ДПП ПК_Нейроофтальмологическая семиотика (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

10февраля 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«НЕЙРООФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА»
36 ак.ч.
Специальность: Офтальмология

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Нейроофтальмологическая семиотика»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Офтальмология
4. Дополнительные специальности: Неврология, Общая врачебная практика
(семейная медицина)
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Нейроофтальмологическая семиотика», специальность «Офтальмология» разработана
на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 05 июня 2017г №470н
«Об утверждении профессионального стандарта "Врач-офтальмолог" (зарегистрирован в
Минюсте России 26 июля 2017 года, N47191);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года
N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован
в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53898);
6.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
2

медицинского страхования»;
9.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Нейроофтальмологическая семиотика» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Офтальмология».
ДПП ПК «Нейроофтальмологическая семиотика» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Нейроофтальмологическая семиотика» обусловлена тем,
что в ряде случаев только вмешательство нейроофтальмолога способно установить
истинную причину расстройства зрения, своевременно выявить заболевание зрительного
нерва и помочь выбрать правильную тактику лечения.
Целевая аудитория программы: врач-офтальмолог, врач-невролог, врач общей
практики.
Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций и знаний врачейспециалистов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации
по актуальным вопросам нейроофтальмологической семиотики.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить нейроофтальмологические признаки, выявляемые при общем,
неврологическом и офтальмологическом осмотре (гипертелоризм и гипотелоризм,
птозирование век, ретракция верхнего века, тики, блефароспазм, лицевой геми- и
параспазм, лагофтальм, нарушения слезоотделения, экзофтальм, энофтальм,
микрофтальмия);
− изучить патологию зрачков и ее значение в диагностике (амавротическая
неподвижность зрачка, синдром Аргайла Робертсона, синдром Атанассио, абсолютная
неподвижность зрачков, проявления нарушений симпатической иннервации зрачков,
тонические зрачковые реакции, синдром Эйди, абдукционный патологический зрачковый
феномен, парадоксальная реакция зрачков на свет и на аккомодацию, прыгающие зрачки,
гиппус, внутренняя офтальмоплегия);
− изучить поражения зрительного нерва, возможности офтальмоскопии (застойный
диск зрительного нерва, внутричерепная гипертензия, неврит, атрофия и острые
сосудистые заболевания зрительного нерва);

3

− изучить варианты косоглазия их значение в диагностике (косоглазие явное, мнимое
и скрытое, первичное и вторичное, периодическое и постоянное, содружественное,
паралитическое косоглазие);
− изучить офтальмопарез, офтальмоплегию, нистагм и их значение в диагностике
(офтальмоплегия и офтальмопарез в клинической картине различных патологических
состояний; нистагм, его происхождение; варианты спонтанного нистагма, методы его
выявления; оптокинетический и вестибулярный нистагм; нистагм, индуцированный
фармакопрепаратами)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Нейроофтальмологическая
семиотика» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Нейроофтальмологическая семиотика» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
4

имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

5

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=129
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Офтальмология
Дополнительные специальности: Неврология, Общая врачебная практика
(семейная медицина)
Целевая аудитория программы: врач-офтальмолог, врач-невролог, врач общей
практики.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Офтальмология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-офтальмолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 05 июня 2017г №470н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-офтальмолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и/или
состояний глаза, его придаточного аппарата и орбиты, установления диагноза»
Вид деятельности

1
ВД1: Оказание

медицинской
помощи пациентам
при заболеваниях
и/или состояниях
глаза, его
придаточного
аппарата и орбиты

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний
и/или состояний глаза,
его придаточного
аппарата и орбиты,
установления диагноза
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Использовать методы
осмотра и обследования
взрослых и детей с
заболеваниями и/или
состояниями глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты с учетом
возрастных анатомофункциональных
особенностей в

4
- Методика сбора анамнеза
и жалоб у пациентов (их
законных представителей) с
заболеваниями и/или
состояниями глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты
- Методика осмотра и
обследования пациентов с
заболеваниями и/или

6

соответствии с
действующим порядком
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи:
- экзофтальмометрия
- офтальмоскопия
(прямая и обратная) и др
Интерпретировать и
анализировать
результаты осмотра
врачами-специалистами
пациентов с
заболеваниями и/или
состояниями глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты

состояниями глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты
- Методы лабораторных и
инструментальных
исследований для
диагностики заболеваний
и/или состояний глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты, медицинские
показания к их
проведению, правила
интерпретации результатов
- Этиология и патогенез,
патоморфология,
клиническая картина,
классификация,
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы заболеваний и/или
патологических состояний
глаза, его придаточного
аппарата и орбиты у
взрослых и детей

