ДПП ПК_Сестринский уход при стоматологических заболеваниях (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15июня 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ
ЗАБОЛЕВАНИЯХ»
36 ак.ч.
Специальность: Сестринское дело

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Сестринский уход при стоматологических заболеваниях»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Сестринское дело
4. Дополнительная специальность: Стоматология
5. Категория слушателей: специалисты со средним профессиональным
образованием по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело",
"Сестринское дело" и профессиональной переподготовкой по специальности
"Сестринский дело" при наличии среднего профессионального образования по одной из
специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело".
Должности: Медицинская сестра, старшая медицинская сестра.
6. Форма обучения: заочная
7. Пояснительная записка:
Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Сестринский уход при стоматологических заболеваниях», специальность
«Сестринское дело» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N475н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Медицинская
сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года,
N59649).
4.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
5.
Приказ Минтруда России от 12.04.2013 №148н «Об утверждении уровней
квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
6.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре
специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим
2

образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»;
9.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении
Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со
средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
10. Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 №186 «О повышении квалификации
специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
11. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Сестринский уход при стоматологических заболеваниях» является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим
содержание
и
организационно-методические формы обучения по основной специальности «Сестринское
дело».
ДПП ПК «Сестринский уход при стоматологических заболеваниях» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Сестринский уход при стоматологических заболеваниях»
обусловлена тем, что в условиях модернизации здравоохранения необходимо дальнейшее
неуклонное повышение качества оказания медицинской помощи населению, в том числе
посредством совершенствования профессиональных компетенций специалистов в области
стоматологии, обеспечение соответствия квалификации специалистов в связи с
изменяющими функциями в профессиональных стандартах медицинских сестер и
повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Целевая аудитория: медицинская сестра, зубной врач в стоматологических
учреждениях.
Цель ДПП ПК: является развитие и совершенствование профессиональных
компетенций в области стоматологии, обеспечение соответствия квалификации
специалистов в связи с изменяющими функциями в профессиональных стандартах
медицинских сестер и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся
квалификации.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить вопросы нормативно-правового регулирования и кадровой политики в
области сестринского дела, основные направления по совершенствованию организации
работы сестринского персонала, управления качеством сестринской помощи,
информационные технологии в здравоохранении;
 изучить теоретические основы и философию сестринского дела, основы этики,
деонтологии и медицинской психологии в работе медицинской сестры, особенности
работы с людьми пожилого и старческого возраста, меры профилактики
стоматологической заболеваемости и охраны здоровья пожилых людей;
 изучить вопросы обеспечения безопасной среды медицинской организации, в том
числе соблюдения санитарно-противоэпидемического режима в стоматологии,
профилактики внутрибольничных и особо опасных инфекций, вирусных гепатитов, ВИЧ3

инфекции;
 изучить основы асептики и антисептики, обработки изделий медицинского
назначения;
 изучить вопросы реабилитации и применения физиотерапевтических методов в
стоматологии;
 изучить вопросы организации работы и охраны труда медицинской сестры
стоматологического отделения (кабинета), роль медсестры в подготовке и проведении
клинических, лабораторных и инструментальных методов исследования;
 изучить вопросы терапевтической стоматологии (болезни твердых тканей зубов
кариозного происхождения, болезни твердых тканей зубов некариозного происхождения,
травмы зубов, болезни пульпы, заболевания слизистой полости рта, заболевания
периодонта и пародонта);
 изучить вопросы хирургической стоматологии (профилактика хирургических
инфекций в практике медицинской сестры стоматологического кабинета, операция
удаления зуба);
 изучить вопросы ортопедической стоматологии (организация работы отделения
(кабинета) ортопедической стоматологии, сестринский процесс);
 изучить основы оказания доврачебной и неотложной помощи при экстренных и
неотложных состояниях.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Сестринский уход при
стоматологических заболеваниях» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
 лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств,
прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК;
тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70%
вопросов);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов).
8. Кадровое обеспечение:
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Сестринский уход при стоматологических заболеваниях» осуществляется
с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО
«МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию
и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав,
участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий.
4

