Профилактика кариеса у детей (МИСО) 36ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
30 июня 2025 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Профилактика кариеса у детей»
по специальности Стоматология
Основная специальность: Стоматология
Дополнительные специальности: Стоматология профилактическая
(36 академических часов)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Профилактика кариеса у детей» разработана на основании:
1. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
2. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства
здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных
требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и
фармацевтическим образованием» (если СПО).
3. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
4. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций зубных врачей в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями к
должности «Зубной врач», утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения».
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Профилактика кариеса у детей» направлено на совершенствование
профессиональных компетенций (в соответствии с Приказом Минздрава 541н):
1. Проведение работы по профилактике заболеваний и поражений зубов.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Основы профилактики кариеса у детей
Тема 1. Первичная профилактика кариеса
Тема 2. Эндогенная и экзогенная профилактика кариеса зубов
Модуль 2. Гигиена полости рта в профилактике кариеса у детей
Тема 1. Зубные отложения и их роль в развитии кариеса. Методы контроля и
профилактики
Тема 2. Гигиена полости рта в профилактике стоматологических заболеваний
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
2

Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций зубных врачей в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями к
должности «Зубной врач», утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение работы по профилактике заболеваний и поражений зубов.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Стоматология профилактическая

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение лечебных и
профилактических
мероприятий и контроль их
эффективности А/02.5

Обоснование
Приказа Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
31.07.2020 № 469н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Гигиенист
стоматологический"

2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование по специальности "Стоматология" и
сертификат специалиста по специальности "Стоматология" без предъявления требований
к стажу работы, или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Стоматология профилактическая
3. Планируемые результаты обучения зубного врача
По завершению обучения зубной врач должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
профилактическая деятельность:
- санитарно-просветительная работа среди больных и их родственников по
укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
По завершению обучения зубной врач должен обладать следующими знаниями,
умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
3

Знать:
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере
Основы организации стоматологической помощи
Виды современной аппаратуры, инструментария и материалов, применяемые в
стоматологии
Основные критерии здорового образа жизни и методы его формирования
Формы и методы санитарно-гигиенического просвещения среди населения и
медицинских работников
Основные
гигиенические
мероприятия
оздоровительного
характера,
способствующие укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний
Уметь:
Проводить санитарно-гигиеническое просвещение среди пациентов (их
родственников/законных представителей) с целью формирования здорового образа жизни
Формировать у пациентов (их родственников/законных представителей) поведение,
направленное на сохранение и повышение уровня здоровья
Формирование у пациентов (их родственников/законных представителей)
мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек
Формирование у пациентов (их родственников/законных представителей)
позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья
Владеть практическими навыками:
Профилактика заболеваний и поражений зубов
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Основы профилактики стоматологических заболеваний у детей.

обладать

Уметь:
Проводить профилактику стоматологических заболеваний у детей.
Владеть практическими навыками:
Проведение профилактики стоматологических заболеваний у детей.
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
4

даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Профилактика
кариеса у детей»
Категория слушателей: зубные врачи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: стоматология
профилактическая
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала контрольных заданий)

1.

Модуль 1. Основы
профилактики кариеса у
детей
2.
Модуль 2. Гигиена полости
рта в профилактике кариеса
у детей
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

12

8

4

22

14

8

34

22
Тестирование

12

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Профилактика кариеса у детей»
Категория слушателей: зубные врачи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: стоматология
профилактическая
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем

Всего
часов

Электронная форма обучения
Изучение лекционного,
тематического и
методического материала

Модуль 1. Основы
профилактики кариеса у

12

8

Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)
4
5

детей
Тема 1. Первичная
профилактика кариеса
Тема 2. Эндогенная и
экзогенная профилактика
кариеса зубов
Модуль 2. Гигиена
полости рта в
профилактике кариеса у
детей
Тема 1. Зубные отложения
и их роль в развитии
кариеса. Методы контроля
и профилактики
Тема 2. Гигиена полости
рта в профилактике
стоматологических
заболеваний
Итого

6

4

2

6

4

2

22

14

8

11

7

4

11

7

4

34

22

12

Итоговая аттестация

2

Всего

36

Тестирование

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Профилактика кариеса у детей»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1
Л, СР

