Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
04 июля 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Диагностика и лечение профессиональных заболеваний органов и систем,
вызванных неблагоприятным воздействием производственной среды»
по специальности 31.08.44 Профпатология
Основная специальность: Профпатология
Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Дерматовенерология,
Инфекционные болезни, Кардиология, Клиническая лабораторная диагностика,
Неврология,
Офтальмология,
Пульмонология,
Рентгенология,
Ультразвуковая
диагностика, Урология, Функциональная диагностика
(36 академических часов)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Диагностика и лечение профессиональных заболеваний органов и систем, вызванных
неблагоприятным воздействием производственной среды» разработана на основании:
1. Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-профпатолог" (подготовлен Минтрудом
России 17.01.2022)
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. N 1086 "Об
утверждении федерального государственного образовательною стандарта высшего
образования по специальности 31.08.44 Профпатология (уровень подготовки кадров
высшей квалификации)"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей-профпатологов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа
Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-профпатолог" (подготовлен Минтрудом России 17.01.2022).
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в диагностики и лечения профессиональных заболеваний.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Диагностика и лечение профессиональных заболеваний органов и систем,
вызванных неблагоприятным воздействием производственной среды» направлено на
совершенствование
профессиональных
компетенций
(в
соответствии
с
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Диагностика и раннее выявление профессиональных заболеваний и заболеваний
(отравлений), связанных с условиями труда, установление связи заболевания с
профессией А/01.8
2. Назначение лечения работникам (пациентам) с профессиональными
заболеваниями, в том числе санаторно-курортного, контроль его эффективности и
безопасности А/02.8.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы профпатологии
2
Тема 1. Вопросы медицинской этики и деонтологии при профессиональных
заболеваниях
Тема 2. Эпидемиологические исследования и оценка профессионального риска при
профессиональных заболеваниях
Модуль 2. Профессиональные заболевания, обусловленные неблагоприятным
воздействием производственной среды
Тема 1. Ранняя диагностика профессиональных заболеваний
Тема 2. Диагностика и лечение профессиональных заболеваний, обусловленных
неблагоприятным воздействием производственной среды
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-профпатологов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа
Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-профпатолог" (подготовлен Минтрудом России 17.01.2022).
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Диагностика и раннее выявление профессиональных заболеваний и заболеваний
(отравлений), связанных с условиями труда, установление связи заболевания с
профессией А/01.8
2. Назначение лечения работникам (пациентам) с профессиональными
заболеваниями, в том числе санаторно-курортного, контроль его эффективности и
безопасности А/02.8
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Акушерство и гинекология
Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение медицинского
обследования пациентов в
период беременности, в
послеродовой период, после
прерывания беременности, с
гинекологическими
Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 апреля 2021 г. N
262н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач - акушер3
Дерматовенерология
Инфекционные болезни
Кардиология
Клиническая лабораторная
диагностика
заболеваниями и
доброкачественными
диффузными изменениями
молочных желез в
амбулаторных условиях и
(или) в условиях дневного
стационара
A/01.8
Оказание первичной
специализированной
медико-санитарной помощи
в амбулаторных условиях
пациентам с дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи,
заболеваниями волос,
микозами гладкой кожи и ее
придатков, лепрой
А/01.8
Проведение обследования
пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями с целью
установления диагноза
А/01.8
Проведение обследования
пациентов при заболеваниях
и (или) состояниях
сердечнососудистой системы с
целью постановки диагноза
А/01.8
Выполнение клинических
лабораторных исследований
третьей категории
сложности
А/03.7
Неврология
Проведение обследования
пациентов при заболеваниях
и (или) состояниях нервной
системы с целью
постановки диагноза
А/01.8
Офтальмология
Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний
и/или состояний глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты, установления
диагноза
A/01.8
гинеколог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 142н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачдерматовенеролог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 135н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачинфекционист"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 14 марта 2018 г. N
