ДПП ПК_Конфликт в стоматологической практике (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15сентября 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«КОНФЛИКТ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
36 ак.ч.
Специальность: Стоматология общей практики

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Конфликт в стоматологической практике»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Стоматология общей практики
4. Дополнительные специальности: Стоматология терапевтическая, Стоматология
ортопедическая, Стоматология хирургическая, Ортодонтия, Стоматология детская
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Конфликт в стоматологической практике», специальность «Стоматология общей
практики» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 10 мая 2016 года
N227н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-стоматолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 02 июня 2016 года, N42399);
5.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
2

здравоохранения»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Конфликт в стоматологической практике» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Стоматология общей практики».
ДПП ПК «Конфликт в стоматологической практике» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Конфликт в стоматологической практике» обусловлена
тем, что в условиях модернизации здравоохранения необходимо дальнейшее неуклонное
повышение качества оказания медицинской помощи населению, в том числе посредством
совершенствования профессиональных компетенций специалистов в области оказания
стоматологической помощи населению.
Целевая аудитория программы: врач-стоматолог общей практики, стоматологтерапевт, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург, ортодонт, детский стоматолог.
Цель ДПП ПК: совершенствование слушателями теоретический знаний по
вопросам конфликтологии в стоматологической практике.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить вопросы жалоб, конфликтов, судебных исков в стоматологической
практике (досудебный (претензионный) и судебный (исковой) порядок защиты
нарушенных прав);
 изучить организационные ошибки как причины конфликта (ошибки категории А:
расположение кабинетов, помещений клиники; организация работы регистратуры;
организация документооборота и оплаты услуг; разграничение должностных
обязанностей):
 ошибки категории Б: несоблюдение правил деонтологии; нарушение правил
асептики; системный подход к организации рабочего места; грамотное полное
информирование пациента и потребителя; ведение документации);
 изучить вопросы ненадлежащего качества как причины конфликта (ошибки и
осложнения при проведении местного обезболивания (местные и системные осложнения);
осложнения и ошибки при лечении кариеса; осложнения и ошибки в эндодонтии; ошибки
и осложнения при хирургических вмешательствах; осложнения и ошибки при проведении
ортодонтического лечения; ошибки и осложнения при ортопедическом лечении и
изготовлении зубных протезов);
 изучить
правовые
основы
деятельности
врача-стоматолога,
кодекс
профессиональной этики врача РФ, этический кодекс специалистов стоматологического
профиля
3

Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Конфликт в
стоматологической практике» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
 лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Конфликт в стоматологической практике» осуществляется с
привлечением
высококвалифицированных
специалистов,
имеющих
высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля), привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми
заключен договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8. Новые компетенции: нет
9. Стажировка: нет
10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;

4

 проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
5

программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2021
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=114

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Стоматология общей практики
Дополнительные специальности: Стоматология терапевтическая, Стоматология
ортопедическая, Стоматология хирургическая, Ортодонтия, Стоматология детская
Целевая аудитория программы: врач-стоматолог общей практики, стоматологтерапевт, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург, ортодонт, детский стоматолог.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Стоматология общей практики» и
дополнительных
специальностей
«Стоматология
терапевтическая»,
«Стоматология ортопедическая», «Стоматология хирургическая», «Ортодонтия»,
«Стоматология детская» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врачстоматолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 10
мая 2016 года N227н «Об утверждении профессионального стандарта "Врачстоматолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «A/06.7 Организационно-управленческая деятельность»
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
медицинской
помощи при
стоматологических
заболеваниях

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Организационноуправленческая
деятельность (ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Анализировать качество
оказания медицинской
помощи
- Заполнять медицинскую
документацию и
контролировать качество
ведения медицинской
документации
- Анализировать качество
и эффективность ведения
медицинской
документации

4
- Критерии оценки качества
медицинской помощи
- Особенности ведения
медицинской документации
- Общие вопросы
организации медицинской
помощи населению
- Стандарты и системы
управления качеством
медицинских
(стоматологических) услуг
- Законодательство
Российской Федерации в

6

сфере охраны здоровья и
нормативные правовые
акты, определяющие
деятельность медицинских
организаций
- Соблюдение врачебной
тайны
- Соблюдение принципов
врачебной этики и
деонтологии в работе с
пациентами (их
родственниками/законными
представителями),
коллегами

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«КОНФЛИКТ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция
п/п

Наименование модулей

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консульт
ации)

