Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
02 июль 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Современные методы диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного
тракта у детей»
по специальности 31.05.02 Педиатрия
Основная специальность: Педиатрия
Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Клиническая лабораторная
диагностика, Общая врачебная практика (семейная медицина), Рентгенология,
Ультразвуковая диагностика, Функциональная диагностика
(36 академических часов)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Современные методы диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта
у детей» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
27.03.2017 № 306н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр
участковый"
2. Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от
12.08.2020 № 965 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.02 Педиатрия"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей-педиатров в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.03.2017 № 306н "Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый".
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах диагностики и лечения детей с заболеваниями ЖКТ.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Современные методы диагностики и лечения заболеваний желудочнокишечного тракта у детей» направлено на совершенствование профессиональных
компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Обследование детей с целью установления диагноза A/01.7.
2. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности A/02.7.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Современные методы диагностики в педиатрии
Тема 1. Функциональные и лабораторные методы исследования
Тема 2. История болезни, оценка анамнеза, состояния, симптомы и синдромы
Модуль 2. Особенности диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного
тракта у детей
Тема 1. Методология объективного обследования пищеварительного тракта у детей
Тема 2. Наиболее распространенные заболевания органов пищеварения у детей
2
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-педиатров в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.03.2017 № 306н "Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый".
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Обследование детей с целью установления диагноза A/01.7.
2. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности A/02.7.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Гастроэнтерология
Клиническая лабораторная
диагностика
Общая врачебная практика (семейная
Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Диагностика заболеваний и
(или) состояний
пищеварительной системы
A/01.8
Назначение лечения
пациентам с заболеваниями
и (или) состояниями
пищеварительной системы
и контроль его
эффективности и
безопасности
A/02.8
Выполнение клинических
лабораторных исследований
третьей категории
сложности
А/03.7
Оказание медицинской
Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 11 марта 2019 г. N
139н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачгастроэнтеролог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 14 марта 2018 г. N
145н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области клинической
лабораторной диагностики"
Проект Приказа
3
медицина)
помощи детям амбулаторно
В/02.8
Рентгенология
Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Проведение ультразвуковых
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Ультразвуковая диагностика
Функциональная диагностика
Проведение исследования и
оценка состояния функции
пищеварительной,
мочеполовой, эндокринной
систем, органов
кроветворения
А/04.8
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
160н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачрентгенолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
161н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
ультразвуковой
диагностики"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 11 марта 2019 г. N
138н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
функциональной
диагностики"
2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Педиатрия», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Гастроэнтерология
2. Клиническая лабораторная диагностика
3. Общая врачебная практика (семейная медицина)
4. Рентгенология
5. Ультразвуковая диагностика
6. Функциональная диагностика
3. Планируемые результаты обучения врача-педиатра
По завершению обучения врач-педиатр должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
в диагностической деятельности:
4
готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов,
синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
в лечебной деятельности:
готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании
педиатрической медицинской помощи (ПК-6)
По завершению обучения врач-педиатр должен обладать следующими знаниями,
умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Методика сбора и оценки анамнеза болезни (жалобы, сроки начала заболевания,
сроки первого и повторного обращения, проведенная терапия)
Методика оценки состояния и самочувствия ребенка, осмотра и оценки кожных
покровов, выраженности подкожно-жировой клетчатки, ногтей, волос, видимых
слизистых, лимфатических узлов, органов и систем организма ребенка с учетом анатомофизиологических и возрастно-половых особенностей детей, определения и оценки массы
тела и роста, индекса массы тела детей различных возрастно-половых групп, определения
и оценки показателей физического развития и психомоторного развития детей различных
возрастных групп
Этиология и патогенез болезней и состояний у детей, клиническая симптоматика
болезней и состояний с учетом возраста ребенка и исходного состояния здоровья
Клиническая картина болезней и состояний, требующих направления детей на
лабораторное и инструментальное обследование, с учетом действующих клинических
рекомендаций (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с
учетом стандартов медицинской помощи
Клиническая картина болезней и состояний, требующих направления детей к
врачам-специалистам с учетом обследования и действующих клинических рекомендаций
(протоколов лечения), порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов
медицинской помощи
Современные методы медикаментозной терапии болезней и состояний у детей в
соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
Механизм действия лекарственных препаратов; медицинские показания и
противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением
Современные методы немедикаментозной терапии основных болезней и состояний
у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами
лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской
помощи
Механизм действия немедикаментозной терапии; медицинские показания и
противопоказания к ее назначению; осложнения, вызванные ее применением