140н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачкардиолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 14 марта 2018 г. N
145н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области клинической
лабораторной диагностики"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
29.01.2019 № 51н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-невролог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
05.06.2017 № 470н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачофтальмолог"
4
Пульмонология
Диагностика заболеваний
бронхолегочной системы
A/01.8
Рентгенология
Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Проведение ультразвуковых
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Ультразвуковая диагностика
Урология
Функциональная диагностика
Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний и
(или) состояний почек,
мочевыводящих путей и
мужских половых органов,
установление диагноза
А/01.8
Проведение исследования и
оценка состояния функции
внешнего дыхания
А/01.8
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
154н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачпульмонолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
19.03.2019 № 160н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачрентгенолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
19.03.2019 № 161н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач
ультразвуковой
диагностики"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 137н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-уролог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 11 марта 2019 г. N
138н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
функциональной
диагностики"
2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Профпатология», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Акушерство и гинекология
2. Дерматовенерология
3. Инфекционные болезни
4. Кардиология
5. Клиническая лабораторная диагностика
6. Неврология
5
7. Офтальмология
8. Пульмонология
9. Рентгенология
10. Ультразвуковая диагностика
11. Урология
12. Функциональная диагностика
3. Планируемые результаты обучения врача-профпатолога
По завершению обучения врач-профпатолог должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
диагностическая деятельность:
- готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов,
синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
- готовность к ведению и лечению пациентов с профессиональными заболеваниями
(ПК-6)
По завершению обучения врач-профпатолог должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Методика сбора жалоб, анамнеза жизни и заболевания у пациента (его законного
представителя)
Принципы оценки и анализа документов, подтверждающие работу во вредных и
(или) опасных условиях труда
Методики и способы диагностики признаков и симптомов профессиональных
заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда
Методики
и
способы
диагностики
заболеваний,
начальных
форм
профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных
производственных факторов на состояние здоровья работника
Методы применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебнопрофилактического питания пациенту с профессиональным заболеванием
Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебнопрофилактического питания, медицинских показаний и медицинских противопоказаний к
их применению; осложнений, вызванных их применением
Методы немедикаментозного лечения профессиональных заболеваний у пациента
Механизм действия немедикаментозного лечения; медицинских показаний и
медицинских противопоказаний к его назначению; побочных эффектов, осложнений,
вызванных его применением
Принцип назначения лечебно-профилактического питания и лечебнооздоровительного режима пациентам с профессиональными заболеваниями
Уметь:
Проводить сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у пациента (его законного
представителя)
Осуществлять физикальное исследование пациента (осмотр, пальпация, перкуссия,
аускультация)
Составлять план проведения лабораторных и инструментальных исследований
Интерпретировать и анализировать результаты медицинских осмотров,
лабораторных и инструментальных исследований пациента с профзаболеванием
6
Интерпретировать результаты заключений врачей-специалистов при направлении
пациента с профессиональным заболеванием
Формулировать диагноз, в том числе предварительный, острого и хронического
профессионального заболевания
Анализировать медицинскую документацию пациента, необходимую для
проведения экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с
профессией, медицинского освидетельствования
Анализировать
документы,
необходимые
для
установления
диагноза
профессионального заболевания в соответствии с нормативными правовыми актами
Анализировать результаты диспансерного (динамического) наблюдения, лечения,
профилактики и реабилитации пациента с профессиональными заболеваниями
Составлять план лечения пациента с профессиональным заболеванием
Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебнопрофилактическое питание
Назначать немедикаментозное лечение
Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов,
медицинских изделий, лечебно-профилактического питания и немедикаментозного метода
лечения
Владеть практическими навыками:
Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у пациента (его законного