В рамках дополнительной специальности «Неврология» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы с целью постановки диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-невролог»
Трудовая функция
Наименование
Проведение обследования
пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы с целью
постановки диагноза
(ПК-1)

Трудовые действия

Код
А/01.8

ТД 1: Сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их
законных представителей) при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
ТД 2: Осмотр пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
ТД 3: Направление пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы на инструментальное
обследование в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
7

Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
1. Осуществляет амбулаторный прием и
посещения на дому, оказывает неотложную
помощь, проводит комплекс профилактических,
лечебно-диагностических и реабилитационных
мероприятий, содействует в решении медикосоциальных проблем семьи.
2. Проводит осмотр и оценивает данные
физического исследования пациента.
3.
Составляет
план
лабораторного,
инструментального
обследования.
Интерпретирует
результаты
лабораторных
анализов; лучевых, электрофизиологических и
других методов исследования; самостоятельно
проводит обследование, диагностику, лечение,
реабилитацию пациентов, при необходимости
организует дообследование, консультацию,
госпитализацию пациентов, в последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет
дальнейшее
наблюдение
при
наиболее
распространенных заболеваниях

профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее распространенных заболеваний и
реабилитацию пациентов;
принципы и методы профилактики и лечения
наиболее распространенных заболеваний;

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«НЕЙРООФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Нейроофтальмологические
признаки, выявляемые при общем,
1
неврологическом и
офтальмологическом осмотре

Самост Формиру Форма
Лекция
емые контроля
работа
компетен
Объем,
(в т.ч
ции
ак.ч.
консуль
тации)
ПК-1
6

8

5

1

Патология зрачков и ее значение в
диагностике
Зрительный нерв, признаки и
3 причины его поражения.
Офтальмоскопия
Косоглазие, его варианты и их
4
значение в диагностике
Офтальмопарез, офтальмоплегия,
5 нистагм и их значение в
диагностике
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
2

ИТОГО

7

6

1

8

6

2

5

4

1

9

8

1

-

1

29

7

ПК-1
ПК-1

ПК-1
ПК-1

1
36

Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«НЕЙРООФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Наименование модулей, разделов и тем

п/п

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

6

5

1

1

1

-

2

2

-

1

1

-

(в т.ч
консуль
тации)

1.3

Нейроофтальмологические признаки,
выявляемые при общем,
неврологическом и
офтальмологическом осмотре
Гипертелоризм и гипотелоризм,
птозирование век, ретракция верхнего
века
Тики, блефароспазм, лицевой геми- и
параспазм
Лагофтальм, нарушения слезоотделения

1.4

Экзофтальм, энофтальм, микрофтальмия

2

1

1

2

Патология зрачков и ее значение в
диагностике
Амавротическая неподвижность зрачка,
синдром Аргайла Робертсона,
синдром Атанассио, абсолютная
неподвижность зрачков

7

6

1

2

2

-

1

1.1

1.2

2.1

9

Форма
контроля

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

8

6

2

3.1

Проявления нарушений симпатической
иннервации зрачков
Тонические зрачковые реакции, синдром
Эйди, абдукционный патологический
зрачковый феномен
Парадоксальная реакция зрачков на свет
и на аккомодацию
Прыгающие зрачки, гиппус, внутренняя
офтальмоплегия
Зрительный нерв, признаки и причины
его поражения. Офтальмоскопия
Офтальмоскопия и ее возможности

2

1

1

3.2

Застойный диск зрительного нерва

1

1

-

2

1

1

2

2

-

Острые сосудистые заболевания
зрительного нерва
Косоглазие, его варианты и их
значение в диагностике
Косоглазие явное, мнимое и скрытое

1

1

-

5

4

1

1

1

-

Косоглазие первичное и вторичное,
периодическое и постоянное
Содружественное косоглазие

1

1

-

2

1

1

1

1

-

9

8

1

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2.2
2.3
2.4
2.5
3

3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1

5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8

Внутричерепная гипертензия как
основная причина застойных дисков
зрительных нервов и их осложнений
Неврит и атрофия зрительного нерва

Паралитическое косоглазие. Причины
паралитического косоглазия и его
значение в диагностике
Офтальмопарез, офтальмоплегия,
нистагм и их значение в диагностике
Офтальмоплегия и офтальмопарез в
клинической картине различных
патологических состояний
Офтальмопарез или офтальмоплегия при
некоторых врожденных и приобретенных
заболеваниях
Болевые офтальмопарезы и
офтальмоплегии
Нистагм, его происхождение,
варианты, диагностическое значение
Варианты спонтанного нистагма, методы
его выявления
Оптокинетический и вестибулярный
нистагм
Некоторые клинические варианты
нистагма и их диагностическое значение
Нистагм, индуцированный
фармакопрепаратами
10

