Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала (18ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

01марта 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В РАБОТЕ СРЕДНЕГО
МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА»
18 ак.ч.
Специальность: Сестринское дело

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала»
2. Трудоемкость: 18 ак.ч.
3. Специальность: Сестринское дело
4. Дополнительные специальности: Лечебное дело, Лабораторное дело,
Медицинская оптика, Лечебная физкультура, Скорая и неотложная помощь,
Операционное дело, Сестринское дело в косметологии, Функциональная диагностика,
Медико-социальная помощь, Медицинская статистика, Реабилитационное сестринское
дело, Энтомология, Судебно-медицинская экспертиза, Дезинфекционное дело,
Физиотерапия, Гигиеническое воспитание, Бактериология, Стоматология ортопедическая,
Стоматология профилактическая, Стоматология, Общая практика, Рентгенология,
Лабораторная диагностика, Гистология, Эпидемиология (паразитология), Наркология,
Медико-профилактическое дело, Гигиена и санитария, Организация сестринского дела,
Диетология, Медицинский массаж, Сестринское дело в педиатрии, Акушерское дело,
Анестезиология и реаниматология, Общая практика.
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала»,
специальность «Сестринское дело» разработана на основании следующих нормативноправовых актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N475н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Медицинская
сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года,
N59649);
4.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
5.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
7.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении

Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со
средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала» является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим
содержание
и
организационно-методические формы обучения по основной специальности «Сестринское
дело».
ДПП ПК «Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала»
разработана
Автономной
некоммерческой
организацией
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Этика и деонтология в работе среднего медицинского
персонала» обусловлена тем, тем, что вопросы этики и деонтологии в медицине не теряют
своей актуальности и в ХХI веке, потому что обеспечивают не только высокую активность
лечения, но и психоэмоциональное выздоровление пациента.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций в рамках
имеющейся квалификации, необходимых медработникам со средним профессиональным
образованием по актуальным вопросам медицинской этики и деонтологии на
современном этапе.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить теоретические основы этики, биоэтики и деонтологии (общая
характеристика этики; мораль и право; взаимосвязь этики, морали и нравственности;
исторические модели моральной медицины (модель Гиппократа, модель Парацельса,
деонтологическая модель); основные нормы и принципы медицинской биоэтики,
проблемы жизни и смерти в биомедицинской этике; Этический кодекс медицинской
сестры; статус и функции деонтологии, профессиональная деонтология; типы пациентов и
типы медицинских сестер, основные модели взаимодействий врач-сестра, сестра-пациент,
медсестра-медсестра);
− изучить проблемы медицинской этики и деонтологии на современном этапе (права

медицинского работника и пациента; ятрогенные заболевания, страхование от врачебной
ошибки; этические проблемы современного регулирования репродуктивного здоровья
человека (аборты, ЭКО, суррогатное материнство); СПИД: морально-этические проблемы,
работа и общение с пациентом; эвтаназия и оказание паллиативной помощи;
трансплантация тканей и органов; применение методов генетики и генной инженерии,
генетический скрининг и клонирование; эксперименты на животных и человеке)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Этика и деонтология в
работе среднего медицинского персонала» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
7. Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8. Новые компетенции: нет
9. Стажировка: нет
10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:

− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
2000 руб.

Средства ТФОМС
да

Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
2000 руб.

Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=132

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Сестринское дело
Дополнительная специальность: Лечебное дело, Лабораторное дело,
Медицинская оптика, Лечебная физкультура, Скорая и неотложная помощь,
Операционное дело, Сестринское дело в косметологии, Функциональная диагностика,
Медико-социальная помощь, Медицинская статистика, Реабилитационное сестринское
дело, Энтомология, Судебно-медицинская экспертиза, Дезинфекционное дело,
Физиотерапия, Гигиеническое воспитание, Бактериология, Стоматология ортопедическая,
Стоматология профилактическая, Стоматология, Общая практика, Рентгенология,
Лабораторная диагностика, Гистология, Эпидемиология (паразитология), Наркология,
Медико-профилактическое дело, Гигиена и санитария, Организация сестринского дела,
Диетология, Медицинский массаж, Сестринское дело в педиатрии, Акушерское дело,
Анестезиология и реаниматология, Общая практика.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
Согласно ст. 73 п.1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от
02.07.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.10.2021) «Медицинские работники и фармацевтические
работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и
деонтологии». Этим обусловлено включение всех медицинских специальностей среднего
звена в целевую аудиторию программы.
Программа
направлена
на
совершенствование
надпрофессиональной
(общепрофессиональной) компетенции, способствующей повышению уровню
профессионализма любого медицинского работника среднего звена:
- Способен реализовывать моральные и правовые нормы, этические и
деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ПК-1)
и включает в себя вопросы раздела УМК: Общий сестринский модуль. Этические и
правовые аспекты медицинской деятельности.

