ДПП ПК_Современные методы обследования стоматологического пациента (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15сентября 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПАЦИЕНТА»
36 ак.ч.
Специальность: Стоматология

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Современные методы обследования стоматологического пациента»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Стоматология
4. Дополнительные специальности: Стоматология профилактическая
5. Категория слушателей: специалисты со средним профессиональным
образованием по специальности «Стоматология» и сертификатом по специальности
«Стоматология».
Должности: зубной врач
6. Форма обучения: заочная
7. Пояснительная записка:
Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Современные методы обследования стоматологического пациента»,
специальность «Стоматология» разработана на основании следующих нормативноправовых актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N 469н «Об утверждении профессионального стандарта "Гигиенист стоматологический"
(зарегистрирован в Минюсте России 18 августа 2020 года, N 59311);
5.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
6.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении
Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со
средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
2

8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
9.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов");
11.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Современные методы обследования стоматологического пациента» является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим
содержание
и
организационно-методические формы обучения по основной
специальности
«Стоматология».
ДПП ПК «Современные методы обследования стоматологического пациента»
разработана
Автономной
некоммерческой
организацией
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность программы обусловлена высокой распространенностью болезней
полости рта и зубов среди населения. В нашей стране кариесом поражены 90-99%
взрослого населения. Раннее выявление, определение факторов риска, профилактика и
адекватное лечение снижают риски потери зубов и развития сопутствующих патологий, а
также улучшают качество жизни пациентов. В связи с этим в условиях модернизации
здравоохранения необходимо дальнейшее неуклонное повышение качества оказания
медицинской помощи населению, в том числе посредством совершенствования
профессиональных компетенций специалистов, оказывающих стоматологическою помощь
населению.
Целевая аудитория программы: зубной врач, гигиенист стоматологический.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональной компетентности и
повышение
профессионального
уровня
специалистов
в
области
оказания
стоматологической помощи населению, приобретение и углубление знаний о
современных методах обследования стоматологического пациента.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 ознакомиться с вопросами организации стоматологической помощи населению
(нормативные основы медицинской деятельности, аккредитация специалистов среднего
3

медицинского звена; медицинская документация, амбулаторная карта; составление
комплексного плана лечения; коммуникационное взаимодействие и информационные
инновации в профессиональной деятельности; этика и деонтология в работе зубного
врача, основы медицинской психологии; санитарно-противоэпидемический режим в
стоматологии);
 изучить основные методы обследования стоматологического пациента (опрос
больного, объективное обследование – осмотр пациента, внешний осмотр, осмотр полости
рта, инструментальный осмотр полости рта);
 изучить дополнительные методы обследования стоматологического пациента
(термометрические
методы
исследования,
электроодонтодиагностика,
электрометрический метод определения длины корневого канала, рентгенологические и
функциональные методы исследования, фотография, общесоматическое, неврологическое
обследование, лабораторные и гистоморфологические методы исследования,
специфические методы исследования);
 изучить вопросы местного обезболивания и анестезиологии в стоматологии
(препараты, методы местного обезболивания; общие и местные осложнения анестезии
(клиника, диагностика, лечение), алгоритм оказания неотложной помощи в амбулаторной
стоматологии).
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
сестринского дела в эндокринологии» предусматривает следующие виды учебных занятий
и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение:
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы сестринского дела в эндокринологии»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих
высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины (модуля), привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8.

9.

Новые компетенции: нет

4

10. Стажировка: нет
11. Симуляционное обучение: нет
12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
 проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах
каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции),
задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить
результаты преподавателю через личный кабинет.
5

Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
13. Сетевая форма реализации: нет
14. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

15. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3000 руб.
3000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
16. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

17. Год утверждения программы: 2021
18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=94
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Стоматология
Дополнительные специальности: Стоматология профилактическая
Целевая аудитория программы: зубной врач, гигиенист стоматологический
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Стоматология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
квалификационной характеристики зубного врача, утвержденного Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
6

Зубной врач
Должностные обязанности

Должен знать:

1.
Осуществляет диагностику и лечение
заболеваний и поражений зубов, полости рта
и челюстно-лицевой области в соответствии с
профилем занимаемой должности (ПК-1)
2.
Обеспечивает
инфекционную
безопасность пациентов и медицинского
персонала,
асептику
и
антисептику,
выполнение
требований
инфекционного
контроля в стоматологическом отделении
(ПК-2)
3.
Осуществляет ведение медицинской
документации (ПК-3)

Законы и иные нормативные правовые акты
Российской
Федерации
в
сфере
здравоохранения,
современные
методы
диагностики, лечения заболеваний и поражений
зубов, полости рта и челюстно-лицевой
области,
основы
организации
стоматологической
помощи,
приемы
реанимации, основы асептики и антисептики,
методы оказания первой помощи при
кровотечении, коллапсе, анафилактическом
шоке, медицинскую этику и деонтологию,
психологию профессионального общения.

