ДПП ПК_Методы диагностики в нефрологии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

20июня 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ В НЕФРОЛОГИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Нефрология

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Методы диагностики в нефрологии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Нефрология
4. Дополнительные специальности: Детская урология-андрология, Детская
хирургия, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Терапия,
Радиология, Рентгенология, Хирургия, Урология
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Методы диагностики в нефрологии», специальность «Нефрология» разработана на
основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 20 ноября 2018 года
N712н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-нефролог" (зарегистрирован
в Минюсте России 6 декабря 2018 года, N52902).
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 13 января 2021 года N
4н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский уролог-андролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 12 апреля 2021 года, N63076);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N
134н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский хирург"
(зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50631);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019 года N
160н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-рентгенолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 15 апреля 2019 года, N54376);
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 26 ноября 2018 года
N743н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-хирург" (в редакции,
2

введенной в действие с 2 февраля 2019 года приказом Минтруда России от 26 декабря 2018
года N849н) (зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2018 года, N52964);
11.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N137н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-уролог" (зарегистрирован в
Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50632);
12.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
13.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
14.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по
дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и
научных организациях»;
15.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
16.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных
стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Методы диагностики в нефрологии» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Нефрология».
ДПП ПК «Методы диагностики в нефрологии» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Методы диагностики в нефрологии» обусловлена тем, что
среди заболеваний, с которыми сталкивается врач, немалый удельный вес составляют
болезни почек. Почки поражаются и при ряде других заболеваний, прежде всего системных,
когда своевременное выявление и правильное понимание сущности обнаруживаемой
нефропатии имеет важное практическое значение. Не редкость – возникновение
нефропатии при различных лекарственных реакциях, особенно в связи с распространенной
полипрагмазией. Многие болезни почек встречаются у лиц молодого и среднего возраста,
поэтому диагностика, лечение и профилактика болезней почек становится не только
медицинской, но и социальной проблемой.
3

Целевая аудитория программы: врач-нефролог, врач-детский уролог-андролог,
врач-детский хирург, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач-терапевт,
врач-радиолог, врач-рентгенолог, врач-хирург, врач-уролог.
Цель ДПП ПК: совершенствование и углубление теоретических знаний и умений
слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся
квалификации в области современных методов диагностики в нефрологии.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить клиническую семиотику заболеваний почек, основные синдромы в
нефрологии (изолированный мочевой, нефротический, острый и хронический
нефритические, гипертензионный); хроническая болезнь почек (ХБП) – определение,
классификации, диагноз, кардиоренальные взаимоотношения, кардиоренальный
континуум, современные подходы к нефро- и кардиопротекции);
− изучить параклинические методы диагностики в нефрологии (общий анализ мочи,
методы “сухой химии”, протеинурия; метаболиты азота (креатинин, мочевина), азотемия;
определение скорости клубочковой фильтрации (СКФ), референтные и нереферентные
методы; клиренс креатинина, расчет параметров почечной экскреции ионов и других
вешеств, экскретируемые фракции; оценка результатов клинических и параклинических
методов в дифференциальной диагностике заболеваний почек);
− изучить инструментальные методы диагностики в нефрологии (лучевые,
ультразвуковые, радионуклидные; выбор методов исследования в различных клинических
ситуациях; осложнения, связанные с инвазивностью диагностических процедур);
− изучить морфологическую диагностику в нефрологии (пункционная биопсия почки;
морфологические критерии прогрессирования хронических болезней почек);
− изучить механизмы регуляции артериального давления, роль почек (эссенциальная
и вторичные гипертензии; почка как эффекторный орган и орган-мишень артериальной
гипертензии; гипертоническая нефропатия)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Методы диагностики в
нефрологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из
15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны
верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Методы диагностики в нефрологии» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
7.

4

Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется
с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением
логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя
логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и
электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных,
нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных
5

стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит
дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания
платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных
на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=167
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Нефрология
Дополнительные специальности: Детская урология-андрология, Детская
хирургия, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Терапия,
Радиология, Рентгенология, Хирургия, Урология
Целевая аудитория программы: врач-нефролог, врач-детский уролог-андролог,
врач-детский хирург, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач-терапевт,
врач-радиолог, врач-рентгенолог, врач-хирург, врач-уролог.