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«НЕЙРООФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Нейроофтальмологическая семиотика» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» Автономная некоммерческая
организация дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» использует систему дистанционного обучения
«СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность
обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с
преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы
разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт
работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

11

1.
а)
б)
в)
г)
д)

При неврите зрительного нерва проминенция диска:
резко выражена
незначительная, плоская
отсутствует
имеет место экскавация диска
формируется колобома диска

2.
а)
б)
в)
г)
д)

При неврите зрительного нерва цвет диска:
не меняется
гиперемирован
бледный
восковидный
серый

3.
а)
б)
в)
г)
д)

При неврите зрительного нерва со стороны ретинальных сосудов отмечается
расширение артериол
расширение венул
расширение артериол и венул
сужение венул
сужение артериол и венул

4. При застойных дисках зрительного нерва со стороны ретинальных сосудов
отмечается
а) расширение артериол и венул
б) сужение артериол и венул
в) расширение венул и сужение артериол
г) сужение венул и расширение артериол
д) сосуды не изменяются
5.
а)
б)
в)
г)
д)

При друзах зрительного нерва со стороны ретинальных сосудов отмечается:
расширение артериол и венул
сужение артериол и венул
расширение артериол и сужение венул
расширение венул и сужение артериол
сосуды сетчатки не изменены

6.
а)
б)
в)
г)
д)

При ишемической нейропатии со стороны ретинальных сосудов отмечается:
расширение артериол и венул
сужение артериол и венул
сужение артериол и расширение венул
расширение артериол и сужение венул
сосуды сетчатки не изменены

7.
а)
б)
в)
г)
д)

При неврите зрительного нерва в острый период заболевания стекловидное тело:
сохраняется интактным
имеют место кровоизлияния;
имеет место экссудативный выпот
формируется отслойка стекловидного тела
наблюдается витреофиброз

8. Кровоизлияния при неврите зрительного нерва локализуются:
а) по всему глазному дну
12

б)
в)
г)
д)

в макулярной области
на диске или около него
на периферии глазного дна
по ходу ретинальных венул

9.
е)
ж)
з)
и)
к)

При периферической форме ретробулъбарных невритов наблюдается
центральная скотома
концентрическое сужение поля зрения
секторальные выпадения
аркоподобные скотомы
поле зрения не изменено

10. При аксиальной форме ретробулъбарных невритов наблюдается:
а) центральная скотома
б) концентрическое сужение поля зрения
в) секторальные выпадения
г) аркоподобные скотомы
д) поле зрения не изменено
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Офтальмоневрология / А. С. Никифоров, М. Р. Гусева. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2014. - 656 с.
2.
Густов А. В., Сигрианский К. И., Столярова Ж. П. Практическая
нейроофтальмология. - Нижний Новгород, 2000.
3.
Никифоров Α. С., Гусева М. Р. Нейроофтальмология (Серия «Библиотека
врача-специалиста: Офтальмология»). - М., 2008. - 624 с.
4.
Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской
офтальмологии. - М.: Медицина, 1987. - 440 с.
5.
Азнабаев Б. М., Алимбекова 3. Ф., Мухамадеев Т. Р., Габбасов А. Р.
Лазерная сканирующая томография глаза: передний и задний сегмент. -М., 2008. -221 с.
6.
Акопян А. И. Дифференциально-диагностические критерии изменений
диска зрительного нерва при глаукоме и миопии. - М., 2008. -24 с.
7.
Анестезия в офтальмологии. Клинические и экспериментальные аспекты:
Руководство / Под ред. X. П. Тахчиди, С. Н. Сахнова, В. В. Мясниковой, П. А. ГаленкоЯрошевского. -М., 2007.
8.
Бикбов М. М., Суркова В. К., Сережин И. Н., Алтынбаев У. Р.
Витреоретинальная хирургия при заболеваниях и травмах глаз. - Уфа, 2008. - 182 с.
9.
Боброва Н.Ф. Особенности хирургического лечения катаракты у детей.
Катаракта. - Киев: Книга плюс, 2002.
10.
Бровкина А. Ф. Болезни орбиты: Руководство для врачей. - М., 2008. - 256 с.
11.
Бровкина А.Ф. Офтальмоонкология: Руководство для врачей. - М.:
Медицина, 2002.
12.
Волков В. В., Горбань А. И., Джалиашвили О. А. Клиническая визо- и
рефрактометрия. - Л.: Медицина, 1987. - 216 с.
13

