Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии (18ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

01марта 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И
ДЕОНТОЛОГИИ»
18 ак.ч.
Специальность: Терапия

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии»
2. Трудоемкость: 18 ак.ч.
3. Специальность: Терапия
4. Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология,
Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая
лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия,
Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология,
Ультразвуковая
диагностика,
Психиатрия,
Трансфузиология,
Организация
здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология,
Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология,
Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология,
Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей
практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская
кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и
космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная
экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда,
Гигиеническое
воспитание,
Коммунальная
гигиена,
Радиационная
гигиена,
Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая,
Стоматология
терапевтическая,
Стоматология
хирургическая,
Токсикология,
Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и
лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология,
Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и
гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология,
Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология,
Кардиология, Гериатрия
5.

Форма обучения: заочная

6.

Пояснительная записка:

Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии», специальность
«Терапия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
2

3.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
4.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
5.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №707н от 08.10.2015 г. «Об
утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и
медицинские науки"»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
8.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии» является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим
содержание
и
организационно-методические формы обучения по основной специальности «Терапия».
ДПП ПК «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии»
обусловлена тем, что вопросы этики и деонтологии в медицине не теряют своей
актуальности и в ХХI веке, потому что обеспечивают не только высокую активность
лечения, но и психоэмоциональное выздоровление пациента.
Цель ДПП ПК: совершенствование надпрофессиональной компетенции –
способность реализовывать моральные и правовые нормы, этические и деонтологические
принципы в профессиональной деятельности.
3

Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить основные теоретические вопросы медицинской этики и деонтологии
(общечеловеческие моральные ценности в здравоохранении; соотношение медицинской
этики, биоэтики, биомедицинской этики и деонтологии, общее и особенное; основные
правила медицинской деонтологии (право пациентов на получение правдивой
информации, право на конфиденциальность и правило "информированного согласия"
пациента); основные принципы и нормы медицинской этики и биоэтики; проблемы жизни
и смерти в биомедицинской этике, жизнь и смерть как этико-философская проблема в
традиционных обществах и современном мире; международные принципы медицинской
этики);
− изучить проблемы медицинской этики и деонтологии на современном этапе
(взаимоотношения медицинского персонала и пациента; права медицинского работника и
пациента; ятрогенные заболевания, страхование от врачебной ошибки; этические,
правовые и социальные аспекты прерывания беременности (аборта), моральный и
правовой статус эмбриона; использование новых репродуктивных технологий
(искусственной инсеминации, экстракорпорального оплодотворения, суррогатного
материнства), стерилизация и контрацепция; эвтаназия (активная и пассивная) и оказание
паллиативной помощи безнадежно больным людям, продление жизни глубоко
недоношенным и больным новорожденным; трансплантация тканей и органов;
применение методов генетики и генной инженерии, генетический скрининг,
клонирование; эксперименты на животных и человеке)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
медицинской этики и деонтологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии» осуществляется
с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

4

8. Новые компетенции: нет
9. Стажировка: нет
10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
5

собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3 000 руб.
3 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=135

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Терапия
Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология,
Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая
лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия,
Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология,
Ультразвуковая
диагностика,
Психиатрия,
Трансфузиология,
Организация
здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология,
Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология,
Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология,
Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей
практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская
6

кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и
космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная
экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда,
Гигиеническое
воспитание,
Коммунальная
гигиена,
Радиационная
гигиена,
Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая,
Стоматология
терапевтическая,
Стоматология
хирургическая,
Токсикология,
Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и
лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология,
Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и
гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология,
Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология,
Кардиология, Гериатрия
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
Согласно ст. 73 п.1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от
02.07.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.10.2021) «Медицинские работники и фармацевтические
работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и
деонтологии». Этим обусловлено включение всех врачебных специальностей в целевую
аудиторию программы.
Программа
направлена
на
совершенствование
надпрофессиональной
(общепрофессиональной) компетенции, способствующей повышению уровню
профессионализма любого врача:
- Способен реализовывать моральные и правовые нормы, этические и
деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ПК-1)
и включает в себя вопросы раздела УМК: Общеврачебные темы. Этические и
правовые аспекты медицинской деятельности.
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ»
Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель
Форма обучения: заочная
п/п

Наименование модулей

Объем, Лекц
ак.ч.
ия
7

Самост Формиру Форма
емые контроля

работа
(в т.ч
консульт
ации)
Основные теоретические вопросы
медицинской этики и деонтологии

1

Проблемы медицинской этики и
2 деонтологии на современном этапе
Итоговая
аттестация
тестирование)
ИТОГО

7

6

1

компетен
ции

ПК-1
ПК-1

10

(итоговое

1
18

9
15

1
Тестиров
ание

1
3

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ»
Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1
1.2