1

Жалоба, конфликт, судебный иск
в стоматологической практике

5

4

1

2

Организационные ошибки как
причины конфликта

13

11

2

3

Ненадлежащее качество как
причина конфликта

13

11

2

4

3

1

4

Права врача
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

ИТОГО

36

29

ПК-1
ПК-1
ПК-1
ПК-1

1
7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«КОНФЛИКТ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
Объем программы: 36 ак.ч.
7

Тестиров
ание

Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Общее
кол-во
часов

Лекция

5

4

1

2

2

-

3

2

1

13

11

2

1

1

-

Расположение кабинетов,
помещений клиники
Организация работы регистратуры

1

1

-

1

1

-

Организация документооборота и
оплаты услуг
Разграничение должностных
обязанностей
Ошибки категории Б

2

1

1

1

1

-

1

1

-

2.2.1

Несоблюдение правил деонтологии

1

1

-

2.2.2

Нарушение правил асептики

1

1

-

2.2.3

Системный подход к организации
рабочего места
Грамотное полное информирование
пациента и потребителя
Ведение документации

2

1

1

1

1

-

1

1

-

13

11

2

2

2

-

3

2

1

2

1

1

2

2

-

п/п

1
1.1
1.2
2
2.1
2.1.1
2.1.2
2.1.3
2.1.4
2.2

2.2.4
2.2.5
3
3.1

3.2
3.3
3.4

Наименование модулей, разделов и
тем

Жалоба, конфликт, судебный иск в
стоматологической практике
Досудебный (претензионный)
порядок защиты нарушенных прав
Судебный (исковой) порядок защиты
нарушенных прав
Организационные ошибки как
причины конфликта
Ошибки категории А

Ненадлежащее качество как
причина конфликта
Ошибки и осложнения при
проведении местного обезболивания
(местные и системные осложнения)
Осложнения и ошибки при лечении
кариеса
Осложнения и ошибки в эндодонтии
Ошибки и осложнения при
хирургических вмешательствах

8

Самост
работа
(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

3.5

3.6

4
4.1
4.2
4.3

Осложнения и ошибки при
проведении ортодонтического
лечения
Ошибки и осложнения при
ортопедическом лечении и
изготовлении зубных протезов
Права врача
Правовые основы деятельности
врача-стоматолога
Кодекс профессиональной этики
врача РФ
Этический кодекс специалистов
стоматологического профиля
Итоговая аттестация
ИТОГО

2

2

-

2

2

-

4

3

1

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

-

1

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«КОНФЛИКТ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
№ дня
1
2
3
4
5
6
Виды
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
учебной
1
нагрузки
VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Конфликт в стоматологической практике» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует
систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

9

Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Предконфликтная ситуация – это:
а) нарастание
социальной
напряженности
между
оппонентами
–
потенциальными участниками конфликта из-за возникших противоречий;
б) использование угрозы как способа воздействия на оппонента при
проведении переговоров;
в) действие, которое направлено против кого-либо другого.
2. Стимулирование конфликта предполагает:
а) целенаправленные действия субъекта управления, направленные на
возникновение конструктивного конфликта;
б) умышленный срыв рабочего процесса в виде отказа или ненадлежащего
исполнения своих обязанностей;
в) настойчивую борьбу за свои интересы, противоречащие другим.
3. Предупреждение конфликта представляет собой:
а) действия управленца по недопущению и нейтрализации факторов
возникновения конфликта;
б) наказание противодействующих оппонентов за участие в конфликте;
в) мирное урегулирование возникших противоречий до начала открытого
конфликта.
4. К этапам конфликта относятся:
а) предконфликтная ситуация; открытый конфликт с инцидентом, эскалацией и
завершением; послеконфликтный период;
б) возникновение противоречий, этап попыток снижения напряженности,
нарастание противоречий, разрешение конфликта;
в) инцидент, эскалация, примирение.
5. Компромисс невозможен в конфликте:
а) ценностей;
б) интересов;
в) ресурсов.
6. Инцидент в конфликтологии – это:
а) формальный повод, позволяющий сторонам конфликта начать открытое
противодействие;
б) истинная причина возникновения непримиримых противоречий;
в) отрицательное восприятие чьего-либо превосходства или успехов.
7. Что такое толерантность?
10

