ДПП ПК_Современные подходы к диагностике и лечению цирроза печени и портальной гипертензии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

10января 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ
ЦИРРОЗА ПЕЧЕНИ И ПОРТАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Хирургия

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Современные подходы к диагностике и лечению цирроза печени и
портальной гипертензии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Хирургия
4. Дополнительные специальности: Гастроэнтерология,
Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Эндоскопия

Детская

хирургия,

5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Современные подходы к диагностике и лечению цирроза печени и портальной
гипертензии», специальность «Хирургия» разработана на основании следующих
нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 26 ноября 2018 года
N743н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-хирург" (в редакции,
введенной в действие с 2 февраля 2019 года приказом Минтруда России от 26 декабря
2018 года N849н) (зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2018 года, N52964);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года
N139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2019 года, N54305);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N
134н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский хирург"
(зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50631);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N
478н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач
по
рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению" (зарегистрирован в Минюсте России 26
августа 2020 года, N59476);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 июля 2021 года
N471н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-эндоскопист"
(зарегистрирован в Минюсте России 18 августа 2021 года, N64682);
9.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
2

служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08. 2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
13.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
14.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Современные подходы к диагностике и лечению цирроза печени и портальной
гипертензии» является нормативно-методическим документом, регламентирующим
содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности
«Хирургия».
ДПП ПК «Современные подходы к диагностике и лечению цирроза печени и
портальной гипертензии» разработана Автономной некоммерческой организацией
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Современные подходы к диагностике и лечению цирроза
печени и портальной гипертензии» обусловлена тем, что изучение хирургических
аспектов синдрома портальной гипертензии крайне актуально в связи с неуклонным
ростом во всем мире заболеваемости циррозом печени, вызванной хроническими
вирусными гепатитами. Вирусные гепатиты приобрели катастрофические масштабы и
представляют реальную угрозу для здоровья нации. Эксперты ВОЗ прогнозируют в
последующие 20 лет увеличение числа больных циррозом печени более чем на 60%.
Увеличение заболеваемости хроническими гепатитами и циррозом печени
сопровождается ростом осложнений портальной гипертензии, в том числе и тех, в лечении
которых существенная роль принадлежит хирургам: варикозных кровотечений,
асцитического и цитопенического синдромов.
3

Целевая аудитория программы: врач-хирург, врач-гастроэнтеролог, врач-детский
хирург, врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению, врач-эндоскопист.
Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций и знаний,
необходимых для профессиональной деятельности врачей-специалистов в рамках
имеющейся квалификации по актуальным вопросам диагностики и лечения цирроза
печени и портальной гипертензии.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить классификационные аспекты, диагностику и прогноз цирроза печени и
портальной гипертензии (клинические и лабораторные диагностические признаки; методы
лучевой диагностики; эндоскопические методы; лапароскопия и биопсия печени;
проблема прогнозирования течения цирроза печени и его ведущих патологических
синдромов);
 изучить диагностику и лечение кровотечений портального генеза (механизмы
развития
и
прогрессирования
портальных
гипертензивных
изменений
в
кардиоэзофагеальной зоне; источники кровотечения портального генеза; диагностическая
программа при варикозных кровотечениях; зндоскопические методы лечения при остром
пищеводно-желудочном кровотечении, осложнения эндоскопических вмешательств;
самораскрывающийся металлический стент; хирургическое лечение; профилактика
варикозных кровотечения; внепеченочная портальная гипертензия);
 изучить вопросы консервативного и оперативного лечения асцитического
синдрома;
 изучить хирургические методы в коррекции цитопенического синдрома;
 изучить вопросы трансплантация печени при цирротической стадии хронических
вирусных гепатитов, принципы иммуносупрессивной терапии
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные подходы к
диагностике и лечению цирроза печени и портальной гипертензии» предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
7. Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Современные подходы к диагностике и лечению цирроза печени и
портальной гипертензии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных
специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о
сетевом
взаимодействии,
имеющих
высшее
профессиональное
образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
4

Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8. Новые компетенции: нет
9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
 проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
5

Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=126

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Хирургия
Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская хирургия,
Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Эндоскопия
Целевая аудитория программы: врач-хирург, врач-гастроэнтеролог, врач-детский
хирург, врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению, врач-эндоскопист.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК

6

В рамках основной специальности «Хирургия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-хирург», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 26 ноября 2018 года N743н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-хирург"» (в редакции, введенной в действие с 2 февраля 2019 года
приказом Минтруда России от 26 декабря 2018 года N849н)), которые соответствуют
трудовым функциям:
- «В/01.8 Проведение медицинского обследования пациентов в целях выявления
хирургических заболеваний и (или) состояний и установления диагноза»
- В/02.8 Назначение лечения пациентам с хирургическими заболеваниями и (или)
состояниями, контроль его эффективности и безопасности»
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
специализированной
медицинской помощи
в стационарных
условиях и в
условиях дневного
стационара по
профилю "хирургия"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
медицинского
обследования
пациентов в целях
выявления
хирургических
заболеваний и (или)
состояний и
установления
диагноза (ПК-1)

