ДПП ПК_Актуальные вопросы общей психиатрии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

25июля 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ПСИХИАТРИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Психиатрия

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Актуальные вопросы общей психиатрии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Психиатрия
4. Дополнительные специальности: Гериатрия, Лечебное дело, Общая врачебная
практика (семейная медицина), Педиатрия, Психотерапия, Психиатрия-Наркология,
Скорая медицинская помощь, Судебно-психиатрическая экспертиза, Терапия
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы общей психиатрии», специальность «Психиатрия» разработана на
основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17 июня 2019 года N
413н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр" (зарегистрирован в
Минюсте России 11 июля 2019 года, N55209);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N
133н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач скорой медицинской
помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 05 апреля 2018 года, N50644);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
9.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
специальности 31.08.20 «Психиатрия», утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1062;
10.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
2

специальности
31.08.21
«Психиатрия-наркология»,
утвержденный
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1063;
11.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
специальности 31.08.22 «Психотерапия», утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1064;
12.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
специальности 31.08.24 «Судебно-психиатрическая экспертиза», утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1066;
13.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
14.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
15.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
16.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
17.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Актуальные вопросы общей психиатрии» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Психиатрия».
ДПП ПК «Актуальные вопросы общей психиатрии» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы общей психиатрии» обусловлена
тем, что в последние десятилетия изучению психических расстройств в общемедицинской
практике уделяют всё большее внимание не только психиатры, но и врачи других
специальностей.
Это
обусловлено
многими
факторами,
прежде
всего
распространённостью психических расстройств у больных с соматическими
заболеваниями. Согласно данным ВОЗ, более чем у 30% больных, обратившихся в
первичную медицинскую сеть, обнаружили какие-либо психические расстройства, однако
3

лишь 2-4% из них попадают в поле зрения психиатров.
Целевая аудитория программы: врач-психиатр, врач-гериатр, врач общей
практики (семейный врач), врач-педиатр, врач-психотерапевт, врач-психиатр-нарколог,
врач скорой медицинской помощи, врач-судебно-психиатрический эксперт, врач-терапевт.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций, в рамках
имеющейся квалификации врачей-специалистов по актуальным вопросам общей
психиатрии.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить вопросы организации психиатрической помощи в России (нормативноправовые основы оказания психиатрической помощи; диспансерный, стационарный,
внедиспансерный,
кризисно-социальный
разделы
психиатрической
службы;
психиатрическая помощь в общемедицинской практике);
− изучить вопросы судебной психиатрии (судебно-психиатрическая экспертиза в
уголовном и гражданском процессе);
− изучить вопросы клинического обследования и инструментальных методов
диагностики
в
психиатрии
(электроэнцефалография,
реоэнцефалография,
эхоэнцефалография, компьютерная томография головного мозга, магнитно-резонансная
томография головного мозга, позитронно-эмиссионная томография);
− изучить основные психопатологические синдромы в психиатрии (амнестический,
астенический синдром, аура сознания; делириозный, депрессивный, ипохондрический
синдром; кататонический, маниакальный обсессивный, онейроидный, паранойяльный,
парафренный, сенестопатический синдром; синдром Кандинского-Клерамбо, синдром
оглушения, синдром помрачения сознания; сумеречное помрачение сознания,
энцефалопатический синдром);
− изучить психические расстройства непсихотического уровня (пограничные
состояния) (классификацию психических расстройств; параллели, предназначенные для
перевода кодов между МКБ-10 и предыдущими пересмотрами МКБ; клинические
проявления пограничных психических расстройств);
− изучить общие вопросы лечения и психосоциальной реабилитации психически
больных.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
общей психиатрии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы общей психиатрии» осуществляется с привлечением
7.

