Врачебная этика и деонтология - этические вызовы современности (МИСО) 72ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
25 августа 2025 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Врачебная этика и деонтология: этические вызовы современности»
по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье
Основная специальность: Организация здравоохранения и общественное здоровье
Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Аллергология и
иммунология,
Анестезиология-реаниматология,
Бактериология,
Вирусология,
Гастроэнтерология, Гематология, Гериатрия, Дерматовенерология, Детская кардиология,
Детская онкология, Детская онкология-гематология, Детская урология-андрология,
Детская хирургия, Детская эндокринология, Диетология, Инфекционные болезни,
Кардиология, Клиническая лабораторная диагностика, Колопроктология, Косметология,
Лабораторная генетика, Лечебная физкультура и спортивная медицина, Мануальная
терапия, Медицинская микробиология, Неврология, Нейрохирургия, Неонатология,
Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Ортодонтия,
Остеопатия, Оториноларингология, Офтальмология, Патологическая анатомия,
Педиатрия, Пластическая хирургия, Профпатология, Психиатрия, Психиатриянаркология, Психотерапия, Пульмонология, Радиология, Радиотерапия, Ревматология,
Рентгенология, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Рефлексотерапия,
Санитарно-гигиенические лабораторные исследования, Сердечно-сосудистая хирургия,
Скорая медицинская помощь, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы,
Сурдология-оториноларингология, Терапия, Токсикология, Торакальная хирургия,
Травматология и ортопедия, Трансфузиология, Ультразвуковая диагностика, Управление
и экономика фармации, Управление сестринской деятельностью, Урология,
Физиотерапия, Физическая и реабилитационная медицина, Фтизиатрия, Функциональная
диагностика, Хирургия, Челюстно-лицевая хирургия, Эндокринология, Эндоскопия,
Эпидемиология
(72 академических часа)
г. Ессентуки, 2025 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Врачебная этика и деонтология: этические вызовы современности» разработана на
основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7
ноября 2017 года N 768н "Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в
области организации здравоохранения и общественного здоровья»"
2. Приказа Минобрнауки России от 02.02.2022 N 97 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта высшего образования подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности
31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье"
3. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. N 206н "Об
утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей в вопросах организации
документооборота в структурном подразделении медицинской организации в
соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 7 ноября 2017 года N 768н "Об утверждении
профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и
общественного здоровья»".
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах медицинской этики и деонтологии.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Врачебная этика и деонтология: этические вызовы современности»
направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с
ФГОС и Профстандартом):
1. Организация деятельности структурного подразделения медицинской
организации C/01.8.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.
2

1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы медицинской этики
Тема 1. История и философия этики
Тема 2. Медицинская этика, мораль и деонтология
Модуль 2. Практические аспекты медицинской этики и деонтологии
Тема 1. Средства общения в медицине
Тема 2. Этические вопросы деятельности врачей некоторых узких специальностей
Модуль 3. Врачебные ошибки и морально-этические дилеммы
Тема 1. Врачебные ошибки
Тема 2. Современные морально-этические дилеммы
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю

обучения

и

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей в области Организации
здравоохранения и общественного здоровья, обозначенных в Приказе Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 7 ноября 2017 года N 768н "Об
утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации
здравоохранения и общественного здоровья»".
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Организация деятельности структурного подразделения медицинской
организации C/01.8.
2. По дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность

Акушерство и гинекология

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в

Обоснование
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
19.04.2021 № 262н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач - акушер3

Аллергология и иммунология

Анестезиология-реаниматология

распоряжении
медицинского персонала
в амбулаторных условиях
и (или) в условиях
дневного стационара
A/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Ведение медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
A/03.8

Бактериология
Ведение документации, в
том числе
микробиологической
лаборатории
A/05.8

Вирусология
Ведение документации, в
том числе
микробиологической
лаборатории
A/05.8

Гастроэнтерология

Гематология

Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в

гинеколог"

Приказ Минтруда России от
14.03.2018 N 138н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач аллерголог-иммунолог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
27.08.2018 № 554н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач анестезиолог-реаниматолог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
8 июня 2021 г. № 384н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области медицинской
микробиологии"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
8 июня 2021 г. № 384н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области медицинской
микробиологии"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
11 марта 2019 г. N 139н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачгастроэнтеролог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
11 февраля 2019 г. N 68н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-гематолог"
4

