ДПП ПК_Пищевая аллергия у детей и взрослых-клиника, диагностика, лечение (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

25июля 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПИЩЕВАЯ АЛЛЕРГИЯ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ: КЛИНИКА,
ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ»
36 ак.ч.
Специальность: Аллергология и иммунология

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Пищевая аллергия у детей и взрослых: клиника, диагностика, лечение»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Аллергология и иммунология
4. Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Дерматовенерология,
Диетология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Терапия
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Пищевая аллергия у детей и взрослых: клиника, диагностика, лечение», специальность
«Аллергология и иммунология» разработана на основании следующих нормативноправовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N138н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-аллерголог-иммунолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 4 апреля 2018 года, N50608);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N
139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2019 года, N54305);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N142н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-дерматовенеролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50641);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 02.06.2021 № 359н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-диетолог" (зарегистрирован в Минюсте
России 29 июня 2021 года, N64004);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года
N306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
10.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
2

служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
12.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
13.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
14.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
15.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Пищевая аллергия у детей и взрослых: клиника, диагностика, лечение»
является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и
организационно-методические формы обучения по основной
специальности
«Аллергология и иммунология».
ДПП ПК «Пищевая аллергия у детей и взрослых: клиника, диагностика, лечение»
разработана
Автономной
некоммерческой
организацией
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Пищевая аллергия у детей и взрослых: клиника,
диагностика, лечение» обусловлена тем, что новейшие клинические и экспериментальные
исследования в области аллергологии и клинической иммунологии существенно
расширили познания в области пищевой аллергии (ПА), что обусловило необходимость
изменения как тактики ее диагностики, так и медикаментозной терапии. Тем не менее
многие аспекты ПА освещены недостаточно. В частности, практика доказательной
медицины в этой области представляет собой особую проблему: сохраняются
значительные различия в диагностике ПА, не согласованы пути ее лечения.
Целевая
аудитория
программы:
врач
аллерголог-иммунолог,
врачгастроэнтеролог, врач- дерматовенеролог, врач-диетолог, врач общей практики (семейный
врач), врач-педиатр, врач-терапевт.
3

Цель ДПП ПК: совершенствование, углубление, систематизация знаний и умений
врачей-специалистов, необходимых для профессиональной деятельности в рамках
имеющейся квалификации, в области диагностики и лечения пищевой аллергии у детей и
взрослых.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить классификацию, эпидемиологию, факторы риска ПА, пищевые и другие
аллергены;
− изучить вопросы перекрестной реактивности, патогенез и клиническую картину
ПА;
− изучить роль пищевых продуктов при других состояниях (атопический дерматит и
ПА; особенности реакций на алкоголь; гиперчувствительность к пищевым наполнителям
лекарственных препаратов; эозинофильный эзофагит; контактный дерматит на металл
(никель) и связь с пищевыми продуктами; анизакидоз);
− изучить вопросы диагностики и дифференциальной диагностики ПА;
− изучить вопросы лечения пищевой аллергии у детей и взрослых (диагностическая
элиминационная диета; фармакотерапия ПА; лечение гастроинтестинальной формы ПА;
диета при эозинофильном эзофагите; диета при атопическом дерматите; лечение других
заболеваний)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Пищевая аллергия у детей
и взрослых: клиника, диагностика, лечение» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Пищевая аллергия у детей и взрослых: клиника, диагностика, лечение»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

4

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
5

содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=184
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Аллергология и иммунология
Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Дерматовенерология,
Диетология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Терапия
Целевая
аудитория
программы:
врач
аллерголог-иммунолог,
врачгастроэнтеролог, врач- дерматовенеролог, врач-диетолог, врач общей практики (семейный
врач), врач-педиатр, врач-терапевт.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Аллергология и иммунология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-аллерголог-иммунолог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N138н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-аллерголог-иммунолог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
6

− «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления аллергических
заболеваний и (или) иммунодефицитных состояний, установления диагноза»;
− «А/02.8 Назначение лечения пациентам с аллергическими заболеваниями и (или)
иммунодефицитными состояниями, контроль его эффективности и безопасности».
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
медицинской помощи
населению по
профилю
"аллергология и
иммунология"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов в целях
выявления
аллергических
заболеваний и (или)
иммунодефицитных
состояний,
установления
диагноза
(ПК-1)

Назначение лечения
пациентам с
аллергическими
заболеваниями и
(или)
иммунодефицитными
состояниями,
контроль его
эффективности и
безопасности
(ПК-2)