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В РАБОТЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО
ПЕРСОНАЛА»
Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель

п/п

Наименование модулей

Теоретические основы этики,
биоэтики и деонтологии
Проблемы медицинской этики и
2
деонтологии на современном этапе
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
1

ИТОГО

Самост Формиру Форма
Лекц
емые контроля
работа
компетен
Объем, ия
(в т.ч
ции
ак.ч.
консуль
тации)
8

7

1

ПК-1

9

8

1

ПК-1

-

1

15

3

1
18

Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В РАБОТЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО
ПЕРСОНАЛА»
Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель
№

Наименование модулей, разделов и тем

п/п

1
1.1

1.2

Теоретические основы этики, биоэтики
и деонтологии
Общая характеристика этики. Мораль и
право. Взаимосвязь этики, морали и
нравственности
Истоки медицинской этики как научной
дисциплины. Исторические модели
моральной медицины (модель Гиппократа,

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

8

7

1

1

1

-

1

1

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

1.3

1.4
1.5
1.6
1.7

2
2.1
2.2

2.3

2.4
2.5
2.6
2.7
2.8

модель Парацельса, деонтологическая
модель)
Основные нормы и принципы
медицинской биоэтики. Проблемы жизни и
смерти в биомедицинской этике
Этический кодекс медицинской
сестры
Статус и функции деонтологии.
Профессиональная деонтология
Типы пациентов и типы медицинских
сестер
Основные модели взаимодействий врачсестра, сестра-пациент, медсестрамедсестра
Проблемы медицинской этики и
деонтологии на современном этапе
Права медицинского работника и пациента

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

9

8

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

18

15

3

Ятрогенные заболевания, страхование от
врачебной ошибки
Этические проблемы современного
регулирования репродуктивного здоровья
человека (аборты, ЭКО, суррогатное
материнство)
СПИД: морально-этические проблемы.
Работа и общение с пациентом
Эвтаназия и оказание паллиативной
помощи
Трансплантация тканей и органов
Применение методов генетики и генной
инженерии. Генетический скрининг и
клонирование
Эксперименты на животных и человеке

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В РАБОТЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО
ПЕРСОНАЛА»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1
1

1

2

3

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Этика и деонтология в работе среднего медицинского
персонала»
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Этическое запрещение разглашение вопросов интимной жизни, болезни, которые
доверяются медицинским работникам – это:
А) Эгротогения;
Б) Врачебная тайна;
В) Канцерофобия.
2. Классическая модель медицинской этики не включает:
А) Добровольное согласие на процедуры;
Б) Прерывание беременности;
В) Эвтаназия.
3. Проявляется в поступках медицинского персонала, представляет практическое
применение медико-этических принципов – это:
А) Эвтаназия;
Б) Мораль;
В) Деонтология.
4. Один из принципов медицинской деонтологии:
А) Действия медицинского работника должны быть направлены на благо пациента;

Б) В процессе работы с пациентом должен быть подучен опыт;
В) Помощь пациенту должна быть оказана с учетом окружающей обстановки.
5. Паллиативная медицинская помощь – это:
А) Помощь новорождённому;
Б) Помощь, оказываемая в поликлинике;
В) Помощь умирающему больному.
6. Поддержание на должном уровне авторитета и репутации профессии, относится
к следующему принципу:
А) Не навреди;
Б) Уважение к профессии;
В) Взаимоотношение с коллегами.
7. Участие в осуществлении коллективных мер,
совершенствование методов борьбы с болезнями, относится к:
А) Моральному долгу;
Б) Психологическому подходу;
В) Невербальному способу.

направленных

на

8. К одному из документов в сфере медицинской этики относится:
А) Международный кодекс медицинской этики;
Б) Нормы медицинской этики;
В) Ответственность и право.
9. После смерти пациента врач имеет право:
А) Разглашать информацию о диагнозе, личной жизни пациента;
Б) Сохранять тайну, как при жизни пациента;
В) Нет правильных ответов.
10. Клятвы, в которых отражаются этические нормы поведения:
А) Врачебная клятва;
Б) Клятва медицинской сестры России;
В) Все ответы верны.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Аксенов И. Корпус медицинских этико-деонтологических текстов /Аксенов
Игорь, Екатерина Аксенова und Валентина Мирзоева. - М.: LAP Lambert Academic
Publishing, 2013. - 619 c.
2.
Кэмпбелл, А. Медицинская этика / А. Кэмпбелл, Г. Джиллет, Г. Джонс. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 c.
3.
Сапёров, В.Н. Медицинская этика / В.Н. Сапёров. - М.: Бином. Лаборатория
знаний, 2014. - 157 c.
4.
Шамов, И.А. Биомедицинская этика. Гриф УМО по медицинскому
образованию / И.А. Шамов. - М.: Медицина, 2006. - 607 c.
5.
Хрусталев Ю. М. Биоэтика: философия сохранения жизни и сбережения
здоровья: учебник Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
6.
Засимова Л. С., Колосницына М. Г., Окушко Н. Б., Пширкова Н. А., Ракута

Н. В., Хоркина Н. А., Шейман И. М., Шишкин С. В. Экономика здравоохранения. Издание
2-е, переработанное и дополненное. / Науч. ред.: М. Г. Колосницына, И. М. Шейман, С. В.
Шишкин. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.
7.
Коныгина, М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы:
учеб. пособие для вузов / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова. – М.: Академический Проект;
Киров: Константа, 2011.
8.
Прикладная этика в современной России: вчера, сегодня, завтра / Под ред. В.
И. Бакштановского. – Тюмень: НИИ ПЭ, 2017
9.
Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения: учебник
и практикум для акад. бакалавриата / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016.
10.
Яровинский, М. Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика): учеб.
пособие / М. Я. Яровинский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – 528с.
База данных, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
3.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
4.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
5.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
6.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
7.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
8.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
9.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
10.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».