ДПП ПК_Актуальные вопросы диагностики и лечения психосоматических расстройств (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15июня 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ»
36 ак.ч.
Специальность: Психиатрия

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Актуальные вопросы диагностики и лечения психосоматических
расстройств»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Психиатрия
4. Дополнительные специальности: Психотерапия
5. Категория слушателей: специалисты с высшим профессиональным образованием
по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", подготовкой в
интернатуре/ординатуре по специальности "Психиатрия".
Должности: врач - психиатр; врач - психиатр участковый; врач - психиатр детский;
врач - психиатр детский участковый; врач - психиатр подростковый; врач - психиатр
подростковый участковый; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела,
отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач психиатр; врач приемного отделения (в специализированной медицинской организации
или при наличии в медицинской организации соответствующего специализированного
структурного подразделения)
6. Форма обучения: заочная
7. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы диагностики и лечения психосоматических расстройств»,
специальность «Психиатрия» разработана на основании следующих нормативноправовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
5.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего
образования по специальности 31.08.22 Психотерапия, утверждённый приказом
Минобразования и науки РФ N1064 от 25.08.2014г;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
2

работников»;
7.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
10.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Актуальные вопросы диагностики и лечения психосоматических расстройств»
является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и
организационно-методические формы обучения по основной
специальности
«Психиатрия».
ДПП ПК «Актуальные вопросы диагностики и лечения психосоматических
расстройств» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы диагностики и лечения
психосоматических расстройств» обусловлена тем, что проблема психосоматических
расстройств – одна из наиболее сложных в современной медицине. Наряду с медицинским
немалую роль играет также социальный аспект проблемы – выраженное дезадаптирующее
влияние психосоматических расстройств с частыми обострениями и госпитализациями, а
иногда и ранней инвалидизацией. Психосоматические расстройства отличаются
хроническим течением и могут длится десятилетиями. Врачам важно владеть знаниями в
области психосоматической медицины для оказания квалифицированной помощи таким
пациентам.
Целевая аудитория программы: врач-психиатр, врач-психотерапевт.
Цель ДПП ПК: совершенствование, углубление и систематизация знаний и
умений врача-специалиста в рамках имеющейся квалификации в области диагностики и
лечения психосоматических расстройств для оказания высококвалифицированной
психиатрической помощи населению.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
3

 изучить основы психосоматики (место психосоматических расстройств в
современных классификациях; основные концепции происхождения психосоматических
расстройств; психосоматический подход в медицине, конверсионные и функциональные
психосоматические
синдромы;
органические
психосоматические
болезни
(психосоматозы) и психосоматические расстройства, связанные с эмоциональными
реакциями и поведением (соматизированные и соматоформные);
 изучить
основные
методы
клинико-психологической
диагностики
в
психосоматической медицине (мультимодальность – как ведущий принцип клиникопсихологической диагностики исследований в психосоматической медицине; клиникобиографический метод, принципы интервьюирования психосоматических пациентов;
структурное интервью по Кернбергу, мультимодальный опросник жизненной истории (А.
Лазарус), психологические тесты в психосоматической практике);
 изучить вопросы частной психосоматики (психосоматические аспекты сердечнососудистых заболеваний (кардионевроз, эссенциальная гипертония, ишемическая болезнь
сердца);
желудочно-кишечных
заболеваний
(язвенная
болезнь
желудка
и
двенадцатиперстной кишки, язвенный колит); кожных заболеваний (нейродермит);
болезней органов дыхания (бронхиальная астма); эндокринных нарушений (сахарный
диабет, заболевания щитовидной железы); гинекологических заболеваний (нарушения
менструаций, рак молочной железы); нарушений пищевого поведения (анорексия,
булимия, ожирение);
 изучить психосоматические расстройства у детей (младенческая колика, аэрофагия,
срыгивания, анорексия, извращение аппетита, жвачка, изменение массы тела, головная
боль, боли в животе, психогенная рвота, запор, понос, энкопрез, энурез, лихорадка
неясного происхождения);
 изучить вопросы психотерапии больных с психосоматическими нарушениями
(принципы терапии психосоматических заболеваний, гипноз и другие трансовые методы в
работе клинического психолога; психотерапевтические техники психосинтеза, гештальттерапии, когнитивно-поведенческие, телесно-ориентированные);
 изучить основные принципы реабилитации (партнерство, разносторонность
воздействия, единство психосоциальных и биологических методов воздействия,
ступенчатость воздействия);
 изучить этапы реабилитационного процесса (восстановительное лечение,
социализация и ресоциализация, социальная интеграция).
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
диагностики и лечения психосоматических расстройств» предусматривает следующие
виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств,
прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК;
тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70%
вопросов);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
4

из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов).
8. Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы диагностики и лечения психосоматических
расстройств» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО
«МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию
и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав,
участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий.
9.

