ДПП ПК_Методы диагностики ПЦР и ИФА (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15сентября 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПЦР И ИФА»
36 ак.ч.
Специальность: Клиническая лабораторная диагностика

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Методы диагностики ПЦР и ИФА»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Клиническая лабораторная диагностика
4. Дополнительные специальности: Инфекционные болезни
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Методы диагностики ПЦР и ИФА», специальность «Клиническая лабораторная
диагностика», разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N145н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области
клинической лабораторной диагностики" (зарегистрирован в Минюсте России 3 апреля
2018 года, N 50603);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N135н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-инфекционист"
(зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50593);
6.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
8.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
2

10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Методы диагностики ПЦР и ИФА» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Клиническая лабораторная диагностика».
ДПП ПК «Методы диагностики ПЦР и ИФА» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Методы диагностики ПЦР и ИФА» обусловлена тем, что
знание вопросов лабораторной диагностики и профилактики вирусных инфекций, в том
числе новой коронавирусной инфекции COVID-19, является важной составляющей в
обеспечении безопасной среды среди населения, а также в медицинских организациях.
Целевая аудитория программы: врач клинической лабораторной диагностики,
врач-инфекционист.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональной компетентности и
повышение профессионального уровня специалистов высшего лабораторного звена,
осуществляющих
деятельность,
связанную
с
использованием
возбудителей
инфекционных заболеваний в составе диагностических тест-систем при проведении
серологических и молекулярно-биологических методов диагностики вирусных
заболеваний.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить
вопросы
организации
клинико-диагностической
лаборатории
(лабораторная диагностика инфекционных болезней: настоящее, будущее; характеристика
микробиологических
и
иммунологических
лабораторий;
организация
микробиологической лаборатории; основные нормативные документы, техника
безопасности, устройство помещений и комплектация оборудования в ПЦРлабораториях);
 изучить основы метода полимеразной цепной реакции (принципы и возможности
метода ПЦР; методы детекции результатов; ПЦР-диагностика новой коронавирусной
инфекции COVID-19);
 изучить основы иммуноферментного анализа (принципы, метод исследования,
техника лабораторных работ ИФА; иммунологические методы с применением
химических меток; иммунный блоттинг и иммунохроматографический метод);
 изучить применение ИФА в клинической практике (ИФА-диагностика новой
3

коронавирусной инфекции COVID-19; ИФА в диагностике инфекционных, эндокринных
и онкозаболеваний);
 изучить вопросы контроля качества в лаборатории (система управления качеством
медицинской помощи; контроль работы приборов и оборудования, средства контроля;
методы контроля качества, не требующие контрольных материалов; особенности
контроля качества отдельных видов исследований; оценка и контроль качества работы
лаборанта; лабораторные ошибки, доказательная медицина).
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Методы диагностики ПЦР
и ИФА» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Методы диагностики ПЦР и ИФА» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля),
привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми заключен
договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
4

имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
 проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

14. Стоимость обучения:
5

Средства ТФОМС
да

Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2021
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=106

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Клиническая лабораторная диагностика
Дополнительные специальности: Инфекционные болезни
Целевая аудитория программы: врач клинической лабораторной диагностики,
врач-инфекционист.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Клиническая лабораторная диагностика»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Специалист в области клинической
лабораторной диагностики», утвержденного приказом Министерства труда и социальной
защиты от 14 марта 2018 года N145н «Об утверждении профессионального стандарта
"Специалист в области клинической лабораторной диагностики"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.7. Организация контроля качества клинических лабораторных исследований
третьей
категории
сложности
на
преаналитическом,
аналитическом
и
постаналитическом этапах исследований»;
 «А/02.7. Освоение и внедрение новых методов клинических лабораторных
исследований и медицинских изделий для диагностики in vitro»;
 «А/03.7. Выполнение клинических лабораторных исследований третьей категории
сложности»;
 «А/04.7. Внутрилабораторная валидация результатов клинических лабораторных
исследований третьей категории сложности»;
 «А/05.7. Организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского
персонала лаборатории и ведение медицинской документации»
6