а) отсутствие или довольно незначительная реакция сторон на
конфликтогенный фактор;
б) рост недовольства, отрицательной психологической напряженности и
деструктивных социальных связей;
в) недобросовестное использование открытой информации.
8. Что представляет собой авторитет?
а) признание со стороны других людей влияния и значимости кого-либо;
б) субъект, который отличается особенно активными действиями;
в) человек, для которого интересы других выше собственных.
9. Ультиматум – это:
а) безапелляционное требование одной стороны конфликта к другой с угрозой
применения радикальных мер разрешения спора при неисполнении этого требования;
б) форма насилия, которой присущи особая жестокость и устрашение во имя
достижения своих целей;
в) готовность воспринимать будущие события максимально объективно.
10. Переговоры как способ разрешения конфликта представляют собой:
а) выдвижение своих требований каждой из сторон с одновременной
готовностью к компромиссу;
б) обращение за помощью третьей стороны;
в) обязательства, данные участниками конфликта, по восстановлению мирных
отношений.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Максимовский, Ю. М. Антология конфликта в стоматологической практике
/ Ю. М. Максимовский, Л. Н. Максимовская, В. Д. Вагнер, Э. Э. Байрамов; под ред. Л. Н.
Максимовской. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 128 с.
2.
Организация и оснащение стоматологической поликлиники, кабинета.
Санитарно-гигиенические требования. Эргономические основы работы врачастоматолога: учеб. пособие / под ред. Э. А. Базикяна. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 96 с.:
ил.
3.
Агапов В.С., Тарасенко С.В., Трухина Г.М., Лакшин А.М.
Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. М.: Медицина, 2002. 256 с.
4.
Беер Рудольф, Бауман Михаэль А., Киельбаса Андрей М.
Иллюстрированный справочник по эндодонтологии. М.: МЕДпресс-информ, 2006. 239 с.
5.
Бир Р., Бауман М., Ким С. Эндодонтология // Атлас по стоматологии / под
ред. Т.Ф. Виноградовой. М.: МЕДпресс-информ, 2004, 363 с.
6.
Бондаренко Н.Н. Стоматолог и пациент: права, обязанности,
ответственности. М.: Медицинская книга, 2004. 90 с.
7.
Вагнер В.Д. Должностные инструкции персонала. М.: Медицинская книга,
2002. 486 с.

11

8.
Вагнер
В.Д.,
Митянина
Т.В.,
Савельева
С.В.
Санитарноэпидемиологический режим в стоматологии. М.; Н. Новгород: Медицинская книга, 2001.
64 с.
9.
Данилов Е.О. Правовые основы стоматологической практики. СПб.:
Институт стоматологии, 2002. 176 с.
10.
Зуева Л.П., Хацкевич Г.А., Колосовская Е.Н., Техова И.Г., Иванова И.Г.,
Молчановская М.А., Герман А.М., Григорьев В.А., Дроздова Р.К., Сенина В.Н., Стецук
А.Н., Данилова Н.Б. Проблема внутрибольничных инфекций в стоматологии.
Информационный бюллетень. СПб., 2004. 25 с.
11.
Копейкин В.Н., Миргазизов М.З., Малый А.Ю. Ошибки в ортопедической
стоматологии. М.: Медицина, 2002. 238 с.
12.
Ларенцова Л.И., Полуев В.И., Тучик Е.С., Смирнова Н.Б., Балута О.Е.
Конфликты в стоматологической практике. М.: Медицинская книга, 2005. 90 с.
13.
Леонтьев В.К., Максимовский Ю.М., Бутова В.Г., Ушаков В.А., Каплан
М.З., Мальгинов Н.Н., Петрова Ю.К., Садовский В.В., Григорян А.С., Бачалова Э.И.
Государственный контроль в стоматологической практике. М.: Медицинская книга, 2006.
146 с.
14.
Максимовский Ю.М., Аванесов А.М., Дойников А.И., Сагина О.В.
Современные принципы организации стоматологических учреждений России. М.:
МЦФЭР, 2004. 479 с.
15.
Максимовский Ю.М., Лазебник Л.Б., Лукьянов М.В., Плавунов Н.Ф.
Экстренные и неотложные состояния в практике стоматолога. М., 1999. 111 с.
16.
Максимовский Ю.М., Максимовская Л.Н., Орехова Л.Ю. Терапевтическая
стоматология. М.: Медицина, 2002. 638 с.
17.
Рыбаков А.И. Ошибки в амбулаторной стоматологической практике. М.:
Медицина, 1976. 157 с.
18.
Стефан Т. Сонис. Секреты стоматологии. М.; СПб.: БИНОМ: Невский
Диалект, 2002. 384 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru
12

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».