Должен уметь

Должен знать

3
- Использовать методы
осмотра и обследования
пациентов с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями с учетом
возрастных анатомофункциональных
особенностей, в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи и
стандартами медицинской
помощи, в числе которых:
- проведение кожных
скарификационных и
прик-тестов с
аллергенами;
- проведение
внутрикожных тестов с
аллергенами;
- Выявлять клинические
симптомы и синдромы у
пациентов с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями
- Назначать лекарственные
препараты, медицинские
изделия и лечебное
питание пациентам с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов

4
- Этиология и патогенез,
патоморфология,
клиническая картина
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы аллергических
заболеваний и (или)
иммунодефицитными
состояниями
- Методы клинической и
параклинической
диагностики аллергических
заболеваний и (или)
иммунодефицитных
состояний
Аллергические заболевания
и (или) иммунодефицитные
состояния, требующие
направления пациентов к
врачам-специалистам
Аллергические заболевания
и (или) иммунодефицитные
состояния, требующие
оказания медицинской
помощи в неотложной
форме

7

- Методы лечения
пациентов с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями
- Механизмы действия
лекарственных препаратов,
медицинских изделий и
лечебного питания,
применяемых в
аллергологии и
клинической иммунологии;
медицинские показания и
медицинские
противопоказания к
назначению; возможные

медицинской помощи
- Оценивать
эффективность и
безопасность применения
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий и лечебного
питания для пациентов с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями
- Назначать
немедикаментозное
лечение пациентам с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Оценивать
эффективность и
безопасность
немедикаментозного
лечения пациентов с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями

осложнения, побочные
действия, нежелательные
реакции, в том числе
серьезные и
непредвиденные
- Методы
немедикаментозного
лечения аллергических
заболеваний и (или)
иммунодефицитных
состояний; медицинские
показания и медицинские
противопоказания;
возможные осложнения,
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные
- Способы предотвращения
или устранения
осложнений, побочных
действий, нежелательных
реакций, в том числе
серьезных и
непредвиденных,
возникших при
обследовании или лечении
пациентов с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями

В рамках дополнительной специальности «Гастроэнтерология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-гастроэнтеролог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N 139н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/01.8 Диагностика заболеваний и (или) состояний пищеварительной системы»
− «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
пищеварительной системы и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-гастроэнтеролог»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Диагностика заболеваний и
(или) состояний
пищеварительной системы

А/01.8

ТД 1: Направление пациента с заболеванием и (или)
состоянием пищеварительной системы к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
8

Назначение лечения
пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями
пищеварительной системы
и контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 1: Назначение немедикаментозной терапии,
лечебного питания пациентам с заболеваниями и (или)
состояниями пищеварительной системы в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Дерматовенерология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-дерматовенеролог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N142н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-дерматовенеролог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в
амбулаторных
условиях
пациентам
с
дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи, заболеваниями волос, микозами гладкой кожи и ее придатков,
лепрой»
Профессиональный стандарт «Врач-дерматовенеролог»
Трудовая функция
Наименование
Оказание первичной
специализированной медикосанитарной помощи в
амбулаторных условиях
пациентам с дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи,
заболеваниями волос, микозами
гладкой кожи и ее придатков,
лепрой

Трудовые действия

Код

А/01.8 ТД 1: Проведение осмотра пациента (визуальный
осмотр и пальпация кожных покровов, слизистых
оболочек, осмотр пораженных кожных покровов с
помощью дерматоскопа)
ТД 2: Определение диагностических признаков и
симптомов болезней
ТД 3: Проведение дифференциальной диагностики с
другими заболеваниями и (или) состояниями
ТД 4: Назначение и выписывание лекарственных
препаратов, в том числе экстемпоральных,
медицинских изделий и лечебного питания
пациентам в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Диетология» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-диетолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 02.06.2021 № 359н «Об утверждении профессионального стандарта
"Врач-диетолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.8 Диагностика заболеваний и (или) состояний у пациентов с целью
формирования плана диетотерапии»
9

− «А/03.8 Назначение лечебного питания пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях, контроль его эффективности и безопасности, в том числе при оказании
паллиативной медицинской помощи»
Профессиональный стандарт «Врач-диетолог»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Диагностика заболеваний
и (или) состояний у
пациентов с целью
формирования плана
диетотерапии (ПК-1)

А/02.8

Назначение лечебного
питания пациентам при
заболеваниях и (или)
состояниях, контроль его
эффективности и
безопасности, в том числе
при оказании
паллиативной
медицинской помощи
(ПК-2)