1.3

1.4
1.5

Наименование модулей, разделов и
тем

Основные теоретические вопросы
медицинской этики и деонтологии
Общечеловеческие моральные ценности
в здравоохранении
Соотношение медицинской этики,
биоэтики, биомедицинской этики и
деонтологии. Общее и особенное
Основные правила медицинской
деонтологии (право пациентов на
получение правдивой информации,
право на конфиденциальность и правило
"информированного согласия"
пациента)
Основные принципы и нормы
медицинской этики и биоэтики
Проблемы жизни и смерти в
биомедицинской этике. Жизнь и смерть
8

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

7

6

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

1.6
2
2.1
2.2
2.3

2.4

2.5

2.6

2.7
2.8
2.9

как этико-философская проблема в
традиционных обществах и
современном мире
Международные принципы
медицинской этики
Проблемы медицинской этики и
деонтологии на современном этапе
Взаимоотношения медицинского
персонала и пациента
Права медицинского работника и
пациента
Ятрогенные заболевания, страхование
от врачебной ошибки
Этические, правовые и социальные
аспекты прерывания беременности
(аборта). Моральный и правовой статус
эмбриона
Использование новых репродуктивных
технологий (искусственной
инсеминации, экстракорпорального
оплодотворения, суррогатного
материнства). Стерилизация и
контрацепция
Эвтаназия (активная и пассивная) и
оказание паллиативной помощи
безнадежно больным людям, продление
жизни глубоко недоношенным и
больным новорожденным
Трансплантация тканей и органов

1

1

-

10

9

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

18

15

3

Применение методов генетики и генной
инженерии. Генетический скрининг.
Клонирование
Эксперименты на животных и человеке

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ»
№ дня

1

2

9

3

Виды
учебной
нагрузки1

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии »
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Этическое запрещение разглашение вопросов интимной жизни, болезни, которые
доверяются медицинским работникам – это:
А) Эгротогения;
Б) Врачебная тайна;
В) Канцерофобия.
2. Классическая модель медицинской этики не включает:
А) Добровольное согласие на процедуры;
Б) Прерывание беременности;
В) Эвтаназия.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

10

3. Проявляется в поступках медицинского персонала, представляет практическое
применение медико-этических принципов – это:
А) Эвтаназия;
Б) Мораль;
В) Деонтология.
4. Один из принципов медицинской деонтологии:
А) Действия медицинского работника должны быть направлены на благо пациента;
Б) В процессе работы с пациентом должен быть подучен опыт;
В) Помощь пациенту должна быть оказана с учетом окружающей обстановки.
5. Паллиативная медицинская помощь – это:
А) помощь новорождённому;
Б) Помощь, оказываемая в поликлинике;
В) Помощь умирающему больному.
6. Поддержание на должном уровне авторитета и репутации профессии, относится
к следующему принципу:
А) Не навреди;
Б) Уважение к профессии;
В) Взаимоотношение с коллегами.
7. Участие в осуществлении коллективных мер,
совершенствование методов борьбы с болезнями, относится к:
А) Моральному долгу;
Б) Психологическому подходу;
В) Невербальному способу.

направленных

на

8. К одному из документов в сфере медицинской этики относится:
А) Международный кодекс медицинской этики;
Б) Нормы медицинской этики;
В) Ответственность и право.
9. После смерти пациента врач имеет право:
А) Разглашать информацию о диагнозе, личной жизни пациента;
Б) Сохранять тайну, как при жизни пациента;
В) Нет правильных ответов.
10. Клятвы, в которых отражаются этические нормы поведения:
А) Врачебная клятва;
Б) Клятва медицинской сестры России;
В) Все ответы верны.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Список литературы
1.
Аксенов И. Корпус медицинских этико-деонтологических текстов /Аксенов
Игорь, Екатерина Аксенова und Валентина Мирзоева. - М.: LAP Lambert Academic
Publishing, 2013. - 619 c.
11

2.
Кэмпбелл, А. Медицинская этика / А. Кэмпбелл, Г. Джиллет, Г. Джонс. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 c.
3.
Сапёров, В.Н. Медицинская этика / В.Н. Сапёров. - М.: Бином. Лаборатория
знаний, 2014. - 157 c.
4.
Шамов, И.А. Биомедицинская этика. Гриф УМО по медицинскому
образованию / И.А. Шамов. - М.: Медицина, 2006. - 607 c.
5.
Хрусталев Ю. М. Биоэтика: философия сохранения жизни и сбережения
здоровья: учебник Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
6.
Засимова Л. С., Колосницына М. Г., Окушко Н. Б., Пширкова Н. А., Ракута
Н. В., Хоркина Н. А., Шейман И. М., Шишкин С. В. Экономика здравоохранения. Издание
2-е, переработанное и дополненное. / Науч. ред.: М. Г. Колосницына, И. М. Шейман, С. В.
Шишкин. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.
7.
Коныгина, М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы:
учеб. пособие для вузов / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова. – М.: Академический Проект;
Киров: Константа, 2011.
8.
Прикладная этика в современной России: вчера, сегодня, завтра / Под ред. В.
И. Бакштановского. – Тюмень: НИИ ПЭ, 2017
9.
Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения: учебник
и практикум для акад. бакалавриата / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016.
10.
Яровинский, М. Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика): учеб.
пособие / М. Я. Яровинский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – 528с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru

12


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».