6

Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Нефрология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-нефролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 20 ноября 2018 года N712н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-нефролог"), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8. Проведение обследования пациентов, в том числе реципиентов
трансплантированной почки, в целях выявления заболеваний и (или) нарушений функции
почек и постановки диагноза»;
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
медицинской
помощи пациентам
по профилю
"нефрология",
в том числе
реципиентам
трансплантированной почки

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов, в том
числе реципиентов
трансплантированной
почки, в целях
выявления
заболеваний и (или)
нарушений функции
почек и постановки
диагноза (ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Обосновывать и планировать
объем лабораторных
исследований пациентов с
заболеваниями и (или)
нарушениями функции почек в
соответствии с действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской
помощи
- Интерпретировать и
анализировать результаты
лабораторных исследований
пациентов с заболеваниями и
(или) нарушениями функции
почек
- Обосновывать и планировать
объем инструментальных
исследований у пациентов с
заболеваниями и (или)
нарушениями функции почек:
ультразвуковое исследование
(далее - УЗИ),
нефросцинтиграфию,
компьютерную томографию,
магнитно-резонансную
томографию (далее - МРТ),
экскреторную урографию - в
соответствии с действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской
помощи
- Проводить анализ результатов
визуализирующих и

4
- Этиология и
патогенез,
патоморфология,
клиническая картина,
классификация,
дифференциальная
диагностика,
особенности течения и
исходы
нефрологических
заболеваний и их
осложнений с учетом
возрастных
особенностей
- Основы водноэлектролитного
обмена, кислотноосновного баланса,
возможные типы их
нарушения и принципы
терапии у пациентов с
заболеваниями и (или)
нарушениями функции
почек; показатели
гомеостаза с учетом
возрастных
особенностей
- Функциональные
методы исследования в
нефрологии
- Медицинские
показания и
медицинские
противопоказания к
использованию
методов
инструментальной
диагностики у
пациентов с
заболеваниями и (или)
нарушениями функции
почек с учетом

7

функциональных методов
обследования пациентов с
заболеваниями и (или)
нарушениями функции почек:
УЗИ почек и мочевыводящих
путей, УЗ-доплерографии
сосудов почек, экскреторной
урографии, магнитнорезонансной томографии,
компьютерной томографии,
суточного мониторирования
артериального давления

возрастных
особенностей
- Медицинские
показания к биопсии
почки у пациентов с
заболеваниями и (или)
нарушениями функции
почек с учетом
возрастных
особенностей

В рамках дополнительной специальности «Детская урология-андрология»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-детский уролог-андролог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 13 января 2021 года N4н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-детский уролог-андролог"), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8. Диагностика заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и
половых органов у детей, установка диагноза»
Профессиональный стандарт
«Врач-детский уролог-андролог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Диагностика заболеваний и
(или) состояний почек,
мочевыводящих путей и
половых органов у детей,
установка диагноза

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Направление детей с заболеваниями и (или)
состояниями почек, мочевыводящих путей и половых
органов на инструментальные обследования в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, на основе клинических
рекомендаций, с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Направление детей с заболеваниями и (или)
состояниями почек, мочевыводящих путей и половых
органов на лабораторные исследования в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, на основе клинических рекомендаций, с
учетом стандартов медицинской помощи
ТД 3: Интерпретация результатов лабораторного и
инструментального
обследований
детей
с
заболеваниями
и
(или)
состояниями
почек,
мочевыводящих путей и половых органов

В рамках дополнительной специальности «Детская хирургия» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе профстандарта «Врач-детский хирург», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N134н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-детский хирург"), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/01.8. Проведение медицинского обследования детей в целях выявления
хирургических заболеваний, установление диагноза»
8

Профессиональный стандарт
«Врач-детский хирург»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение медицинского
обследования детей в целях
выявления хирургических
заболеваний, установление
диагноза

