ДПП ПК_Деятельность операционной медсестры при подготовке к операции и в послеоперационном периоде (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15июня 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОПЕРАЦИИ И В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ
ПЕРИОДЕ»
36 ак.ч.
Специальность: Операционное дело

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Деятельность операционной медицинской сестры при подготовке к
операции и в послеоперационном периоде»
2.

Трудоемкость: 36 ак.ч.

3.

Специальность: Операционное дело

4.

Дополнительная специальность: Сестринское дело

5. Категория слушателей: специалисты со средним профессиональным
образованием по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело",
"Сестринское дело" и профессиональной переподготовкой по специальности
"Операционное дело" при наличии среднего профессионального образования по одной из
специальностей: "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело".
Должности: операционная медицинская сестра, старшая операционная
медицинская сестра.
6.

Форма обучения: заочная

7.

Пояснительная записка:

Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Деятельность операционной медицинской сестры при подготовке к
операции и в послеоперационном периоде», специальность «Операционное дело»
разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N475н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Медицинская
сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года,
N59649).
4.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
7.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре
специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим

образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»;
8.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении
Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со
средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
9.
Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 №186 «О повышении квалификации
специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
10. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) является нормативно-методическим документом, регламентирующим
содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности
«Операционное дело».
ДПП ПК «Деятельность операционной медицинской сестры при подготовке к
операции и в послеоперационном периоде» разработана Автономной некоммерческой
организацией дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Деятельность операционной медицинской сестры при
подготовке к операции и в послеоперационном периоде» обусловлена тем, что
практикующая медицинская сестра, работающая в операционном отделении больницы
должна иметь достаточно знаний и навыков, чтобы оказывать высококвалифицированную
сестринскую помощь пациентам.
Целевая аудитория программы: операционная медицинская сестра, старшая
операционная медицинская сестра, медицинская сестра.
Цель ДПП ПК: является совершенствование профессиональной компетентности и
повышение профессионального уровня специалистов со средним медицинским
образованием, работающих в операционном отделении больницы, необходимых для
осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями правовых
нормативных документов, регламентирующих деятельность специалиста данного
профиля.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить общие вопросы профессиональной деятельности специалиста (концепция
развития сестринского дела на современном этапе, непрерывное медицинское
образование, медицинская этика и деонтология, правовое и информационное обеспечение
медицинской деятельности);
 изучить вопросы участия операционной медицинской сестры в обеспечении
безопасной среды медицинской организации (санитарно-эпидемиологический режим МО,
профилактика ИСМП, хирургической инфекции в операционном блоке, вирусных
гепатитов и ВИЧ-инфекции);
 изучить основы асептики и антисептики (методы обработки рук, изделий
медицинского назначения, операционного поля);
 изучить вопросы деятельности операционной медсестры при подготовке к
операции (лабораторно-инструментальные методы исследования, устройство и оснащение
операционный блока, обязанности медсестры при подготовке к операции, выбор метода

обезболивания, позиции пациента на операционном столе, наборы инструментов для
типовых операций, основы десмургии, виды перевязочных материалов и типы повязок,
правила бинтования, техника закрытия раны);
 изучить основы современной трансфузиологии (кровотечения, виды и методы
остановки кровотечений, группы и подгруппы крови, резус-фактор, переливание крови,
механизм действия перелитой крови, осложнения);
 изучить основы анестезиологии и реанимации (виды местного и общего
обезболивания, применяемые лекарственные средства, аппараты для ингаляционного
наркоза);
 изучить основы сестринского ухода в послеоперационном периоде (при
оперативном лечении заболеваний и повреждений головы и органов шеи, органов грудной
полости, брюшной полости, мочевыделительных органов, при гинекологических
оперативных вмешательствах и др.);
 изучить правила оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях (в
клинике внутренних болезней, кровотечениях и геморрагическом шоке, при травмах и
травматическом шоке, при острых отравлениях и острых аллергических реакциях).
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Деятельность
операционной медицинской сестры при подготовке к операции и в послеоперационном
периоде» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств,
прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК;
тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70%
вопросов);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов).
8. Кадровое обеспечение:
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Деятельность операционной медицинской сестры при подготовке к
операции и в послеоперационном периоде» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО
«МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию
и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав,
участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий.
9. Новые компетенции: нет

10. Стажировка: нет
11. Симуляционное обучение: нет
12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной
библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации
и результатов освоения программы;
 проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов промежуточной аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах

каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции),
задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить
результаты преподавателю через личный кабинет.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
13. Сетевая форма реализации: нет
14. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

15. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3000 руб.
3000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
16. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

17. Год утверждения программы: 2021
18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=28

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Операционное дело
Дополнительная специальность: Сестринское дело
Целевая аудитория программы: операционная медицинская сестра, старшая
операционная медицинская сестра, медицинская сестра.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Операционное дело» и дополнительной
специальности
«Сестринское дело»
программа направлена на освоение
(совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Медицинская сестра/медицинский брат», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении

профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"), которые
соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.5. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях»;
 «А/02.5. Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с
оказанием медицинской помощи»;
 «А/04.5. Ведение медицинской документации, организация деятельности
находящегося в распоряжении медицинского персонала»;
 «А/06.5. Оказание медицинской помощи в экстренной форме»
Вид деятельности

1
ВД1: Оказание
первичной
доврачебной
медикосанитарной помощи
населению по
профилю
"сестринское дело"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Оказание
медицинской
помощи,
осуществление
сестринского ухода
и наблюдения за
пациентами при
заболеваниях и
(или) состояниях
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Выполнять медицинские
манипуляции при
оказании медицинской
помощи пациенту:
- оказание пособия при
парентеральном введении
лекарственных
препаратов;
- введение лекарственных
препаратов внутрикожно,
внутримышечно,
внутривенно, в очаг
поражения кожи;
- катетеризацию
периферических вен, в том
числе кубитальной;
- непрерывное
внутривенное введение
лекарственных
препаратов;
- внутрипросветное
введение в центральный
венозный катетер
антисептиков и
лекарственных
препаратов;
- Проводить подготовку
пациента к лечебным и
(или) диагностическим
вмешательствам по
назначению лечащего
врача
-Ассистировать врачу при
выполнении лечебных и
(или) диагностических
вмешательств
- Собирать,
подготавливать и
размещать наборы
инструментов, расходные
материалы, лекарственные
препараты для выполнения
лечебных и (или)
диагностических
вмешательств по
назначению лечащего

4
- Основы теории и практики
сестринского дела, методы
определения функциональной
активности и
самостоятельности пациента в
самообслуживании,
передвижении, общении,
определения потребности в
посторонней помощи и
сестринском уходе
- Технологии выполнения
медицинских услуг,
манипуляций и процедур
сестринского ухода,
особенности сестринского
ухода с учетом заболевания,
возрастных, культурных и
этнических особенностей
пациента
- Правила и порядок
подготовки пациента к
медицинским
вмешательствам
- Медицинские изделия
(медицинские инструменты,
расходные материалы,
медицинское оборудование),
применяемые для проведения
лечебных и (или)
диагностических процедур,
оперативных вмешательств
- Правила ассистирования
врачу (фельдшеру) при
выполнении лечебных или
диагностических процедур
- Правила десмургии и
транспортной иммобилизации
- Клинические признаки
внезапных острых
заболеваний, состояний,
обострений хронических
заболеваний, отравлений,
травм без явных признаков
угрозы жизни пациента,
показания к оказанию
медицинской помощи в

Проведение
мероприятий по
профилактике
инфекций,
связанных с
оказанием
медицинской
помощи
(ПК-2)

Ведение
медицинской
документации,
организация
деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского
персонала
(ПК-3)

врача
- Осуществлять
динамическое наблюдение
за состоянием и
самочувствием пациента
во время лечебных и (или)
диагностических
вмешательств
- Проводить транспортную
иммобилизацию и
накладывать повязки по
назначению врача или
совместно с врачом
- Оказывать медицинскую
помощь в неотложной
форме при внезапных
острых заболеваниях,
состояниях, обострении
хронических заболеваний,
отравлениях, травмах
- Соблюдать санитарноэпидемиологические
требования и нормативы
медицинской организации,
в том числе санитарнопротивоэпидемический
режим стерилизационного
отделения (кабинета)
- Применять средства
индивидуальной защиты
- Соблюдать меры
асептики и антисептики,
принципы
индивидуальной изоляции
при выполнении
медицинских
вмешательств

- Заполнять медицинскую
документацию, в том
числе в форме
электронного документа
- Использовать в работе
медицинские
информационные системы
и информационнотелекоммуникационную
сеть "Интернет"
- Использовать в работе
персональные данные
пациентов и сведения,
составляющие врачебную

