Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 01марта 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧА» 18 ак.ч. Специальность: Терапия Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание врача» 2. Трудоемкость: 18 ак.ч. 3. Специальность: Терапия 4. Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология, Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия, Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология, Ультразвуковая диагностика, Психиатрия, Трансфузиология, Организация здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология, Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология, Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология, Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина, Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда, Гигиеническое воспитание, Коммунальная гигиена, Радиационная гигиена, Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Токсикология, Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология, Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология, Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология, Кардиология, Гериатрия 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание врача», специальность «Терапия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2 2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 5. Приказ Министерства здравоохранения РФ №707н от 08.10.2015 г. «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"»; 6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 8. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание врача» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Терапия». ДПП ПК «Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание врача» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание врача» обусловлена тем, что профессиональное выгорание – это явление, которое развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоциональноэнергетических и личностных ресурсов специалиста. Этот синдром считается одним из самых опасных профессиональных «деформаций». К профессиональному 3 эмоциональному выгоранию больше всего склонны представители профессий, связанных с коммуникацией, в том числе медицинские работники. Цель ДПП ПК: совершенствование надпрофессиональной компетенции – способность применять методики психоэмоциональной саморегуляции при наличии характерных признаков синдрома хронической усталости и профессионального выгорания. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить причины, методы диагностики и способы коррекции синдрома хронической усталости (характеристика группы состояний, проявляющихся длительной усталостью, утомлением, снижением работоспособности и эффективности; причины и механизмы развития синдрома хронической усталости, основные проявления СХУ; методы определения и дифференциальной диагностики состояний хронической усталости; современные подходы к коррекции состояния пациента с синдромом хронической усталости: коррекция факторов образа жизни, питание, двигательная активность, применение физиотерапевтических методов; применение методов психологической коррекции, психотерапевтические подходы; нутрицевтики, парафармацевтики и лекарства в лечении состояний хронической усталости; критерии эффекта оздоровления, динамический контроль состояния пациента и соблюдения назначений; принципы междисциплинарного сотрудничества в ведении пациента с СХУ); − изучить вопросы профессионального выгорания врача и пути его преодоления (основные научные подходы к проблеме профессионального выгорания; содержание, структура и основные проявления профессионального выгорания у врача; эмоциональное выгорание как результат профессионального стресса; профилактика эмоционального выгорания врача; профессиональное выгорание медицинских работников во время пандемии COVID-19, ключевые факторы и эффективные способы решения проблемы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание врача» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание врача» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях 7. 4 соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. 5 Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за за счет внебюджетных средств, руб. счет средств ТФОМС 3 000 руб. 3 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=145 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Специальность: Терапия Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология, Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия, Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология, 6 Ультразвуковая диагностика, Психиатрия, Трансфузиология, Организация здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология, Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология, Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология, Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина, Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда, Гигиеническое воспитание, Коммунальная гигиена, Радиационная гигиена, Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Токсикология, Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология, Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология, Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология, Кардиология, Гериатрия Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК Профессиональное выгорание – это явление, которое развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Этот синдром считается одним из самых опасных профессиональных «деформаций». К профессиональному эмоциональному выгоранию больше всего склонны представители профессий, связанных с коммуникацией, в том числе медицинские работники. Этим обусловлено включение всех врачебных специальностей в целевую аудиторию программы. Программа направлена на совершенствование надпрофессиональной (общепрофессиональной) компетенции, способствующей повышению личной эффективности любого врача: - Способен применять методики психоэмоциональной саморегуляции при наличии характерных признаков синдрома хронической усталости и профессионального выгорания (ПК-1) и включает в себя вопросы раздела УМК: Общеврачебные темы. Личная эффективность. III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧА» 7 Объем программы: 18 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель Форма обучения: заочная Лекц ия Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен (в т.ч ции консульт ации) п/п Наименование модулей Объем, ак.