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Направление детей с хирургическими
заболеваниями на инструментальные исследования в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Направление детей с хирургическими
заболеваниями на лабораторные исследования в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД
3:
Интерпретация
результатов
осмотров,
лабораторных и инструментальных исследований детей с
хирургическими заболеваниями

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
1.
Составляет
план
лабораторного,
инструментального
обследования.
Интерпретирует
результаты
лабораторных
анализов; лучевых, электрофизиологических и
других методов исследования; самостоятельно
проводит обследование, диагностику, лечение,
реабилитацию пациентов, при необходимости
организует дообследование, консультацию,
госпитализацию пациентов, в последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет
дальнейшее
наблюдение
при
наиболее
распространенных заболеваниях

Диагностику,
лечение
наиболее
распространенных
заболеваний
и
реабилитацию пациентов

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства труда
9

и социальной защиты от 27 марта 2017 года N 306н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-педиатр участковый"), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.7 Обследование детей с целью установления диагноза»
Профессиональный стандарт
«Врач-педиатр участковый»
Трудовая функция
Наименование
Обследование детей с
целью установления
диагноза

Трудовые действия

Код
А/01.7

ТД 1: Направление детей на лабораторное обследование
в соответствии с действующими клиническими
рекомендациями (протоколами лечения), порядками
оказания медицинской помощи и с учетом стандартов
медицинской
помощи;
при
необходимости
информирование родителей детей (их законных
представителей) и детей старше 15 лет о подготовке к
лабораторному и инструментальному обследованию
ТД 2: Направление детей на инструментальное
обследование в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 3: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Терапия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»
Профессиональный стандарт
«Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза

А/02.7

ТД 1: Направление пациента на лабораторное
обследование при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Направление пациента на инструментальное
обследование при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
10

медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 3: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительных специальностей «Радиология», «Рентгенология»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-рентгенолог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-рентгенолог"), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/01.8 Проведение рентгенологических исследований (в том числе компьютерных
томографических)
и
магнитно-резонансно-томографических
исследований
и
интерпретация их результатов»
Профессиональный стандарт
«Врач-рентгенолог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Определение показаний к проведению
рентгенологического исследования (в том числе
компьютерного
томографического)
и
магнитнорезонансно-томографического
исследования
по
информации от пациента и имеющимся анамнестическим,
клиническим и лабораторным данным
ТД
2:
Обоснование
отказа
от
проведения
рентгенологического исследования (в том числе
компьютерного
томографического)
и
магнитнорезонансно-томографического
исследования,
информирование лечащего врача в случае превышения
соотношения риск (польза), фиксация мотивированного
отказа в медицинской документации

В рамках дополнительной специальности «Хирургия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-хирург», утвержденного приказом Министерства труда и социальной
защиты от 26 ноября 2018 года N743н «Об утверждении профессионального стандарта
"Врач-хирург"), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8, В/01.8 Проведение медицинского обследования пациентов в целях выявления
хирургических заболеваний и (или) состояний и установления диагноза»;
Профессиональный стандарт «Врач-хирург»
Трудовая функция

11

Наименование
Проведение медицинского
обследования пациентов в
целях выявления
хирургических
заболеваний и (или)
состояний и установления
диагноза

Код

Трудовые действия

А/01.8, ТД 1: Формулирование предварительного диагноза и
В/01.8 составление плана лабораторных и инструментальных
обследований
пациентов
с
хирургическими
заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
ТД
2:
Интерпретация
результатов
осмотров,
лабораторных и инструментальных обследований
пациентов с хирургическими заболеваниями и (или)
состояниями

В рамках дополнительных специальностей «Урология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-уролог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной
защиты от 14 марта 2018 года N137н «Об утверждении профессионального стандарта
"Врач-уролог"), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление
диагноза»
Профессиональный стандарт
«Врач-уролог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний и
(или) состояний почек,
мочевыводящих путей и
мужских половых органов,
установление диагноза

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Формулирование предварительного диагноза и
обоснование объема лабораторного и инструментального
обследований пациентов с заболеваниями и (или)
состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских
половых органов в соответствии с действующим
порядком оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи.
ТД 2: Направление пациентов с заболеваниями и (или)
состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских
половых органов на лабораторные и инструментальные
обследования в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, порядками
оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ В НЕФРОЛОГИИ»
12

Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекци Самост Формиру Форма
работа
я
емые контроля
Объем,
п/п
Наименование модулей
(в т.ч компетен
ак.ч.
консульт
ции
ации)
ПК-1
1 Основные синдромы в нефрологии.
6
5
1
Хроническая болезнь почек (ХБП)
ПК-1
2 Параклинические методы
6
5
1
диагностики в нефрологии
ПК-1
3 Инструментальные методы
10
8
2
диагностики в нефрологии
ПК-1
4 Морфологическая диагностика в
6
5
1
нефрологии
ПК-1
5 Почки и гипертензия
7
6
1
Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

(итоговое

1
36

-

Тестиров
ание

1

29

7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ В НЕФРОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1

Наименование модулей, разделов и
тем

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Основные синдромы в нефрологии.
Хроническая болезнь почек (ХБП)
Клиническая семиотика заболеваний
почек, основные синдромы в
нефрологии (изолированный мочевой,
нефротический, острый и хронический
нефритические, гипертензионный)

6

5

Самост
работа
(в т.ч
консуль
тации)
1

3

3

-

13

Форма
контроля

1.2

2
2.1

2.2

2.3

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2
5
5.1
5.2

5.3

ХБП. Определение, классификации,
диагноз, кардиоренальные
взаимоотношения, кардиоренальный
континуум, современные подходы к
нефро- и кардиопротекции
Параклинические методы
диагностики в нефрологии
Общий анализ мочи. Методы “сухой
химии”. Протеинурия
Метаболиты азота (креатинин,
мочевина). Азотемия. Определение
скорости клубочковой фильтрации
(СКФ), референтные и нереферентные
методы, клиренс креатинина, расчет
параметров почечной экскреции ионов
и других вешеств, экскретируемые
фракции
Оценка результатов клинических и
параклинических методов в
дифференциальной диагностике
заболеваний почек
Инструментальные методы
диагностики в нефрологии
Лучевые методы диагностики в
нефрологии
Радионуклидная диагностика в
нефрологии
Ультразвуковые методы диагностики в
нефрологии
Выбор методов исследования в
различных клинических ситуациях
Осложнения, связанные с
инвазивностью диагностических
процедур
Морфологическая диагностика в
нефрологии
Пункционная биопсия почки
Морфологические критерии
прогрессирования хронических
болезней почек
Почки и гипертензия
Механизмы регуляции артериального
давления, роль почек
Эссенциальная и вторичные
гипертензии
Почка как эффекторный орган и
орган-мишень артериальной
гипертензии. Гипертоническая
нефропатия
14

3

2

1

6

5

1

2

2

-

2

2

-

2

1

1

10

8

2

3

2

1

1

2

-

2

2

-

2

1

1

1

1

-

6

5

1

4

3

1

2

2

-

7

6

1

2

2

-

2

2

-

3

2

1

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ В НЕФРОЛОГИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Методы диагностики в нефрологии» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами,
но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение
о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Повышение мочевины плазмы крови может следствием
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

15

а)
б)
в)
г)
д)

обезвоживания
повышенного катаболизма
почечной недостаточности
чрезмерного использования диуретиков
при всех указанных состояниях

2.
а)
б)
в)
г)

С помощью обзорной рентгенографии почек нельзя оценить:
размеров почек
местоположения почек
рентгенопозитивных конкрементов
аномалии развития сосудов почек

3.
а)
б)
в)
г)
д)

Использование ретроградной пиелографии целесообразно для диагностики
хронического гломерулонефрита
хронического пиелонефрита
туберкулеза почек
реноваскулярной гипертонии
диабетического нефроангиосклероза

4.
а)
б)
в)
г)
д)

Антеградную пиелографию используют
при отсутствии функции на экскреторной урографии
при малой емкости мочевого пузыря
при обструкции мочеточника
при совокупности всех указанных факторов
ни при одном из указанных факторов

