Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание врача (18ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

01марта 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧА»
18 ак.ч.
Специальность: Терапия

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание
врача»
2. Трудоемкость: 18 ак.ч.
3. Специальность: Терапия
4. Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология,
Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая
лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия,
Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология,
Ультразвуковая
диагностика,
Психиатрия,
Трансфузиология,
Организация
здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология,
Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология,
Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология,
Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей
практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская
кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и
космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная
экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда,
Гигиеническое
воспитание,
Коммунальная
гигиена,
Радиационная
гигиена,
Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая,
Стоматология
терапевтическая,
Стоматология
хирургическая,
Токсикология,
Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и
лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология,
Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и
гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология,
Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология,
Кардиология, Гериатрия
5.

Форма обучения: заочная

6.

Пояснительная записка:

Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание врача»,
специальность «Терапия» разработана на основании следующих нормативно-правовых
актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2

2.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
4.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
5.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №707н от 08.10.2015 г. «Об
утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и
медицинские науки"»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
8.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание врача»
является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и
организационно-методические формы обучения по основной специальности «Терапия».
ДПП ПК «Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание врача»
разработана
Автономной
некоммерческой
организацией
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Синдром хронической усталости и профессиональное
выгорание врача» обусловлена тем, что профессиональное выгорание – это явление,
которое развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоциональноэнергетических и личностных ресурсов специалиста. Этот синдром считается одним из
самых
опасных
профессиональных
«деформаций».
К
профессиональному
3

эмоциональному выгоранию больше всего склонны представители профессий, связанных
с коммуникацией, в том числе медицинские работники.
Цель ДПП ПК: совершенствование надпрофессиональной компетенции –
способность применять методики психоэмоциональной саморегуляции при наличии
характерных признаков синдрома хронической усталости и профессионального
выгорания.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить причины, методы диагностики и способы коррекции синдрома
хронической усталости (характеристика группы состояний, проявляющихся длительной
усталостью, утомлением, снижением работоспособности и эффективности; причины и
механизмы развития синдрома хронической усталости, основные проявления СХУ;
методы определения и дифференциальной диагностики состояний хронической усталости;
современные подходы к коррекции состояния пациента с синдромом хронической
усталости: коррекция факторов образа жизни, питание, двигательная активность,
применение физиотерапевтических методов; применение методов психологической
коррекции, психотерапевтические подходы; нутрицевтики, парафармацевтики и лекарства
в лечении состояний хронической усталости; критерии эффекта оздоровления,
динамический контроль состояния пациента и соблюдения назначений; принципы
междисциплинарного сотрудничества в ведении пациента с СХУ);
− изучить вопросы профессионального выгорания врача и пути его преодоления
(основные научные подходы к проблеме профессионального выгорания; содержание,
структура и основные проявления профессионального выгорания у врача; эмоциональное
выгорание как результат профессионального стресса; профилактика эмоционального
выгорания врача; профессиональное выгорание медицинских работников во время
пандемии COVID-19, ключевые факторы и эффективные способы решения проблемы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Синдром хронической
усталости и профессиональное выгорание врача» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Синдром хронической усталости и профессиональное выгорание врача»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
7.

4

соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8. Новые компетенции: нет
9. Стажировка: нет
10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.

5

Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за
за счет внебюджетных средств, руб.
счет средств ТФОМС
3 000 руб.
3 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=145

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Терапия
Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология,
Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая
лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия,
Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология,
6

Ультразвуковая
диагностика,
Психиатрия,
Трансфузиология,
Организация
здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология,
Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология,
Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология,
Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей
практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская
кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и
космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная
экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда,
Гигиеническое
воспитание,
Коммунальная
гигиена,
Радиационная
гигиена,
Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая,
Стоматология
терапевтическая,
Стоматология
хирургическая,
Токсикология,
Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и
лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология,
Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и
гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология,
Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология,
Кардиология, Гериатрия
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
Профессиональное выгорание – это явление, которое развивается на фоне
хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных
ресурсов специалиста. Этот синдром считается одним из самых опасных
профессиональных «деформаций». К профессиональному эмоциональному выгоранию
больше всего склонны представители профессий, связанных с коммуникацией, в том
числе медицинские работники. Этим обусловлено включение всех врачебных
специальностей в целевую аудиторию программы.
Программа
направлена
на
совершенствование
надпрофессиональной
(общепрофессиональной) компетенции, способствующей повышению личной
эффективности любого врача:
- Способен применять методики психоэмоциональной саморегуляции при наличии
характерных признаков синдрома хронической усталости и профессионального
выгорания (ПК-1)
и включает в себя вопросы раздела УМК: Общеврачебные темы. Личная
эффективность.
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ВЫГОРАНИЕ ВРАЧА»
7

Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель
Форма обучения: заочная
Лекц
ия

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консульт
ации)

п/п

Наименование модулей

Объем,
ак.ч.