ч. 1 Синдромом хронической усталости. Причины, диагностика, коррекция 9 8 1 2 Профессиональная деформация врача. Пути преодоления 8 7 1 Итоговая аттестация тестирование) (итоговое ИТОГО 1 18 15 ПК-1 ПК-1 Тестиров ание 1 3 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧА» Объем программы: 18 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель Форма обучения: заочная № п/п 1 1.1 1.2 Наименование модулей, разделов и тем Синдромом хронической усталости. Причины, диагностика, коррекция Характеристика группы состояний проявляющихся длительной усталостью, утомлением, снижением работоспособности и эффективности Причины и механизмы развития синдрома хронической усталости. Основные проявления СХУ 8 Общее кол-во часов Лекц ия Самост работа 9 8 1 1 1 - 1 1 - (в т.ч консуль тации) Форма контроля 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Методы определения и дифференциальной диагностики состояний хронической усталости Современные подходы к коррекции состояния пациента с синдромом хронической усталости. Коррекция факторов образа жизни. Питание, двигательная активность. Применение физиотерапевтических методов Применение методов психологической коррекции, психотерапевтические подходы Нутрицевтики, парафармацевтики и лекарства в лечении состояний хронической усталости Критерии эффекта оздоровления, динамический контроль состояния пациента и соблюдения назначений Принципы междисциплинарного сотрудничества в ведении пациента с СХУ Профессиональное выгорание врача. Пути преодоления Основные научные подходы к проблеме профессионального выгорания Содержание, структура и основные проявления профессионального выгорания у врача Эмоциональное выгорание как результат профессионального стресса Профилактика эмоционального выгорания врача Профессиональное выгорание медицинских работников во время пандемии COVID-19. Ключевые факторы и эффективные способы решения проблемы Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 1 1 - 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 8 7 1 1 1 - 1 1 - 2 2 - 2 2 - 2 1 1 1 - 1 18 15 3 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧА» № дня 1 2 3 9 Виды учебной нагрузки1 Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание врача » Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. «Суровая» мимика, категоричная речь, отсутствие готовности слушать являются признаками экономии энергии по сценарию а) бездействие; б) доминирование; в) избегание; г) компромисс; д) обособление. 2. Виды потери энергии а) естественные; б) непрофильные; в) нерациональные; 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 10 г) профессиональные; д) профильные. 3. Второй этап изменения профессионального поведения а) адаптация; б) дебют профессионального выгорания; в) профессиональное выгорание; г) социализация; д) экономия энергии. 4. Главным в планировании отдыха является а) планировать перерывы через каждые 2 часа; б) продумать время его начала; в) продумать его продолжительность; г) спланировать действия, которые дадут максимальный эффект; д) уходить домой вовремя. 5. Для восстановления контакта с собой используют технику а) приседания; б) прыжков; в) растяжения; г) суммирования; д) уединения 6. Дополнительные траты энергии, связанные с особенностями профессиональной деятельности специалиста, называются а) естественные; б) непрофильные; в) нерациональные; г) профессиональные; д) профильные 7. Если специалист выглядит суровым, не выслушивает собеседника, его речь категоричная, то это указывает на отсутствие у него а) бодрости; б) доброжелательности в) инициативности; г) привлекательности; д) спонтанности. 8. Если специалист перестает высказывать свое мнение, предлагать идеи и вносить предложения, то это указывает на отсутствие у него а) бодрости; б) доброжелательности; в) инициативности г) привлекательности; д) спонтанности. 9. Если у специалиста «осевшая» осанка и замедленная реакция, то это указывает на отсутствие у него а) бодрости б) доброжелательности; 11 в) инициативности; г) привлекательности; д) спонтанности. 10. К параметрам самоконтроля над функциональным режимом специалиста относятся а) мимика б) осанка в) речь г) скорость реакции д) характер. IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Список литературы 1. Багрий М.А. Сравнительный анализ проявлений профессионального стресса у врачей разных специализаций // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2005. №1. С.71. 2. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Трудный пациент. 2009. № 12. С.10-13. 3. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания». - М.: Педагогика, 2005. - 527с. 4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб: Речь, 2004. 272с. 5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб: Питер, 1999. - 105с. 6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 2003. - 154с. 7. Боровикова С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. - М.: Просвещение, 2004. - 151с. 8. Винокур В.А. Клинико-психологические характеристики синдрома профессионального «выгорания» у врачей // Врачебные ведомости. 2004. № 1. С. 73-75. 9. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб: Питер, 2005. - 421с. 10. Дмитриева М.А. Профессиональное долголетие // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Под ред. В.А. Бодрова. - М.: Логос, 2007. С. 416-422. 11. Ларенцова Л.И. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей: психологические аспекты. - М.: Мед-книга, 2009. - 142с. 12. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачейстаматологов // Клиническая стоматология. 2003. №4. С.82-86. 13. Ларенцова Л.И., Максимовский Ю.М., Соколова Ю.Д. Синдром «эмоционального выгорания» у врачей стоматологов // Новая стоматология. 2002. № 2. С.97-99. 12 14. Моцкин Ю.В. Психологические основы профилактики перенапряжения. СПБ: Алетейя, 2006 - 263с. 15. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб: Речь, 2002. - 256с. 16. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. - СПб: ПраймЕврознак, 2006. - 221с. 17. Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье. 2003. № 9. С. 22-24. 18. Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление. - СПб: Речь, 2008. - 144с. 19. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания // Медицинская газета. 2005. №43 (8 июня). С.21-22. 20. Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2005. № 43. 8 июня. С. 14 -17. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 13