Актуальные вопросы медицины катастроф (18ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

01марта 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ »
18 ак.ч.
Специальность: Терапия

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Актуальные вопросы медицины катастроф»
2. Трудоемкость: 18 ак.ч.
3. Специальность: Терапия
4. Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология,
Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая
лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия,
Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология,
Ультразвуковая
диагностика,
Психиатрия,
Трансфузиология,
Организация
здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология,
Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология,
Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология,
Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей
практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская
кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и
космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная
экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда,
Гигиеническое
воспитание,
Коммунальная
гигиена,
Радиационная
гигиена,
Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая,
Стоматология
терапевтическая,
Стоматология
хирургическая,
Токсикология,
Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и
лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология,
Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и
гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология,
Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология,
Кардиология, Гериатрия
5.

Форма обучения: заочная

6.

Пояснительная записка:

Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Актуальные вопросы медицины катастроф», специальность «Терапия»
разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
2

3.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
4.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 ноября 2020 г. № 1202н "Об
утверждении Порядка организации и оказания Всероссийской службой медицины
катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской
эвакуации"
5.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №707н от 08.10.2015 г. «Об
утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и
медицинские науки"»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
9.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Актуальные вопросы медицины катастроф» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Терапия».
ДПП ПК «Актуальные вопросы медицины катастроф» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы медицины катастроф» обусловлена
тем, что медицина катастроф рассматривает человека как неотъемлемый компонент
любой экстремальной ситуации, независимо от вида чрезвычайной ситуации.
Медицинскому персоналу, оказывающему помощь пострадавшим в чрезвычайных
3

ситуациях, требуются не только профессиональная квалификация и владение принципами
медицинской сортировки, но и высокая функциональная готовность, ответственность,
знание правовых норм, организаторские способности, умение работать в коллективе, а
порой и незаурядное личное мужество.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональной компетенции – готовность
к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе
медицинской эвакуации.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить вопросы организации деятельности службы медицины катастроф
(классификация чрезвычайных ситуаций и их поражающие факторы; задачи, структура и
организация работы формированной службы медицины катастроф);
− изучить вопросы организации оказания медицинской помощи пострадавшим в
чрезвычайных ситуациях (ЧС) (лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных в ЧС,
медицинская эвакуация, виды медицинской помощи, медицинская сортировка;
организация оказания скорой, хирургической, терапевтической и экстренной
консультативной помощи населению в ЧС, оказание медицинской помощи детям);
− изучить вопросы организации работы лечебно-профилактических медицинских
организаций в ЧС, медицинской защиты населения и спасателей в ЧС;
− изучить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в ЧС
(система обеспечения биологической безопасности и зашиты населения; оценка
санитарно-эпидемического состояния района, благополучное, неустойчивое и
чрезвычайное состояние, карантин и его группы, обсерватория);
− изучить вопросы медико-санитарного обеспечения населения при природных,
техногенных ЧС и локальных вооруженных конфликтах.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
медицины катастроф» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы медицины катастроф» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
7.

4

Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8. Новые компетенции: нет
9. Стажировка: нет
10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
5

национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за
за счет внебюджетных средств, руб.
счет средств ТФОМС
3 000 руб.
3 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=136

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Терапия
Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология,
Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая
лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия,
Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология,
Ультразвуковая
диагностика,
Психиатрия,
Трансфузиология,
Организация
здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология,
6

Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология,
Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология,
Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей
практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская
кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и
космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная
экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда,
Гигиеническое
воспитание,
Коммунальная
гигиена,
Радиационная
гигиена,
Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая,
Стоматология
терапевтическая,
Стоматология
хирургическая,
Токсикология,
Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и
лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология,
Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и
гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология,
Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология,
Кардиология, Гериатрия
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
Медицинскому персоналу, оказывающему помощь пострадавшим в чрезвычайных
ситуациях, требуются не только профессиональная квалификация и владение принципами
медицинской сортировки, но и высокая функциональная готовность, ответственность,
знание правовых норм, организаторские способности, умение работать в коллективе, а
порой и незаурядное личное мужество. Этим обусловлено включение всех врачебных
специальностей в целевую аудиторию программы.
Программа направлена на совершенствование профессиональной компетенции,
не предусмотренной профстандартами и квалификационными характеристиками
- готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в
том числе медицинской эвакуации (ПК-1)
и включает в себя вопросы раздела УМК: Общеврачебные темы. Общие вопросы
медицинской деятельности.
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ»
Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель
Форма обучения: заочная
7

Лекц
ия
п/п

Наименование модулей

Объем,
ак.ч.