9. Новые компетенции: нет
10. Стажировка: нет
11. Симуляционное обучение: нет
12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной
библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации
и результатов освоения программы;
 проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов промежуточной аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
5

разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах
каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции),
задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить
результаты преподавателю через личный кабинет.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
13. Сетевая форма реализации: нет
14. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

15. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3000 руб.
3000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
16. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

17. Год утверждения программы: 2021
18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=39
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Сестринское дело
Дополнительная специальность: Стоматология
Целевая аудитория программы: медицинская
стоматологических учреждениях.

сестра,

зубной

врач

в

Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Сестринское дело» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Медицинская сестра/медицинский брат», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении
профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"), которые
соответствуют трудовым функциям:
6

 «А/01.5. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях»;
 «А/02.5. Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с
оказанием медицинской помощи»;
 «А/04.5. Ведение медицинской документации, организация деятельности
находящегося в распоряжении медицинского персонала»;
 «А/06.5. Оказание медицинской помощи в экстренной форме»
Вид деятельности

1
ВД1: Оказание
первичной
доврачебной
медико-санитарной
помощи населению
по профилю
"сестринское дело"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Оказание
медицинской
помощи,
осуществление
сестринского ухода и
наблюдения за
пациентами при
заболеваниях и (или)
состояниях (ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Проведение оценки
функциональной активности
и самостоятельности
пациента в
самообслуживании,
передвижении, общении;
выявление потребности в
посторонней помощи и
сестринском уходе
- Выполнять медицинские
манипуляции при оказании
медицинской помощи
пациенту
- Проводить
консультирование и
обучение пациента и его
родственников (законных
представителей), лиц,
осуществляющих уход, по
вопросам ухода и самоухода
- Проводить подготовку
пациента к лечебным и
(или) диагностическим
вмешательствам по
назначению лечащего врача
- Собирать, подготавливать
и размещать наборы
инструментов, расходные
материалы, лекарственные
препараты для выполнения
лечебных и (или)
диагностических
вмешательств по
назначению лечащего врача
- Ассистировать врачу при
выполнении лечебных и
(или) диагностических
вмешательств
- Осуществлять
динамическое наблюдение
за состоянием и
самочувствием пациента во
время лечебных и (или)
диагностических
вмешательств
- Оказывать медицинскую
помощь в неотложной
форме при внезапных

4
- Основы теории и практики
сестринского дела, методы
определения функциональной
активности и
самостоятельности пациента
в самообслуживании,
передвижении, общении,
определения потребности в
посторонней помощи и
сестринском уходе
- Технологии выполнения
медицинских услуг,
манипуляций и процедур
сестринского ухода,
особенности сестринского
ухода с учетом заболевания,
возрастных, культурных и
этнических особенностей
пациента
- Анатомо-физиологические
особенности и показатели
жизнедеятельности человека
в разные возрастные
периоды, правила измерения
и интерпретации данных
- Правила и порядок
подготовки пациента к
медицинским
вмешательствам
- Медицинские изделия
(медицинские инструменты,
расходные материалы,
медицинское оборудование),
применяемые для проведения
лечебных и (или)
диагностических процедур,
оперативных вмешательств
- Правила ассистирования
врачу (фельдшеру) при
выполнении лечебных или
диагностических процедур
- Клинические признаки
внезапных острых
заболеваний, состояний,
обострений хронических
заболеваний, отравлений,
травм без явных признаков
угрозы жизни пациента,

7

острых заболеваниях,
состояниях, обострении
хронических заболеваний,
отравлениях, травмах
- Выполнять работу по
проведению мероприятий
медицинской реабилитации
Проведение
мероприятий по
профилактике
инфекций, связанных
с оказанием
медицинской помощи
(ПК-2)

