ДПП ПК_Актуальные вопросы медицинского массажа в педиатрии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15июня 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО МАССАЖА В ПЕДИАТРИИ»
36 ак.ч.
Специальность: «Медицинский массаж»

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Актуальные вопросы медицинского массажа в педиатрии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Медицинский массаж
4. Категория слушателей: специалисты со средним профессиональным образованием по одной
из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», "Медицинский
массаж" (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) и профессиональной
переподготовкой по специальности «Медицинский массаж» при наличии среднего
профессионального образования по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело»,
«Сестринское дело».
Должности: медицинская сестра по массажу, старшая медицинская сестра
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы медицинского массажа в педиатрии», специальность «Медицинский массаж»
разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 26 ноября 2018 года
N 744н
(в редакции, введенной в действие с 2 февраля 2019 года приказом Минтруда России от 26 декабря
2018 года N849н) «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинскому
массажу" (зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2018 года, N52963);
4.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;
5.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении
номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»;
6.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре
специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере
здравоохранения Российской Федерации»;
7.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении Квалификационных
требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и
фармацевтическим образованием»;
8.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам»;
2

9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении
Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими
работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным
профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об утверждении
Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное
профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального
фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса
территориального фонда обязательного медицинского страхования»;
11.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК)
«Актуальные вопросы медицинского массажа в педиатрии» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по
основной специальности «Медицинский массаж».
ДПП ПК «Актуальные вопросы медицинского массажа в педиатрии» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы медицинского массажа в педиатрии»
обусловлена тем, что маленькие дети, особенно малыши первого года жизни, подвержены разным
заболеваниям, так как их организм еще плохо приспособлен к жизни вне утробы матери. Иммунная и
другие системы ребенка недостаточно развиты, а в первые месяцы жизни даже самая «безобидная»
инфекция грозит ребенку серьезными осложнениями. Медикаменты в этом случае дают очень
сомнительный результат и часто вызывают у малышей аллергические реакции. Кроме того, даже
самые современные антибиотики негативно влияют на неокрепший организм. Вот здесь и приходит
на помощь ребенку незаменимая профилактика простудных и прочих заболеваний - детский массаж,
который в последнее время приобретает все большую популярность.
Целевая аудитория программы: медицинская сестра по массажу
Цель ДПП ПК: совершенствование, систематизация и углубление теоретических знаний и
умений слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся
квалификации в области детского медицинского массажа.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить основные виды и приемы классического массажа, показания и противопоказания к
нему, оснащение рабочего места массажиста, требования к массажисту и массируемому;
 изучить основы массажа в педиатрии, анатомо-физиологические особенности детского
организма (рост и развитие ребенка первого года жизни; оценка физического и нервно-психического
развития детей от 0 до 12-ти месяцев, массаж и ЛФК; особенности массажа и ЛФК недоношенных
детей; точечный массаж в педиатрии; массаж и гимнастика при расстройствах ЖКТ (запоры, колики
и т.д.), при перинатальной энцефалопатии, кривошее, рахите, тазобедренной дисплазии,
заболеваниях дыхательной системы, суставных патологиях, при Х-образном и О-образном
искривлении, плоскостопии, акушерских параличах, логопедический массаж).
3

Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы медицинского
массажа в педиатрии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в
СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств, прохождение
тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК; тестирование считается пройденным
успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15
вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию,
если им дано более 10 правильных ответов).
Кадровое обеспечение:
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы медицинского массажа в педиатрии» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО «МИСО».
Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию и осуществление
образовательной деятельности, формирует преподавательский состав, участвует в заседаниях
итоговых аттестационных комиссий.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на
платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает
возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации,
так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной библиотеке и
электронным образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и
результатов освоения программы;
 проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых
4

предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов
изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов
промежуточной аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и
(или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационнокоммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ
слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью
присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным
образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля
также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель
получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным
ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных,
нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по
дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативно-технических
документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал разбит на модули,
которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах каждого модуля содержатся
лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции), задания для выполнения обучающимся,
выполнив которые, он может отправить результаты преподавателю через личный кабинет.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с
рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной
информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3000 руб.
3000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных
образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам повышения
квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
5