13.
Гундорова Р. А., Степанов А. В., Курбанова Н. Ф. Современная
офтальмотравматология. - М., 2007. - 256 с.
14.
Дембский Л. К., Сердюк С. А. Ширшова О. Н. и др. Компьютерная
офтальмоэргономика. - Симферополь, 2004.- 48 с.
15.
Дитмар С., Хольц Ф. Г. Флюоресцентная ангиография в офтальмологии:
Атлас: Пер. с англ. / Под ред. М. М. Шишкина, А. А. Казаряна. - М., 2011. - 208 с.
16.
Избранные лекции по детской офтальмологии / под ред. В.В. Нероева. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 184 с. - (Серия "Библиотека врача-специалиста").
17.
Евграфов В. Ю., Батманов Ю. Е. Катаракта. - М.: Медицина, 2005. - 365 с.
18.
Ершова Р. В., Ионова Т. А. Семейно-наследственные дистрофии роговицы:
Учебное пособие. - СПб., 2005. -28 с.
19.
Жукова С. И., Щуко А. Г., Малышев В. В. Пигментная абиотрофия сетчатки
(Серия «Библиотека врача-специалиста: Офтальмология»). - М.: ГЭОТАРМедиа, 2010. 112 с.
20.
Кански Д. Клиническая офтальмология. Систематизированный подход: Пер.
с англ. / Под ред. В. П. Еричева. - 2-е изд. - М.: Логосфера, 2009. - 944 с.
21.
Кацнельсон Л. Α., Форофонова Η. Η., Бунин А. Я. Сосудистые заболевания
глаза. - М.: Медицина, 1990.
22.
Кацнельсон Л. Α., Лысенко В. С., Балишанская Т. И. Клинический атлас
патологии глазного дна. - М., 1998.
23.
Кашников В. В. Контузионные изменения глазного дна. - Новосибирск,
2000. - 171 с.
24.
Киваев Α. Α., Шапиро Е. И. Контактная коррекция зрения. -М., 2000. -224 с.
25.
Клиническая физиология зрения. / Под ред. А. М. Шамшиновой. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М., 2006. -956 с.
26.
Клинические рекомендации. Офтальмология / Под ред. Л. К. Мошетовой, А.
П. Нестерова, Е. А. Егорова. - М., 2006. - 237 с.
27.
Ковалевская М. Α., Майчук Д. Ю., Бржеский В. В. и др. Синдром «красного
глаза»: Практическое руководство для врачей-офтальмологов / Под ред. Д. Ю. Майчука. М., 2010. - 107 с.
28.
Копаева В. Г., Αндреев Ю. В. Лазерная экстракция катаракты. - М., 2011.262 с.
29.
Коровенков Р. И. Глазные симптомы, синдромы, болезни: Справочник. СПб.: Химиздат, 2001. - 462 с.
30.
Короев О. Α. Офтальмология: придаточные образования глаза. - Ростов н/Д,
2007. - 384 с.
31.
Крачмер Д., Пэлэй Д. Роговица: Атлас: Пер. с англ. / Под ред. Н. И.
Курышевой. - М., 2007. - 384 с.
32.
Крейссиг И. Минимальная хирургия отслойки сетчатки: Практическое
руководство. - М., 2005. - 356 с.
33.
Малиновский Г. Ф, Моторный В. В. Практическое руководство по лечению
заболеваний слезных органов. - Минск, 2000.
34.
Морозов В. И., Яковлев Α. Α. Фармакотерапия глазных болезней. -6-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Медицина, 2009. - 512 с.
14

35.
Наследственные и врожденные заболевания сетчатки и зрительного нерва /
Под ред. А. М. Шамшиновой. -М.: Медицина, 2001. - 457 с.
36.
Офтальмология: Национальное руководство / Под ред. С. Э. Аветисова идр.
- М., 2008. - 944 с.
37.
Пособие по визоконтрастопериметрии: Метод. рекомендации и атлас. -М.:
МО РФ, ЦВМУ, 1998.
38.
Рапуано К. Дж., Хенг В. Д. Роговица (Серия «Атласы по офтальмологии»):
Пер. с англ. Ел. А. Каспаровой, Евг. А. Каспаровой / Под ред. А. А. Каспарова. -М., 2010. 320 с.
39.
Ри Д. Дж. Глаукома (Серия «Атласы по офтальмологии»): Пер. с англ. / Под
ред. С. Э. Аветисова, В. П. Еричева. -М., 2010. -472 с.
40.
Сомов Е. Е. Клиническая анатомия органа зрения человека. - М., 2005. 136с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

15


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».