Назначение лечения
пациентам с
хирургическими
заболеваниями и
(или) состояниями,
контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

Должен уметь

Должен знать

3
- Обосновывать и
планировать объем
инструментального
обследования пациентов с
хирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Интерпретировать и
анализировать результаты
инструментального
обследования пациентов с
хирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями
- Назначать
немедикаментозное
лечение пациентам с
хирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями с учетом
клинической картины
заболевания в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи

4
- Патофизиология травмы,
кровопотери, раневого
процесса, свертывающей
системы крови
- Методы диагностики
хирургических
заболеваний и (или)
состояний
- Клиническая картина,
особенности течения и
возможные осложнения у
пациентов с
хирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями
- Медицинские показания
к использованию
современных методов
лабораторной и
инструментальной
диагностики у пациентов с
хирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями
- Методы лечения
пациентов с
хирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Медицинские показания
и медицинские
противопоказания к

7

- Проводить терапию при
шоке и кровопотере
- Выполнять
хирургические
вмешательства и лечебные
манипуляции при
хирургических
заболеваниях и (или)
состояниях в
стационарных условиях, в
числе которых:
- лапаротомия
диагностическая;
- лапароцентез;
- остановка
внутрибрюшного
кровотечения;
- гемигепатэктомия;
- гемигепатэктомия
расширенная;
- лапароскопическая
гемигепатэктомия и др

оперативному лечению
пациентов с
хирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Техника хирургических
вмешательств и лечебных
манипуляций при
хирургических
заболеваниях и (или)
состояниях:
- лапароцентез;
- остановка
внутрибрюшного
кровотечения
-лапаротомия;
- гемигепатэктомия;
- гемигепатэктомия
расширенная;
- лапароскопическая
гемигепатэктомия и др.

В рамках дополнительной специальности «Гастроэнтерология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-гастроэнтеролог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N 139н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
 А/01.8 Диагностика заболеваний и (или) состояний пищеварительной системы
 «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
пищеварительной системы и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-гастроэнтеролог»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Диагностика заболеваний и
(или) состояний
пищеварительной системы
(ПК-1)

А/01.8

Назначение лечения
пациентам с

А/02.8

ТД 1: Направление пациента с заболеванием и (или)
состоянием пищеварительной системы на лабораторные
и инструментальные исследования при наличии
медицинских показаний в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 1: Назначение немедикаментозной терапии,
лечебного питания пациентам с заболеваниями и (или)
8

заболеваниями и (или)
состояниями
пищеварительной системы
и контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

состояниями пищеварительной системы в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
применения немедикаментозной терапии, лечебного
питания у пациента с заболеванием и (или) состоянием
пищеварительной системы

В рамках дополнительной специальности «Детская хирургия» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-детский хирург», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N134н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-детский хирург"), которые соответствуют трудовым
функциям:
 «А/01.8, В/01.8 Проведение медицинского обследования детей в целях выявления
хирургических заболеваний, установление диагноза»
 «А/02.8, В/02.8 Назначение лечения детям с хирургическими заболеваниями,
контроль его эффективности и безопасности»;
Профессиональный стандарт «Врач-детский хирург»
Трудовая функция
Наименование
Проведение медицинского
обследования детей в целях
выявления хирургических
заболеваний, установление
диагноза (ПК-1)

Назначение лечения детям
с хирургическими
заболеваниями, контроль
его эффективности и
безопасности (ПК-2)

Трудовые действия

Код

А/01.8, ТД 1: Направление детей с хирургическими
В/01.8 заболеваниями на инструментальные исследования в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД
2:
Интерпретация
результатов
осмотров,
лабораторных и инструментальных исследований детей с
хирургическими заболеваниями
А/02.8, ТД 1: Разработка плана лечения детей с хирургическими
В/02.8 заболеваниями с учетом диагноза, возраста и
клинической картины в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 2: Выполнение отдельных этапов хирургических
вмешательств и лечебных манипуляций детям с
хирургическими заболеваниями в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
ТД 3: Оценка результатов хирургических вмешательств
и лечебных манипуляций у детей с хирургическими
заболеваниями
9

В
рамках
дополнительной
специальности
«Рентгенэндоваскулярные
диагностика и лечение» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач по
рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N 478н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и
лечению"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «А/04.8 Оказание специализированной медицинской помощи с применением
рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения пациентам с хирургическими
заболеваниями и (или) состояниями, включая онкологические заболевания»
Профессиональный стандарт «Врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Оказание
специализированной
медицинской помощи с
применением
рентгенэндоваскулярных
методов диагностики и
лечения пациентам с
хирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями, включая
онкологические
заболевания (ПК-1,2)

