Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
01 июля 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Современные вопросы профессиональной тугоухости»
по специальности 31.08.64 Сурдология-оториноларингология
Основная специальность: Сурдология-оториноларингология
Дополнительные специальности: Оториноларингология, профпатология
(36 академических часов)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Современные вопросы профессиональной тугоухости» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
04.08.2017 № 612н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачоториноларинголог"
2. Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской "Об
утверждении профессионального стандарта " Врач-сурдолог-оториноларинголог"
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.08.2014 N 1107 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по специальности 31.08.64 Сурдология-оториноларингология (уровень
подготовки кадров высшей квалификации)"
4. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
5. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
6. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
7. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования
профессиональных
компетенции
врачей-сурдологовоториноларингологов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с
требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 04.08.2017 № 612н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачоториноларинголог"; Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты
Российской "Об утверждении профессионального стандарта " Врач-сурдологоториноларинголог".
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах диагностики нарушений слуха.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Современные вопросы профессиональной тугоухости» направлено на
совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Проведение обследования пациентов с нарушением слуха и заболеваниями и
(или) состояниями уха, горла, носа с целью постановки диагноза A/01.8.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы профессиональной тугоухости
Тема 1. Клиническая характеристика профессиональной тугоухости
Тема 2. Диагностика профессиональной тугоухости
2
Модуль 2. Постановка диагноза
профессиональной тугоухости
Тема 1. Постановка диагноза
Тема 2. Экспертиза профпригодности
и
экспертиза
профпригодности
при
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование
профессиональных
компетенций
врачей-сурдологовоториноларингологов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с
требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 04.08.2017 № 612н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачоториноларинголог"; Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты
Российской "Об утверждении профессионального стандарта " Врач-сурдологоториноларинголог".
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение обследования пациентов с нарушением слуха и заболеваниями и
(или) состояниями уха, горла, носа с целью постановки диагноза A/01.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Оториноларингология
Профпатология
Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний и
(или) состояний уха, горла,
носа и установления
диагноза A/01.8
Диагностика и раннее
выявление
профессиональных
заболеваний и заболеваний
Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
04.08.2017 № 612н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачоториноларинголог"
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
3
(отравлений), связанных с
условиями труда,
установление связи
заболевания с профессией
А/01.8
профессионального
стандарта "Врачпрофпатолог" (подготовлен
Минтрудом России
17.01.2022)
2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Сурдология-оториноларингология», или по другим специальностям (в соответствии с
действующим Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Оториноларингология
2. Профпатология
3. Планируемые результаты обучения врача-сурдолога-оториноларинголога
По завершению обучения врач-сурдолог-оториноларинголог должен обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
диагностическая деятельность:
− готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов,
синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5).
По завершению обучения врач-сурдолог-оториноларинголог должен обладать
следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Анатомия и физиология периферического и центрального отделов слуховой
системы; анатомо-функциональное состояние у пациентов в норме, при заболеваниях и
(или) патологических состояниях.
Этиология, патогенез и клинические проявления нарушений слуха.
Методика сбора анамнеза жизни и жалоб у пациентов (их законных
представителей) с нарушением слуха и заболеваниями и (или) состояниями уха, горла,
носа с использованием навыков общения и учетом особенностей психологии пациентов
данного профиля.
Методика осмотра пациентов с нарушением слуха.
Субъективные и объективные методы аудиологического обследования пациентов с
нарушением слуха, особенности применения у взрослых и детей.
Методы лабораторных и инструментальных исследований для диагностики
нарушений.
Уметь:
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их законных
представителей) с нарушением слуха.
Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов (их
законных представителей) с нарушением слуха.
Оценивать состояние уха в норме, при заболеваниях и (или) патологических
состояниях.
Применять методы исследования функции слуха с учетом возрастных анатомофункциональных особенностей в соответствии с действующими порядкам и оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.
4
Анализировать и интерпретировать результаты осмотра и аудиологического
обследования пациентов с нарушением слуха.
Обосновывать и планировать объем инструментального обследования пациентов с
нарушением слуха на основе клинических рекомендаций (протоколов лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.
Анализировать и интерпретировать результаты инструментального обследования
пациентов с нарушением слуха.
Обосновывать и планировать объем лабораторного обследования пациентов с
нарушением слуха в соответствии с действующими порядками оказания медицинской
помощи, на основе клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.
