ДПП ПК_Современные методы диагностики функц состояния человека при занятиях физ-рой и спортом (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15сентября 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ЗАНЯТИЯХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»
36 ак.ч.
Специальность: Функциональная диагностика

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Современные методы диагностики функционального состояния
человека при занятиях физической культурой и спортом»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Функциональная диагностика
4. Дополнительные специальности: Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Педиатрия, Терапия, Физическая и реабилитационная медицина
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Современные методы диагностики функционального состояния человека при занятиях
физической культурой и спортом», специальность «Функциональная диагностика»
разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года
N138н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач функциональной
диагностики" (зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2019 года, N54300);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года
N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской
реабилитации" (зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2018 года, N52162);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года
N 306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
2

10.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
13.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Современные методы диагностики функционального состояния человека при
занятиях физической культурой и спортом» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Функциональная диагностика».
ДПП ПК «Современные методы диагностики функционального состояния человека
при занятиях физической культурой и спортом» разработана Автономной некоммерческой
организацией дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Современные методы диагностики функционального
состояния человека при занятиях физической культурой и спортом» обусловлена тем, что
целостность системы подготовки спортсменов высокого класса неразрывно связана с
непрерывным комплексным контролем за состоянием основных систем организма, что
является основой управления динамикой различных сторон готовности спортсменов как
на отдельных этапах годичного, так и многолетнего цикла.
Одним из важных факторов обеспечения эффективности управления
тренировочным процессом является наличие объективной и достаточной информации, что
может быть обеспечено только стандартным набором показателей, полученных по единой
методике проведения обследований в строго регламентированные сроки.
Целевая аудитория программы: врач функциональной диагностики, врач по
лечебной физкультуре, врач по спортивной медицине, врач-педиатр, врач-терапевт, врач
физической и реабилитационной медицины.
Цель ДПП ПК: совершенствование компетенций, необходимых для
профессиональной деятельности в области диагностики функционального состояния
человека при занятиях физической культурой и спортом, повышение профессионального
3

уровня в рамках имеющейся квалификации, стремление постоянно повышать качество
лечебно-диагностической работы.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить общие аспекты диагностики функционального состояния человека при
занятиях физической культурой и спортом (факторы спортивной работоспособности;
состояния организма при спортивной деятельности; виды тестов и программы для
диагностики функционального состояния спортсменов и лиц, занимающихся физической
культурой);
 изучить диагностику аэробных и анаэробных возможностей организма
(диагностика аэробных функциональных возможностей организма - эргоспирометрия,
тест Купера, тест Бангсбо, тест Хоф-Хелград, метод Конкони, тест Йо-Йо; диагностика
анаэробных функциональных возможностей организма - биодинамическая оценка
мышечной композиции, тест Маргария;
 изучить диагностику ловкости и гибкости (тест ловкости Иллинойс, Арохид, Ттест);
 изучить морфологическое тестирование (антропометрические измерения, анализ
состава массы тела, антропометрических индексов).
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные методы
диагностики функционального состояния человека при занятиях физической культурой и
спортом» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Современные методы диагностики функционального состояния человека
при занятиях физической культурой и спортом» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля),
привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми заключен
договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

4

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
 проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
5

содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2021
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=111

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Функциональная диагностика
Дополнительные специальности: Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Педиатрия, Терапия, Физическая и реабилитационная медицина
Целевая аудитория программы: врач функциональной диагностики, врач по
лечебной физкультуре, врач по спортивной медицине, врач-педиатр, врач-терапевт, врач
физической и реабилитационной медицины.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Функциональная диагностика» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач функциональной диагностики»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года
6

N138н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач функциональной
диагностики"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.8 Проведение исследования и оценка состояния функции внешнего дыхания»
 «А/02.8 Проведение исследований и оценка состояния функции сердечнососудистой системы»
Вид деятельности

1
ВД 1: Проведение
функциональной
диагностики
состояния органов и
систем организма
человека