1

Организация деятельности службы
медицины катастроф

2

Организация оказания медицинской
2 помощи пострадавшим в
чрезвычайных ситуациях (ЧС)

3

-

ПК-1

2

1
ПК-1

3

Санитарно-гигиенические и
4 противоэпидемические
мероприятия в ЧС

2

1
ПК-1

3

Медико-санитарное обеспечение
населения при природных,
5
техногенных ЧС и локальных
вооруженных конфликтах

2

1
ПК-1

6

(итоговое

ИТОГО

2

ПК-1

Организация работы лечебно3 профилактических медицинских
организаций в ЧС

Итоговая
аттестация
тестирование)

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консульт
ации)

1
18

5

13

1
Тестиров
ание

1
5

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ»
Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1

Наименование модулей, разделов и
тем

Организация деятельности службы
медицины катастроф
Классификация чрезвычайных
ситуаций и их поражающие
8

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

2

2

-

1

1

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

факторы
1.2

2

2.1

2.2

3

3.1
3.2
4

4.1

4.2

5

5.1

5.2
5.3

Задачи, структура и организация
работы формированной службы
медицины катастроф
Организация оказания медицинской
помощи пострадавшим в
чрезвычайных ситуациях (ЧС)
Лечебно-эвакуационное обеспечение
пораженных в ЧС. Медицинская
эвакуация. Виды медицинской
помощи. Медицинская сортировка
Организация оказания скорой,
хирургической, терапевтической и
экстренной консультативной помощи
населению в ЧС. Оказание медицинской
помощи детям
Организация работы лечебнопрофилактических медицинских
организаций в ЧС
Организация работы лечебнопрофилактических медицинских
организаций в ЧС
Медицинская защита населения и
спасателей в ЧС
Санитарно-гигиенические и
противоэпидемические мероприятия
в ЧС
Противоэпидемические и
профилактические мероприятия в
условиях ЧС. Система обеспечения
биологической безопасности и
зашиты населения
Оценка санитарно-эпидемического
состояния района. Благополучное,
неустойчивое и чрезвычайное
состояние. Карантин и его группы.
Обсерватория
Медико-санитарное обеспечение
населения при природных,
техногенных ЧС и локальных
вооруженных конфликтах
Медико-санитарное обеспечение при
ликвидации последствий ЧС
природного характера (стихийных
бедствий)
Медико-санитарное обеспечение при
ликвидации последствий ЧС
техногенного характера
Организации медицинского
обеспечения населения в локальных
9

1

1

-

3

2

1

1

1

-

2

1

1

3

2

1

2

1

1

1

1

-

3

2

1

1

1

-

2

1

1

6

5

1

2

2

-

2

2

-

2

1

1

войнах и вооруженных конфликтах
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

1

-

1

18

13

5

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы медицины катастроф» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

10

1. Основные способы защиты населения в очагах ЧС:
а) использование защитных сооружений, рассредоточение и эвакуация,
использование средств индивидуальной защиты, в том числе медицинской.
б) эвакуация населения из городов, оказание медицинской помощи и лечение,
укрытие населения в убежищах.
в) оповещение населения об угрозе возникновения ЧС, укрытие в защитных
сооружениях, использование противогазов.
г) обеспечение населения средствами защиты кожи, использование
противорадиационных укрытий,
д) эвакуация населения в безопасную зону.
2. Содержание аптечки индивидуальной (АИ-2):
а) антидот (тарен), противобактериальное средство (сульфадиметоксин),
радиозащитное средство, противорвотное средство.
б) антидот, противобактериальное средство, радиозащитные средства
(цистамин, йодид калия), противорвотное средство (этаперазин).
в) противобактериальные средства (сульфадиметоксин), противорвотное
средство, обезболивающее средство.
г) антидот против ФОВ, противобактериальные средства (антибиотик,
сульфадиметоксин), радиозащитные средства (цистамин, йодид калия), противорвотное
средство (этаперазин), обезболивающее.
д) йодид калия, цистамин, сульфадиметоксин.
3. Средства обеззараживания воды в очагах массового поражения:
а) гиперхлорирование (с последующим дехлорированием), кипячение,
фильтрация, отстаивание, применение перекиси водорода, пергидроля, пантоцида.
б) хлорирование, фильтрация, применение перекиси водорода, пергидроля,
пантоцида.
в) гиперхлорирование, отстаивание, фитрация, применение пантоцида.
г) кипячение, фильтрация.
д) гиперхлорирование.
4.
Наиболее эффективный способ защиты от внешнего гамма-излучения
радиоактивных выпадений:
а) укрытие в защитных сооружениях.
б) своевременная эвакуация.
в) медикаментозная профилактика лучевых поражений.
г) обеспечение населения защитной одеждой и противогазами.
д) обеспечение населения медикаментами и противогазами.
5. Определение понятия "Этап медицинской эвакуации":
а) место оказания медицинской помощи в очаге и медицинское учреждение, в
которое эвакуируется пораженный.
б) время нахождения пораженного населения в период его эвакуации из очага в
больницу безопасной зоны на транспортных средствах.
в) лечебные учреждения, развернутые на путях эвакуации пораженных.
г) силы и средства здравоохранения, развернутые на путях эвакуации,
обеспечивающие прием пораженных, их сортировку, оказание медицинской помощи и
лечение, и подготовку к эвакуации.
д) оказание медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.