- Соблюдать санитарноэпидемиологические
требования и нормативы
медицинской организации, в
том числе санитарнопротивоэпидемический
режим стерилизационного
отделения (кабинета)
- Применять средства
индивидуальной защиты
- Соблюдать меры асептики
и антисептики, принципы
индивидуальной изоляции
при выполнении
медицинских вмешательств
- Соблюдать требования
охраны труда при
обращении с острыми
(колющими и режущими)
инструментами,
биологическими
материалами

Ведение медицинской
документации,
организация
деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского
персонала (ПК-3)

- Заполнять медицинскую
документацию, в том числе
в форме электронного
документа
- Использовать в работе
медицинские
информационные системы и
информационнотелекоммуникационную
сеть "Интернет"

8

показания к оказанию
медицинской помощи в
неотложной форме
- Правила оказания
медицинской помощи в
неотложной форме
- Порядок медицинской
реабилитации
- Подходы и методы
многоуровневой
профилактики инфекций,
связанных с оказанием
медицинской помощи
(ИСМП)
- Санитарноэпидемиологические
требования к организациям,
осуществляющим
медицинскую деятельность (к
размещению, устройству,
оборудованию, содержанию,
противоэпидемическому
режиму, профилактическим и
противоэпидемическим
мероприятиям, условиям
труда персонала, организации
питания пациентов и
персонала)
- Меры индивидуальной
защиты медицинского
персонала и пациентов при
выполнении медицинских
вмешательств
- Основы асептики и
антисептики, принцип
индивидуальной изоляции
при выполнении
медицинских вмешательств
- Виды, цели и задачи
дезинфекции,
предстерилизационной
очистки и стерилизации
медицинских изделий
- Профессиональные риски,
вредные и опасные
производственные факторы
по профилю отделения
(подразделения) медицинской
организации, требования
охраны труда, пожарной
безопасности в соответствии
с нормативными правовыми
актами
- Правила и порядок
оформления медицинской
документации в медицинских
организациях, в том числе в
форме электронного
документа
- Правила работы в
медицинских
информационных системах и
информационно-

- Осуществлять контроль за
выполнением должностных
обязанностей находящегося
в распоряжении
медицинского персонала
Оказание
медицинской помощи
в экстренной форме
(ПК-4)

- Проводить первичный
осмотр пациента и оценку
безопасности условий
- Распознавать состояния,
представляющие угрозу
жизни, включая состояние
клинической смерти
(остановка жизненно
важных функций организма
человека (кровообращения и
(или) дыхания), требующие
оказания медицинской
помощи в экстренной форме
- Выполнять мероприятия
базовой сердечно-легочной
реанимации
- Оказывать медицинскую
помощь в экстренной форме
при состояниях,
представляющих угрозу
жизни, в том числе
клинической смерти
(остановка жизненно
важных функций организма
человека (кровообращения и
(или) дыхания)

телекоммуникационной сети
"Интернет"
- Требования к обеспечению
внутреннего контроля
качества и безопасности
медицинской деятельности
- Правила и порядок
проведения первичного
осмотра пациента
(пострадавшего) при
оказании медицинской
помощи в экстренной форме
при состояниях,
представляющих угрозу
жизни
- Методика физикального
исследования пациентов
(осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация)
- Клинические признаки
внезапного прекращения
кровообращения и (или)
дыхания
- Правила проведения
базовой сердечно-легочной
реанимации
- Порядок применения
лекарственных препаратов и
медицинских изделий при
оказании медицинской
помощи в экстренной форме
- Правила и порядок
проведения мониторинга
состояния пациента при
оказании медицинской
помощи в экстренной форме,
порядок передачи пациента
бригаде скорой медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности «Стоматология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе квалификационной характеристики зубного врача, утвержденного
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Зубного врача
Должностные обязанности
Должен знать:
1. Осуществляет диагностику и лечение
заболеваний и поражений зубов, полости рта
и челюстно-лицевой области в соответствии
с
профилем
занимаемой
должности.
Проводит
работу
по
профилактике
заболеваний и поражений зубов, санации
полости рта у детей и взрослых.