15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2021
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=23
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В рамках основной специальности «Медицинский массаж» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Специалист по медицинскому массажу», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 26 ноября 2018 года N 744н (в редакции, введенной в действие с 2
февраля 2019 года приказом Минтруда России от 26 декабря 2018 года N 849н) «Об утверждении
профессионального стандарта "Специалист по медицинскому массажу"), которые соответствуют
трудовым функциям:
 «А/02.5. Выполнение медицинского массажа с учетом индивидуальных особенностей и
возраста пациента и контроль его эффективности»;
Вид деятельности

1
ВД 1: Проведение
медицинского
массажа

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Выполнение
медицинского
массажа с учетом
индивидуальных
особенностей и
возраста пациента и
контроль его
эффективности
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Подготавливать
массажный кабинет,
массажное оборудование,
необходимые
косметические средства и
лекарственные препараты
для наружного
применения к выполнению
медицинского массажа
- Соблюдать правила
личной гигиены
- Пользоваться
различными видами
медицинского массажа:
- классический массаж;
- точечный и
традиционный китайский
массаж;
- Определять
анатомические области (их
границы) тела пациента
для выполнения
медицинского массажа
- Выполнять манипуляции
в соответствии с
назначением врача или
фельдшера (в случае

4
- Требования к рабочей
одежде и обуви медицинских
работников
- Санитарно-гигиенические
требования к обработке рук,
личной гигиене медицинских
работников
- Требования санитарных
норм и правил к кабинету
массажа
- Виды массажного
оборудования, разрешенного
к применению при
проведении процедуры
медицинского массажа
- Косметические средства,
лекарственные препараты для
наружного применения,
разрешенные к применению
при медицинском массаже,
регламентированные условия
их хранения, правила
применения и учета
- Способы дозирования
медицинского массажа при
различных заболеваниях с
учетом функционального

6

возложения на фельдшера
функций лечащего врача) с
учетом функционального
состояния пациента,
анатомо-физиологических,
индивидуальных
психофизических
особенностей, возраста
пациента в соответствии с
выбранной массажной
методикой:
- общий массаж и
гимнастика у детей
раннего возраста
медицинский;
- массаж при заболеваниях
нервной системы у детей
раннего возраста
медицинский;
- массаж при заболеваниях
опорно-двигательного
аппарата у детей раннего
возраста медицинский;
- массаж грудной клетки
медицинский
-Соблюдать правила
выполнения различных
видов медицинского
массажа

состояния пациента, анатомофизиологических,
индивидуальных
психофизических
особенностей, возраста
пациента
- Физиологическое влияние
различных видов массажа на
области и системы организма
человека
- Правила выполнения
различных видов
медицинского массажа в
профилактических, лечебных
и реабилитационных целях
- Особенности проведения
медицинского массажа при
различных заболеваниях и
состояниях в различные
возрастные периоды

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО МАССАЖА В ПЕДИАТРИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция
п/п

Наименование модулей

Самост
работа

Объем,
ак.ч.

(в т.ч
консульта
ции)

1

Введение в массаж. Классический
массаж, виды, основные приемы

4

3

1

2

Массаж в педиатрии. АФО детского
организма

31

26

5

Итоговая аттестация (итоговое тестирование)

1

ИТОГО

-

36
7

29

1
7

Формируе Форма
мые
контроля
компетенц
ии

ПК-1
ПК-1

Тест
Тест
Тестирован
ие

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО МАССАЖА В ПЕДИАТРИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1

1.1

1.2
1.3

2
2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Наименование модулей, разделов и
тем

Введение в массаж.
Классический массаж, виды,
основные приемы
Рабочее место массажиста.
Требования к массажисту и
массируемому
Классический массаж, показания и
противопоказания
Приемы массажа: поглаживание,
растирание, разминание, выжимание,
вибрационные техники
Массаж в педиатрии. АФО
детского организма
Рост и развитие ребенка первого года
жизни
Оценка физического и нервнопсихического развития детей от 0 до
3-х месяцев. Массаж и ЛФК (1-й
комплекс)
Оценка физического и нервнопсихологического развития детей от
3 до 4-х месяцев. Массаж и ЛФК (2-1
комплекс)
Оценка физического и нервнопсихологического развития детей от
4 до 6-ти месяцев (3-й комплекс)
Оценка физического и нервнопсихологического развития детей от
6 до 9-ти месяцев (4-й комплекс)
Оценка физического и нервнопсихологического развития детей от
9 до 12-ти месяцев (5-й комплекс)