Новые компетенции: нет

10. Стажировка: нет
11. Симуляционное обучение: нет
12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной
библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации
и результатов освоения программы;
 проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов промежуточной аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование

СДО

обеспечивается
5

соответствующими

средствами

информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах
каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции),
задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить
результаты преподавателю через личный кабинет.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
13. Сетевая форма реализации: нет
14. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

15. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
16. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

17. Год утверждения программы: 2021

6

18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=45

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Психиатрия
Дополнительные специальности: Психотерапия
Целевая аудитория программы: врач-психиатр, врач-психотерапевт
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Психиатрия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
квалификационной характеристики
врача-психиатра,
утвержденного
Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врача-психиатра
Должностные обязанности
Должен знать:
1.
Выполняет перечень работ и услуг
для диагностики заболевания, оценки
состояния больного и клинической ситуации
в соответствии со стандартом медицинской
помощи (ПК-1)
2.
Выполняет перечень работ и услуг
для
лечения
заболевания,
состояния,
клинической ситуации в соответствии со
стандартом медицинской помощи (ПК-2)

Основные вопросы общей психопатологии;
клиническую картину психических заболеваний,
их этиологию и
патогенез, принципы
дифференциальной диагностики и лечения;
симптоматику
состояний,
требующих
неотложной
госпитализации,
применения
методов
интенсивной
терапии;
методы
исследования психических больных и, прежде
всего,
клинико-психопатологические,
возможности инструментальных и специальных
параклинических методов диагностики в
психиатрии;
основы
фармакотерапии
психических заболеваний, другие методы
биологической терапии в психиатрии, основы
психотерапии, психосоциальной терапии и
психосоциальной реабилитации

В рамках дополнительной специальности «Психотерапия» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе ФГОС по специальности 31.08.22 «Психотерапия»,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25
августа 2014г N1064):
ФГОС по специальности 31.08.22 Психотерапия
Вид деятельности

Профессиональные компетенции
(имеющиеся)
7

ВД 1:
Диагностическая
деятельность
ВД 2:
Лечебная
деятельность

Готовность к определению у пациентов патологических
состояний, симптомов, синдромов заболеваний,
нозологических форм в соответствии с Международной
статистической классификацией болезней и проблем,
связанных со здоровьем (ПК-1)
Готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в
психотерапевтической медицинской помощи (ПК-2)

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция

п/п

Наименование модулей

8

7

1

ПК-1
ПК-2

Тест

2 психологической диагностики в

6

5

1

Тест

психосоматической медицине
Частная психосоматика
3

ПК-1
ПК-2

9

8

1

4

3

1

8

6

2

1

Основы психосоматики

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)

Основные методы клинико-

Психосоматические расстройства у
детей
Психотерапия и реабилитация
5 больных с психосоматическими
нарушениями
4

Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

(итоговое

-

1
36

29

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

1
7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
8

Тест
Тест
Тест
Тестирова
ние

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1
1.2
1.3

1.4

1.5

2

2.1

2.2

2.3
2.4
3
3.1

Наименование модулей, разделов и
тем

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Основы психосоматики

8

7

1

Место психосоматических расстройств
в современных классификациях
Основные концепции происхождения
психосоматических расстройств
Психосоматический подход в
медицине. Конверсионные и
функциональные психосоматические
синдромы
Органические психосоматические
болезни (психосоматозы)
Психосоматические расстройства,
связанные с эмоциональными
реакциями и поведением
(соматизированные и соматоформные)
Основные методы клиникопсихологической диагностики в
психосоматической медицине
Мультимодальность – как ведущий
принцип клинико-психологической
диагностики исследований в
психосоматической медицине
Клинико-биографический метод.
Принципы интервьюирования
психосоматических пациентов
Структурное интервью по Кернбергу.
Мультимодальный опросник
жизненной истории (А. Лазарус).
Психологические тесты в
психосоматической практике
Частная психосоматика

1

1

-

2

2

-

1

1

-

2

1

1

2

2

-

6

5

1

1

1

-

2

2

-

2

1

1

1

1

-

9

8

1

2

2

-

Психосоматические аспекты сердечнососудистых заболеваний (кардионевроз,
эссенциальная гипертония,
ишемическая болезнь сердца)
9