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
исследования и
оценка состояния
функции внешнего
дыхания (ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Проводить исследования
и оценивать состояние
функции внешнего
дыхания методами
спирометрии,
исследования
неспровоцированных
дыхательных объемов и
потоков,
бодиплетизмографии,
исследования
диффузионной
способности легких,
оценки эластических
свойств аппарата дыхания,
теста с разведением
индикаторного газа,
методами вымывания
газов, капнометрии,
пульсоксиметрии,
импульсной
осциллометрии,
исследования
спровоцированных
дыхательных объемов и
потоков, исследования
дыхательных объемов и
потоков с применением
лекарственных
препаратов, исследования
дыхательных объемов и
потоков при провокации
физической нагрузкой и
иными методами оценки
функционального стояния
внешнего дыхания в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Анализировать
полученные результаты
исследований, оформлять
заключения по

4
- Методы исследований и
оценки состояния функции
внешнего дыхания,
диагностические
возможности и методики их
проведения в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Методики проведения
исследований и оценки
состояния функции
внешнего дыхания,
подготовки пациента к
исследованиям
-Теоретические основы
методов исследований
функции внешнего дыхания,
в том числе, спирометрии,
бодиплетизмографии,
исследования
диффузионной способности
легких, оценки
эластических свойств
аппарата дыхания, теста с
разведением индикаторного
газа, методов вымывания
газов, капнометрии,
пульсоксиметрии,
импульсной осциллометрии,
оценки газового состава
крови и кислотно-основного
состояния крови, в том
числе с использованием
лекарственных,
функциональных проб
- Особенности проведения
исследований и оценки
состояния функции
внешнего дыхания у детей

7

Проведение
исследований и
оценка состояния
функции сердечнососудистой системы
(ПК-2)

результатам исследования
и оценивать состояние
функции внешнего
дыхания
- Выявлять синдромы
нарушений биомеханики
дыхания, общие и
специфические признаки
заболевания
- Выявлять дефекты
выполнения исследований
и определять их причины
- Работать с
компьютерными
программами обработки и
анализа результатов
исследований и оценивать
состояние функции
внешнего дыхания
- Выполнять нагрузочные
и функциональные пробы
(велоэргометрия, тредмилтест, лекарственные
пробы, пробы оценки
вегетативной регуляции
сердечно-сосудистой
системы); анализировать
полученные результаты,
оформлять заключение по
результатам исследования

- Методические подходы к
оценке центральной и
легочной гемодинамики,
центрального артериального
давления, общего
периферического
сопротивления, легочного
сосудистого сопротивления
- Виды и методики
проведения нагрузочных,
функциональных и
лекарственных проб, проб
оценки вегетативной
регуляции сердечнососудистой системы, оценка
результатов, оформление
заключения

В рамках дополнительных специальностей «Лечебная физкультура и
спортивная медицина» и «Физическая и реабилитационная медицина» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медицинской реабилитации»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018
года N 572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по
медицинской реабилитации"», которые соответствуют трудовым функциям:
 «D/03.8. Проведение и контроль эффективности применения лечебной
физкультуры при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации
индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов»
Профессиональный стандарт
«Специалист по медицинской реабилитации»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение и контроль
эффективности
применения лечебной

D/03.8

ТД 1: Проведение лечебной физкультуры для
пациентов с заболеваниями и (или) состояниями в
соответствии с порядком организации медицинской
8

физкультуры при
заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе
при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
(ПК-1,2)

реабилитации, с действующим порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской
помощи,
с
учетом
стандартов
медицинской помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
мероприятий
по
лечебной
физкультуре
при
заболеваниях и (или) состояниях в соответствии с
порядком организации медицинской реабилитации

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
 «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Обследование детей
с целью
установления
диагноза

А/01.7

ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка
ТД 2: Направление детей на инструментальное обследование в
соответствии с действующими клиническими рекомендациями
(протоколами лечения), порядками оказания медицинской
помощи и с учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Терапия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза

А/02.7

Трудовые действия
ТД 1: Проведение полного физикального обследования
пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
ТД 2: Направление пациента на инструментальное
обследование при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
9

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И
СПОРТОМ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция

п/п

Наименование модулей

Общие аспекты диагностики
функционального состояния
1
человека при занятиях физической
культурой и спортом
Диагностика аэробных и
2 анаэробных возможностей
организма
Диагностика ловкости и гибкости
3

4

Морфологическое тестирование

Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

(итоговое

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)