А/04.8

ТД 1: Проведение диагностических и (или) лечебных
рентгенэндоваскулярных вмешательств у пациентов с
подозрением на хирургические заболевания и (или)
состояния, включая онкологические заболевания (с
хирургическими заболеваниями и (или) состояниями,
включая онкологические заболевания), в соответствии с
порядками оказания медицинской помощи, на основании
клинических рекомендаций, с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 2: Оценка результатов проведения диагностических и
(или) лечебных рентгенэндоваскулярных вмешательств у
пациентов с подозрением на хирургические заболевания
и (или) состояния, включая онкологические заболевания
(с хирургическими заболеваниями и (или) состояниями,
включая онкологические заболевания)

В рамках дополнительной специальности «Эндоскопия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-эндоскопист», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 14 июля 2021 года N471н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-эндоскопист"), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Проведение эндоскопических вмешательств у пациентов с заболеваниями и
(или) состояниями желудочно-кишечного тракта»;
Профессиональный стандарт «Врач-эндоскопист»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение
эндоскопических
вмешательств у пациентов
с заболеваниями и (или)
состояниями желудочно-

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Проведение эндоскопических вмешательств
пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
желудочно-кишечного тракта в соответствие с
порядками оказания медицинской помощи, на основе
клинических рекомендаций с учетом стандартов
10

кишечного тракта (ПК-1,2)

медицинской помощи
ТД 2: Выявление симптомов и синдромов осложнений,
побочных действий, нежелательных реакций, в том
числе серьезных и непредвиденных, возникших в
результате эндоскопических вмешательств у пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями желудочнокишечного тракта
ТД 3: Оценка эффективности и безопасности проведения
эндоскопических вмешательств у пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями желудочнокишечного тракта

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ ЦИРРОЗА
ПЕЧЕНИ И ПОРТАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

Лекция
п/п

Наименование модулей

Цирроз печени и портальная
1 гипертензия: классификация,
диагностика, прогноз
Кровотечения портального генеза
2
3
4
5

Асцитический синдром
Цитопенический синдром и
«гиперспленизм»
Трансплантация печени

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консуль
тации)

10

8

2

11

10

1

6

5

1

4

3

1

4

3

1

-

1

29

7

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

ИТОГО

36

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
11

Тестиров
ание

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ ЦИРРОЗА
ПЕЧЕНИ И ПОРТАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1

1.1
1.2

Наименование модулей, разделов и
тем

Цирроз печени и портальная
гипертензия: классификация,
диагностика, прогноз
Цирроз печени: классификационные
аспекты
Портальная гипертензия

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

10

8

2

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

2

-

(в т.ч
консуль
тации)

1.4

Диагностика цирроза печени и
портальной гипертензии: клинические и
лабораторные признаки
Методы лучевой диагностики

1.5

Эндоскопические методы диагностики

2

1

1

1.6

Лапароскопия и биопсия печени

2

1

1

1.5

Проблема прогнозирования течения
цирроза печени и его ведущих
патологических синдромов
Кровотечения портального генеза

1

1

-

11

10

1

1

1

-

2

2

-

2

2

-

1

1

-

3

2

1

1

1

-

1.3

2

2.1

2.2

2.3

2.4
2.5
2.6

Механизмы развития и
прогрессирования портальных
гипертензивных изменений в
кардиоэзофагеальной зоне. Источники
кровотечения портального генеза
Диагностическая программа при
варикозных кровотечениях
Эндоскопические методы лечения при
остром пищеводно-желудочном
кровотечении, осложнения
эндоскопических вмешательств
Самораскрывающийся металлический
стент
Хирургическое лечение
Профилактика варикозных
кровотечений
12

Форма
контроля

2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
4.1
4.2
5
5.1
5.2

Внепеченочная портальная гипертензия

1

1

-

Асцитический синдром

6

5

1

Патофизиологические механизмы
формирования асцита
Осложнения асцитического синдрома

1

1

-

1

1

-

Консервативное лечение асцитического
синдрома
Оперативные методы лечения
асцитического синдрома
Цитопенический синдром и
«гиперспленизм»
Роль тромбопоэтина в патогенезе
цитопеничесокого синдрома
Хирургические методы в коррекции
цитопенического синдрома
Трансплантация печени

2

2

-

2

1

1

4

3

1

2

2

-

2

1

1

4

3

1

2

2

-

2

1

1

1

-

1

36

29

7

Трансплантация печени при
цирротической стадии хронических
вирусных гепатитов
Принципы иммуносупрессивной
терапии
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ ЦИРРОЗА
ПЕЧЕНИ И ПОРТАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Современные подходы к диагностике и лечению цирроза
печени и портальной гипертензии» Автономная некоммерческая организация
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