Гериатрия

Дерматовенерология

Детская кардиология

Детская онкология

Детская онкология-гематология

Детская урология-андрология

распоряжении
медицинского персонала
А/07.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Ведение медицинской
документации и
организация деятельности
находящего в
распоряжении
медицинского персонала
А/04.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/05.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/07.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности

Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
17 июня 2019 г. № 413н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-гериатр"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 142н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачдерматовенеролог"
Приказ Минтруда России от
14 марта 2018 года N 139н
«Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач - детский
кардиолог"»

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
02.06.2021 № 360н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-онколог"

Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-детский
гематолог-онколог"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
13.01.2021 № 4н "Об
утверждении
профессионального
5

Детская хирургия

Детская эндокринология

Диетология

Инфекционные болезни

Кардиология

Клиническая лабораторная
диагностика

находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/07.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/07.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение

стандарта "Врач - детский
уролог-андролог"
Приказ Минтруда России от
14.03.2018 N 134н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач - детский
хирург"

Приказ Минтруда России от
29.01.2019 N 49н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач - детский
эндокринолог"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
2 июня 2021 г. № 359н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-диетолог"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 г. № 135н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачинфекционист
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 г. № 140н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-кардиолог"

Приказ Минтруда России от
14.03.2018 N 145н "Об
утверждении
6

Колопроктология

Косметология

Лабораторная генетика

Лечебная физкультура и
спортивная медицина

Мануальная терапия

Медицинская микробиология

медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/05.7
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Ведение медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/03.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/05.7
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
D/05.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
С/04.8
Ведение документации, в
том числе
микробиологической

профессионального
стандарта "Специалист в
области клинической
лабораторной диагностики"

Приказ Минтруда России от
11.02.2019 N 69н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачколопроктолог"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
13.01.2021 № 2н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-косметолог"
Приказ Минтруда России от
14.03.2018 N 145н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области клинической
лабораторной диагностики"

Приказ Минтруда России от
3 сентября 2018 года N 572н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист по
медицинской
реабилитации""

Приказ Минтруда России от
3 сентября 2018 года N 572н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист по
медицинской
реабилитации""

Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
8 июня 2021 г. № 384н "Об
7

лаборатории
A/05.8

Неврология

Нейрохирургия

Неонатология

Нефрология

Общая врачебная практика
(семейная медицина)

Онкология

Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/07.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/07.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/05.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/07.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/08.8
Проведение анализа
медико-статистической

утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области медицинской
микробиологии"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
29 января 2019 г. N 51н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-невролог"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 г. № 141н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачнейрохирург"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 136н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-неонатолог"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
20.11.2018 г. № 712н «Об
утверждении
профессионального
стандарта Врач-нефролог»

Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
8

Ортодонтия

Остеопатия

Оториноларингология

Офтальмология

Патологическая анатомия

Педиатрия

информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Организационноуправленческая
деятельность A/06.7

Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/05.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/03.8
Организация
деятельности

Российской Федерации от
02.06.2021 № 360н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-онколог"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
10 мая 2016 г. № 227н "Об
утверждении
профессионального
стандарта «Врачстоматолог»
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
02.06.2021 № 358н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-остеопат"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
4 августа 2017 г. N 612н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачоториноларинголог"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
05.06.2017 г. № 470н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачофтальмолог"
Приказ Минтруда России от
14.03.2018 N 131н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачпатологоанатом"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
9

медицинского персонала
и ведение медицинской
документации
А/05.7

Пластическая хирургия

Профпатология

Психиатрия

Психиатрия-наркология

Психотерапия

Пульмонология

Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
A/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
A/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
A/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
A/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
A/06.8
Проведение анализа

Российской Федерации от
27.03.2017 г. № 306н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-педиатр
участковый"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
31.07.2020 г. № 482н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачпластический хирург"
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачпрофпатолог" (подготовлен
Минтрудом России
17.01.2022)
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области психиатрии"
(подготовлен Минтрудом
России 11.01.2016)
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области психиатрии"
(подготовлен Минтрудом
России 11.01.2016)
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области психиатрии"
(подготовлен Минтрудом
России 11.01.2016)
Приказ Министерства труда
10