А/03.8

ТД 1: Проведение первичного осмотра пациентов с
оценкой состояния питания пациента
ТД 2: Направление пациентов на инструментальное и
лабораторное
обследование
в
соответствии
с
действующими порядками оказания медицинской помощи,
на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 3: Анализ алиментарных рисков
ТД 1: Назначение лечебной диеты, в том числе
стандартной, специальной или персонализированной
ТД 2: Назначение лечебного питания пациентам с
острыми и хроническими заболеваниями и при оказании
паллиативной медицинской помощи с учетом нарушений
пищевого статуса и потребности в основных пищевых
веществах
ТД 3: Оценка результата лечебного питания и коррекции
нарушений пищевого статуса, профилактика алиментарнозависимых заболеваний

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
Проводит осмотр и оценивает данные физического
исследования пациента. Составляет план лабораторного,
инструментального обследования.
Интерпретирует
результаты
лабораторных
анализов;
самостоятельно проводит обследование, диагностику,
лечение, реабилитацию пациентов, при необходимости
организует дообследование, консультацию, госпитализацию
пациентов, в последующем выполняет назначения и
осуществляет дальнейшее наблюдение при наиболее
распространенных заболеваниях

профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее
распространенных заболеваний
и реабилитацию пациентов,
принципы
и
методы
профилактики
и
лечения
наиболее
распространенных
заболеваний

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
10

профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза»
− «А/02.7. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и
безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Обследование детей с
целью установления
диагноза (ПК-1)

А/01.7

Назначение лечения детям
и контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

А/02.7

ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка
ТД 2: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 3: Проведение дифференциального диагноза с
другими болезнями и постановка диагноза в
соответствии
с
действующей
Международной
статистической классификацией болезней и проблем,
связанных со здоровьем
ТД 1: Назначение медикаментозной терапии ребенку
ТД 2: Назначение немедикаментозной терапии ребенку
ТД 3: Назначение диетотерапии ребенку
ТД 4: Выполнение рекомендаций по назначению
медикаментозной и немедикаментозной терапии,
назначенной ребенку врачами-специалистами

В рамках дополнительной специальности «Терапия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.7. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»
− «А/03.7. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение
обследования пациента
с целью установления
диагноза (ПК-1)

А/02.7

Трудовые действия
ТД 1: Проведение полного физикального обследования
пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
ТД 2: Формулирование предварительного диагноза и
составление плана лабораторных и инструментальных
обследований пациента
ТД 3: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
11

Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности
(ПК-2)

А/03.7

медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи с учетом стандартов медицинской помощи
ТД 1: Назначение лекарственных препаратов, медицинских
изделий и лечебного питания с учетом диагноза, возраста и
клинической картины болезни и в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 2: Назначение немедикаментозного лечения с учетом
диагноза, возраста и клинической картины болезни в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи с учетом стандартов медицинской помощи
ТД 3: Оценка эффективности и безопасности применения
лекарственных
препаратов,
медицинских
изделий,
лечебного питания и иных методов лечения

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПИЩЕВАЯ АЛЛЕРГИЯ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ: КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА,
ЛЕЧЕНИЕ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекц
ия
п/п

Наименование модулей

Пищевая аллергия: классификация,
1 эпидемиология, факторы риска,
пищевые и другие аллергены
Перекрестная реактивность.
2 Патогенез и клиническая картина
пищевой аллергии
3 Роль пищевых продуктов при других
состояниях
4 Диагностика и дифференциальная
диагностика пищевой аллергии
5 Лечение пищевой аллергии у детей и
взрослых

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)

4

3

1

ПК-1
ПК-2

6

5

1

ПК-1
ПК-2

10

8

2

5

4

1

10

9

1

12

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

Итоговая
тестирование)

аттестация

(итоговое

-

1

ИТОГО

36

Тестиров
ание

1

29

7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПИЩЕВАЯ АЛЛЕРГИЯ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ: КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА,
ЛЕЧЕНИЕ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1

1.1
1.2
1.3

Наименование модулей, разделов и
тем

Пищевая аллергия: классификация,
эпидемиология, факторы риска,
пищевые и другие аллергены
Определение и классификация пищевой
аллергии
Эпидемиология и факторы риска
пищевой аллергии
Пищевые и другие аллергены

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

4

3

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

6

5

1

2

2

-

(в т.ч
консуль
тации)

2.1

Перекрестная реактивность.
Патогенез и клиническая картина
пищевой аллергии
Перекрестная реактивность