В рамках дополнительной специальности «Стоматология профилактическая»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Гигиенист стоматологический», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N 469н «Об
утверждении профессионального стандарта "Гигиенист стоматологический"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.5 Проведение обследования пациента для оценки и регистрации
стоматологического статуса и гигиенического состояния рта»
 «А/04.5 Проведение анализа медико-статистической информации, ведение
медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении
медицинского персонала»
Профессиональный стандарт «Гигиенист стоматологический»
Трудовая функция
Трудовые действия

Наименование

Код

Проведение обследования
пациента для оценки и
регистрации стоматологического
статуса и гигиенического
состояния рта (ПК-1,2)
Проведение анализа медикостатистической информации,
ведение медицинской
документации, организация
деятельности находящегося в
распоряжении медицинского
персонала (ПК-3)

А/05.8

ТД
1:
Проведение
стоматологического
обследования пациента
ТД 2: Оценка гигиенического состояния полости
рта пациента

А/04.5

ТД 1: Ведение медицинской документации, в том
числе в форме электронного документа
ТД 2: Использование в работе информационных
систем
в
сфере
здравоохранения
и
информационно-телекоммуникационной
сети
"Интернет"

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО
ПАЦИЕНТА»
7

Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция
п/п

Наименование модулей

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консульт
ации)

Организация стоматологической
1 помощи населению

8

6

2

ПК-1
ПК-2
ПК-3

Основные методы обследования
2 стоматологического пациента

6

5

1

ПК-1

15

12

3

ПК-1

6

4

2

ПК-1

Дополнительные методы
3 обследования стоматологического
пациента
Местное обезболивание и
4 анестезиология в стоматологии
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

-

1
36

Тестиров
ание

1

27

9

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО
ПАЦИЕНТА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

Наименование модулей, разделов и
тем

8

Общее
кол-во
часов

Лекция

Самост
работа
(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

Организация стоматологической
помощи населению
Организация стоматологической
помощи в РФ
Нормативные основы медицинской
деятельности. Аккредитация
специалистов среднего
медицинского звена. Медицинская
документация, амбулаторная карта
Составление комплексного плана
лечения
Коммуникационное взаимодействие
и информационные инновации в
профессиональной деятельности
Этика и деонтология в работе
зубного врача. Основы медицинской
психологии
Санитарно-противоэпидемический
режим в стоматологии
Основные методы обследования
стоматологического пациента
Опрос больного

8

6

2

1

1

-

2

1

1

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

6

5

1

1

1

-

1

1

-

2.3

Объективное обследование – осмотр
пациента
Внешний осмотр

1

1

-

2.4

Осмотр полости рта

1

1

-

2.5

Инструментальный осмотр полости
рта
Дополнительные методы
обследования стоматологического
пациента
Термометрические методы
исследования
Электроодонтодиагностика

2

1

1

15

12

3

1

1

-

2

1

1

1

1

-

3.4

Электрометрический метод
определения длины корневого канала
Рентгенологические исследования

2

1

1

3.5

Фотография

1

1

-

3.6

2

1

1

3.7

Функциональные методы
исследования
Общесоматическое обследование

1

1

-

3.8

Неврологическое обследование

1

1

-

3.9

Лабораторные методы исследования

1

1

-

3.10

Гистоморфологические методы

1

1

-

1
1.1
1.2

1.3
1.4

1.5

1.6
2
2.1
2.2

3
3.1
3.2
3.3

9

3.11
4
4.1
4.2
4.3

4.4

Специфические исследования
Местное
обезболивание
анестезиология в стоматологии
Препараты для местного
обезболивания
Методы местного обезболивания

и

Общие и местные осложнения
анестезии. Клиника. Диагностика.
Лечение
Алгоритм оказания неотложной
помощи в амбулаторной
стоматологии
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

2

2

-

6

4

2

1

1

-

2

1

1

1

1

-

2

1

1

1

-

1

36

27

9

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО
ПАЦИЕНТА»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Современные методы обследования стоматологического
пациента» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

