ДПП ПК_Актуальные вопросы сестринского дела в офтальмологии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

20июня 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В
ОФТАЛЬМОЛОГИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Сестринское дело

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.

Название: «Актуальные вопросы сестринского дела в офтальмологии»

2.

Трудоемкость: 36 ак.ч.

3.

Специальность: Сестринское дело

4.

Дополнительные специальности: Лечебное дело, Сестринское дело в педиатрии

5.

Форма обучения: заочная

6.

Пояснительная записка:

Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Актуальные вопросы сестринского дела в офтальмологии», специальность
«Сестринское дело» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N475н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Медицинская
сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года,
N59649);
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N470н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер" (зарегистрирован в
Минюсте России 20 августа 2020 года, N59474);
5.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
6.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
8.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении
Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со
средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об

утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
11.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов" (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн)
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) является нормативно-методическим документом, регламентирующим
содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности
«Сестринское дело».
ДПП ПК «Актуальные вопросы сестринского дела в офтальмологии» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы сестринского дела в офтальмологии»
обусловлена тем, что в России количество незрячих и слабовидящих превышает 210 тысяч
человек. Ежегодно примерно 45 тысяч человек становятся инвалидами из-за проблем со
зрением. Современная офтальмология, как наука о лечении, профилактике и
предупреждении болезней глаз, раскрывает и вопросы ухода за пациентами с данными
заболеваниями. Уход за пациентом является главной задачей специалиста
здравоохранения – медицинской сестры.
Целевая аудитория программы: медицинская сестра офтальмологического
кабинета/отделения,
медицинская
сестра
детского
офтальмологического
кабинета/отделения, фельдшер.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций специалистов
со средним медицинским образованием, необходимых для осуществления
профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями правовых нормативных
документов, регламентирующих деятельность специалиста данного профиля.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить вопросы организации и работы офтальмологического кабинета
поликлиники, инфекционная безопасность и инфекционный контроль;
− изучить анатомию и физиологию органа зрения и зрительного анализатора;
− изучить методы исследования органа зрения (визометрия, тонометрия,
рефрактометрия, биомикроскопия, офтальмоскопия и др.);
− изучить методы исследования функции зрительного анализатора;
− изучить сестринский процесс в офтальмологии (организация сестринского
процесса в офтальмологии; сестринские вмешательства при диагностических и лечебных
манипуляциях в офтальмологии; основные методы лечения и ухода за пациентами,
страдающими заболеваниями глаз; проблемы пациентов и планирование сестринских
вмешательств при заболеваниях и травмах органа зрения);
− изучить правила оказания сестринской неотложной помощи в офтальмологии

(повреждения органа зрения: контузии век и глаза, прободное и непрободное ранение,
инородные тела конъюнктивальной полости, ожоги; осложнения со стороны глаз при
общих, инфекционных и паразитарных заболеваниях)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
сестринского дела в офтальмологии» предусматривает следующие виды учебных занятий
и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
7. Кадровое обеспечение:
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы сестринского дела в офтальмологии»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8. Новые компетенции: нет
9. Стажировка: нет
10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;

− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за
за счет внебюджетных средств, руб.
счет средств ТФОМС
3000 руб.
3000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.

15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=157
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Сестринское дело
Дополнительные специальности: Лечебное дело, Сестринское дело в педиатрии
Целевая аудитория программы: медицинская сестра офтальмологического
кабинета/отделения,
медицинская
сестра
детского
офтальмологического
кабинета/отделения, фельдшер.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Сестринское дело» и дополнительной
специальности «Сестринское дело в педиатрии» программа направлена на освоение
(совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Медицинская сестра/медицинский брат», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении
профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.5. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях»;
− «А/02.5. Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с
оказанием медицинской помощи»;
− «А/06.5. Оказание медицинской помощи в экстренной форме»;
Вид деятельности

1
ВД1: Оказание
первичной
доврачебной
медикосанитарной помощи
населению по
профилю
"сестринское дело"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Оказание
медицинской
помощи,
осуществление
сестринского ухода и
наблюдения за
пациентами при
заболеваниях и (или)
состояниях (ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Выполнять медицинские
манипуляции при оказании
медицинской помощи
пациенту
- Проводить
консультирование и
обучение пациента и его
родственников (законных
представителей), лиц,
осуществляющих уход, по
вопросам ухода и самоухода
- Проводить подготовку
пациента к лечебным и (или)
диагностическим

4
- Технологии выполнения
медицинских услуг,
манипуляций и процедур
сестринского ухода,
особенности сестринского
ухода с учетом заболевания,
возрастных, культурных и
этнических особенностей
пациента
-Правила и порядок
подготовки пациента к
медицинским
вмешательствам
- Правила ассистирования