Принципы назначения лечебного питания с учетом возраста ребенка, диагноза и
клинической картины болезни и состояния в соответствии с действующими клиническими
рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с
учетом стандартов оказания медицинской помощи
Уметь:
Устанавливать контакт с ребенком, родителями (законными представителями) и
лицами, осуществляющими уход за ребенком
Получать информацию о жалобах, сроках начала заболевания, сроках первого и
повторного обращения, проведенной терапии
Оценивать состояние и самочувствие ребенка, осматривать и оценивать кожные
покровы, выраженность подкожно-жировой клетчатки, ногти, волосы, видимые
слизистые, лимфатические узлы, органы и системы организма ребенка, оценивать
5
соответствие паспортному возрасту физического и психомоторного развития детей;
определять массу тела и рост, индекс массы тела ребенка различного возраста, оценивать
физическое и психомоторное развитие детей
Обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования детей
Интерпретировать результаты лабораторного обследования детей по возрастнополовым группам
Обосновывать необходимость и объем инструментального обследования детей
Интерпретировать результаты инструментального обследования детей по
возрастно-половым группам
Обосновывать необходимость направления детей на консультацию к врачамспециалистам
Составлять план лечения болезней и состояний ребенка с учетом его возраста,
диагноза и клинической картины заболевания и в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской
помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать медикаментозную терапию с учетом возраста ребенка, диагноза и
клинической картины болезни в соответствии с действующими клиническими
рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с
учетом стандартов медицинской помощи
Назначать немедикаментозную терапию с учетом возраста ребенка, диагноза и
клинической картины болезни в соответствии с действующими клиническими
рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с
учетом стандартов медицинской помощи
Назначать диетотерапию с учетом возраста ребенка, диагноза и клинической
картины болезни в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
Владеть практическими навыками:
Получение данных о родителях, ближайших родственниках и лицах,
осуществляющих уход за ребенком
Сбор анамнеза жизни ребенка
Получение информации о перенесенных болезнях и хирургических
вмешательствах (какие и в каком возрасте)
Получение информации о профилактических прививках
Сбор анамнеза заболевания
Оценивание состояния и самочувствия ребенка
Направление детей на лабораторное обследование в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской
помощи и с учетом стандартов медицинской помощи; при необходимости
информирование родителей детей (их законных представителей) и детей старше 15 лет о
подготовке к лабораторному и инструментальному обследованию
Направление детей на инструментальное обследование в соответствии с
действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками
оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
Направление детей на консультацию к врачам-специалистам в соответствии с
действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками
оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
Разработка плана лечения болезней и состояний ребенка
Назначение медикаментозной терапии ребенку
Назначение немедикаментозной терапии ребенку
Назначение диетотерапии ребенку
6
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Методы диагностики и лечения заболеваний ЖКТ у детей
должны
обладать
Уметь:
Проводить методы диагностику и лечение заболеваний ЖКТ у детей
Владеть практическими навыками:
Проведение диагностики и лечения заболеваний ЖКТ у детей
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Современные
методы диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей»
Категория слушателей: врачи-педиатры.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Гастроэнтерология,
Клиническая лабораторная диагностика, Общая врачебная практика (семейная медицина),
Рентгенология, Ультразвуковая диагностика, Функциональная диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
7
№
п/п
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала
1.
Модуль 1. Современные
методы диагностики в
педиатрии
2.
Модуль 2. Особенности
диагностики и лечения
заболеваний желудочнокишечного тракта у детей
Итого:
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
36
12
8
4
22
14
8
34
22
Тестирование
12
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Современные методы диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного
тракта у детей»
Категория слушателей: врачи-педиатры.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Гастроэнтерология,
Клиническая лабораторная диагностика, Общая врачебная практика (семейная медицина),
Рентгенология, Ультразвуковая диагностика, Функциональная диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Модуль 1. Современные методы
диагностики в педиатрии
Тема 1. Функциональные и
лабораторные методы
исследования
Тема 2. История болезни, оценка
анамнеза, состояния, симптомы и
синдромы
Модуль 2. Особенности
диагностики и лечения
заболеваний желудочнокишечного тракта у детей
Тема 1. Методология объективного
обследования пищеварительного
Всего
часов
В том числе
Изучение лекционного, Самостоятельная
работа
методического,
(выполнение контрольных
тематического
заданий)
материала
12
8
4
6
4
2
6
4
2
22
14
8
11
7
4
8
тракта у детей
Тема 2. Наиболее
распространенные заболевания
органов пищеварения у детей
Итого:
11
34
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
36
7
22
Тестирование
4
12
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Современные методы диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного
тракта у детей»
Программа повышения квалификации «Современные методы диагностики и
лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей» предусматривает изучение
всех разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
1
2
3
4
5
Виды
учебной
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
1
нагрузки
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
6
Л, СР, ИА
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Современные методы диагностики и лечения заболеваний
желудочно-кишечного тракта у детей»
Рабочая Программа Модуля 1. Современные методы диагностики в педиатрии
Тема 1. Функциональные и лабораторные методы исследования. Функциональные
методы исследования в педиатрии. Лабораторные методы исследования. Показания к
назначению. Техника проведения. Интерпретация результатов.
Тема 2. История болезни, оценка анамнеза, состояния, симптомы и синдромы.
План при написании истории болезни ребенка. Оценка анамнеза. Оценка общего
состояния. Менингеальные симптомы. Оценка дыхания и сердечной деятельности.