2.2

Патогенез пищевой аллергии

2

2

-

2.3

Клиническая картина пищевой аллергии

2

1

1

Роль пищевых продуктов при других
состояниях
Атопический дерматит и пищевая
аллергия
Особенности реакций на алкоголь

10

8

2

3

2

1

2

1

1

Гиперчувствительность к пищевым
наполнителям лекарственных препаратов
Эозинофильный эзофагит

2

2

-

1

1

-

Контактный дерматит на металл (никель)
и связь с пищевыми продуктами

1

1

-

2

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

13

Форма
контроля

Анизакидоз

1

1

-

5

4

1

4.1

Диагностика и дифференциальная
диагностика пищевой аллергии
Диагностика пищевой аллергии

2

2

-

4.2

Дифференциальная диагностика ПА

3

2

1

10

9

1

2

2

-

3.6
4

5.1

Лечение пищевой аллергии у детей и
взрослых
Диагностическая элиминационная диета

5.2

Фармакотерапия пищевой аллергии

2

2

-

5.3

2

1

1

5.4

Лечение гастроинтестинальной формы
пищевой аллергии
Диета при эозинофильном эзофагите

1

1

-

5.5

Диета при атопическом дерматите

2

2

-

5.6

Лечение других заболеваний

1

1

-

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

5

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПИЩЕВАЯ АЛЛЕРГИЯ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ: КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА,
ЛЕЧЕНИЕ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Пищевая аллергия у детей и взрослых: клиника,
диагностика, лечение» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

14

высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. К патохимической стадии аллергических заболеваний относится все, кроме:
а) вследствие химической реакции происходит дегрануляция тучных клеток и выброс
биологических медиаторов.
б) образование антител и соединение их с аллергеном.
в) патогенные действия медиаторов на органы и ткани организма.
г) хронические проявления аллергии.
д) все перечисленное верно.
2.
а)
б)
в)
г)
д)

К патофизиологической стадии относится:
выброс биологических медиаторов.
образование антител и соединение их с аллергеном.
патофизиологические изменения организма вследствие действия медиаторов.
хронические проявления аллергии.
все перечисленное верно.

3. В патогенезе II типа гиперчувствительности по классификации Кумбса и Джелла
(цитотоксические или цитолитические реакции) ведущая роль принадлежит:
а) Т-лимфоцитам
б) присоединению Ig G и Ig М к антигенным детерминантам на поверхности клеток с
последующим их лизисом за счет активации комплемента по классическому пути
в) активация комплемента по альтернативному пути
г) макрофагам
д) эозинофилам
4. При проведении скарификационных тестов расстояние между местом нанесения
диагностических аллергенов должно быть:
а) один сантиметр
б) два сантиметра
в) не менее 2,5-3 сантиметра
г) не имеет значения
15

5. На прием обратилась пациентка, 28 лет, с жалобами на отек губ, зуд ротоглотки.
Связывает с употреблением салатов, в состав которых входит морковь, кунжут, яблоко. Из
анамнеза известно, что пациентка страдает поллинозом в виде аллергического
риноконъюнктивита в период апрель-май ежегодно с 8-летнего возраста.
а) Пищевая аллергия;
б) Пищевая непереносимость;
в) Пищевая токсикоинфекция;
г) Целиакия.
6. Пациент, 51 год, обратился с жалобами на зудящие высыпания на коже туловища и
конечностей, изжогу, эпизодические боли в эпигастральной области преимущественно в
ночное время. Связывает высыпания с употреблением имбирного лимонада, цитрусовых.
Из анамнеза: ранее аллергическими заболеваниями не страдал, наследственность по
аллергологическому анамнезу не отягощена. При подробном опросе выяснилось, что не
каждый прием цитрусовых вызывает обострение высыпаний, также чаще при
употреблении большого количества этих фруктов.
а) Пищевая аллергия;
б) Пищевая непереносимость;
в) Ферментопатия;
г) Воспалительные заболевания ЖКТ
7. С какими пищевыми продуктами имеется наибольшая вероятность перекрестной
аллергии у пациента с сенсибилизацией к пыльце деревьев?
а) Персик;
б) Соя;
в) Семена подсолнечника;
г) Морепродукты.
8. У пациента в анализе выявлен незначительно повышенный уровень специфических
IgE к говядине и свинине, однако жалоб на непереносимость этих продуктов он не
предъявляет. Как расценить полученные данные и какова тактика врача?
а) Повышение уровня IgE всегда служит признаком наличия аллергии, необходимо
исключить эти продукты из рациона;
б) Выраженность клинических симптомов имеет прямую корреляцию со значениями
уровня IgE (чем выше IgE, тем более выраженные симптомы), посмотреть рост антител в
динамике, с временным исключением из рациона данных продуктов;
в) Не исключать продукты из рациона;
г) Перевести пациента на диету с исключением всех мясных продуктов.
9. Пациент, 17 лет, отмечает появление отеков губ, век, бронхоспазм при
употреблении рыбы. Из анамнеза: указанные выше симптомы с детского возраста, в том
числе при нахождении в помещении, где готовили рыбный суп, отек ладони однократно
при контакте с разделочной доской.
а) Психосоматическая реакция после предполагаемого отравления рыбой в детском
возрасте;
б) Истинная пищевая аллергия к рыбе;
в) Псевдоаллергия;
г) Ферментопатия.
10. Пациентка, 19 лет, обратилась с жалобами на першение в горле, боли при глотании,
зуд ротоглотки. В течение 3 дней использует раствор ромашки для полоскания горла и
употребляет мед, однако на фоне лечения отмечает уменьшение болей, но усиление
16