Законы и иные нормативные правовые акты
Российской
Федерации
в
сфере
здравоохранения;
современные
методы
диагностики,
лечения
заболеваний
и
поражений зубов, полости рта и челюстнолицевой
области;
основы
организации
стоматологической помощи; виды современной
9

Подготавливает
стоматологическое
оборудование к работе, осуществляет
контроль исправности, правильности его
эксплуатации. Осуществляет доврачебную
помощь при травмах и термических
повреждениях челюстно-лицевой области.
Производит снятие оттисков, получение
диагностических моделей и их анализ,
параллелометрию, проведение этапного
наблюдения,
коррекцию
протезов
и
ортодонтических аппаратов. Осуществляет
подготовку
пациентов
к
физиотерапевтическим процедурам (ПК-1)
2. Обеспечивает
инфекционную
безопасность пациентов и медицинского
персонала,
асептику
и
антисептику,
выполнение требований инфекционного
контроля в стоматологическом отделении
(ПК-2)
3. Осуществляет ведение медицинской
документации (ПК-3)

аппаратуры, инструментария и материалов,
применяемые
в
стоматологии;
правила
действия при обнаружении больного с
признаками особо опасных инфекций, ВИЧинфекции; приемы реанимации; основы
асептики
и
антисептики;
методику
стерилизации
инструментария;
методы
оказания первой помощи при кровотечении,
коллапсе, анафилактическом шоке; основы
эпидемиологии;
основы
валеологии
и
санологии; медицинскую этику и деонтологию;
психологию профессионального общения;
основы диспансеризации; основы медицины
катастроф;
основы
трудового
законодательства;
правила
внутреннего
трудового распорядка; правила по охране труда
и пожарной безопасности.

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя

п/п

Наименование модулей

Самост Формиру Форма
Лекц
емые контроля
работа
компетен
Объем, ия
(в
т.ч
ции
ак.ч.
консуль
тации)

Организационные основы
1
профессиональной деятельности

8

7

1

ПК-1
ПК-2
ПК-3

Тест

Тест

2 Общая стоматология

8

7

1

ПК-1
ПК-2
ПК-3

3 Терапевтическая стоматология

8

7

1

ПК-1
ПК-2
ПК-3

Тест

4 Хирургическая стоматология

4

3

1

ПК-1
ПК-2
ПК-3

Тест

5 Ортопедическая стоматология

4

3

1

ПК-1

Тест

10

ПК-2
ПК-3

Оказание доврачебной медицинской
6 помощи при неотложных и
экстремальных состояниях

3

Итоговая аттестация (итоговое тестирование)

1

ИТОГО

36

2

1

-

1

29

7

ПК-1
ПК-4

Тест
Тестирова
ние

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
№

Наименование модулей, разделов и тем

п/п

1
1.1

1.2
1.3

1.4
1.5

1.6

2
2.1
2.2

Организационные основы
профессиональной деятельности
Философия сестринского дела. Основные
направления по совершенствованию
организации работы сестринского
персонала
Правовые аспекты профессиональной
деятельности
Медицинская этика и деонтология.
Психология пациент-центрированного
подхода в медицинской практике
Информационные технологии в
здравоохранении
Санитарно-противоэпидемический режим
в стоматологии, профилактика ВИЧинфекции, вирусных гепатитов
Организация работы медицинской сестры
стоматологического отделения (кабинета).
Охрана труда
Общая стоматология
Комплексная профилактика
стоматологических заболеваний.
Перспективы развития отрасли
Физиотерапевтические методы в
стоматологии
11