10

8

2

15

13

2

5

4

1

5

4

1

1
36

29

1

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
Тестирова
ние

7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И
СПОРТОМ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
10

№
п/п

1

1.1

Наименование модулей, разделов и
тем

Общие аспекты диагностики
функционального состояния человека
при занятиях физической культурой и
спортом
Факторы спортивной работоспособности

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

10

8

2

2

2

-

3

2

1

2

2

-

3

2

1

15

13

2

2

1

1

2

2

-

(в т.ч
консуль
тации)

2.1.1

Программы диагностики
функционального состояния
спортсменов и лиц, занимающихся
физической культурой
Состояния организма при спортивной
деятельности
Классификации и виды тестов для
диагностики функционального состояния
спортсменов и лиц, занимающихся
физической культурой
Диагностика аэробных и анаэробных
возможностей организма
Диагностика аэробных
функциональных возможностей
организма
Эргоспирометрия

2.1.2

Тест Купера (Cooper-test)

1

1

-

2.1.3

Тест Бангсбо (Bangsbo)

1

1

-

2.1.4

Тест Хоф-Хелград (Hoff-Helgerud)

1

1

-

2.1.5

Метод Конкони (Conconi)

1

1

-

2.1.6

Тест Йо-Йо (YO-YO)

3

3

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1.2

1.3
1.4

2
2.1

2.2.2

Диагностика анаэробных
функциональных возможностей
организма
Биодинамическая оценка мышечной
композиции
Тест Маргария

3

Диагностика ловкости и гибкости

5

4

1

Тестирование ловкости (тест ловкости
Иллинойс, Арохид, Т-тест
Тестирование гибкости

3

2

1

2

2

-

Морфологическое тестирование

5

4

1

2.2
2.2.1

3.1
3.2
4

11

Форма
контроля

4.1
4.2

Антропометрические измерения

2

2

-

Анализ состава массы тела,
антропометрических индексов
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

3

2

1

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И
СПОРТОМ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Современные методы диагностики функционального
состояния человека при занятиях физической культурой и спортом» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует
систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

12

выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Функциональные пробы позволяют оценить все перечисленное, кроме
а) состояния здоровья
б) уровня функциональных возможностей
в) резервных возможностей
г) психоэмоционального состояния и физического развития
2. К рациональному типу реакций на физическую нагрузку относится
а) нормотонический
б) гипотонический
в) гипертонический
г) ступенчатый
д) дистонический
3. PWC170 (W170) означает
а) работу при нагрузке на велоэргометре
б) работу при нагрузке на ступеньке
в) работу, выполненную за 170 секунд
г) мощность нагрузки при частоте сердечных сокращений 170 ударов в минуту
д) мощность нагрузки на велоэргометре
4.
К необходимым показателям для расчета максимального потребления
кислорода (л/мин) непрямым методом после велоэргометрии относятся
а) частота сердечных сокращений до нагрузки
б) максимальная частота сердечных сокращений и максимальная мощность
велоэргометрической нагрузки в кгм/мин
в) мощность первой нагрузки в кгм/мин
г) мощность второй нагрузки в кгм/мин
5.
Физиологическое значение велоэргометрического теста у спортсменов не
включает определение
а) тренированности и психологической устойчивости
б) функционального состояния кардиореспираторной системы
в) аэробной производительности организма
г) общей физической работоспособности
6. Клиническими критериями прекращения пробы с физической нагрузкой
являются
а) достижение максимально допустимой частоты сердечных сокращений
б) приступ стенокардии
в) падение систолического артериального давления или повышение АД более
200/120 мм рт.ст.
г) выраженная одышка
д) все перечисленное
7.
Оптимальным режимом
физическую нагрузку, является