неотложной форме
- Правила оказания
медицинской помощи в
неотложной форме

- Подходы и методы
многоуровневой
профилактики инфекций,
связанных с оказанием
медицинской помощи
(ИСМП)
- Санитарноэпидемиологические
требования к организациям,
осуществляющим
медицинскую деятельность (к
размещению, устройству,
оборудованию, содержанию,
противоэпидемическому
режиму, профилактическим и
противоэпидемическим
мероприятиям, условиям
труда персонала, организации
питания пациентов и
персонала)
- Меры индивидуальной
защиты медицинского
персонала и пациентов при
выполнении медицинских
вмешательств
- Основы асептики и
антисептики, принцип
индивидуальной изоляции
при выполнении медицинских
вмешательств
- Правила и порядок
оформления медицинской
документации в медицинских
организациях, в том числе в
форме электронного
документа
- Правила работы в
медицинских
информационных системах и
информационнотелекоммуникационной сети
"Интернет"
- Основы законодательства
Российской Федерации о

тайну

Оказание
медицинской
помощи в
экстренной форме
(ПК-4)

- Проводить первичный
осмотр пациента и оценку
безопасности условий
- Распознавать состояния,
представляющие угрозу
жизни, включая состояние
клинической смерти
(остановка жизненно
важных функций
организма человека
(кровообращения и (или)
дыхания), требующие
оказания медицинской
помощи в экстренной
форме
- Выполнять мероприятия
базовой сердечнолегочной реанимации
- Оказывать медицинскую
помощь в экстренной
форме при состояниях,
представляющих угрозу
жизни, в том числе
клинической смерти
(остановка жизненно
важных функций
организма человека
(кровообращения и (или)
дыхания)
- Осуществлять
наблюдение и контроль
состояния пациента
(пострадавшего), измерять
показатели
жизнедеятельности,
поддерживать витальные
функции

защите персональных данных
пациентов и сведений,
составляющих врачебную
тайну
- Требования к обеспечению
внутреннего контроля
качества и безопасности
медицинской деятельности
- Правила и порядок
проведения первичного
осмотра пациента
(пострадавшего) при оказании
медицинской помощи в
экстренной форме при
состояниях, представляющих
угрозу жизни
- Методику физикального
исследования пациентов
(осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация)
- Клинические признаки
внезапного прекращения
кровообращения и (или)
дыхания
- Правила проведения базовой
сердечно-легочной
реанимации
- Порядок применения
лекарственных препаратов и
медицинских изделий при
оказании медицинской
помощи в экстренной форме
- Правила и порядок
проведения мониторинга
состояния пациента при
оказании медицинской
помощи в экстренной форме,
порядок передачи пациента
бригаде скорой медицинской
помощи

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ОПЕРАЦИИ И В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя

п/п

Наименование модулей

Самост Формиру Форма
Объем,
Лекция работа
емые контроля
ак.ч.
(в т.ч компетен

консуль
тации)
Общие вопросы профессиональной
1
деятельности специалиста

5

4

1

Участие в обеспечении безопасной
среды медицинской организации

5

4

1

2

Деятельность операционной
3 медицинской сестры при
подготовке к операции

10

9

1

Сестринский уход в
послеоперационном периоде

10

8

2

5

4

1

-

1

29

7

4

Оказание доврачебной
медицинской помощи при
5
экстренных и неотложных
состояниях
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

1
36

ции
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-4
ПК-1
ПК-2
ПК-4
ПК -1
ПК-4

Тест

Тест
Тест

Тест

Тест
Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ОПЕРАЦИИ И В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
№
п/п

1
1.1

1.2
1.3

Наименование модулей, разделов и
тем

Общие вопросы профессиональной
деятельности специалиста
Концепция развития сестринского
дела на современном этапе.
Непрерывное медицинское
образование
Правовое обеспечение медицинской
деятельности
Информационное обеспечение
медицинской деятельности