Самост
работа

Форма
контроля

(в т.ч
консуль
тации)
Тест

Тест

Тест

3.2

3.3
3.4

3.5

3.6

3.7
4

4.1

4.2

5

5.1

5.2

5.3

Психосоматические аспекты
желудочно-кишечных заболеваний
(язвенная болезнь желудка и
двенадцатиперстной кишки, язвенный
колит)
Психосоматические аспекты кожных
заболеваний (нейродермит)
Психосоматические аспекты при
болезнях органов дыхания
(бронхиальная астма)
Психосоматические аспекты при
эндокринных нарушениях (сахарный
диабет, заболевания щитовидной
железы)
Психосоматические аспекты при
гинекологических заболеваниях
(нарушения менструаций, рак
молочной железы)
Психосоматические взаимовлияния при
нарушениях пищевого поведения
(анорексия, булимия, ожирение)
Психосоматические расстройства у
детей
Младенческая колика, аэрофагия,
срыгивания. Анорексия, извращение
аппетита, жвачка, изменение массы
тела
Головная боль. Боли в животе.
Психогенная рвота. Запор, понос,
энкопрез. Энурез. Лихорадка неясного
происхождения
Психотерапия и реабилитация
больных с психосоматическими
нарушениями
Принципы терапии психосоматических
заболеваний. Гипноз и другие
трансовые методы в работе
клинического психолога
Психотерапевтические техники
психосинтеза. Техники гештальттерапии. Когнитивно-поведенческие,
телесно-ориентированные
психотерапевтические техники
Основные принципы реабилитации
(партнерство, разносторонность
воздействия, единство
психосоциальных и биологических
методов воздействия, ступенчатость
воздействия). Медицинская,
профессиональная и социальная
реабилитация
10

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

4

3

1

2

2

-

2

1

1

8

6

2

3

2

1

3

2

1

1

1

-

Тест

Тест

5.4

Этапы реабилитационного процесса
(восстановительное лечение,
социализация и ресоциализация,
социальная интеграция). Качество
жизни, его особенности у больных с
хроническими соматическими
заболеваниями.
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

1

1

-

1

-

1

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы диагностики и лечения
психосоматических
расстройств»
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся
не только знакомиться с лекционными материалами, но и выполнять задания
преподавателей, проходить тестирования, а также взаимодействовать с преподавателями
по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами
ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения
конкретной темы учебно-тематического плана.
Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана.
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

11

Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся
предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана.
Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов
теста.
Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную
аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается
итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет
теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием
программы.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. В патогенезе психосоматических заболеваний участвуют:
а) черепно-мозговая травма
б) хроническая психотравма
в) факторы биологического предрасположения
2. Выделите признаки, которые включают в понятие алекситимии:
а) затрудненность контактов с окружающими
б) трудность в вербализации чувств
в) трудность разграничения соматических ощущений и эмоций
3. Выберите из нижеперечисленного психосоматические заболевания:
а) системная красная волчанка
б) атопический дерматит
в) ишемическая болезнь сердца
г) посттравматическое стрессовое расстройство
4. Выделите факторы предрасположения к гипертонической болезни:
а) систолическая лабильность артериального давления
б) Д-клеточная недостаточность
12

в) дисбаланс эстрогенов и прогестерона
5. Какой тип стресса наиболее характерен для развития язвенной болезни?
а) переживание потери значимого объекта
б) страх потерять работу, чье-то расположение, признание
в) перемещение и переезды за пределы привычного жизненного пространства
г) ситуация ожидания
6.
Какой тип внутриличностного конфликта наиболее характерен для
психосоматических заболеваний?
а) между желаниями и долгом
б) между возможностями личности и её завышенными требованиями к себе
в) между эмоционально значимыми отношениями и агрессивными
тенденциями
7. Выберите общие признаки психосоматических заболеваний:
а) острое начало
б) хроническое течение
в) относительная взаимосвязь с полом
г) чаще манифестируют в пожилом возрасте
8.
относятся:
а)
б)
в)

К личностным особенностям больных стенокардией и инфарктом миокарда
невротичность и сенситивность
тягостное чувство неполноценности
честолюбие, энергичность с уверенностью в своих силах

9. Какой тип личности более характерен для больных бронхиальной астмой?
а) псевдонезависимый
б) тип "А"
в) неврастенический
г) истерический
10.
Какой тип личности из нижеперечисленных более характерен для больных
язвенной болезнью?
а) псевдонезависимый
б) тип "А"
в) неврастенический
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства:
руководство / Ю. А. Александровский. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2007. - 712 с.: ил. - (Б-ка непрерывного мед. образования).
2.
Антропов, Ю. А. Основы диагностики психических расстройств - / Ю. А.
Антропов, А. Ю. Антропов, Н. Г. Незнанов; под ред. Ю. А. Антропова. - Москва:
ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 384 с.: ил. - (Б-ка врача-специалиста).
13

3.