4

высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
5

СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=179
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Психиатрия
Дополнительные специальности: Гериатрия, Лечебное дело, Общая врачебная
практика (семейная медицина), Педиатрия, Психотерапия, Психиатрия-Наркология,
Скорая медицинская помощь, Судебно-психиатрическая экспертиза, Терапия
6

Целевая аудитория программы: врач-психиатр, врач-гериатр, врач общей
практики (семейный врач), врач-педиатр, врач-психотерапевт, врач-психиатр-нарколог,
врач скорой медицинской помощи, врач-судебно-психиатрический эксперт, врач-терапевт.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Психиатрия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
квалификационной
характеристики
врача-психиатра, утвержденного
Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врача-психиатра
Должностные обязанности
Должен знать:
1.
Выполняет перечень работ и услуг
для диагностики заболевания, оценки
состояния больного и клинической ситуации
в соответствии со стандартом медицинской
помощи (ПК-1)
2.
Выполняет перечень работ и услуг
для
лечения
заболевания,
состояния,
клинической ситуации в соответствии со
стандартом медицинской помощи (ПК-2)

Основные вопросы общей психопатологии;
клиническую картину психических заболеваний,
их этиологию и патогенез, принципы
дифференциальной диагностики и лечения;
симптоматику
состояний,
требующих
неотложной
госпитализации,
применения
методов
интенсивной
терапии;
методы
исследования психических больных и, прежде
всего,
клинико-психопатологические,
возможности инструментальных и специальных
параклинических методов диагностики в
психиатрии;
основы
фармакотерапии
психических заболеваний, другие методы
биологической терапии в психиатрии, основы
психотерапии, психосоциальной терапии и
психосоциальной реабилитации

В рамках дополнительной специальности «Гериатрия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-гериатр», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 17 июня 2019 года N 413н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-гериатр"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Проведение обследования пациентов пожилого и старческого возраста с
целью установления диагноза и определения функционального статуса»
- «А/02.8 Назначение лечения пациентам пожилого и старческого возраста,
контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-гериатр»
Трудовая функция
Наименование
Проведение обследования

Трудовые действия

Код
А/01.8

ТД 1: Направление пациентов пожилого и старческого
7

пациентов пожилого и
старческого возраста с
целью установления
диагноза и определения
функционального статуса

Назначение лечения
пациентам пожилого и
старческого возраста,
контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

возраста на инструментальное исследование по
медицинским
показаниям
в
соответствии
с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
ТД 2: Выявление хронических заболеваний и (или)
состояний и факторов риска их развития у пациентов
пожилого и старческого возраста
ТД 1: Назначение немедикаментозной терапии, в том
числе физиотерапии, лечебного питания, лечебной
физкультуры, психотерапии, трудовой терапии, с учетом
функционального статуса, возраста, диагноза и
клинической картины заболевания, наличия нарушений
функции органов и систем организма человека в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
Самостоятельно
проводит
обследование,
диагностику, лечение, реабилитацию пациентов,
при необходимости организует дообследование,
консультацию, госпитализацию пациентов, в
последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет дальнейшее наблюдение при
наиболее распространенных заболеваниях

Профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее распространенных заболеваний и
реабилитацию пациентов; принципы и
методы профилактики и лечения наиболее
распространенных заболеваний

В рамках дополнительных специальностей «Терапия», «Лечебное дело»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»
− «А/03.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»
8

Профессиональный стандарт
«Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза

А/02.7

Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности

А/03.7

ТД 1: Направление пациента на инструментальное
обследование при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 1:
Назначение лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания с учетом
диагноза, возраста и клинической картины болезни и в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
- «А/01.7 Обследование детей с целью установления диагноза»
- «А/02.7 Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»
Трудовая функция
Наименование

Код

Обследование детей с
целью установления
диагноза

А/01.7

Назначение лечения детям
и контроль его

А/02.7

Трудовые действия
ТД 1: Направление детей на инструментальное
обследование в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 2: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 1: Назначение медикаментозной терапии ребенку
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
9

эффективности и
безопасности

медикаментозной и немедикаментозной терапии у детей

В рамках дополнительной специальности «Психотерапия» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе ФГОС по специальности 31.08.22 «Психотерапия»,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25
августа 2014г N1064):
ФГОС по специальности 31.08.22 Психотерапия
Вид деятельности

Профессиональные компетенции (имеющиеся)

ВД 1: Диагностическая
деятельность
ВД 2:
Лечебная деятельность

Готовность к определению у пациентов патологических состояний,
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в
соответствии с Международной статистической классификацией
болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-1)
Готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в
психотерапевтической медицинской помощи (ПК-2)

В рамках дополнительной специальности «Психиатрия-Наркология»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе ФГОС высшего образования по специальности 31.08.21
Психиатрия-Наркология, утверждённый приказом Минобразования и науки РФ N1063 от
25.08.2014г):
ФГОС по специальности 31.08.21 Психиатрия-Наркология
Вид деятельности
ВД 1:
Диагностическая
деятельность
ВД 2:
Лечебная
деятельность