Радиология

Радиотерапия

Ревматология

Рентгенология

Рентгенэндоваскулярные
диагностика и лечение

медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
A/07.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
A/03.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
A/03.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
A/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
A/03.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении

и социальной защиты РФ от
19 марта 2019 г. N 154н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачпульмонолог"

Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-радиолог"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-радиолог"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
29 января 2019 г. N 50н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-ревматолог"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
19 марта 2019 г. N 160н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачрентгенолог"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
31.07.2020 № 478н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач по
рентгенэндоваскулярным
11

Рефлексотерапия

Санитарно-гигиенические
лабораторные исследования

Сердечно-сосудистая хирургия

Скорая медицинская помощь

Социальная гигиена и организация
госсанэпидслужбы

Сурдология-оториноларингология

медицинского персонала
A/05.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
С/04.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/05.7
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/04.8
Ведение медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/03.8
Организация
электронного
документооборота A/02.7

Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8

диагностике и лечению"
Приказ Минтруда России от
3 сентября 2018 года N 572н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист по
медицинской
реабилитации""

Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
25 июня 2015 г. N 399н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области медикопрофилактического дела"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 143н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-сердечнососудистый хирург"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
14 марта 2018 г. N 133н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач скорой
медицинской помощи"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
25 июня 2015 г. N 399н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области медикопрофилактического дела"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
4 августа 2017 г. N 612н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачоториноларинголог"

12

Терапия

Токсикология

Торакальная хирургия

Травматология и ортопедия

Трансфузиология

Ультразвуковая диагностика

Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в

Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
21 марта 2017 г. N 293н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт участковый)"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
11 марта 2019 г. N 141н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-токсиколог"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
11 марта 2019 г. № 140н “Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач торакальный хирург"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
12.11.2018 № 698н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачтравматолог-ортопед"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
13.01.2021 № 5н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачтрансфузиолог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
19.03.2019 № 161н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач
13

Управление и экономика фармации

распоряжении
медицинского персонала
А/02.8
Управление финансовоэкономической
деятельностью
фармацевтической
организации
А/06.7

Управление сестринской
деятельностью

Организация
деятельности среднего и
младшего медицинского
персонала медицинской
организации С/02.6

Урология

Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
в амбулаторных условиях
и (или) в условиях
дневного стационара
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
В/04.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/05.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской

Физиотерапия

Физическая и реабилитационная
медицина

Фтизиатрия

ультразвуковой
диагностики"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
22 мая 2017 г. № 428н “Об
утверждении
профессионального
стандарта “Специалист в
области управления
фармацевтической
деятельностью”
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
31 июля 2020 г. № 479н “Об
утверждении
профессионального
стандарта «Специалист по
организации сестринского
дела” (ВО)
Приказ Минтруда России от
14.03.2018 N 137н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-уролог"

Приказом Минтруда России
от 3 сентября 2018 года N
572н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист по
медицинской
реабилитации""

Приказ Минтруда России от
3 сентября 2018 года N 572н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист по
медицинской
реабилитации""

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
31.10.2018 № 684н "Об
14

Функциональная диагностика

Хирургия

Челюстно-лицевая хирургия

Эндокринология

Эндоскопия

Эпидемиология

документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа
медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/06.8
Проведение анализа

утверждении
профессионального
стандарта "Врач-фтизиатр"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
11 марта 2019 г. N 138н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач
функциональной
диагностики"
Приказ Минтруда России от
26.11.2018 N 743н (ред. от
26.12.2018) "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-хирург"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
15.06.2020 № 337н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач - челюстнолицевой хирург"
Приказ Минтруда России от
14.03.2018 N 132н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачэндокринолог"

Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
14.07.2021 № 471н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачэндоскопист"
Проект Приказа
15

медико-статистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского персонала
А/07.8

Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачэпидемиолог" (подготовлен
Минтрудом России
27.11.2018)