5. Среди изотопных методов исследования почек наибольшей информативностью
обладает
а) радиоизотопная ренография
б) динамическая сцинтиграфия
в) статическая сцинтиграфия
г) ценность методов равнозначна
д) методы ценны только при наличии почечной недостаточности
6. Преимущество радиоизотопных методов исследования
рентгенологическими обусловлено
а) возможностью проведения исследований при азотемии
б) возможностью
проведения
исследований
при
рентгеноконтрастных препаратов
в) отсутствием специальной подготовки
г) меньшей лучевой нагрузкой
д) всеми указанными факторами
7.
а)
б)
в)
г)
д)

Отберите функциональную протеинурию
Ортостатическая протеинурия
Лихорадочная протеинурия
Протеинурия напряжения
Протеинурия переполнения
Микроальбуминурия

8. Протеинурия переполнения наблюдается при
а) миеломной болезни
16

по

сравнению

с

непереносимости

б)
в)
г)
д)

рабдомиолизе
внутрисосудистом гемолизе
нефротическом синдроме
макрогематурии

9. Выделите причины нефункционирующей почки с отсутствием нефрограмм при
внутривенной урографии
а) Вторично сморщенная почка
б) Врожденная медуллярная гипоплазия почки
в) Стенозирующий атеросклероз почечной артерии
г) Обострение обструктивного пиелонефрита
д) Острый тромбоз почечных вен
10. Выделите причины нефункционирующей почки при наличии нефрограммы при
внутривенной урографии
а) Острая окклюзия мочеточника
б) Острый тромбоз почечных вен
в) Апостематозный нефрит
г) Аденокарцинома почки
д) Гидронефроз
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Диагностика и лечение болезней почек: руководство для врачей / Н. А.
Мухин, И. Е., Тареева, Е. М. Шилов [и др.]. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 383 с.
2.
Нефрология: клинические рекомендации / ред. Е. М. Шилов, А. В. Смирнова,
Н. Л. Козловская – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 856 с.: табл.
3.
Усанова, А. А. Клинические нормы. Нефрология / А. А. Усанова, Н. Н.
Гуранова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 224 с.
4.
Острое повреждение почек / А. В. Смирнов, В. А. Добронравов, А. Ш.
Румянцев, И. Г. Каюков. – Москва: Медицинское информационное агентство, 2015. – 484с.
5.
Руководство по нефрологии / ред. Р. В. Шрайер; пер. с англ. под ред. Н. А.
Мухина. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 560 с.: табл.
6.
Трухан, Д. И. Болезни почек и мочевых путей: учебное пособие / Д. И. Трухан,
И. А. Викторова. – Москва: Практическая медицина, 2011. – 159 с.
7.
Нефрология / Под ред. Е.М. Шилова. 2-е изд., испр. и доп. 2010. - 696 с. (Серия
"Библиотека врача-специалиста")
8.
Осадчук М. А., Усик С. Ф., Осадчук А. М., Мишина Е. А. Нефрология;
Медицинское информационное агентство - Москва, 2010. - 168 c.
9.
Пропедевтика внутренних болезней. Нефрология: учеб. пособие / В. Т.
Ивашкин, О. М. Драпкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 184 с.: ил.
10.
Острая почечная недостаточность: руководство / В. М. Ермоленко, А. Ю.
Николаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 240 с. - (Серия
"Библиотека врача-специалиста").
17

11.
Основы кардиоренальной медицины / Ж.Д. Кобалава, С.В. Виллевальде, М.А.
Ефремовцева; под ред. Ж.Д. Кобалава, В.С. Моисеева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 256 с.
12.
Батюшин М. М., Повилайтите П. Е. Клиническая нефрология; Джангар,
Элиста - Москва, 2010. - 682 c.
13.
Виктор Здислав Клиническая нефрология; Польское государственное
медицинское издательство - Москва, 2011. - 344 c.
14.
Игнатова М. С., Вельтищев Ю. Е. Детская нефрология; Медицина - Москва,
2012. - 526 c.
15.
Нечипоренко А. Н., Нечипоренко Н. А. Неотложные состояния в урологии;
Вышэйшая школа - Москва, 2012. - 400 c.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

18


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».