Анализировать и интерпретировать результаты лабораторного обследования
пациентов с нарушением слуха.
Выявлять клинические симптомы и синдромы у пациентов с нарушением слуха.
Владеть практическими навыками:
Сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их законных представителей) с
нарушением слуха с использованием навыков общения и учетом особенностей
психологии пациентов данного профиля.
Осмотр пациентов с нарушением слуха.
Аудиологическое обследование пациентов с нарушением слуха.
Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и
дополнительных инструментальных обследований пациентов с нарушением слуха.
Направление пациентов с нарушением слуха на инструментальное обследование в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, на основе
клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.
Направление пациентов с нарушением слуха на лабораторное обследование в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, на основе
клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.
Установление диагноза с учетом действующей Международной статистической
классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем.
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Методы диагностики нарушений слуха.
специалисты
должны
обладать
Уметь:
Проводить диагностику нарушений слуха
Владеть практическими навыками:
Проведение диагностики нарушений слуха
Интерпретация результатов диагностических исследований
5
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Современные
вопросы профессиональной тугоухости»
Категория слушателей: врачи-сурдологи-оториноларингологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Оториноларингология,
профпатология
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала
1.
Модуль 1. Общие вопросы
профессиональной
тугоухости
2.
Модуль 2. Постановка
диагноза и экспертиза
профпригодности при
профессиональной
тугоухости
Итого:
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
36
12
8
4
22
14
8
34
22
Тестирование
12
6
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Современные вопросы профессиональной тугоухости»
Категория слушателей: врачи-сурдологи-оториноларингологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Оториноларингология,
профпатология
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
часов
Модуль 1. Общие вопросы
профессиональной тугоухости
Тема 1. Клиническая
характеристика профессиональной
тугоухости
Тема 2. Диагностика
профессиональной тугоухости
Модуль 2. Постановка диагноза и
экспертиза профпригодности при
профессиональной тугоухости
Тема 1. Постановка диагноза
В том числе
Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение контрольных
тематического материала заданий)
12
8
4
6
4
2
6
4
2
22
14
8
11
Тема 2. Экспертиза
профпригодности
Итого:
11
2
Всего часов:
36
4
7
22
Тестирование
34
Итоговая аттестация
4
7
12
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Современные вопросы профессиональной тугоухости»
Программа повышения квалификации «Современные вопросы профессиональной
тугоухости» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1
1
Л, СР
2
Л, СР
3
Л, СР
4
Л, СР
5
Л, СР
6
Л, СР, ИА
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Современные вопросы профессиональной тугоухости»
Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы профессиональной тугоухости
Тема 1. Клиническая характеристика профессиональной тугоухости. Основные
причины и факторы риска потери слуха. Классификация. Особенности клиникоаудиологической картины.
Тема 2. Диагностика профессиональной тугоухости. Некоторые аксиомы
диагностики профессиональной тугоухости. Диагностический поиск. Особенности жалоб.
Особенности анамнеза. Физикальное обследование. Лабораторная диагностика.
Инструментальная диагностика. Дифференциальная диагностика.
Рабочая Программа Модуля 2. Постановка диагноза и экспертиза
профпригодности при профессиональной тугоухости
Тема 1. Постановка диагноза. Алгоритм действий врача для постановки
предварительного диагноза. Примеры формулировок предварительных диагнозов
профессионального
заболевания
органа
слуха.
Заключительный
диагноз
профессиональной тугоухости. Основные ошибки действий врача.
Тема 2. Экспертиза профпригодности. Регламенты Приказа Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2016 № 282н "Об утверждении Порядка
проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского
заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ".
Порядок проведения экспертизы профпригодности при профессиональной тугоухости.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Панкова, В. Б. Профессиональная тугоухость: руководство для врачей / В. Б.
Панкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 48 с.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Дополнительная литература:
Гарбарук Е.С., Королева И.В. Аудиологический скрининг новорожденных в
России: проблемы и перспективы. - СПб: СПб НИИ уха, горла, носа и речи. 2013.52 с.
Гарбарук Е.С., Бобошко М.Ю., Артюшкин С.А. Стволомозговые слуховые
вызванные потенциалы. - СПб.: Первый Санкт-Петербургский государственный
медицинский университет имени академика И.П. Павлова, 2018. - 60 с.