Профессиональные компетенции (имеющиеся)
Готовность к определению у пациентов патологических состояний,
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в
соответствии с Международной статистической классификацией
болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-1)
Готовность к ведению и лечению пациентов с психическими и
поведенческими расстройствами, обусловленными употреблением
психоактивных веществ (ПК-2)

В рамках дополнительной специальности «Судебно-психиатрическая
экспертиза» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих
профессиональных компетенций (на основе ФГОС по специальности 31.08.24 Судебнопсихиатрическая экспертиза, утверждённый приказом Минобразования и науки РФ
№1066 от 25.08.2014 г)
ФГОС по специальности 31.08.24 Судебно-психиатрическая экспертиза
Вид деятельности
ВД 1: Диагностическая
деятельность

Профессиональные компетенции
(имеющиеся)
Проведение судебно-психиатрической экспертизы (ПК-1)

10

В рамках дополнительной специальности «Скорая медицинская помощь»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач скорой медицинской помощи»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N133н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач скорой медицинской
помощи"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи вне медицинской
организации»
− «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями,
требующими оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации,
контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач скорой медицинской помощи»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение обследования
пациентов в целях выявления
заболеваний и (или) состояний,
требующих оказания скорой
медицинской помощи вне
медицинской организации
Оказание скорой, в том числе
скорой специализированной,
медицинской помощи вне
медицинской организации, а
также в амбулаторных и
стационарных условиях
Назначение лечения пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой медицинской
помощи вне медицинской
организации, контроль его
эффективности и безопасности

А/01.8

А/02.8

ТД 1: Интерпретация и анализ результатов осмотра
пациентов с заболеваниями и (или) состояниями,
требующими оказания скорой медицинской
помощи вне медицинской организации
ТД 2: Установление ведущего синдрома и
предварительного диагноза заболевания и (или)
состояния,
требующего
оказания
скорой
медицинской
помощи
вне
медицинской
организации,
с
учетом
действующей
Международной статистической классификации
болезней и проблем, связанных со здоровьем
(далее - МКБ)
ТД 1: Оказание скорой медицинской помощи вне
медицинской организации (в составе врачебной
общепрофильной выездной бригады скорой
медицинской помощи), включая осуществление
мероприятий, способствующих стабилизации или
улучшению клинического состояния пациента, с
учетом диагноза, возраста и клинической картины
в соответствии с действующим порядком оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ПСИХИАТРИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
11

Форма обучения: заочная
Лекц
ия
п/п

Наименование модулей

Организация психиатрической
1 помощи в России. Психиатрическая
помощь в общемедицинской
практике
2 Судебная психиатрия
Обследование психически больного.
3 Основные психопатологические
синдромы
Психические расстройства
4 непсихотического уровня
(пограничные состояния)
5 Лечение и психосоциальная
реабилитация психически больных
Итоговая
аттестация
(итоговое
тестирование)
ИТОГО

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)

4

3

1

ПК-1
ПК-2

5

4

1

ПК-1
ПК-2

14

12

2

ПК-1
ПК-2

6

5

1

ПК-1
ПК-2

6

5

1

ПК-1
ПК-2

1
36

29

Тестиров
ание

1
7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ПСИХИАТРИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1

Наименование модулей, разделов и
тем

Организация психиатрической
помощи в России
Нормативно-правовые основы оказания
психиатрической помощи
12

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

4

3

1

1

1

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

1.2

1.3
2

Диспансерный, стационарный,
внедиспансерный, кризисно-социальный
разделы психиатрической службы
Психиатрическая помощь в
общемедицинской практике
Судебная психиатрия

2

1

1

1

1

5

4

1

3

2

1

2

2

-

14

12

2

1

1

-

3.1

Судебно-психиатрическая экспертиза в
уголовном процессе
Судебно-психиатрическая экспертиза в
гражданском процессе
Обследование психически больного.
Основные психопатологические
синдромы
Клиническое обследование в психиатрии

3.2

Электроэнцефалография

2

1

1

3.3

Реоэнцефалография

1

1

-

3.4

Эхоэнцефалография

1

1

-

3.5

Компьютерная томография головного
мозга
Магнитно-резонансная томография
головного мозга
Позитронно-эмиссионная томография