представителя)
Физикальное исследование пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
Составление плана обследования и направление на проведение лабораторных и
инструментальных исследований пациента
Направление пациента к врачам-специалистам при наличии медицинских
показаний, в том числе с использованием телемедицинских технологий
Интерпретация результатов осмотров, лабораторных и инструментальных
исследований пациента
Проведение дифференциальной диагностики
Установление диагноза, в том числе предварительного, острого или хронического
профессионального заболевания в соответствии с нормативно-правовыми актами и
Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со
здоровьем (МКБ)
Направление пациента в центр профессиональной патологии (отделение
профпатологии) для оказания специализированной медицинской помощи
Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания
Назначение немедикаментозного лечения
Участие в оценке эффективности и безопасности применения лекарственных
препаратов,
медицинских
изделий,
лечебно-профилактического
питания
и
немедикаментозного метода лечения
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Диагностику и лечение профессиональных болезней, связанных с условиями труда
Уметь:
7
Проводить диагностику и лечение профессиональных болезней, связанных с
условиями труда
Владеть практическими навыками:
Проведение диагностики и лечения профессиональных болезней, связанных с
условиями труда
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Диагностика и
лечение профессиональных заболеваний органов и систем, вызванных
неблагоприятным воздействием производственной среды»
Категория слушателей: врачи-профпатологи.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Акушерство и
гинекология, Дерматовенерология, Инфекционные болезни, Кардиология, Клиническая
лабораторная диагностика, Неврология, Офтальмология, Пульмонология, Рентгенология,
Ультразвуковая диагностика, Урология, Функциональная диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п
1.
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Модуль 1. Общие вопросы
профпатологии
Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала контрольных заданий)
12
8
4
8
2.
Модуль 2.
Профессиональные
заболевания,
обусловленные
неблагоприятным
воздействием
производственной среды
Итого:
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
36
22
14
8
34
22
Тестирование
12
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Диагностика и лечение профессиональных заболеваний органов и систем,
вызванных неблагоприятным воздействием производственной среды»
Категория слушателей: врачи-провпатологи.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Акушерство и
гинекология, Дерматовенерология, Инфекционные болезни, Кардиология, Клиническая
лабораторная диагностика, Неврология, Офтальмология, Пульмонология, Рентгенология,
Ультразвуковая диагностика, Урология, Функциональная диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Модуль 1. Общие вопросы
профпатологии
Тема 1. Вопросы медицинской
этики и деонтологии при
профессиональных заболеваниях
Тема 2. Эпидемиологические
исследования и оценка
профессионального риска при
профессиональных заболеваниях
Модуль 2. Профессиональные
заболевания, обусловленные
неблагоприятным воздействием
производственной среды
Тема 1. Ранняя диагностика
профессиональных заболеваний
Тема 2. Диагностика и лечение
профессиональных заболеваний,
обусловленных неблагоприятным
воздействием производственной
среды
Итого:
Всего
часов
В том числе
Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение контрольных
тематического материала заданий)
12
8
4
6
4
2
6
4
2
22
14
8
11
11
34
7
7
22
4
4
12
9
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
36
Тестирование
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Диагностика и лечение профессиональных заболеваний органов и систем,
вызванных неблагоприятным воздействием производственной среды»
Программа повышения квалификации «Диагностика и лечение профессиональных
заболеваний органов и систем, вызванных неблагоприятным воздействием
производственной среды» предусматривает изучение всех разделов, представленных в
учебном плане.
№ дня
1
2
3
4
5
6
Виды
учебной
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
нагрузки1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Диагностика и лечение профессиональных заболеваний органов и
систем, вызванных неблагоприятным воздействием производственной среды»
Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы профпатологии
Тема 1. Вопросы медицинской этики и деонтологии при профессиональных
заболеваниях. Определение понятия. Вопросы деонтологии при профессиональных
заболеваниях. Деонтологические требования, предъявляемые к врачам, оказывающим
медицинскую помощь рабочим промышленных предприятий
Тема 2. Эпидемиологические исследования и оценка профессионального риска при
профессиональных заболеваниях. Основы медицины труда. Эпидемиологические
исследования условий труда. Оценка риска развития заболевания. Этиологическая доля
относительного риска в развитии заболевания. Показатели относительного и
атрибутивного риска ущерба здоровью. Экспертиза связи заболевания с профессией и
медико-социальная экспертиза при профессиональных заболеваниях.