Проведение
мероприятий по
профилактике
инфекций, связанных
с оказанием
медицинской помощи
(ПК-2)

Оказание
медицинской помощи
в экстренной форме
(ПК-3)

вмешательствам по
назначению лечащего врача
- Ассистировать врачу при
выполнении лечебных и
(или) диагностических
вмешательств
- Осуществлять
динамическое наблюдение
за состоянием и
самочувствием пациента во
время лечебных и (или)
диагностических
вмешательств
- Оказывать медицинскую
помощь в неотложной форме
при внезапных острых
заболеваниях, состояниях,
обострении хронических
заболеваний, отравлениях,
травмах
- Соблюдать санитарноэпидемиологические
требования и нормативы
медицинской организации, в
том числе санитарнопротивоэпидемический
режим стерилизационного
отделения (кабинета)
- Применять средства
индивидуальной защиты

- Оказывать медицинскую
помощь в экстренной форме
при состояниях,
представляющих угрозу
жизни, в том числе
клинической смерти
(остановка жизненно
важных функций организма
человека (кровообращения и
(или) дыхания)

врачу (фельдшеру) при
выполнении лечебных или
диагностических процедур
- Клинические признаки
внезапных острых
заболеваний, состояний,
обострений хронических
заболеваний, отравлений,
травм без явных признаков
угрозы жизни пациента,
показания к оказанию
медицинской помощи в
неотложной форме
- Правила оказания
медицинской помощи в
неотложной форме

- Подходы и методы
многоуровневой
профилактики инфекций,
связанных с оказанием
медицинской помощи
(ИСМП)
- Санитарноэпидемиологические
требования к организациям,
осуществляющим
медицинскую деятельность
(к размещению, устройству,
оборудованию,
содержанию,
противоэпидемическому
режиму, профилактическим
и противоэпидемическим
мероприятиям, условиям
труда персонала,
организации питания
пациентов и персонала)
- Клинические признаки
внезапного прекращения
кровообращения и (или)
дыхания
- Порядок применения
лекарственных препаратов
и медицинских изделий при
оказании медицинской
помощи в экстренной
форме

В рамках дополнительной специальности «Лечебное дело» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Фельдшер», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N470н «Об утверждении
профессионального стандарта "Фельдшер"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/02.6 Назначение и проведение лечения неосложненных заболеваний и (или)
состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений»

Профессиональный стандарт «Фельдшер»
Трудовая функция
Наименование
Назначение и проведение
лечения неосложненных
заболеваний и (или)
состояний, хронических
заболеваний и их
обострений, травм,
отравлений

Трудовые действия

Код
А/02.6

ТД 1: Формулирование предварительного диагноза,
основанного на результатах анализа жалоб, анамнеза и
данных объективного обследования пациента
ТД 2: Направление пациента для консультаций к
участковому врачу-терапевту, врачу общей практики
(семейному врачу), участковому врачу-педиатру и
врачам-специалистам

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ОФТАЛЬМОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя

п/п

Наименование модулей

Самост Формиру Форма
Объем, Лекц работа
ем
контроля
ак.ч.
ия
(в т.ч
компет
консульт)

Организация и работа
1 офтальмологического кабинета

поликлиники
Анатомия и физиология органа
2
зрения
3 Методы исследования органа зрения

Сестринский процесс в
4
офтальмологии
5

Сестринская неотложная помощь в
офтальмологии

Итоговая
аттестация
тестирование)
ИТОГО

(итоговое

4

3

1

ПК-1
ПК-2

7

6

1

ПК-1

7

6

1

ПК-1

12

10

2

ПК-1
ПК-2
ПК-3

5

4

1

ПК-1
ПК-3

-

1

29

7

1
36

Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ОФТАЛЬМОЛОГИИ»

Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
№
п/п

1

1.1

1.2
2
2.1
2.2
2.3
3

3.1

3.2
4
4.1
4.2

4.3

4.4
5

Наименование модулей, разделов и
тем

Организация и работа
офтальмологического кабинета
поликлиники
Организация и работа
офтальмологического кабинета
поликлиники
Инфекционная безопасность и
инфекционный контроль
Анатомия и физиология органа
зрения
Зрительный анализатор. Анатомия
оптического аппарата глаза
Строение глазного яблока.
Вспомогательные органы и мышцы
глазного яблока
Функции зрительного анализатора
Методы исследования органа зрения
Методы исследования органа зрения
(визометрия, тонометрия,
рефрактометрия, биомикроскопия,
офтальмоскопия и др.)
Методы исследования функции
зрительного анализатора
Сестринский процесс в
офтальмологии
Организация сестринского процесса в
офтальмологии
Сестринские вмешательства при
диагностических и лечебных
манипуляциях в офтальмологии
Основные методы лечения и ухода за
пациентами, страдающими
заболеваниями глаз
Проблемы пациентов и планирование
сестринских вмешательств при
заболеваниях и травмах органа зрения
Сестринская неотложная помощь в
офтальмологии