11

6.
Основные требования, предъявляемые к оказанию медицинской помощи в
двухэтапной системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных:
а) последовательность в выполнении всех видов медицинской помощи на 1-2
этапах медицинской эвакуации.
б) своевременность оказания первой медицинской, первой врачебной и
квалифицированной медицинской помощи.
в) преемственность
в
последовательно
проводимых
лечебнопрофилактических мероприятиях и своевременность их выполнения.
г) своевременность оказания квалифицированной и специализированной
медицинской помощи на этапах эвакуации.
д) своевременное оказание медицинской помощи в очаге поражения, эвакуация
их в безопасную зону.
7. Определение медицинской сортировки:
а) распределение пораженных на однородные группы по характеру поражения.
б) метод распределения пораженных на группы, нуждающихся в однородных
лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях.
в) метод распределения пораженных по функциональным подразделениям
ЛПУ.
г) распределение пораженных на однородные группы для проведения
эвакуационных мероприятий.
д) распределение пораженных на однородные группы по характеру поражений
для оказания им медицинской помощи.
8. Виды медицинской сортировки:
а) опасные для окружающих, ходячие, носилочные, нуждающиеся в
неотложной медицинской помощи.
б) внутрипунктовая
сортировка,
эвако-транспортная
сортировка,
прогностическая сортировка.
в) внутрипунктовая, эвакотранспортная.
г) ходячие, носилочные.
д) опасные для окружающих, ходячие, носилочные и эвакотранспортные.
9. Мероприятия по предупреждению раневой инфекции у поражённых в очагах ЧС
а) асептические повязки, антибиотики на месте поражения, первичная
хирургическая обработка ран, эвакуация в ЛПО.
б) ранняя антибиотикотерапия, первичная хирургическая обработка ран,
обезболивание, инфузионная терапия.
в) наложение асептической повязки на месте поражения, транспортная
иммобилизация, ранняя антибиотикотерапия, активная иммунизация, исчерпывающая
первичная хирургическая обработка ран, восполнение кровопотери.
г) антибиотики на месте поражения, первичная хирургическая обработка ран,
эвакуация в ЛПО.
д) антибиотики, наложение асептической повязки, эвакуация в ЛПУ.
10. Методы временной остановки наружного кровотечения:
а) наложение кровоостанавливающего жгута, давящая повязка, тугая
тампонада раны, форсированное сгибание конечностей, с последующей фиксацией,
пальцевое прижатие кровоточащего сосуда.
б) наложение асептической повязки, пальцевое прижатие кровоточащего
сосуда, давящая повязка, наложение жгута.
12

в) наложение кровоостанавливающего жгута, давящая повязка, введение
гемостатических средств.
г) давящая повязка, тугая тампонада раны.
д) наложение кровоостанавливающего жгута, эвакуация в ближайшие ЛПО.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Список литературы
1.
Рогозина, И. В. Медицина катастроф: учебное пособие / И. В. Рогозина. - 2-е
изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 176 с.
2.
Левчук И. П., Третьяков Н. В. Медицина катастроф; ГЭОТАР-Медиа Москва, 2013. - 240 c.
3.
Сидоров П. И., Мосягин И. Г., Сарычев А. С. Медицина катастроф;
Академия - Москва, 2012. - 320 c.
4.
Ястребов Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф;
Феникс - Москва, 2013. - 416 c.
5.
Сахно В.И. Захаров Г.И., Карлин Н.Е. и др. Организация медицинской
помощи населению в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие - СПб: Издательство
ФОЛИАНТ, 2003. - 247 с.
6.
Основы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных
ситуациях: учебник / под ред. Н.Н. Винничука, В.В. Давыдова. - СПб: СПХФА, 2003. 187с.
7.
Избранные лекции по медицине катастроф: учебное пособие / под ред. С.В.
Трифонова - М.: ГЭОТАР-Мед, 2001. - 301 с.
8.
Воробьёв Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности. - МЧС России. - М.:
Деловой экспресс, 2005. - 363 с.
9.
Багненко С.Ф., Скорая медицинская помощь: национальное руководство /
под ред. С.Ф. Багненко, М.Ш. Хубутия, А.Г. Мирошниченко, И.П. Миннуллина. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 888 с.
10.
Вёрткин А.Л., Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе:
учебник / под ред. Вёрткина А.Л. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 544 с.
11.
Геккиева А. Д., Скорая и неотложная помощь. Общие вопросы
реаниматологии: учебное пособие / А. Д. Геккиева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 128 с.
12.
Кишкун А.А., Диагностика неотложных состояний/ Кишкун А.А. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 736 с.
13.
Левчук И.П., Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи
при неотложных и экстремальных состояниях: учеб. для мед. колледжей и училищ / И. П.
Левчук [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 288 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
http://www.studmedlib.ru

медицинская

библиотека

медицинская

библиотека
13

"Консультант
"Консультант

врача":
студента":

3.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru

14


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».