10

Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. При опросе стоматологического больного выясняют:
1) жалобы больного;
2) историю данного заболевания;
3) историю жизни больного;
4) все ответы верны.
2. Постоянные зубы принято обозначать:
1) арабскими цифрами;
2) римскими цифрами;
3) буквенными символами;
4) все верно.
3. К лимфатическим узлам челюстно-лицевой области относятся:
1) поднижнечелюстные;
2) подмышечные;
3) подбородочные;
4) правильно 1,3;
5) все ответы верны.
4. При осмотре слизистой оболочки полости рта изучают:
1) цвет слизистой оболочки;
2) влажность слизистой оболочки;
3) прикус;
4) дефекты зубных рядов;
5) верно 1,2;
6) нет верного ответа.
5. Обследование пациента начинают с метода:
1) рентгенологического;
2) лабораторного;
3) термометрического;
4) опроса пациента;
5) цитологического.
6. К основным методам обследования относятся:
1) опрос, рентгенография;
2) опрос, осмотр;
3) осмотр, ЭОД;
4) ЭОД, рентгенография;
11

5) перкуссия, ЭОД.
7. Опрос пациента начинается с выяснения:
1) истории жизни;
2) анамнеза заболевания;
3) перенесенных заболеваний;
4) жалоб;
5) аллергоанамнеза.
8. Слизистая оболочка полости рта в норме:
1) бледная, сухая;
2) бледно-розового цвета, сухая;
3) бледно-розового цвета, равномерно увлажнена;
4) ярко-красного цвета, обильно увлажнена;
5) гиперемирована, отечна.
9. С целью уточнения диагноза при положительной перкуссии зуба необходимо
использовать метод:
1) реографии;
2) рентгенографии;
3) эхоостеометрии;
4) ЭОД.
10. Осмотр пациента начинают с
1) заполнения зубной формулы;
2) определения прикуса;
3) внешнего осмотра;
4) осмотра зубных рядов;
5) перкуссии зубов.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.

Пропедевтическая стоматология. П/р. Э.А. Базикяна. М.: Гэотар-Медиа,

2010
2.
Пропедевтическая стоматология в вопросах и ответах: учеб. пос. /А.И.
Булгакова, А.Ш. Галикеева, И.В. Валеев, Т.С. Мухаметзянова, Д.И. Шайхутдинова, Ф.Р.
Хисматуллина, Л.М. Хазиева; под ред. А.И. Булгаковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 –
128с
3.
Терапевтическая стоматология: учебник: в 3 частях. Ч.3. Заболевания
слизистой оболочки полости рта, – под ред. проф. Г. М. Барера. - Москва: ГЭОТАРМедиа. – 2010- 245 с.
4.
Терапевтическая стоматология. Болезни пародонта: учебник: в 3 ч. / Под
ред. Г. М. Барера. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - Ч. 2. - 224 с.: ил.
5.
Терапевтическая стоматология. Болезни зубов: учебник: в 3 ч. / под ред. Е.
А. Волкова, О. О. Янушевича. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - Ч. 1. - 168 с.: ил.
6.
Терапевтическая стоматология: Учебн. пособие/ Под ред. проф. Л.А.
12

Дмитриевой. – М.: МЕДпресс-информ, 2003.
7.
Терапевтическая стоматология, Максимовский Ю.М., Митронин А.В. М.:
Гэотар-Медиа, 2012. – 322 с.
8.
Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология:
Учебн.пособ./ А.И.Николаев, Л.М. Цепов – 6-е изд., перераб. и доп.
9.
Курякина Н.В. Заболевания пародонта /Н.В. Курякина, Т.Ф. Кутепова. – М.:
Медицинская книга, Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2003. – 250с. С. 5 – 25.
10.
Болезни зубов и полости рта: учебник. Макеева И.М., Сохов С.Т., Алимова
М.Я. и др. 2012. - 248 с.: ил.
11.
Леус П.А. Коммунальная стоматология. – Минск, 2000.
12.
Профилактическая стоматология. Кузьмина И.Н. – Учебное пособие. – 2009.
– 188 с.
13.
Средства и методы профилактики воспалительных заболеваний пародонта.
Грудянов А.И. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2012. – 96 с.
14.
Профилактика стоматологических заболеваний. / Кузьмина Э.М. Учебное
пособие, издательство «Поли Медиа Пресс» 2001 год. с. 216.
15.
Профилактика стоматологических заболеваний, Т.Н. Терехов., Т.В.
Попруженко, 2004
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача"
http://www.rosmedlib.ru/
2.
Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ):
http://feml.scsml.rssi.ru/feml/
3.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
4.
Электронная библиотека MedLib: http://www.medlib.ws
5.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
6.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru
7.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».