1

1

-

1

1

-

1

1

-

Основные психопатологические
синдромы
Амнестический, астенический синдром,
аура сознания
Делириозный, депрессивный,
ипохондрический синдром
Кататонический, маниакальный
обсессивный, онейроидный,
паранойяльный, парафренный,
сенестопатический синдром
Синдром Кандинского-Клерамбо,
синдром оглушения, синдром
помрачения сознания
Сумеречное помрачение сознания,
энцефалопатический синдром
Психические расстройства
непсихотического уровня
(пограничные состояния)
Классификация психических
расстройств. Параллели,
предназначенные для перевода кодов
между МКБ-10 и предыдущими
пересмотрами МКБ
Общее представление о пограничных
психических расстройствах

6

5

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

6

5

1

1

1

-

2

2

-

2.1
2.2
3

3.6
3.7
3.8
3.8.1
3.8.2

3.8.3

3.8.4
3.8.5
4

4.1

4.2

13

4.3
5
5.1
5.2

Клиническая характеристика
пограничных психических расстройств
Лечение и психосоциальная
реабилитация психически больных
Общие вопросы лечения больных с
психическими расстройствами
Психосоциальная реабилитация
психически больных
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

3

2

1

6

5

1

3

3

-

3

2

1

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ПСИХИАТРИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы общей психиатрии» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

14

выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
а)
б)
в)
г)
д)

Метод наблюдения позволяет выявить
диссимуляцию
изменение психического состояния больного
возможность агрессивных действий
все перечисленное
ничего из перечисленного

2. Экспериментально-психологическое исследование в клинике позволяет решать
следующие задачи
а) получение данных о различных нарушениях психических процессов у больного с
диагностической целью
б) оценку степени нарушений психической деятельности
в) объективную оценку динамики психического состояния в процессе терапии
г) ни одну из перечисленных
д) все перечисленные
3. При описании того или иного психического нарушения в анамнезе необходимо
выяснить
а) давность его существования
б) особенности развития во времени
в) взаимоотношения данного расстройства с другими психическими расстройствами
г) все перечисленное
д) ничего из перечисленного
4.
а)
б)
в)
г)
д)

Психический статус не должен содержать
специальных психиатрических терминов
анамнестических сведений
оценки врачом обнаруженных у больного расстройств
верно все перечисленное
неверно все из перечисленного

5. Появление на ЭЭГ у детей школьного и подросткового возраста билатеральносимметричных вспышек медленных волн тета-диапазона во всех зонах коры является
указанием на повышенную раздражимость
а) диэнцефальных структур
б) стволовых структур
в) диэнцефально-стволовых структур головного мозга
6. Одним из признаков эхоэнцефалографии, указывающих на наличие гидроцефалии,
является увеличение расстояния между передними фронтами каждого из зубцов,
образующих М-эхо. Патологическим увеличением расстояния у детей до 6 лет считается
расстояние свыше
а) 2 мм
б) 4 мм
в) 5 мм
г) 10 мм
15

7.
а)
б)
в)

Основным показанием для реоэнцефалогафии у детей и подростков является
оценка функционального состояния ЦНС
диагностика состояния мозговых сосудов
диагностика нарушения мозгового кровообращения

8. Количественные показатели реоэнцефалограммы у детей старшего школьного
возраста относительно детей младшего школьного возраста в норме
а) имеют тенденцию к возрастанию
б) имеют тенденцию к снижению
в) не имеют существенных различий
9. Катамнез содержит описание
а) всей истории жизни и заболевания
б) жизни и проявлений болезни за последние 5 лет
в) жизни и проявление болезни, начиная с момента последней выписки из данного
стационара
г) жизни и проявлений болезни, начиная с момента выписки из любого стационара
д) жизни и проявлений болезни, начиная с момента первого поступления в данный
стационар
10. Доминирование в каудальных отделах полушарий колебаний альфа-диапазона
частотой 8-10 кол/сек на ЭЭГ устанавливается в возрасте
а) 2-3 года
б) 4-6 лет
в) 7-8 лет
г) 9-10 лет
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Дмитриева, Т. Б. Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание /
под ред. Т. Б. Дмитриевой, В. Н. Краснова, Н. Г. Незнанова, В. Я. Семке, А. С. Тиганова;
отв. ред. Ю. А. Александровский. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 624 с.
2.
Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства:
руководство / Ю. А. Александровский. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2007. - 712 с.: ил. - (Б-ка непрерывного мед. образования).
3.
Антропов, Ю. А. Основы диагностики психических расстройств - / Ю. А.
Антропов, А. Ю. Антропов, Н. Г. Незнанов; под ред. Ю. А. Антропова. - Москва:
ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 384 с.: ил. - (Б-ка врача-специалиста).
4.
Беккер, И. М. Школа молодого психиатра / И.М. Беккер. - М.: Бином, 2011. –
424с.
5.
Гиляровский, В.А. Психиатрия / В.А. Гиляровский. - М.: Книга по
Требованию, 2011. - 758 c.
6.
Гуревич, М. О. Психиатрия/ М.О. Гуревич. - М.: Государственное
издательство медицинской литературы, 2014. - 498 c.