Общее
кол-во
часов

Лекция

4

3

1

1

1

-

1

1

1

2

1

1

31

26

5

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

8

Самост
работа

Форма
контроля

(в т.ч
консуль
тации)
Тест

Тест

2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12

Особенности массажа и ЛФК
недоношенных детей
Точечный массаж в педиатрии

2

1

1

2

1

1

Массаж и гимнастика при ЖКТ
(запоры, колики и т.д.)
Массаж и гимнастика при
перинатальной энцефалопатии
Массаж и гимнастика при кривошее
Лечение положением
Массаж и гимнастика при рахите

1

1

-

2

2

-

2

1

1

1

1

-

3

2

1

2

2

-

3

2

1

2

2

-

1

1

-

2

2

-

2

2

-

1

-

1

36

29

7

2.18

Массаж и гимнастика при
тазобедренной дисплазии. Лечение
положением
Массаж и гимнастика при
заболевании дыхательной системы
Массаж и гимнастика при суставных
патологиях. Дополнительные виды
лечения
Массаж и гимнастика при Хобразном и О-образном искривлении
Массаж и гимнастика при
плоскостопии
Акушерские параличи

2.19

Логопедический массаж

2.13
2.14
2.15
2.16
2.17

Итоговая
аттестация
тестирование)
ИТОГО

(итоговое

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО МАССАЖА В ПЕДИАТРИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы медицинского массажа в педиатрии»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

9

«Международный институт современного образования» использует систему дистанционного
обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность
обучающимся не только знакомиться с лекционными материалами, но и выполнять задания
преподавателей, проходить тестирования, а также взаимодействовать с преподавателями по
возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП
ПК.
VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами ответов
(тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения конкретной темы учебнотематического плана.
Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест, содержащий в
себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана. Обучающийся считается
успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на
70% вопросов теста.
Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся
предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана.
Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана. Обучающийся
считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он представил верные ответы
не менее чем на 70% вопросов теста.
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим итоговую
аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов теста.
Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную аттестацию в
форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается итоговой аттестацией по
дополнительной профессиональной программе повышения квалификации посредством проведения
итогового тестирования и выявляет теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и
содержанием программы.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об
обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
а)
б)
в)

Пунктирование осуществляется:
концевыми фалангами I-V пальцев
локтевым краем кисти
ладонной поверхностью кисти
10

г) кулаками
д) тыльной поверхностью кисти
2. Наиболее часто встречающиеся ошибки при выполнении приема поглаживания:
1разводятся пальцы и неплотно прилегают к массируемой поверхности
2 прием выполняется резко
3 очень быстрый темп
4 кожа смещается в различных направлениях
5 прием выполняется плавно и рука массажиста не смещает кожу, а скользит по ней
а) 1,2,3,4
б) 1,2,5
в) 1,2,4,5
г) 2,4,5
д) 1,3,4,5
3.
а)
б)
в)
г)
д)

К основным приемам растирания относятся:
пиление
пересекание
штрихование
строгание
прямолинейное растирание подушечками пальцев

4.
а)
б)
в)
г)
д)

Продольное разминание проводится:
по ходу мышечных волокон
против хода мышечных волокон
в косом направлении
в восходящем направлении
в нисходящем направлении

5. Наиболее часто встречающиеся ошибки при выполнении приема вибрации:
1 прерывистая вибрация выполняется на напряженных мышцах
2 приём выполняется безболезненно
3 прием рубления проводится поперек мышечных волокон
4 прием рубления проводится вдоль мышечных волокон
5 прерывистая вибрация выполняется на расслабленных мышцах
а) 1,2,3
б) 2,4,5
в) 3,4,5
г) 2,3,4
д) 1,3,5
6.
а)
б)
в)
г)
д)

При массаже после перенесенной пневмонии баночный массаж можно подключить:
на первой процедуре
вместо первой процедуры
после третьей процедуры
в конце курса
баночный массаж противопоказан

