаза; особенности проб крови для исследования коагуляции;
лабораторные тесты, используемые для оценки свертывающей системы крови);
− изучить методы диагностики врожденных инфекций новорожденных (особенности
иммунного ответа плода на инфицирование, методы диагностики; диагностика
врожденных инфекций (ВИЧ-инфекция, COVID-19, герпес, краснуха, вирусные гепатиты,
листериоз, хламидиоз, микоплазмоз, сифилис, токсоплазмоз); особенности оценки
результатов лабораторных исследований на врожденные инфекции)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Лабораторные
исследования в неонатологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Лабораторные исследования в неонатологии» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
7.

4

Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
5

Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=190
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Клиническая лабораторная диагностика
Дополнительные специальности: Неонатология, Общая врачебная практика
(семейная медицина), Педиатрия
Целевая аудитория программы: врач-неонатолог, врач общей практики
(семейный врач), врач-педиатр.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Клиническая лабораторная диагностика»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
6

компетенций (на основе профстандарта «Специалист в области клинической
лабораторной диагностики», утвержденного приказом Министерства труда и социальной
защиты от 14 марта 2018 года N145н «Об утверждении профессионального стандарта
"Специалист в области клинической лабораторной диагностики"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− А/03.7. Выполнение клинических лабораторных исследований третьей категории
сложности»;
Вид деятельности

1

ВД1: Выполнение,
организация и
аналитическое
обеспечение
клинических
лабораторных
исследований
третьей категории
сложности

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Выполнение
клинических
лабораторных
исследований третьей
категории сложности
(ПК-2)

Должен уметь

Должен знать

3
- Выполнять
клинические
лабораторные
исследования третьей
категории сложности и
производить контроль их
качества
- Составлять отчеты о
проведенных
клинических
лабораторных
исследованиях третьей
категории сложности

4
- Принципы лабораторных
методов третьей категории
сложности, применяемых в
лаборатории: химикомикроскопических,
гематологических,
цитологических,
биохимических,
коагулологических,
иммунологических,
иммуногематологических,
химико-токсикологических,
для проведения
терапевтического
лекарственного мониторинга,
молекулярно-биологических,
генетических,
микробиологических, в том
числе бактериологических,
паразитологических и
вирусологических
исследований
- Аналитические
характеристики
лабораторных методов
третьей категории сложности
и их обеспечение

В рамках дополнительной специальности «Неонатология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-неонатолог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N136н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-неонатолог"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/02.8 Проведение медицинского обследования новорожденных и недоношенных
детей с целью установления диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-неонатолог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение медицинского

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Назначение лабораторных и инструментальных
7

обследования
новорожденных и
недоношенных детей с
целью установления
диагноза

исследований новорожденным и недоношенным детям в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской
помощи,
с
учетом
стандартов
медицинской помощи
ТД
2:
Интерпретация
результатов
осмотров,
лабораторных и инструментальных исследований у
новорожденных и недоношенных детей

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на совершенствование следующих
профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики врача
общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от
23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих"), которые соответствуют
должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
ПК 1 - Осуществляет амбулаторный прием и
посещения на дому, оказывает неотложную помощь,
проводит комплекс профилактических, лечебнодиагностических и реабилитационных мероприятий.
- Составляет план лабораторного, инструментального
обследования.
- Интерпретирует результаты лабораторных анализов;
самостоятельно проводит обследование, диагностику,
лечение

- профилактику, диагностику, лечение
наиболее
распространенных
заболеваний
и
реабилитацию
пациентов

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Обследование детей с
целью установления
диагноза (ПК-1)

А/01.7

ТД 1: Направление детей на лабораторное обследование
в соответствии с действующими клиническими
рекомендациями (протоколами лечения), порядками
оказания медицинской помощи и с учетом стандартов
медицинской
помощи;
при
необходимости
информирование родителей детей (их законных
представителей) и детей старше 15 лет о подготовке к
лабораторному и инструментальному обследованию
8