Общее
кол-во
часов

Лекция

Самост
работа

5

4

1

2

1

1

1

1

-

1

1

-

Форма
контроля

(в т.ч
консуль
тации)
Тест

1.4
2
2.1
2.2
2.3

2.4

3
3.1
3.2

3.3

3.4
3.5
3.6
3.7

3.8

3.9
4
4.1

4.2
4.3

Медицинская этика и деонтология

1

1

-

Участие в обеспечении безопасной
среды медицинской организации
Санитарно-эпидемиологический
режим медицинской организации
Профилактика ИСМП,
хирургической инфекции в
операционном блоке
Профилактика вирусных гепатитов и
ВИЧ-инфекции
Асептика и антисептика. Методы
обработки рук, изделий
медицинского назначения,
операционного поля
Деятельность операционной
медицинской сестры при
подготовке к операции
Лабораторно-инструментальные
методы исследования
Хирургия одного дня. Амбулаторная
хирургия
Операционный блок: устройство,
оборудование, оснащение.
Обязанности операционной
медсестры
Подготовка к операции. Выбор
метода обезболивания. Позиции
пациента на операционном столе
Наборы инструментов для типовых
операций
Десмургия. Перевязочный материал.
Типы повязок. Правила бинтования.
Техника закрытия раны
Кровотечения. Виды кровотечений.
Методы остановки кровотечений
Современная трансфузиология.
Группы и подгруппы крови, резусфактор. Переливание крови,
механизм действия, осложнения
Основы анестезиологии и
реанимации. Местное и общее
обезболивание
Сестринский уход в
послеоперационном периоде
Сестринский уход при оперативном
лечении заболеваний и повреждений
головы и органов шеи
Сестринский уход при оперативном
лечении заболеваний и повреждений
органов грудной полости
Сестринский уход при оперативном
лечении заболеваний и повреждений

5

4

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

10

9

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

10

8

2

2

1

1

1

1

-

2

1

1

Тест

Тест

Тест

4.4
4.5

4.6

4.7
4.8

5

5.1

5.2

5.3
5.4

брюшной стенки и органов брюшной
полости
Сестринский уход при оперативном
лечении мочевыделительных органов
Сестринский уход при
гинекологических оперативных
вмешательствах
Сестринский уход при оперативном
лечении заболеваний и повреждений
конечностей
Сестринский уход при оперативном
лечении заболеваний сосудистой
системы
Сестринский уход при оперативном
лечении ожогов
Оказание доврачебной
медицинской помощи при
экстренных и неотложных
состояниях
Основы сердечно-легочной
реанимации. Особенности
проведения реанимационных
мероприятий при экстремальных
воздействиях
Первая помощь при кровотечениях и
геморрагическом шоке. Особенности
оказания помощи пострадавшим в
коматозном состоянии
Неотложная помощь при травмах и
травматическом шоке
Неотложная помощь при острых
отравлениях и аллергических
реакциях
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

Тест

5

4

1

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

-

1

36

27

9

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ОПЕРАЦИИ И В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1
1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Деятельность операционной медицинской сестры при
подготовке к операции и в послеоперационном периоде» Автономная некоммерческая
организация дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» использует систему дистанционного обучения
«СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность
обучающимся не только знакомиться с лекционными материалами, но и выполнять
задания преподавателей, проходить тестирования, а также взаимодействовать с
преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы
разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт
работы по профилю ДПП ПК.
VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами
ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения
конкретной темы учебно-тематического плана.
Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся
предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана.
Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов
теста.
Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную
аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается
итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет
теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием
программы.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.

VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Признак, не характерный для нагноения послеоперационной раны
а) гиперемия
б) пульсирующая боль в ране
в) отек вокруг раны
г) промокание повязки кровью
д) местное повышение температуры
2. Экстренная смена повязки после операции не требуется при
а) промокании серозным экссудатом
б) болезненности краев раны
в) повышении температуры тела
г) пропитывании повязки кровью
д) смещении повязки
3. Положение больного в постели в первые часы после общего обезболивания
а) лежа с опущенным головным концом
б) полусидя
в) лежа на боку
г) лежа на спине без подушки, голова повернута на бок
д) лежа на животе, голова повернута на бок
4. Первые 6 часов после операции на желудочно-кишечном тракте больным запрещается
прием жидкости, так как
а) возможна провокация рвоты
б) возможно западение языка
в) возможно увеличение объема циркулирующей крови
г) возможен спазм привратника
д) возможен метеоризм
5. Первичная хирургическая обработка раны - это
а) иссечение краев, дна и стенок раны с последующим наложением швов
б) промывание раны
в) удаление из раны сгустков крови и инородных тел
г) иссечение краев раны с накладыванием повязки с гипертоническим раствором
д) иссечение краев раны с последующим дренированием
6. При сдавлении грудной клетки пострадавшему нужно ввести обезболивающее и
а) уложить на живот
б) уложить на спину
в) уложить на бок
г) придать полусидящее положение
д) уложить на бок
7. Условия для заживления раны первичным заживлением
а) края ровные, хорошо соприкасаются
б) края неровные, между ними значительный промежуток
в) нагноение раны
г) рана дренирована
д) наличие мазевой повязки