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

5

4

1

3

2

1

2

2

-

7

6

1

3

2

1

2

2

-

2

2

-

7

6

1

4

3

1

3

3

-

12

10

2

3

2

1

3

2

1

3

3

-

3

3

-

5

4

1

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

5.1

5.2

Повреждения органа зрения: контузии
век и глаза, прободное и непрободное
ранение, инородные тела
конъюнктивальной полости, ожоги
Осложнения со стороны глаз при общих,
инфекционных и паразитарных
заболеваниях
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

3

2

1

2

2

-

1

-

1

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ОФТАЛЬМОЛОГИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы сестринского дела в
офтальмологии»
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
а)
б)
в)
г)
д)

Бинокулярное зрение – это:
периферическое зрение
центральное зрение
восприятие окружающих предметов двумя глазами
восприятие окружающих предметов одним глазом
цветовое зрение

2.
а)
б)
в)
г)
д)

Какая зрительная функция появляется раньше и исчезает позже?
бинокулярное зрение
острота зрения
ощущение света
цветоразличение
поле зрения

3.
а)
б)
в)
г)
д)

Как определяется объём относительной аккомодации?
при монокулярной фиксации
при бинокулярной фиксации
путём определения дальнейшей точки ясного зрения
путём определения стереоскопического зрения
путём определения ближайшей точки ясного зрения

4.
а)
б)
в)
г)
д)

Как определяется объём относительной аккомодации?
монокулярно
бинокулярно
стереозрением
биомикроскопически
офтальмоскопически

5. Если необходимо закапать в глаз несколько разных препаратов, то перерыв между
закапываниями должен быть:
а) 1 час
б) 5-10 минут
в) 30 минут
6.
а)
б)
в)
г)
д)

Острота зрения определяется по таблицам:
Головина
Сивцева
Спеллена
Орлова
Лаидольта

7.
а)
б)
в)
г)

Склера предназначена для:
питания глаза
защиты внутренних образований глаза
преломление света
всё перечисленное

8. Наиболее эффективным методом
прогрессирования катаракты является:
а) инстилляции (закапывание) капель

введения

препаратов

для

профилактики

б)
в)
г)
д)

пероральное применение
внутривенные вливания
физиотерапевтические методы
внутримышечные инъекции

9.
а)
б)
в)

Предпочитаемый вид коррекции при односторонней афакии:
очковая
контактная линза
интраокулярная линза (искусственный хрусталик)

5. Для профилактики прогрессирования возрастной катаракты не используется:
а) офтан-катахром
б) сульфацил-натрия
в) квинакс
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Рубан, Э. Д. Сестринское дело в офтальмологии: учебное пособие / Э. Д.
Рубан, И. К. Гайнутдинов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 352 с.: ил.
2.
Сестринская помощь при заболеваниях уха, горла, носа, глаза и его
придаточного аппарата: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / ред. А.
Ю. Овчинников. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 176 с.
3.
Глазные болезни. Основы офтальмологии. Учебная литература для
студентов мед. вузов/ (под ред.В.Г. Копаевой) - М.; Медицина, 2012.
4.
Аветисова С.Э. Курс лекций по офтальмологии. Издательство ПМГМУ им.
Сеченова, 2013. 144 с.
5.
Офтальмология. Национальное руководство. Краткое издание// под ред. С.Э.
Аветисова, Е.А. Егорова, Л.К. Мошетовой, В.В. Нероева, Х.П. Тахчиди – ГОЭТАР-Медиа.
2016. 736 с.
6.
Теоретические основы сестринского дела: учебник. Мухина С.А.,
Тарновская И.И. 2-е изд., исправл. и доп. 2010. - 368 с.: ил.
7.
Общий уход за больными в терапевтической клинике: учебное пособие.
Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. 3-е изд., испр. и доп. 2013. – 464.: ил.
8.
Организация сестринской деятельности: учебник / под ред. С. И.
Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 528 с.
9.
Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие.
Корягина Н.Ю. и др. / Под ред. З.Е. Сопиной. 2013. - 464 с., ил.
10.
Медицинские манипуляции / под ред. С.В. Гуляева. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2011. - 152 с.
11.
Проведение профилактических мероприятий: учеб. пособие / С. И.
Двойников [и др.]; под ред. С. И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 448 с.: ил.
12.
Внутрибольничная инфекция: учебное пособие. Осипова В.Л., Загретдинова
З.М., Игнатова Е.А. 2-е изд. 2012. - 240 с.
13.
Практические умения палатной медицинской сестры. Булатов С.А.,
Горбунов В., Ахмадеев Н. - Казань: Казанский ГМУ, 2012.

Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».