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НЕОНАТОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Лекци Самост Формиру Форма
я
емые контроля
работа
компетен
Объем,
ции
(в т.ч
ак.ч.
консуль
тации)

1 Основы лабораторного обследования
новорожденных
Гематологические и
2 иммуногематологические
исследования
3 Общеклинические исследования
4 Биохимические исследования.
Исследование системы гомеостаза
5 Диагностика врожденных инфекций
Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

7

6

1

7

6

1

4

3

1

11

9

2

6

5

1

(итоговое

1
36

29

ПК-1
ПК-1
ПК-1
ПК-1
ПК-1
Тестиров
ание

1
7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НЕОНАТОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Наименование модулей, разделов и тем

п/п

9

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа
(в т.ч
консуль

Форма
контроля

тации)
Основы лабораторного обследования
новорожденных
Анатомо-физиологические особенности
органов и систем новорожденного
Переходные и патологические состояния у
новорожденных
Неонатальный скрининг. Назначение
лабораторных исследований
Технология взятия проб крови и сбора
других видов биологического материала
на исследования
Подготовка и доставка проб крови и
собранного биологического материала в
лабораторию
Оценка результатов лабораторных
исследований
Гематологические и
иммуногематологические
исследования
Особенности гемопоэза у
новорожденных
Общеклинический анализ крови

7

6

1

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

7

6

1

1

1

-

1

1

-

Осмотическая резистентность
эритроцитов. Миелограмма
Определение группы крови, резусфактора, титра антител и совместимости
крови донора и реципиента. Пробы
Кумбса
Гемолитическая болезнь новорожденных

1

1

-

2

1

1

1

1

-

Современные технологии в
иммуногематологии
Общеклинические исследования

1

1

-

4

3

1

3.1

Исследование мочи

2

1

1

3.2

Общеклиническое исследование
спинномозговой жидкости
Исследование кала

1

1

-

1

1

-

11

9

2

4.1

Биохимические исследования.
Исследование системы гомеостаза
Водно-электролитный гомеостаз

1

1

-

4.2

Белки и белковые фракции

2

1

1

4.3

Глюкоза и метаболиты углеводного
обмена
Холестерин, триглицериды и
липопротеины

1

1

-

1

1

-

1
1.1
1.2
1.3
1.4

1.5
1.6
2
2.1
2.2
2.3

2.4
2.5
2.6
3

3.3
4

4.4

10

4.5

Исследование ферментов

1

1

-

4.6

Исследование желчных пигментов и
порфиринов, обмена железа
Система гемостаза у новорожденных.
Показания для исследования системы
гемостаза. Формы нарушений гемостаза
Особенности проб крови для
исследования коагуляции. Лабораторные
тесты, используемые для оценки
свертывающей системы крови
Диагностика врожденных инфекций

1

1

-

2

2

-

2

1

1

6

5

1

Особенности иммунного ответа плода на
инфицирование. Методы диагностики.
Диагностика врожденных инфекций
(ВИЧ-инфекция, COVID-19, герпес,
краснуха, вирусные гепатиты, листериоз,
хламидиоз, микоплазмоз, сифилис,
токсоплазмоз)
Особенности оценки результатов
лабораторных исследований на
врожденные инфекции
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

1

-

4

3

1

1

1

-

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

4.7

4.8
5
5.1

5.2

5.3

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НЕОНАТОЛОГИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Лабораторные исследования в неонатологии» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

11

режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
а)
б)
в)
г)
д)

Агглютинин альфа1 (анти-А1) встречается в группах
О(I)
А1(II)
А2 (II)
В, Д.
А2В (IV)

2. Введение анти-D резус иммуноглобулина показано всем нижеперечисленным
группам, кроме
а) резус-отрицательным пациентам, получившим резус-положительную кровь
б) резус-отрицательным женщинам, родившим ребенка с антигенами системы резус
в) резус-отрицательным женщинам после аборта
г) резус-позитивным женщинам в детородном возрасте с низким титром
специфических антител
д) больным с анемией
3.
а)
б)
в)
г)
д)