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

8

7

1

1

1

-

1

1

-

2

2

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

8

7

1

2

1

1

2

2

-

Форма
контроля

(в т.ч
консуль
тации)
Тест

Тест

2.3

2.4

2.5
3

Применение лекарственных средств и
материалов в стоматологической практике
Клинические, лабораторные и
инструментальные методы исследования в
стоматологии. Роль медицинской сестры в
их подготовке и проведении
Особенности работы с людьми пожилого и
старческого возраста
Терапевтическая стоматология

1

1

-

2

2

-

1

1

-

8

7

1

2

1

1

2

2

-

3.2

Болезни твердых тканей зубов кариозного
происхождения. Болезни твердых тканей
зубов некариозного происхождения.
Травмы зубов
Болезни пульпы

3.3

Заболевания слизистой полости рта

2

2

-

3.4

Заболевание периодонта и пародонта

2

2

-

Хирургическая стоматология

4

3

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

4

3

1

Организация работы отделения (кабинета)
ортопедической стоматологии
Сестринский процесс в ортопедической
стоматологии
Оказание доврачебной медицинской
помощи при неотложных и
экстремальных состояниях
Сердечно-легочная реанимация

2

2

-

2

1

1

3

2

1

2

1

1

Неотложная помощь в клинике внутренних
болезней
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

1

-

1

-

1

36

27

9

3.1

4
4.1

4.2

4.3

5
5.1
5.2
6
6.1
6.2

Профилактика хирургических инфекций в
практике медицинской сестры
стоматологического кабинета
Операция удаления зуба. Организация
сестринского ухода за пациентами при
операции удаления зуба
Анестезиология в стоматологии; виды,
методы, показания, противопоказания,
возможные осложнения и их
профилактика, неотложная помощь при
осложнениях, премедикации, роль м/с в
психопрофилактике боли
Ортопедическая стоматология

ИТОГО

12

Тест

Тест

Тест

Тест

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Сестринский уход при стоматологических заболеваниях»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными
материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами
ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения
конкретной темы учебно-тематического плана.
Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся
предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана.
Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов
теста.
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

13

Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную
аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается
итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет
теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием
программы.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Время чистки зубов должно составлять не менее
а) 1 мин
б) 2 мин
в) 3 мин
г) 5 мин
2. Для оценки эффективности чистки зубов пациентом наиболее важно
а) время, требуемое для чистки всех зубов
б) метод, по которому происходит движение от зуба к зубу
в) способность пациента удалять налет со всех поверхностей зубов
3. Хранить зубную щетку в домашних условиях следует
а) в стакане рабочей частью вверх
б) в стакане рабочей частью вниз
в) в футляре
г) в дезинфицирующем растворе
4. Детям 2 лет рекомендуется очищать зубы с применением
а) зубного порошка
б) зубных паст на меловой основе
в) гельных зубных паст
5.
Очищающее действие зубных паст обеспечивается входящими в их состав
компонентами
а) связующими
б) абразивными
в) пенообразующими
г) ароматизирующими
6.
Наилучшее очищающее действие достигается при введении в состав зубных
паст в качестве абразивного компонента
а) карбоната кальция
б) химически осажденного мела
в) диоксида кремния
г) дикальцийфосфата
14