16

7.
Джекобсон, Д. Л. Секреты психиатрии - / Д. Л. Джекобсон, А. М.
Джекобсон; пер. с англ.; под общей ред. П. И. Сидорова. - 2-е изд. - Москва: МЕДпрессинформ, 2007. - 576 с.
8.
Жариков, М.Н. Основы психиатрии для врачей общего профиля Серия:
Библиотека практикующего врача / М.Н. Жариков. - Москва: Машиностроение, 2001. 256 c.
9.
Корсаков, С.С. Курс психиатрии / С.С. Корсаков. - М.: Книга по
Требованию, 2012. - 692 c.
10.
Лаукс, Г. Психиатрия и психотерапия: справочник / Г. Лаукс, Х.-Ю. Мёллер.
- М.: МЕДпресс-информ, 2012. - 512 c.
11.
Марилов, В. В. Клиническая психопатология: руководство / В. В. Марилов,
Т. Ю. Марилова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 608 с.
12.
Обухов, С. Г. Психиатрия -: учеб. пособие / С. Г. Обухов; под ред. Ю. А.
Александровского. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с.
13.
Психиатрия / О.В. Кербиков и др. - М.: Медицина, 2016. - 448 c.
14.
Психические расстройства в клинической практике/ Под редакцией А.Б.
Смулевича. - М.: МЕДпресс-информ, 2011. - 720 c.
15.
Психиатрия: национальное руководство / гл. ред. Т. Б. Дмитриева [и др.],
отв. ред. Ю. А. Александровский; АСМОК, Рос. о-во психиатров. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2014. - 1000 с. - (Нац. проект "Здоровье").
16.
Психиатрия: руководство: в 2 т. Т. 1. / под ред. А. С. Тиганова. - Москва:
Медицина, 2012. - 808 с.: ил.
17.
Психиатрия и наркология: учебник / Н. Н. Иванец [и др.]. - Москва:
ГЭОТАРМедиа, 2012. - 832 с.: ил.
18.
Психические расстройства диагностика и терапия в общемедицинской
практике / гл. ред. Ю. А. Александровский; МЗ России, АСМОК. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2007. - 270 с.: ил.
19.
Рачин, А. П. Депрессивные и тревожные расстройства / А. П. Рачин, Е. В.
Михайлова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 104 с.: ил. - (Б-ка врача специалиста.
Психиатрия. Неврология. Общая врачебная практика).
20.
Романов, Д. В. Современные методы психотерапии: метод. рекомендации /
Д.В. Романов, А. Д. Романов; Сам. психоаналит. о-во. - Самара: [б. и.], 2014. - 28 с.: ил.
21.
Смулевич, А. Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях /
А. Б. Смулевич. - Москва: МИА, 2007. - 427с.
22.
Фесенко, Ю. А. Детская психиатрия. Карманный справочник/ Ю.А. Фесенко,
Д.Ю. Шигашов. - М.: Наука и техника, 2011. - 416 c.
23.
Фесенко, Ю. А. Пограничные нервно-психические расстройства у детей /
Ю.А. Фесенко. - М.: Наука и техника, 2010. - 320 c.
24.
Фармакотерапия в неврологии и психиатрии / под ред. С. Д. Энна, Д. Т.
Койла, пер. с англ.; под ред. О. С. Левина. - Москва: МИА, 2007. - 800 с.: ил.
25.
Цыганков, Б. Д. Психиатрия: руководство / Б. Д. Цыганков, С. А.
Овсянников. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 496 с.: ил.

17

Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

18


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».