симптомов першения и зуда в горле, появление "кома" в горле. Из анамнеза известно, что
пациентка с 7-летнего возраста в августе страдает поллинозом.
а) Обострение хронического тонзиллита, назначить антибактериальную терапию;
б) Оральный аллергический синдром, отменить фитопрепараты и мед, назначить
антигистаминные средства;
в) Затяжное течение хронического тонзиллита, продолжить терапию в прежнем
объеме.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Мачарадзе, Д. Ш. Пищевая аллергия у детей и взрослых. Клиника,
диагностика, лечение / Д. Ш. Мачарадзе. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 392 с. - 392 с.
2.
Аллергология и иммунология. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2014. - 668 c.
3.
Аллергология и иммунология. Национальное руководство. Краткое издание.
- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 640 c.
4.
Аллергология и иммунология. Национальное руководство: моногр.. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 642 c.
5.
Аллергология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 258 c.
6.
Аллергология. - М.: Е-ното, 2013. - 496 c.
7.
Аллергология. Словарь-справочник / Н.М. Бережная и др. - М.: Наукова
думка, 2012. - 448 c.
8.
Балаболкина, И. И. Детская аллергология / Под редакцией А.А. Баранова,
И.И. Балаболкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 688 c.
9.
Клиническая аллергология детского возраста с неотложными состояниями/
Под редакцией И.И. Балаболкина, В.А. Булгаковой. - М.: Медицинское информационное
агентство, 2011. - 264 c.
10.
Быкова, А. С. Иммунология и аллергология / Под редакцией А.А.
Воробьева, А.С. Быкова, А.В. Караулова. - М.: Практическая медицина, 2006. - 288 c.
11.
Иммунология и аллергология для ЛОР-врачей / Под редакцией Д.К.
Новикова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2006. - 512 c.
12.
Иммунология и аллергология. Учебное пособие. - М.: Практическая
медицина, 2006. - 288 c.
13.
Ковальчук, Л. В. Клиническая иммунология и аллергология с основами
общей иммунологии. Учебник / Л.В. Ковальчук, Л.В. Ганковская, Р.Я. Мешкова. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 640 c.
14.
Колхир, П. В. Доказательная аллергология-иммунология / П.В. Колхир. - М.:
Практическая медицина, 2010. - 528 c.
15.
Лазарева, Г.Ю. Диагностический справочник аллерголога / Г.Ю. Лазарева. М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2016. - 384 c.
16.
Песонина, С. П. Гомеопатическая терапия в аллергологии / С.П. Песонина,
Ю.В. Васильев, Л.Л. Дунаева. - М.: Центр гомеопатии, 2008. - 144 c.
17.
Рекен, М. Наглядная аллергология / М. Рекен, Г. Греверс, В. Бургдорф. - М.:
Бином. Лаборатория знаний, 2008. - 240 c.
17

18.
Сидоренко, Е. Н. Клиническая аллергология / Е.Н. Сидоренко. - М.:
Здоровья, 2013. - 264 c.
19.
Хацкель, С. Б. Аллергология в схемах и таблицах. Справочник / С.Б.
Хацкель. - М.: СпецЛит, 2000. - 720 c.
20.
Клиническая аллергология и иммунология: под редакцией Л. А. Горячкиной,
К. П. Кашкина – Санкт-Петербург, Миклош, 2009 г.- 432 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

18


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».