7.
Очищающая способность гельных зубных паст по сравнению с зубными
пастами на меловой основе
а) выше
б) ниже
в) одинакова
8.
Пластичность и однородность консистенции зубных паст обеспечивается
входящими в их состав компонентами
а) абразивными
б) пенообразующими
в) связующими
г) ароматизирующими
9. В качестве активного компонента в состав противокариозных зубных паст вводят
а) диоксид кремния
б) монофторфосфат натрия
в) лаурилсульфат натрия
г) карбонат кальция
10. Гигиенические зубные пасты не содержат в своем составе
а) абразивные компоненты
б) пенообразующие компоненты
в) лечебно-профилактические добавки
г) ароматизаторы
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Основная литература
1.
Профилактика стоматологических заболеваний / Кузьмина Э.М. Учебное
пособие, издательство «Поли Медиа Пресс» 2001 год. с. 216.
2.
Профилактика стоматологических заболеваний, Т.Н. Терехов., Т.В.
Попруженко, 2004
3.
Профилактическая стоматология. Кузьмина И.Н.- Учеб. пос. – 2009. – 188 с.
4.
Средства и методы профилактики воспалительных заболеваний пародонта.
Грудянов А.И. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2012. – 96 с.
5.
Пропедевтическая стоматология. П/р. Э.А. Базикяна. М.: Гэотар-Медиа,
2010
6.
Терапевтическая стоматология: учебник: в 3 частях. Ч.3. Заболевания
слизистой оболочки полости рта, – под ред. проф. Г. М. Барера. - Москва: ГЭОТАРМедиа. – 2010- 245 с.
7.
Терапевтическая стоматология. Болезни пародонта: учебник: в 3 ч. / Под
ред. Г. М. Барера. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - Ч. 2. - 224 с.: ил.
8.
Терапевтическая стоматология. Болезни зубов: учебник: в 3 ч. / под ред. Е.
А. Волкова, О. О. Янушевича. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - Ч. 1. - 168 с.: ил.
9.
Терапевтическая стоматология: Учебн. пособие/ Под ред. проф. Л.А.
Дмитриевой. – М.: МЕДпресс-информ, 2003.
10.
Терапевтическая стоматология, Максимовский Ю.М., Митронин А.В. М.:
Гэотар-Медиа, 2012. – 322 с.
15

11.
Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология:
Учебн.пособ./ А.И.Николаев, Л.М. Цепов – 6-е изд., перераб. и доп.
12.
Курякина Н.В. Заболевания пародонта /Н.В. Курякина, Т.Ф. Кутепова. – М.:
Медицинская книга, Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2003. – 250с. С. 5 – 25.
13.
Болезни зубов и полости рта: учебник. Макеева И.М., Сохов С.Т., Алимова
М.Я. и др. 2012. - 248 с.: ил.
14.
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела, 2017
15.
Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской
помощи, 2018
16.
Баурова Л.В. Теория и практика сестринского дела в хирургии - СПб., 2019,
Лань
17.
Белоусова А.К. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом
ВИЧ-инфекции и эпидемиологии, 2014
18.
Трилешинская Т.А. Сестринский уход за пациентами терапевтического
профиля. – СПб., 2017, Лань
19.
Левчук И.П. Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи
при неотложных состояниях, 2016
20.
Сметанин В.Н. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль в
медицинских организациях. – СПб., 2016, Лань
21.
Пономарева Л.А. Безопасная больничная среда для пациентов и
медицинского персонала. – СПб., 2018, Лань
22.
Дружинина И.В. Информационные технологии в профессиональной
деятельности средних мед. работников, 2017
23.
Якуничева О.Н. Медицинская психология. Курс лекций. – СПб., 2017, Лань
24.
Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.
Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.
25.
Руководство для средних медицинских работников/ Под ред.Ю.П.,
Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
26.
Кодекс Международного Совета медицинских сестер: 2006.
27.
Этический кодекс медицинской сестры России СПБ: 2010. – 22.
28.
Митрофанова Н.А. Сестринское дело во фтизиатрии, 2012
29.
Папаян Е.Г. Оказание неотложной медицинской помощи детям на
догоспитальном этапе. – СПб., 2018, Лань
30.
Журналы:

Сестринское дело

Главное медицинская сестра
База данных, информационно-справочные системы
1.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
2.
Интернет-сайт Ассоциации специалистов с высшим сестринским
образованием http://nursemanager.ru/
3.
Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru
4.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача"
http://www.rosmedlib.ru/
16

5.
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru
6.
Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ)
http://feml.scsml.rssi.ru/feml
7.
Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm
8.
Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws
9.
Всемирная организация здравоохранения http: //www.who.int/en/
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks

17


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».