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело",
"Педиатрия", «Медицинская кибернетика», «Стоматология», «Медико-профилактическое
дело», «Сестринское дело», наличие сертификата специалиста (свидетельства об
аккредитации) «Организация здравоохранения и общественное здоровье», или по другим
специальностям (в соответствии с действующим Профстандартом/Проектом
профстандарта):
1. Акушерство и гинекология
2. Аллергология и иммунология
3. Анестезиология-реаниматология
4. Бактериология
5. Вирусология
6. Гастроэнтерология
7. Гематология
8. Гериатрия
9. Дерматовенерология
10. Детская кардиология
11. Детская онкология
12. Детская онкология-гематология
13. Детская урология-андрология
14. Детская хирургия
15. Детская эндокринология
16. Диетология
17. Инфекционные болезни
18. Кардиология
19. Клиническая лабораторная диагностика
20. Колопроктология
21. Косметология
22. Лабораторная генетика
23. Лечебная физкультура и спортивная медицина
24. Мануальная терапия
25. Медицинская микробиология
26. Неврология
27. Нейрохирургия
28. Неонатология
29. Нефрология
30. Общая врачебная практика (семейная медицина)
31. Онкология
32. Ортодонтия
33. Остеопатия
34. Оториноларингология
16

35. Офтальмология
36. Патологическая анатомия
37. Педиатрия
38. Пластическая хирургия
39. Профпатология
40. Психиатрия
41. Психиатрия-наркология
42. Психотерапия
43. Пульмонология
44. Радиология
45. Радиотерапия
46. Ревматология
47. Рентгенология
48. Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение
49. Рефлексотерапия
50. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования
51. Сердечно-сосудистая хирургия
52. Скорая медицинская помощь
53. Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы
54. Сурдология-оториноларингология
55. Терапия
56. Токсикология
57. Торакальная хирургия
58. Травматология и ортопедия
59. Трансфузиология
60. Ультразвуковая диагностика
61. Управление и экономика фармации
62. Управление сестринской деятельностью
63. Урология
64. Физиотерапия
65. Физическая и реабилитационная медицина
66. Фтизиатрия
67. Функциональная диагностика
68. Хирургия
69. Челюстно-лицевая хирургия
70. Эндокринология
71. Эндоскопия
72. Эпидемиология
3. Планируемые результаты обучения врача-специалиста в области
Организации здравоохранения и общественного здоровья
По завершению
обучения врач-специалист
в области Организации
здравоохранения и общественного здоровья должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
Административно-хозяйственная комплексная деятельность по обеспечению
работы медицинской организации:
ОПК-4. Способен управлять кадровыми, финансовыми, материально-техническими
и информационными ресурсами организации здравоохранения.

17

По завершению
обучения
врач-специалист
в области Организации
здравоохранения и общественного здоровья должен обладать следующими знаниями,
умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Принципы и методы мотивации работников структурного подразделения
медицинской организации
Навыки делового общения
Требования по обеспечению безопасности персональных данных пациентов и
сведений, представляющих врачебную тайну
Уметь:
Соблюдать требования по обеспечению безопасности персональных данных
работников организации, пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну
Использовать методы мотивирования работников структурного подразделения
медицинской организации
Управлять ресурсами структурного подразделения медицинской организации
Владеть практическими навыками:
Разработка системы мотивации работников структурного подразделения
медицинской организации
Организация непрерывного совершенствования профессиональных знаний и
навыков в течение трудовой жизни, а также постоянное повышение профессионального
уровня и расширение квалификации медицинских работников структурного
подразделения медицинской организации
Взаимодействие с руководством медицинской организации и другими
подразделениями медицинской организации
Работа во врачебной комиссии медицинской организации
Формирование и поддержание корпоративной культуры медицинской организации
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Общие принципы медицинской этики и деонтологии

должны

обладать

Уметь:
Использовать в работе принципы этики и деонтологии
Владеть практическими навыками:
Использование принципов этики и деонтологии в профессиональной деятельности
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме
образовательных технологий.