Говорун М.И., Гофман В.Р., Парфенов В.Е. Кохлеопатии.- СПб, 2003.
Еремина Н.В., Азовскова Т.А., Попов М.Н. Нейросенсорная тугоухость
профессионального генеза (оптимизация диагностических, лечебных и экспертных
мероприятий). - Самара: СамЛюксПринт, 2014. - 110 с.
Клинические рекомендации. Сенсоневральная тугоухость. - М., 2014.
Коллектив авторов. Анализ результатов диагностики нарушений слуха с
применением корреляционных графов // Известия Южного федерального
университета. Технические науки. - 2017.
Коллектив авторов. Советы по использованию слуховых аппаратов. - М.: WIDEX,
2000.
Коллектив авторов. Терапия кохлеарной имплантации в том числе и аудиторных
стволомозговых имплантов: AWMF-Register-Nr., 2012.
8
9. Клинические рекомендации. Реабилитация пациентов после кохлеарной
имплантации. - М.: Национальная медицинская ассоциация оториноларингологов;
Министерство здравоохранения Российской Федерации, 2015.
10. Кочкин Р.В. Импедансная аудиометрия. - М.: Медицина, 2006.
11. Лазарева Л.А., Соколов М.Ю. Алгоритм обследования больного с нарушением
слуховой функции. Методические рекомендации. - Краснодар 2014.
12. Лопотко А.И. Практическое руководство по сурдологии. - СПб: Питер, 2008. - 274
с.
13. Лопатин А.С., Справочник оториноларинголога / А. С. Лопатин, А. В. Варвянская,
Г. Р. Каспранская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 336 с.
14. Неотложные состояния в оториноларингологии / А.А. Блоцкий, С.А. Карпищенко. СПБ: Издательство «Диалог», 2016. - 130с.
15. Оториноларингология / В.В. Вишняков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 328 с.
16. Пальчун В.Т., Оториноларингология / под ред. Пальчуна В.Т. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2020. - 1024 с.
17. Пальчун В.Т., Магомедов М.М., Лучихин Л.А. Руководство по практической
оториноларингологии. - М.: МИА, 2011. - 344 с.
18. Рудин Л.Б. Основы голосоведения. – М.: Граница, 2009. – 104 с.
19. Способ оценки аудиологических показателей слабослышащих. Математические
методы и программные средства в оценке эффективности слухопротезирования./
Д.м.н. Игнатова И.А., д.м.н. Эверт Л. С., д.м.н. Зайцева О.И., д.м.н. Шилов С.Н.,
к.т.н. Покидышева Л.И. – Красноярск, 2015. – 68 с.
20. Таварткиладзе Г.А., Гвелесиани Т.Г. Клиничекая ацдиология. - М.: Святигор Пресс,
2003. - 74 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные вопросы
9
профессиональной тугоухости» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
-доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
-фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
-формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов
изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов
итоговой аттестации;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное
и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
10
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Современные вопросы профессиональной тугоухости»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Современные вопросы профессиональной тугоухости» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО
«МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную
ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
Средства ТФОМС
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
11
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=460
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные вопросы
профессиональной тугоухости» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Современные
вопросы профессиональной тугоухости» повышения квалификации специалистов
завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Надпороговые тесты позволяют определить:
а) патологию органа слуха
б) функциональные особенности поражения слуха
в) состояние среднего уха и наружного слухового прохода
г) состояние структур внутреннего уха человека
2. Какой метод диагностики позволяет проводить оценку состояния рецепторного
аппарата улитки в условиях гидропса?
а) тональная аудиометрия
б) речевая аудиометрия
12
в)
г)
д)
е)
импедансометрия
оценка рефлекса стапедиальной мышцы
аудиометрические надпороговые тесты
регистрация отоакустической эмиссии
3. Наиболее удобным и эффективным объективным методом выявления нарушений слуха
в первые дни жизни является:
а) тональная аудиометрия
б) импедансометрия
в) оценка рефлекса стапедиальной мышцы
г) аудиометрические надпороговые тесты
д) регистрация отоакустической эмиссии
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение обследования
пациентов с нарушением
слуха и заболеваниями и
(или) состояниями уха,
горла, носа с целью
постановки диагноза
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/01.8
Интегральная оценка сформированности компетенций
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
70% и более
правильных
ответов
Тест
13