пульса,
13

при

котором

следует

прекратить

а) 120 в/мин
б) 140 в/мин
в) 150 в/мин
г) 170 в/мин
д) 200 в/мин
8. Мощность нагрузки при степ-эргометрии зависит от всего перечисленного,
кроме
а) веса тела
б) высоты ступеньки
в) роста и жизненной емкости легких
г) количества восхождений в минуту
9. Оценка пробы Штанге у спортсменов проводится после нагрузки
а) через 20 с
б) через 30 с
в) через 60 с
г) через 100 с
д) через 120 с
10. К формам врачебно-педагогических наблюдений относятся
а) испытания с повторными специфическими нагрузками
б) дополнительные нагрузки
в) изучение реакции организма спортсмена на тренировочную нагрузку
г) велоэргометрия
д) правильно б) и в)
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Граевская Н.Д. Спортивная медицина. Курс лекций и практические занятия /
Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова– М.: Спорт, Человек, 2018. – 712 с.
2.
Корягина Ю.В. Применение аппаратно-программного комплекса экспресс
диагностики функционального состояния человека / Ю.В. Корягина, Г.Н. Тер-Акопов,
С.В. Нопин - Ессентуки, 2019. – 27 c.
3.
Кулиненков О.С. Медицина спорта высших достижений / О.С. Кулиненков.
- М.: Спорт, 2016. – 320 с.
4.
Солодков, А.С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб.
для вузов физ. культуры / А. С. Солод- ков, Е. Б. Сологуб. - 5-е изд., испр. и доп. - М.:
Спорт, 2015. - 620 с.
5.
Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. – М.:
ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 568с.
6.
Кулигин О.В. Общие основы лечебной физической культуры /О.В. Кулигин,
Н.Н. Нежкина, Ю.В. Чистякова. – Иваново, ГБОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ, 2014. – 78с.
7.
Нежкина Н.Н. Организация физического воспитания детей в
образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие / Н.Н. Нежкина. - Иваново: ИПК и
ППК, 2007. – 64 с.
14

8.
Нежкина Н.Н. Индивидуальные пути движения к здоровью. Часть 1.
Рациональная двигательная активность / Н.Н. Нежкина, О.В. Кулигин, Ф.Ю. Фомин. –
Издание второе, переработано и дополнено – Иваново: ООО «Нейрософт», 2013. – 60с.
9.
Нежкина Н.Н. Психофизическая тренировка: учебное пособие / Н.Н.
Нежкина, О.В. Кулигин. – Иваново: ФГБОУ ВО ИвГМА МЗ РФ, 2019. – 74 с.
10.
Абрамова Т.А. Морфологические критерии – показатели пригодности,
общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к
тренировочным нагрузкам: Учебно-методическое пособие/ Т.Ф. Абрамова, Т.М.
Никитина, Н.И. Кочеткова. – М.: ТВТ Дивизион, 2010. –104 с.
11.
Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и
прогнозирования (морфобиомеханический подход): науч.- метод. пособие; монография /
В. П. Губа. - М.: Сов. спорт, 2012. - 384 с.
12.
Иорданская Ф.А.
Мониторинг функциональной подготовленности юных
спортсменов - резерва спорта высших достижений (этапы углубленной подготовки и
спортивного совершенствования): монография / Ф. А. Иорданская. - 2-е изд., стер. - М.:
Сов. спорт, 2014. - 142 с.
13.
Корягина Ю.В.
Комплексный контроль в футболе: учеб. пособие для
студентов направления 034300 "Физ. культура", магистрантов профиля магистер. подгот.
"Система подгот. высококвалифицированных спортсменов в игровых видах спорта", для
слушателей ФПК, тренеров по футболу, науч. работников и специалистов / Ю. В.
Корягина, В. А. Блинов, Ю. И. Сиренко; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. - 136 с.
14.
Корягина Ю.В.
Руководство к практическим занятиям по дисциплине
"Физиологическое тестирование спортсмена": учеб. пособие для студентов вузов / Ю. В.
Корягина; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. 108 с.
15.
Попов Д.В. Физиологические основы оценки аэробных возможностей и
подбора тренировочных нагрузок в лыжном спорте и биатлоне / Д. В. Попов, А. А.
Грушин, О. Л. Виноградова. - М.: Сов. спорт, 2014. - 78 с.
16.
Попов Д.В. Физиологические основы оценки аэробных возможностей и
подбора тренировочных нагрузок в лыжном спорте и биатлоне - М.: Сов. спорт, 2014.
17.
Физиология физического воспитания и спорта: учеб. Для студентов вузов,
обучающихся по специальности 020205 "Физиология", специализации 020205. 07
"Физиология труда и спорта" / В. М. Смирнов [и др.]. - М.: Мед. информ. агентство, 2012.
- 544 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
15

7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

16


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».