Вспомогательные
симптомы
при
патологии
желудочно-кишечного
тракта.
Панкреатические зоны и симптомы. Изменения функционального состояния печени при
патологии (биохимические синдромы).
Рабочая Программа Модуля 2. Особенности диагностики и лечения
заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей
Тема 1. Методология объективного обследования пищеварительного тракта у
детей. Особенности гастроэнтерологического анамнеза у детей. Особенности
гастроэнтерологического анамнеза у детей грудного и раннего возраста. Семиотика
диспепсических
явлений
у
детей.
Методика
объективного
обследования
пищеварительного тракта. Болевые симптомы при патологии органов пищеварения.
Пальпаторное определение свободной жидкости в брюшной полости. Алгоритм итогового
заключения по результатам объективного обследования пищеварительной системы
здорового (больного) ребенка.
Тема 2. Наиболее распространенные заболевания органов пищеварения у детей.
Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь. Хронические болезни желудка и 12-ти
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
9
перстной кишки. Заболевания гепатобилиарного тракта. Заболевания поджелудочной
железы. Воспалительные заболевания кишечника. Функциональные заболевания ЖКТ.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Авдеева, Т. Г. Руководство участкового педиатра / под ред. Т. Г. Авдеевой. - 3-е
изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 656 с.
2. Кильдиярова, Р. Р. Справочник врача-педиатра / Кильдиярова Р. Р. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2024. - 288 с.
Дополнительная литература:
1. Гуцуляк, С.А. Заболевания органов желудочно-кишечного тракта у детей: учебное
пособие / сост.: С. А. Гуцуляк; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения
России. – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 72с.
2. Желудочно-кишечный тракт и ожирение у детей / под ред. В. П. Новиковой, М. М.
Гуровой. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2016. — 302 с.
3. Коллектив авторов. Клинические рекомендации. Язвенная болезнь желудка и/или
двенадцатиперстной кишки. – М., 2021. – 67 с.
4. Основы педиатрии по Нельсону / Карен Маркданте, Роберт Клигман; [перевод с
английского Е. В. Кокаревой]. - 8-е издание. – М.: Эксмо, 2021. - 848 с.
5. Поликлиническая и неотложная педиатрия: учебник / под ред. А. С. Калмыковой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020 – 790 с.
6. Тактика врача-педиатра участкового: практическое руководство / под ред. М.А.
Школьниковой и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 203 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
10
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные методы
диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
-доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
-фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
-формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов
изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов
итоговой аттестации;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное
и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу
11
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Современные методы диагностики и лечения
заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей» Автономная некоммерческая
организация дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» использует систему дистанционного обучения
«СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность
обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с
преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Современные методы диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного
тракта у детей» осуществляется с привлечением высококвалифицированных
специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о
сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического
руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель
ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление
образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
Средства ТФОМС
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
12
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да
за счет средств ТФОМС
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=463
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные методы
диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Современные
методы диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей»
повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом
– итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Девочка 12 лет, жалуется на запоры до 3 суток в течение полугода, умеренную
болезненность в нижних отделах живота, стул в виде "овечьего", часто сопровождается
13
чувством неполного опорожнения кишечника. Иногда запоры чередуются поносами
(связывает с эмоциональным состоянием). При осмотре девочка нормального
телосложения, незначительные симптомы общей интоксикации. Живот мягкий,
безболезненный. Лабораторные и инструментальные методы исследования патологии не
выявили. Диагноз:
1) Неспецифический язвенный колит
2) Болезнь Крона
3) Синдром раздраженного кишечника с преобладанием запоров
4) Муковисцидоз
5) Хронический холецистит
2. У мальчика, 13 лет, состоящего на "Д" учете с желчнокаменной болезнью (размер
камней от 1,0 до 3,5см) после нарушения диеты развился приступ колики. При осмотре
мальчик бледный, кожа чистая, язык обложен. Живот мягкий, локальная болезненность в
области проекции желчного пузыря. Данный приступ третий по счету. Лечебная тактика:
1) Литолитическая терапия
2) Экстракорпоральная литотрипсия
3) Полостная холецистэктомия
4) Литолитическая терапия в сочетании с экстракорпоральной литотрипсией
5) Нет верного ответа
3. У мальчика 5 лет, с эпид.паротитом на 3-ий день заболевания отмечается ухудшение
состояния за счет повышения температуры, появления сильных болей в эпигастрии и
левом подреберье, присоединения рвоты, разжиженного стула. Осложнение основного
заболевания:
1) Острый орхит
2) Острый панкреатит
3) Острый менингит
4) Острый гастрит
5) Острый пиелонефрит
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Обследование детей с
целью установления
диагноза
Назначение лечения детям
и контроль его
эффективности и
безопасности
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/01.7
А/02.8
Интегральная оценка сформированности
компетенций
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
70% и более
правильных
ответов
Тест
Тестовые задания 115 (Приложение)
14