Рабочая
Программа
Модуля
2.
Профессиональные
заболевания,
обусловленные неблагоприятным воздействием производственной среды
Тема 1. Ранняя диагностика профессиональных заболеваний. Лабораторные
биомаркеры в профпатологии. Методические подходы к оценке диагностической
информативности лабораторных биомаркеров в профессиональной патологии. Выбор
информативных лабораторных биомаркеров для ранней диагностики профзаболеваний
рабочих.
Тема 2. Диагностика и лечение профессиональных заболеваний, обусловленных
неблагоприятным
воздействием
производственной
среды.
Профессиональные
заболевания органов дыхания от воздействия химических веществ раздражающего и
удушающего действия. Профессиональные остеопатии токсической этиологии.
Профессиональные поражения сердечно-сосудистой системы. Профессиональные
поражения почек и мочевыводящих путей. Профессиональные поражения
репродуктивной системы. Синдром депрессии при воздействии профессиональных
факторов физической и химической природы. Профессиональные поражения органов
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
10
зрения. Профессиональные заболевания кожи. Профессиональные
заболевания. Профессиональные заболевания медицинских работников.
инфекционные
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Павловская, Н. А. Ранняя диагностика профессиональных заболеваний:
руководство / Н. А. Павловская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 128 с.
2. Мухин Н. А. Профессиональные болезни / под ред. Н. А. Мухина, С. А. Бабанова М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 576 с.
Дополнительная литература:
1. Измеров И.Ф., Профессиональная патология: национальное руководство / Под ред.
И.Ф. Измерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 784 с.
2. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные болезни: Учеб. пособие. - М.:
Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 252 с.
3. Разумов В.В. Клинические аспекты в экспертной работе профпатолога: учебное
пособие / В.В. Разумов, В.А. Зинченко, Е.Б. Гуревич – Новокузнецк, 2013. – 258 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Диагностика и лечение
профессиональных заболеваний органов и систем, вызванных неблагоприятным
воздействием производственной среды» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
11
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
-доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
-фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
-формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов
изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов
итоговой аттестации;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное
и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
12
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Диагностика и лечение профессиональных
заболеваний органов и систем, вызванных неблагоприятным воздействием
производственной среды» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными
материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Диагностика и лечение профессиональных заболеваний органов и систем,
вызванных неблагоприятным воздействием производственной среды»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом
директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет
персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной
деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
Средства ТФОМС
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
13
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=466
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Диагностика и лечение
профессиональных заболеваний органов и систем, вызванных неблагоприятным
воздействием производственной среды» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Диагностика и
лечение профессиональных заболеваний органов и систем, вызванных
неблагоприятным воздействием производственной среды» повышения квалификации
специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Укажите патогномоничный клинический симптом рака пищевода:
а) боли в области грудной клетки
б) дисфагия
в) ухудшение общего самочувствия больного
г) снижение массы тела
д) субфебрилитет
14
2. Какими заболеваниями дифференцируют "свинцовую колику"?
а) с язвенной болезнью
б) с острым животом
в) перечисленные верны
г) гематомой забрюшинного пространства
д) все перечисленные не верны
3.По нозологической форме, вибрационная болезнь относится к заболеваниям:
а) бронхолегочной системы
б) сердечно-сосудистой системы
в) нервной системы
г) опорно-двигательного аппарата
д) все перечисленные верны
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Диагностика и раннее
выявление
профессиональных
заболеваний и заболеваний
(отравлений), связанных с
условиями труда,
установление связи
заболевания с профессией
Назначение лечения
работникам (пациентам) с
профессиональными
заболеваниями, в том
числе санаторнокурортного, контроль его
эффективности и
безопасности
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/01.8
А/02.8
Интегральная оценка сформированности
компетенций
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
70% и более
правильных
ответов
Тест
15