с

использованием

дистанционных

18

Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Врачебная этика и
деонтология: этические вызовы современности»
Категория
слушателей:
врачи-специалисты
в
области
Организации
здравоохранения и общественного здоровья.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: врачи: Акушерство и
гинекология,
Аллергология
и
иммунология,
Анестезиология-реаниматология,
Бактериология,
Вирусология,
Гастроэнтерология,
Гематология,
Гериатрия,
Дерматовенерология, Детская кардиология, Детская онкология, Детская онкологиягематология, Детская урология-андрология, Детская хирургия, Детская эндокринология,
Диетология, Инфекционные болезни, Кардиология, Клиническая лабораторная
диагностика, Колопроктология, Косметология, Лабораторная генетика, Лечебная
физкультура и спортивная медицина, Мануальная терапия, Медицинская микробиология,
Неврология, Нейрохирургия, Неонатология, Нефрология, Общая врачебная практика
(семейная медицина), Онкология, Ортодонтия, Остеопатия, Оториноларингология,
Офтальмология, Патологическая анатомия, Педиатрия, Пластическая хирургия,
Профпатология, Психиатрия, Психиатрия-наркология, Психотерапия, Пульмонология,
Радиология, Радиотерапия, Ревматология, Рентгенология, Рентгенэндоваскулярные
диагностика и лечение, Рефлексотерапия, Санитарно-гигиенические лабораторные
исследования, Сердечно-сосудистая хирургия, Скорая медицинская помощь, Социальная
гигиена и организация госсанэпидслужбы, Сурдология-оториноларингология, Терапия,
Токсикология, Торакальная хирургия, Травматология и ортопедия, Трансфузиология,
Ультразвуковая диагностика, Управление и экономика фармации, Управление
сестринской деятельностью, Урология, Физиотерапия, Физическая и реабилитационная
медицина, Фтизиатрия, Функциональная диагностика, Хирургия, Челюстно-лицевая
хирургия, Эндокринология, Эндоскопия, Эпидемиология
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.

19

№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала

1.

Модуль 1. Общие вопросы
медицинской этики
2.
Модуль 2. Практические
аспекты медицинской
этики и деонтологии
3.
Модуль 3. Врачебные
ошибки и моральноэтические дилеммы
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

72

12

8

4

36

24

12

22

12

10

70

44
Тестирование

26

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Врачебная этика и деонтология: этические вызовы современности»
Категория
слушателей:
врачи-специалисты
в
области
Организации
здравоохранения и общественного здоровья.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: врачи: Акушерство и
гинекология,
Аллергология
и
иммунология,
Анестезиология-реаниматология,
Бактериология,
Вирусология,
Гастроэнтерология,
Гематология,
Гериатрия,
Дерматовенерология, Детская кардиология, Детская онкология, Детская онкологиягематология, Детская урология-андрология, Детская хирургия, Детская эндокринология,
Диетология, Инфекционные болезни, Кардиология, Клиническая лабораторная
диагностика, Колопроктология, Косметология, Лабораторная генетика, Лечебная
физкультура и спортивная медицина, Мануальная терапия, Медицинская микробиология,
Неврология, Нейрохирургия, Неонатология, Нефрология, Общая врачебная практика
(семейная медицина), Онкология, Ортодонтия, Остеопатия, Оториноларингология,
Офтальмология, Патологическая анатомия, Педиатрия, Пластическая хирургия,
Профпатология, Психиатрия, Психиатрия-наркология, Психотерапия, Пульмонология,
Радиология, Радиотерапия, Ревматология, Рентгенология, Рентгенэндоваскулярные
диагностика и лечение, Рефлексотерапия, Санитарно-гигиенические лабораторные
исследования, Сердечно-сосудистая хирургия, Скорая медицинская помощь, Социальная
гигиена и организация госсанэпидслужбы, Сурдология-оториноларингология, Терапия,
Токсикология, Торакальная хирургия, Травматология и ортопедия, Трансфузиология,
Ультразвуковая диагностика, Управление и экономика фармации, Управление
сестринской деятельностью, Урология, Физиотерапия, Физическая и реабилитационная
медицина, Фтизиатрия, Функциональная диагностика, Хирургия, Челюстно-лицевая
хирургия, Эндокринология, Эндоскопия, Эпидемиология
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.

20

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
часов

Модуль 1. Общие вопросы
медицинской этики
Тема 1. История и философия
этики
Тема 2. Медицинская этика,
мораль и деонтология
Модуль 2. Практические
аспекты медицинской этики и
деонтологии
Тема 1. Средства общения в
медицине
Тема 2. Этические вопросы
деятельности врачей некоторых
узких специальностей
Модуль 3. Врачебные ошибки и
морально-этические дилеммы
Тема 1. Врачебные ошибки
Тема 2. Современные моральноэтические дилеммы
Итого:

В том числе
Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение контрольных
тематического материала заданий)

12

8

4

6

4

2

6

4

2

36

24

12

18

12

6

18

12

6

22

12

10

11

6

5

11

6

5

70

44
Тестирование

26

Итоговая аттестация

2

Всего часов:

72

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Врачебная этика и деонтология: этические вызовы современности»
Программа повышения квалификации «Врачебная этика и деонтология: этические
вызовы современности» предусматривает изучение всех разделов, представленных в
учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1/7

2/8

3/9

4/10

5/11

6/12

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
21

7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Врачебная этика и деонтология: этические вызовы современности»
Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы медицинской этики
Тема 1. История и философия этики. Особенность исторического развития
философско-этических учений. Рождение этики как науки о морали и нравственности.
Смысловые матрицы этического сознания. Специфика религиозно-этической мысли.
Сопряжение научного познания с этикой. Этические принципы общественной жизни.
Тема 2. Медицинская этика, мораль и деонтология. Понятие о медицинской этике,
морали и деонтологии. Принципы медицинской этики. Этика и деонтология
взаимоотношений между медицинским персоналом и пациентом. Этика и деонтология
взаимоотношений сотрудников медицинского учреждения.
Рабочая Программа Модуля 2. Практические аспекты медицинской этики и
деонтологии
Тема 1. Средства общения в медицине. Модели взаимоотношения по Роберту
Витчу. Особенности вербализации субъективных ощущений в свободных высказываниях
пациентов. Общение с пациентами разных возрастных групп. Мастерство слова и речевых
оборотов.
Тема 2. Этические вопросы деятельности врачей некоторых узких
специальностей. Этические аспекты в педиатрии. Этические аспекты в хирургии.
Биоэтика.
Рабочая Программа Модуля 3. Врачебные ошибки и морально-этические
дилеммы
Тема 1. Врачебные ошибки. Термин «врачебная ошибка». Объективные и
субъективные ошибки. Случаи из медицинской практики за рубежом и в России.
Возможности современной медицины.
Тема 2. Современные морально-этические дилеммы. История трансплантологии.
Основные проблемы трансплантологии. Эвтаназия. Суррогатное материнство.
Благотворительность в медицине. Благотворительные фонды: понятие, история, виды.
Деятельность благотворительных фондов и хосписов. Благотворительность как показатель
хороших качеств человека.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Медицинская деонтология. учеб.-метод. пособие для студ. мед. фак-тов ст. курсов
и врачей / сост.: И.С. Фунлоэр, Т.А. Осмонов, А.М. Мадаминов. – Бишкек: Изд-во
КРСУ, 2018. – 44 с.
Дополнительная литература:
1. Актуальные вопросы этики и деонтологии в медицине на современном этапе:
учебное пособие для системы высшего профессионального образования – Иваново,
2014. – 85с.
2. Биомедицинская этика: учебник / И. А. Шамов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 286 с.
3. Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы
Республиканской научно-практической конференции с международным участием
(Витебск, 2 декабря 2016 г.) / Мво здравоохранения Республики Беларусь, УО
22

«Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».
− Витебск : ВГМУ, 2016. − 289 с.
4. История и философия науки: учебник / под ред. С. А. Воробьевой. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2018. - 640 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
5.
ЭМБ Консультант врача.
6.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
7.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
8.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Врачебная этика и
деонтология: этические вызовы современности» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
23

Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Врачебная этика и деонтология: этические вызовы
современности»
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
24

профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными
материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Врачебная этика и деонтология: этические вызовы современности»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
6 000 руб.

Средства ТФОМС
да

Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
6 000 руб.

Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=459
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
25

Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Врачебная этика и
деонтология: этические вызовы современности» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Врачебная
этика и деонтология: этические вызовы современности» повышения квалификации
специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Медицинская этика – это:
А) специфическое проявление общей этики в деятельности врача;
Б) наука, рассматривающая вопросы врачебного гуманизма, проблемы долга, чести,
совести и достоинства медицинских работников;
В) наука, помогающая вырабатывать у врача способность к нравственной ориентации в
сложных ситуациях, требующих высоких морально-деловых и социальных качеств;
Г) верно все вышеперечисленное;
Д) нет правильного варианта.
2. Медицинская деонтология – это:
А) самостоятельная наука о долге медицинских работников;
Б) прикладная, нормативная, практическая часть медицинской этики.
3. Понятие "медицинская этика" включает в себя понятие "медицинская деонтология":
А) да;
Б) нет.

26

10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Организация деятельности
структурного
подразделения
медицинской организации

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
С/01.8

Интегральная оценка сформированности
компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

27


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».