7.
а)
б)
в)

При лечении сколиотической болезни первоначальную (главную) роль играет:
ЛФК
массаж
лекарственная терапия
11

г) фитотерапия
д) физиотерапия
8.
а)
б)
в)
г)
д)

При вялых параличах массаж проводят:
по щадящей методике
не проводят
по тормозной отсасывающей методике
по отсасывающей методике
по стимулирующей отсасывающей методике

9.
а)
б)
в)
г)
д)

При проведении общего массажа не массируют:
кисти, стопы, голову
спину
грудь, живот
ягодицы, бедра
конечности

10. При вывихах массаж проводится:
а) сразу после травмы
б) через неделю после травмы
в) на 2-3 сутки после травмы
г) не проводится
д) через месяц после травмы
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Астафьева, И. А. Детский массаж. Техники, приемы, рекомендации / И.А. Астафьева. М.: БММ, 2011. - 128c.
2.
Ботякова, О. Ю. Массаж для грудничка с потешками / О.Ю. Ботякова. - М.: Литера,
2014. - 64 c.
3.
Голубева, Л. Г. Оздоровительный массаж в домашних условиях / Л.Г. Голубева, И.А.
Прилепина. - М.: Просвещение, 2016. - 48 c.
4.
Голубева, Лидия Гимнастика и массаж для самых маленьких / Лидия Голубева. - М.:
Мозаика-Синтез, 2014. – 72 c.
5.
Дюмоте, Софи Массаж для самых маленьких. Полное иллюстрированное пособие /
Софи Дюмоте. - М.: "Издательство АСТ", 2011. - 128 c.
6.
Красикова, Ирина Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения
нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия / Ирина Красикова. - М.: Корона-Век, 2012. - 320 c.
7.
Красикова, Ирина Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трех до семи лет
/ Ирина Красикова. - М.: Корона-Век, 2011. - 336 c.
8.
Красикова, Ирина Массаж и гимнастика для детей первого года жизни / Ирина
Красикова. - М.: АСТ, Астрель-СПб, 2016. - 320 c.
9.
Линда, Эллен Ларсон Массаж для малышей / Линда Эллен Ларсон. - М.: Попурри, 2009.
- 112 c.
10.
Макклюр, Вимала Массаж ребенка раннего возраста / Вимала Макклюр. - М.: Попурри,
2016. - 224 c.
11.
Максимова, А. Детский массаж / А. Максимова. - М.: Феникс, 2012. - 224 c.
12

12.
Окетт, Амелия Детский массаж / Амелия Окетт. - М.: Попурри, 2009. - 112 c.
13.
Потапчук, А. А. Гимнастика и массаж. Для малышей 3-7 лет / А.А. Потапчук. - М.:
Азбука-классика, 2009. - 176 c.
14.
Русинова, Зоя Как сделать массаж дошколенку? "Сказочные" комплексы Зои
Русиновой / Зоя Русинова. - М.: Сибирское университетское издательство, 2014. - 0 c.
15.
Скачко, Б. Г. Массаж и гимнастика для малышей от рождения до года / Б.Г. Скачко. М.: Мир и Образование, 2016. - 144 c.
16.
Смирнова, Л. Оздоровительный массаж для грудных детей / Л. Смирнова. - М.:
Харвест, 2009. - 255 c.
17.
Соколова, Н. Г. Зарядка для грудничков. Практическое руководство / Н.Г. Соколова. М.: Феникс, 2013. - 92 c.
18.
Тян, Светлана Все о детском массаже / Светлана Тян, Дмитрий Атланов. - М.:
Центрполиграф, 2012. - 240 c.
19.
Хосе, Мануэль Санс Менгибар Детский массаж / Менгибар Хосе Мануэль Санс. - М.:
Фактор, 2011. -,160 c.
20.
Шилова, Е. Беби-йога и массаж для самых маленьких / Е. Шилова. - М.: Современная
школа, 2010. - 160 c.
База данных, информационно-справочные системы
1.
Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru
2.
Электронная медицинская библиотека "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/
3.
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru
4.
Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ)
http://feml.scsml.rssi.ru/feml
5.
Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm
6.
Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws
7.
Электронная библиотечная система IPRbooks
8.
Министерство здравоохранения РФ: www.rosminzdrav.ru

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».