Вид деятельности

1
ВД1: Выполнение,
организация
и
аналитическое
обеспечение
клинических
лабораторных
исследований
третьей категории
сложности

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Организация контроля
качества клинических
лабораторных
исследований третьей
категории сложности на
преаналитическом,
аналитическом и
постаналитическом
этапах исследований
(ПК-1)

Должен уметь

3
-Организовывать и
производить контроль
качества клинических
лабораторных
исследований третьей
категории сложности на
преаналитическом,
аналитическом и
постаналитическом
этапах исследований

Освоение и внедрение
новых методов
клинических
лабораторных
исследований и
медицинских изделий
для диагностики in vitro
(ПК-2)

- Обеспечивать условия
на рабочем месте для
внедрения новых
медицинских изделий для
диагностики in vitro и
выполнения новых видов
клинических
лабораторных
исследований
- Оценивать
прецизионность и
правильность
лабораторной методики
-Рассчитывать
референтный интервал
лабораторного показателя

Выполнение
клинических
лабораторных
исследований третьей
категории сложности
(ПК-3)

- Выполнять клинические
лабораторные
исследования третьей
категории сложности и
производить контроль их
качества
- Составлять отчеты о
проведенных
клинических
лабораторных
исследованиях третьей
категории сложности

7

Должен знать

4
- Правила проведения и
критерии качества
преаналитического ,
аналитического и
постаналитического этапа
клинических
лабораторных
исследований третьей
категории сложности,
включая правильность
взятия и оценку качества
биологического
материала
- Стандарты в области
качества клинических
лабораторных
исследований третьей
категории сложности
- Основные принципы и
методики осваиваемых
клинических
лабораторных
исследований
- Аналитические
характеристики
клинических
лабораторных методов
(прецизионность,
правильность,
специфичность,
чувствительность) и их
определение
- Методы расчета
референтных интервалов
лабораторных
показателей
- Принципы
лабораторных методов
третьей категории
сложности, применяемых
в лаборатории: химикомикроскопических,
гематологических,
цитологических,
биохимических,
коагулологических,
иммунологических,
иммуногематологических,
химикотоксикологических, для
проведения
терапевтического
лекарственного

Внутрилабораторная
валидация результатов
клинических
лабораторных
исследований третьей
категории сложности
(ПК-4)

- Оценивать степень и
значимость отклонения
результата лабораторного
исследования от
референтного интервала
- Оценивать влияние
различных видов
вариации на результаты
клинических
лабораторных
исследований третьей
категории сложности

Организация
деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
лаборатории и ведение
медицинской
документации (ПК-5)

- Организовывать
деятельность
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
лаборатории
- Проводить внутренний
аудит деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
лаборатории
- Обучать находящийся в
распоряжении
медицинский персонал
лаборатории

8

мониторинга,
молекулярнобиологических,
генетических,
микробиологических, в
том числе
бактериологических,
паразитологических и
вирусологических
исследований
- Аналитические
характеристики
лабораторных методов
третьей категории
сложности и их
обеспечение
- Виды вариации
результатов клинических
лабораторных
исследований третьей
категории сложности
- Концепция референтных
интервалов, методика
расчета референтных
интервалов лабораторных
показателей
- Коэффициент
критической разницы
лабораторного
показателя, методика его
расчета
- Принципы обеспечения
прослеживаемости
результатов измерений и
гармонизации
клинических
лабораторных
исследований третьей
категории сложности
- Функциональные
обязанности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
лаборатории
- Преаналитические и
аналитические
технологии клинических
лабораторных
исследований третьей
категории сложности
- Принципы работы и
правила эксплуатации
медицинских изделий для
диагностики in vitro
- Основы управления
качеством клинических
лабораторных
исследований третьей
категории сложности

В рамках дополнительной специальности «Инфекционные болезни» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-инфекционист», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N135н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-инфекционист"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
 «А/01.8 Проведение обследования пациентов с инфекционными заболеваниями и
(или) состояниями с целью установления диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-инфекционист»
Трудовая функция
Наименование
Проведение обследования
пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями с целью
установления диагноза