8. Наиболее опасный симптом ранения
а) кровотечение
б) инфицирование
в) дефект кожи
г) нарушение функции поврежденной части тела
д) нарушение функции сердечно-сосудистой системы
9. При нагноении раны необходимо
а) иссечь края
б) наложить компресс
в) развести края раны, произвести ревизию и ввести в нее дренаж
г) провести первичную хирургическую обработку
д) наложить мазевую повязку
10. Дренаж в гнойную рану вводят для
а) ускорения эпителизации
б) остановки кровотечения
в) обеспечения оттока отделяемого
г) произведения тампонады
д) уменьшения боли
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1. Качаровская Е.В., Деятельность операционной медицинской сестры при
подготовке к операции и в послеоперационном периоде: руководство/ Качаровская Е.В.,
Лютикова О.К. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 128 с.
2. Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Хирургия: Учебник для уч-ся изд. училищ. - (Учеб.
лит.) М. Медицина 2014 - 624 с.
3. Муратов С.Н. Хирургические болезни с уходом за больными: Учебник для уч-ся
медсестер. отд. мед. училищ М Медицина 2013 - 336 с.
4. Основы ухода за хирургическими больными: учебное пособие / А.А. Глухов, А.А.
Андреев, В.И. Болотских. 2015. - 288 с.
5. Уход за хирургическими больными: учебник / Н.А. Кузнецов, А.Т. Бронтвейн.
2013. - 288 с.: ил.
6. Уход за больными в хирургической клинике: учебное пособие. Евсеев М.А. 2010. 192 с.: ил.
7. Сестринское дело в травматологии: учебное пособие/ Балакшин Н.Н, 2006, - 320с.
8. Широкова Н.В., Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций: учебное
пособие /Широкова Н.В. и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 160 с.
9. Теоретические основы сестринского дела: учебник. Мухина С.А., Тарновская И.И.
2-е изд., исправл. и доп. 2010. - 368 с.: ил.
10. Организация сестринской деятельности: учебник / под ред. С. И. Двойникова. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 528 с.
11. Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие. Корягина
Н.Ю. и др. / Под ред. З.Е. Сопиной. 2013. - 464 с., ил.
12. Медицинские манипуляции / под ред. С.В. Гуляева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 152 с.

13. Проведение профилактических мероприятий: учеб. пособие / С. И. Двойников [и
др.]; под ред. С. И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 448 с.: ил.
14. Внутрибольничная инфекция: учебное пособие. Осипова В.Л., Загретдинова З.М.,
Игнатова Е.А. 2-е изд. 2012. - 240 с.
15. Практические умения палатной медицинской сестры. Булатов С.А., Горбунов В.,
Ахмадеев Н. - Казань: Казанский ГМУ, 2012.
16. Справочник главной (старшей) медицинской сестры: В 2-х т.Т.1.-(Мед. ред. "Глав.
врач"). М. Грантъ 2014 - 576 с.
17. Справочник операционной и перевязочной медсестры: Учеб. посо. Для студентов
сред.мед. и фарм.учеб.заведений /Под ред. Гриненко. – СПб: Синтез-Полиграф, 2013. –
205 с. – (МЗ РФ. Межрегион. Ассоциация мед.сестер).
18. Справочник главной (старшей) медицинской сестры; В 2-х т. Т. 2.-(Мед. ред. "Глав.
врач"). М. Грантъ 2014 - 0 с.
19. Справочник операционной и перевязочной сестры/Под ред. Б. Д. Комарова.
Сост.М.М. Абакумов. -2-е изд.,перераб и доп. М. Медицина 2015 - 474 с.
20. Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия. - (Учеб. лит. Для студентов мед.
ин-тов), М. Медицина 2015 - 479 С.
21. Шабанов А.Н., Кушхабиев В.И., Вели-Эаде Б Оперативная хирургия; Атлас. М.
Медучпособие 2014 - 327 с.
22. Дезинфекция и стерилизация (Б-ка старш.мед. сестры). М. Грантъ 2013 - 208 с.
23. Эеман М. Техника наложения повязок (Практ. медицина). СПб "Питер" 2014 - 202
с.
24. Медицинская помощь при катастрофах/Под ред. Х.А.Мусалатова. М. Медицина
2015 - 446 с.
25. Справочник по переливанию крови и кровезаменителей/Под ред. О. К.Гаврилова.
М. Медицина 2014 - 304 с.
База данных, информационно-справочные системы
1.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
2.
Интернет-сайт Ассоциации специалистов с высшим сестринским
образованием http://nursemanager.ru/
3.
Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru
4.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача"
http://www.rosmedlib.ru/
5.
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru
6.
Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ)
http://feml.scsml.rssi.ru/feml
7.
Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm
8.
Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws
9.
Электронная библиотечная система IPRbooks
10.
Министерство здравоохранения РФ: www.rosminzdrav.ru


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».