13

ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся
не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с
преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы
разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт
работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Асцит при циррозе печени развивается вследствие
а) вторичного гиперальдостеронизма
б) гипоальбуминемии
в) портальной гипертензии
г) увеличения активности АЛТ
д) увеличения активности щелочной фосфатазы
2. Для биллиарного цирроза печени наиболее характерны
а) диспепсический синдром
б) астеноневрастенический синдром
в) портальная гипертензия
г) холестаз
д) печеночная недостаточность
3. Цирроз печени от хронического гепатита отличается наличием
а) цитолитического синдрома
б) холестатического синдрома
в) портокавальных и кава-кавальных анастомозов
г) билирубинемии
д) желтухи
4. Для асцита характерно наличие следующих симптомов
а) одышка при физической нагрузке
б) снижение суточного диуреза
в) похудание
г) увеличение артериального давления
д) все перечисленное
14

5. Ранним признаком первичного билиарного цирроза печени является
а) асцит
б) кожный зуд
в) варикозное расширение вен пищевода
г) желтуха
д) спленомегалия
6. Для цирроза печени не характерны
а) асцит
б) спленомегалия
в) лимфоаденопатия
г) увеличение билирубина
д) пальмарная эритема
7. При первичном биллиарном циррозе рекомендуются
а) метотрексат
б) колхицин
в) урсофальк
г) антибиотики
д) противовирусные препараты
8. При осмотре больных с циррозом печени выявляются
а) «сосудистые звездочки»
б) эритема ладоней (печеночные ладони)
в) гинекомастия у мужчин, аменорея у женщин
г) акроцианоз
д) шум плеска натощак при пальпации верхней половины живота
9. Мелена при наличии гепатоспленомегалии позволяет предположить
а) кровоточащую язву 12 п/к
б) кровотечение из варикозно расширенных вен пищевода
в) тромбоз мезентериальных артерий
г) неспецифический язвенный колит
д) геморрагический диатез
10. Цирроз печени наиболее часто является следствием
а) нарушением обмена железа (гипохроматоз)
б) вирусного гепатита
в) длительного холестаза
г) недостаточности кровообращения
д) синдрома недостаточности всасывания
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Борисов, А. Е. Цирроз печени и портальная гипертензия / Борисов А. Е.,
Кащенко В. А. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. (Серия "Библиотека врача-специалиста")

15

2.
Борисов А. Е., Андреев Г. Н., Земляной В. П. и др. Современные методы
хирургической коррекции асцитического синдрома при циррозе печени // журн.
Политехника, 2000. - 222 с.
3.
Борисов А. Е., Кузьмин-Крутецкий М. И., Кащенко В. А. Кровотечения
портального генеза: Вопросы диагностической и лечебной эндоскопии. - СПб.: НИИ
Химии СпбГУ ООП, 2001. - 128 с.
4.
Болезни печени и желчевыводящих путей: Руководство для врачей / Под
ред. В. Т. Ивашкина. - М.: ООО Издат. дом «М-Вести», 2002. - 416 с.
5.
Палевская, С. А. Эндоскопия желудочно-кишечного тракта / Палевская С. А.
Короткевич А. Г. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 752 с.
6.
Под редакцией Блашенцевой С. А. Эндоскопия желудочно-кишечного
тракта; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2009. - 522 c.
7.
Эндоскопия. Базовый курс лекций; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2012. - 174 c.
8.
Анищук А. А. Эндоскопия. Взгляд изнутри; Медицинское информационное
агентство - Москва, 2008. - 240 c.
9.
де-Франкис Р., Льюис Б. С., Мишкин Д. С. Капсульная эндоскопия
понятным языком; Практическая Медицина - Москва, 2012. - 128 c.
10.
Белоусов А.С., Водолагин В.Д., Жаков В.Л. Диагностика, дифференциальная
диагностика и лечение болезней органов пищеварения. М.: Медицина, 2002, 424 с.
11.
Диагностика заболеваний печени, билиарного тракта, поджелудочной
железы, селезенки и надпочечников с курсом патологической анатомии / С.А. Панфилов,
Е.В. Панфилова. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2003. – 216с.
12.
Наглядная детская гастроэнтерология и гепатология: учебное пособие / Р.Р.
Кильдиярова, Ю.Ф. Лобанов. 2013. - 124 с.: ил
13.
Гастроэнтерология детского возраста / под ред. С.В. Бельмера и А.И.
Хавкина. - М.: Медпрактика, 2003. - 360 с.
14.
Денисов М.Ю. Практическая гастроэнтерология для педиатра. - М.:
Элиском, 2004. - 368 с.
15.
Детская гастроэнтерология: Руководство / Т.Г. Авдеева [и др.]. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 192 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
16

11.
12.

Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

17


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».