Трудовые действия

Код
А/01.8

ТД 1: Направление пациентов с инфекционными
заболеваниями и (или) состояниями на лабораторное
обследование в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи
Должен знать: Методы диагностики инфекционных
заболеваний
ТД 2: Обеспечение безопасности диагностических
мероприятий для пациентов и медицинских работников

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПЦР И ИФА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция

п/п

Наименование модулей

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)

Организация клинико1 диагностической лаборатории

6

5

1

Основы метода полимеразной
2 цепной реакции (ПЦР)

4

3

1

9

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-5
ПК-1
ПК-2
ПК-3

Особенности ПЦР-диагностики
3 возбудителей различных
инфекционных болезней
Иммуноферментный анализ
4 (ИФА), принципы, метод
исследования, техника
лабораторных работ
ИФА в клинической практике
5

5

6

4

5

1

ПК-1
ПК-2
ПК-3

1

ПК-1
ПК-2
ПК-3

5

4

1

9

8

1

Контроль качества в лаборатории
6
Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

(итоговое

1
36

-

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-4
ПК-5
Тестиров
ание

1

29

7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПЦР И ИФА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Наименование модулей, разделов и тем

п/п

1
1.1
1.2
1.3

1.4

1.5

Организация клинико-диагностической
лаборатории
Лабораторная диагностика инфекционных
болезней: настоящее, будущее
Характеристика микробиологических и
иммунологических лабораторий
Организация микробиологической
лаборатории. Основные нормативные
документы при проведении ПЦР
Устройство помещений ПЦРлаборатории. Комплектация
лабораторного оборудования для ПЦРдиагностики
Техника безопасности в
бактериологических и ПЦР-лабораториях
10

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

6

5

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

2
2.1
2.2
2.3
3

3.1

3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5

Основы метода полимеразной цепной
реакции (ПЦР)
Основы метода полимеразной цепной
реакции (ПЦР)
Принципы и возможности метода
полимеразной цепной реакции
Методы детекции результатов

4

3

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

5

4

1

2

2

-

3

2

1

6

5

1

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

Преданалитический, аналитический и
постаналитический этапы
ИФА в клинической практике

1

1

-

5

4

1

Применение ИФА в диагностике
инфекционных заболеваний
ИФА-диагностика новой коронавирусной
инфекции COVID-19
Применение ИФА в диагностике
эндокринных заболеваний
Применение ИФА в диагностике
онкозаболеваний
Контроль качества в лаборатории

1

1

-

1

1

1

1

-

2

1

1

9

8

1

Система управления качеством
медицинской помощи
Контроль работы приборов и
оборудования. Средства контроля
Методы контроля качества, не
требующие контрольных материалов
Особенности контроля качества
отдельных видов исследований
Оценка качества работы лаборанта

2

2

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

2

-

Особенности ПЦР-диагностики
возбудителей различных
инфекционных болезней
Применение ПЦР в диагностике
туберкулёза. Диагностика внелёгочных
форм туберкулёза. Штаммовая
идентификация микобактерий
ПЦР-диагностика новой коронавирусной
инфекции COVID-19
Иммуноферментный анализ (ИФА),
принципы, метод исследования,
техника лабораторных работ
Иммунологические методы с
применением химических меток
Иммунный блоттинг.
Иммунохроматографический метод
Рекомендации по проведению ИФА.
Основные правила работы с
автоматической пипеткой
Нормативно-методическое обеспечение

11

6.6

Контроль качества и лабораторные
ошибки. Доказательная медицина и
контроль качества
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

2

1

1

1

-

1

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПЦР И ИФА»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Методы диагностики ПЦР и ИФА» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует
систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

12

Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. В сопроводительном бланке к материалу, поступающему в лабораторию, должно
быть, указано следующее, кроме:
а) фамилия, имя, отчество больного (№ истории болезни)
б) вид исследования
в) предполагаемый диагноз
г) фамилия лечащего врача
д) метод исследования
2.
а)
б)
в)
г)
д)