HLA- типирование тканей — это все, кроме
определение лейкоцитарных антигенов
определение тромбоцитарных антигенов
определение эритроцитарных антигенов
определение гранулоцитарных антигенов
определение количества моноцитов

4.
а)
б)
в)
г)
д)

HLA- типирование не используется
для подбора крови
при пересадке органов
при определении группы крови
при диагностике заболеваний
при пересадке стволовых клеток

12

5.
а)
б)
в)
г)
д)

Гемоглобин можно определять методом
поляриметрии
газометрии
гемиглобинцианидным
радиоизотопным
иммуноферментным

6.
а)
б)
в)
г)
д)

Ураты в осадке мочи растворяются
нагреванием и добавлением щелочи
раствором Люголя
добавлением кислоты
центрифугированием и фильтрованием
добавлением эфира

7.
а)
б)
в)
г)
д)

К элементам осадка мочи только почечного происхождения относятся
эритроциты
лейкоциты
цилиндры
плоский эпителий
все перечисленные элементы

8.
а)
б)
в)
г)
д)

Относительная плотность мочи при пробе Фольгарда 1032-1040 г/мл
это норма
это патология
таких значений не бывает
этот параметр диагностического значения не имеет
все перечисленное верно

9.
а)
б)
в)
г)
д)

Диагностического значения не имеют единичные в препарате.
зернистые цилиндры
восковидные цилиндры
гиалиновые цилиндры
эритроцитарные цилиндры
лейкоцитарные цилиндры

10. Только в моче кормящих матерей и беременных присутствует
а) глюкоза
б) лактоза
в) фруктоза
г) галактоза
д) все ответы правильные
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Кишкун, А. А. Лабораторные исследования в неонатологии / А. А. Кишкун. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 592 с.
2.
Клиническая лабораторная диагностика. Национальное руководство. Т.1, 2
Под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017
13

3.
Методы клинических лабораторных исследований/ Камышников В. С.,
Волотовская О. А., Ходюкова А. Б. и др. ; под ред. В. С. Камышникова. - 7-е изд. - М.:
МЕД-пресс-информ, 2015. - 735, с: ил., цв. ил.
4.
Камышников В. С. Техника лабораторных работ в медицинской практике/
Камышников В. С.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: МЕДпресс-информ, 2013. - 342, с.
5.
Алексеев В. В. Медицинские лабораторные технологии: руководство по
клинической лабораторной диагностике / Алексеев В. В., Алипов А. Н., Андреев В. А. и
др. ; под ред. А. И. Карпищенко. Т. 2. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ГЭОТАР-Медиа,
2013. – 788 с.
6.
Биохимия: учебник под ред. Е. С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 768 с.
7.
Медицинские лабораторные технологии, под ред. А.И. Карпищенко, М,
«ГЭОТАР-Медиа», 2018, в 2 т.
8.
Инфекционные болезни у детей: учебное пособие / под ред. В.В. Ивановой.
Москва: ООО «Медицинское информационное агентство», 2002. 928 с.
9.
Неонатология. Национальное руководство / под ред. Н.Н. Володина.
Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 896 с.
10.
Новикова В.И. Лабораторные показатели в возрастном аспекте в педиатрии
(в таблицах): пособие / В.И. Новикова, И.М. Лысенко. Витебск: ВГМУ, 2021. 51 с.
11.
Меньшиков, В.В. Методики клинических лабораторных исследований (3
том)/ В.В. Меньшиков // Москва, Лабора, 2019 – С. 515-698.
12.
Кривенчук, Н.А. Современные методы лабораторной диагностики (ИФА,
ПЦР)/ Н.А. Кривенчук, О.В. Решетников, И.Ю. Зимина// Новосибирск, 2017 – 67с.
13.
Ройт, А. Иммунология / А. Ройт, Д. Бростофф, Д. Мейл. //Мир, 2018 – С.146203.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

14


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».