1

Синдромом хронической усталости.
Причины, диагностика, коррекция

9

8

1

2

Профессиональная деформация
врача. Пути преодоления

8

7

1

Итоговая
аттестация
тестирование)

(итоговое

ИТОГО

1
18

15

ПК-1
ПК-1
Тестиров
ание

1
3

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ВЫГОРАНИЕ ВРАЧА»
Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1

1.2

Наименование модулей, разделов и
тем

Синдромом хронической усталости.
Причины, диагностика, коррекция
Характеристика группы состояний
проявляющихся длительной
усталостью, утомлением, снижением
работоспособности и эффективности
Причины и механизмы развития
синдрома хронической усталости.
Основные проявления СХУ
8

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

9

8

1

1

1

-

1

1

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

2
2.1
2.2
2.3
2.4

2.5

Методы определения и
дифференциальной диагностики
состояний хронической усталости
Современные подходы к коррекции
состояния пациента с синдромом
хронической усталости. Коррекция
факторов образа жизни. Питание,
двигательная активность. Применение
физиотерапевтических методов
Применение методов психологической
коррекции, психотерапевтические
подходы
Нутрицевтики, парафармацевтики и
лекарства в лечении состояний
хронической усталости
Критерии эффекта оздоровления,
динамический контроль состояния
пациента и соблюдения назначений
Принципы междисциплинарного
сотрудничества в ведении пациента с
СХУ
Профессиональное выгорание врача.
Пути преодоления
Основные научные подходы к проблеме
профессионального выгорания
Содержание, структура и основные
проявления профессионального
выгорания у врача
Эмоциональное выгорание как
результат профессионального стресса
Профилактика эмоционального
выгорания врача
Профессиональное выгорание
медицинских работников во время
пандемии COVID-19. Ключевые
факторы и эффективные способы
решения проблемы
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

8

7

1

1

1

-

1

1

-

2

2

-

2

2

-

2

1

1

1

-

1

18

15

3

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧА»
№ дня
1
2
3

9

Виды
учебной
нагрузки1

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Синдром хронической усталости и профессиональное
выгорание врача » Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. «Суровая» мимика, категоричная речь, отсутствие готовности слушать являются
признаками экономии энергии по сценарию
а) бездействие;
б) доминирование;
в) избегание;
г) компромисс;
д) обособление.
2. Виды потери энергии
а) естественные;
б) непрофильные;
в) нерациональные;
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

10

г) профессиональные;
д) профильные.
3. Второй этап изменения профессионального поведения
а) адаптация;
б) дебют профессионального выгорания;
в) профессиональное выгорание;
г) социализация;
д) экономия энергии.
4. Главным в планировании отдыха является
а) планировать перерывы через каждые 2 часа;
б) продумать время его начала;
в) продумать его продолжительность;
г) спланировать действия, которые дадут максимальный эффект;
д) уходить домой вовремя.
5. Для восстановления контакта с собой используют технику
а) приседания;
б) прыжков;
в) растяжения;
г) суммирования;
д) уединения
6. Дополнительные траты энергии, связанные с особенностями профессиональной
деятельности специалиста, называются
а) естественные;
б) непрофильные;
в) нерациональные;
г) профессиональные;
д) профильные
7. Если специалист выглядит суровым, не выслушивает собеседника, его речь
категоричная, то это указывает на отсутствие у него
а) бодрости;
б) доброжелательности
в) инициативности;
г) привлекательности;
д) спонтанности.
8. Если специалист перестает высказывать свое мнение, предлагать идеи и вносить
предложения, то это указывает на отсутствие у него
а) бодрости;
б) доброжелательности;
в) инициативности
г) привлекательности;
д) спонтанности.
9. Если у специалиста «осевшая» осанка и замедленная реакция, то это указывает
на отсутствие у него
а) бодрости
б) доброжелательности;
11

в) инициативности;
г) привлекательности;
д) спонтанности.
10. К параметрам самоконтроля над функциональным режимом специалиста
относятся
а) мимика
б) осанка
в) речь
г) скорость реакции
д) характер.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Список литературы
1.
Багрий М.А. Сравнительный анализ проявлений профессионального стресса
у врачей разных специализаций // Вестник Московского университета. Сер. 14.
Психология. 2005. №1. С.71.
2.
Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром
эмоционального выгорания // Трудный пациент. 2009. № 12. С.10-13.
3.
Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома
«эмоционального сгорания». - М.: Педагогика, 2005. - 527с.
4.
Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб: Речь, 2004. 272с.
5.
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном
общении. - СПб: Питер, 1999. - 105с.
6.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.:
Наука, 2003. - 154с.
7.
Боровикова С.А. Психологическое обеспечение профессиональной
деятельности. - М.: Просвещение, 2004. - 151с.
8.
Винокур В.А. Клинико-психологические характеристики синдрома
профессионального «выгорания» у врачей // Врачебные ведомости. 2004. № 1. С. 73-75.
9.
Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб:
Питер, 2005. - 421с.
10.
Дмитриева М.А. Профессиональное долголетие // Психологические основы
профессиональной деятельности: хрестоматия / Под ред. В.А. Бодрова. - М.: Логос, 2007. С. 416-422.
11.
Ларенцова Л.И. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных
специальностей: психологические аспекты. - М.: Мед-книга, 2009. - 142с.
12.
Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачейстаматологов // Клиническая стоматология. 2003. №4. С.82-86.
13.
Ларенцова Л.И., Максимовский Ю.М., Соколова Ю.Д. Синдром
«эмоционального выгорания» у врачей стоматологов // Новая стоматология. 2002. № 2.
С.97-99.

12

14.
Моцкин Ю.В. Психологические основы профилактики перенапряжения. СПБ: Алетейя, 2006 - 263с.
15.
Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб: Речь, 2002. - 256с.
16.
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. - СПб: ПраймЕврознак, 2006. - 221с.
17.
Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье. 2003. № 9. С. 22-24.
18.
Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление. - СПб: Речь,
2008. - 144с.
19.
Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания // Медицинская
газета. 2005. №43 (8 июня). С.21-22.
20.
Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета.
2005. № 43. 8 июня. С. 14 -17.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».