Венозную кровь у пациента рекомендуется брать:
после приема пищи
с постоянно наложенным жгутом
после физиопроцедур
из катетера после сбора 10 первых капель
после приема лекарств

3. Основные правила работы в КДЛ
1. использовать при работе защитную одежду
2. проводить исследование биоматериала в резиновых перчатках
3. мыть лабораторную посуду и инструментарий после предварительной дезинфекции
4. при загрязнении кожи или слизистых кровью или другими биологическими
жидкостями немедленно обработать их дезинфицирующими растворами
5. использованную лабораторную посуду сразу промывать под проточной водой
а) 1,2,3,5
б) 2,4,5
в) 3,4,5
г) 1,2,3,4
д) 1,3,5
4. С отработанным биоматериалом (моча, кровь, кал) производят следующие
действия, кроме
а) сливают в специальную тару
б) обеззараживают дезраствором
в) кипятят
г) обеззараживают автоклавированием
д) сжигают
5. Посуду с биоматериалом инфицированных больных
1. собирают в баки
2. обеззараживают автоклавированием
3. обрабатывают дезинфицирующим раствором
4. обрабатывают кипячением
5. сливают содержимое в канализацию сразу после работы
а) 1,2,3,4
б) 3,4,5
в) 1,3,5
г) 2,4,5
д) 1,2,4,5
6. Классический путь активации комплемента осуществляется:
а) без участия антител
13

б)
в)
г)
д)

при участии пропердина
без образования мембраноатакующего комплекса
при образовании комплекса антиген - антитело
при образовании L-трансформантов

7. Метки в диагностических сыворотках присоединены к:
а) Fc-фрагменту антител
б) Fab- фрагменту антител
в) легким цепям антител
г) тяжелым цепям антител
д) шарнирной части антител
8. Люминесцентный микроскоп используется для учета результатов:
а) ПЦР
б) ИФА
в) РИФ
г) РСК
д) РНГА
9. Суть экспресс-диагностики инфекционных заболеваний –это определение:
а) общего титра специфических антител
б) нарастание титра специфических антител
в) IgM
г) IgG
д) специфических антигенов
10. Контроль ингредиентов серологических реакций (верно все, к р о м е):
а) позволяет исключить ложноположительные результаты
б) уменьшает кратность исследований
в) позволяет иметь достоверные результаты
г) позволяет исключить ложноотрицательные результаты
д) составляющая внутрилабораторного контроля качества
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Заразные болезни человека. - М.: Государственное издательство
медицинской литературы, 2016. - 682 c.
2.
Казанцев, А. П. Справочник по инфекционным болезням / А.П. Казанцев,
В.С. Матковский. - М.: Медицина, 2014. - 248 c.
3.
Ритова, В. В Роль вирусов в перинатальной и постнатальной патологии
человека / Ритова В. В. - Москва: Синтег, 2017. - 256 c.
4.
Руководство по инфекционным болезням. - М.: Медицина, 2017. - 512 c.
5.
Инфекционные болезни. Атлас: руководство. Учайкин В.Ф., Харламова
Ф.С., Шамшева, О.В., Полеско И.В. 2010 - 384 с.: ил.
6.
Инфекционные болезни: учебник / [Аликеева Г. К. и др.]; под ред. Н. Д.
Ющука, Ю. Я. Венгерова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013 - 704 с. :
ил.
14

7.
Никифоров В.В., СурановаТ.Г., Миронов А. Ю., Забозлаев Ф.Г. Новая
коронавирусная инфекция (COVID-19): этиология, эпидемиология, клиника, диагностика,
лечение и профилактика, – Москва, 2020 – 48 с.
8.
Зверева, В.В. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология.
Том 2/ В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2014. - 480 с.
9.
Временные методические рекомендации: Лекарственная терапия острых
респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) в амбулаторной практике в период эпидемии
COVID-19, Разработаны научным сообществом: Сеченовский университет и ФГБУ
«НМИЦ ФПИ».
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

15


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».