Беккер, И. М. Школа молодого психиатра / И.М. Беккер. - М.: Бином, 2011. –

424с.
4.
Гиляровский, В.А. Психиатрия / В.А. Гиляровский. - М.: Книга по
Требованию, 2011. - 758 c.
5.
Гуревич, М. О. Психиатрия/ М.О. Гуревич. - М.: Государственное
издательство медицинской литературы, 2014. - 498 c.
6.
Джекобсон, Д. Л. Секреты психиатрии - / Д. Л. Джекобсон, А. М.
Джекобсон; пер. с англ.; под общей ред. П. И. Сидорова. - 2-е изд. - Москва: МЕДпрессинформ, 2007. - 576 с.
7.
Жариков, М.Н. Основы психиатрии для врачей общего профиля Серия:
Библиотека практикующего врача / М.Н. Жариков. - Москва: Машиностроение, 2001. 256 c.
8.
Корсаков, С.С. Курс психиатрии / С.С. Корсаков. - М.: Книга по
Требованию, 2012. - 692 c.
9.
Лаукс, Г. Психиатрия и психотерапия: справочник / Г. Лаукс, Х.-Ю. Мёллер.
- М.: МЕДпресс-информ, 2012. - 512 c.
10.
Марилов, В. В. Клиническая психопатология: руководство / В. В. Марилов,
Т. Ю. Марилова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 608 с.
11.
Обухов, С. Г. Психиатрия -: учеб. пособие / С. Г. Обухов; под ред. Ю. А.
Александровского. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с.
12.
Психиатрия / О.В. Кербиков и др. - М.: Медицина, 2016. - 448 c.
13.
Психические расстройства в клинической практике/ Под редакцией А.Б.
Смулевича. - М.: МЕДпресс-информ, 2011. - 720 c.
14.
Психиатрия: национальное руководство / гл. ред. Т. Б. Дмитриева [и др.],
отв. ред. Ю. А. Александровский; АСМОК, Рос. о-во психиатров. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2014. - 1000 с. - (Нац. проект "Здоровье").
15.
Психиатрия: руководство: в 2 т. Т. 1. / под ред. А. С. Тиганова. - Москва:
Медицина, 2012. - 808 с.: ил.
16.
Психиатрия и наркология: учебник / Н. Н. Иванец [и др.]. - Москва:
ГЭОТАРМедиа, 2012. - 832 с.: ил.
17.
Психические расстройства диагностика и терапия в общемедицинской
практике / гл. ред. Ю. А. Александровский; МЗ России, АСМОК. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2007. - 270 с.: ил.
18.
Рачин, А. П. Депрессивные и тревожные расстройства / А. П. Рачин, Е. В.
Михайлова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 104 с.: ил. - (Б-ка врача специалиста.
Психиатрия. Неврология. Общая врачебная практика).
19.
Романов, Д. В. Современные методы психотерапии: метод. рекомендации /
Д.В. Романов, А. Д. Романов; Сам. психоаналит. о-во. - Самара: [б. и.], 2014. - 28 с.: ил.
20.
Смулевич, А. Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях /
А. Б. Смулевич. - Москва: МИА, 2007. - 427с.
21.
Тарабрина, Н. В. Психология посттравматического стресса. Часть 2. Бланки
методик / Н.В. Тарабрина. - М.: Когито-Центр, 2007. - 463 c.
22.
Фесенко, Ю. А. Детская психиатрия. Карманный справочник/ Ю.А. Фесенко,
Д.Ю. Шигашов. - М.: Наука и техника, 2011. - 416 c.
14

23.
Фесенко, Ю. А. Пограничные нервно-психические расстройства у детей /
Ю.А. Фесенко. - М.: Наука и техника, 2010. - 320 c.
24.
Фармакотерапия в неврологии и психиатрии / под ред. С. Д. Энна, Д. Т.
Койла, пер. с англ.; под ред. О. С. Левина. - Москва: МИА, 2007. - 800 с.: ил.
25.
Цыганков, Б. Д. Психиатрия: руководство / Б. Д. Цыганков, С. А.
Овсянников. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 496 с.: ил.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1. Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru
2. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/
3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru
4. Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ)
http://feml.scsml.rssi.ru/feml
5. Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm
6. Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws
7. Всемирная организация здравоохранения http: //www.who.int/en/
8. Электронная библиотечная система IPRbooks

15


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».