2
Л, СР

3
Л, СР

4
Л, СР

5
Л, СР

6
Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Профилактика кариеса у детей»
Рабочая Программа Модуля 2. Основы профилактики кариеса у детей
Тема 1. Первичная профилактика кариеса. Концепция этиопатогенетической
профилактики кариеса зубов. «Теория экологического сдвига». Оценка заболеваемости
кариесом и эффективности его профилактики. Уровень интенсивности кариеса зубов.
Современные подходы к выявлению и оценке кариеса зубов. Восприимчивость зубов к
кариесу. Факторы развития кариеса зубов и кариесрезистентность. Свойства ротовой
жидкости и кариес. Методы определения кариесрезистентности. Лазерная
рефлектометрия.
Тема 2. Эндогенная и экзогенная профилактика кариеса зубов. Эндогенная
профилактика кариеса зубов. Компоненты эндогенной профилактики кариеса зубов.
Преэруптивная пренатальная эндогенная профилактика. Постнатальная преэруптивная
профилактика. Постэруптивная профилактика. Макроэлементы (кальций, фосфор) в
профилактике кариеса. Фториды в системной профилактике кариеса. Программы
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
6

системной фторпрофилактики кариеса. Витамины, адаптогены, иммуностимуляторы и
анаболические стероиды как средства для повышения кариесрезистентности организма.
Экзогенная профилактика кариеса зубов. Препараты фторида для экзогенной
профилактики кариеса. Лекарственные формы фторидсодержащих препаратов для
экзогенной профилактики.
Рабочая Программа Модуля 2. Гигиена полости рта в профилактике кариеса у
детей
Тема 1. Зубные отложения и их роль в развитии кариеса. Методы контроля и
профилактики. Классификация зубных отложений. Структуры эмбрионального
происхождения (кутикула). Структуры, приобретенные после прорезывания. Состав.
Обнаружение и удаление. Индексная оценка гигиены полости рта. Способы
минерализации
кариесогенной
активности
зубных
отложений.
Диагностика
кариесогенной активности зубных отложений. Мероприятия по борьбе с кариесогенной
инфекцией. Предупреждение формирования зубной бляшки на поверхности эмали.
Коррекция кислотности в зоне зубных отложений. Оценка и коррекция рациона питания.
Тема 2. Гигиена полости рта в профилактике стоматологических заболеваний.
Предметы и средства индивидуальной гигиены. Классификация средств индивидуальной
гигиены полости рта. Основные и дополнительные средства индивидуальной гигиены.
Методы индивидуальной гигиены полости рта. Основные и дополнительные методы
чистки зубов. Использование методов индивидуальной гигиены полости рта у детей.
Стратегия гигиены полости рта в различных возрастных группах. Профессиональная
гигиена полости рта. Механический метод удаления зубных отложений. Физический
метод удаления зубных отложений. Химический метод. Медикаментозные средства
удаления зубных отложений.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство / под ред. В. К.
Леонтьева, Л. П. Кисельниковой. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа,
2021. - 952 с.
2. Основы профилактической стоматологии: учебно-методическое пособие / С. А.
Кабанова, О. А. Жаркова, Т. И. Самарина, А. В. Кузьменкова, А. К. Лиора, Т. Н.
Маркович – Витебск: ВГМУ, 2021 – 250 с.
Дополнительная литература
1. Бородовицина С.И. Профилактика стоматологических заболеваний: учебное
пособие / С.И. Бородовицина, Н.А.Савельева, Е.С.Таболина; ФГБОУ ВО РязГМУ
Минздрава России. – Рязань: ОТСиОП, 2019. – 264 с.
2. Коллектив авторов. Синтропия общесоматической патологии с воспалительными
заболеваниями пародонта у детей. Современное состояние вопроса // Вестник
новых медицинских технологий. - 2019. - № 2. - С. 83-90.
3. Протоколы ведения детей, страдающих стоматологическими заболеваниями. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200119093
4. Справочник по детской стоматологии / под ред. А. Камерона, Р. Уидмера; пер. с
англ. под ред. Т.Ф. Виноградовой, Н.В. Гинали, О.З. Топольницкого. – 2-е изд.,
испр. и перераб. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 392 с.

7

5. Шаковец Н.В. Рекомендации экспертов ВОЗ по профилактике кариеса зубов у
детей раннего возраста // Международные обзоры: клиническая практика и
здоровье. - 2019. - № 1. - С. 31-43.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Профилактика кариеса у
детей» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
8

− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Профилактика кариеса у детей» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной

программы

повышения
9

квалификации «Профилактика кариеса у детей » осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3 000 руб.
3 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=414
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Профилактика кариеса у
детей» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
10

программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Профилактика
кариеса у детей» повышения квалификации специалистов завершается обязательным
завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Наиболее простая и эффективная методика подготовки зубов к аппликационной
терапии:
1) гигиеническая обработка зубов специальным абразивным порошком
2) обработка зубов 2% раствором перекиси водорода
3) гигиеническая обработка зубов с помощью щетки и пасты
4) гигиеническая обработка зубов специальными приспособлениями и инструментами
5) полоскание полости рта водой
2. Эндогенную профилактику кариеса временных зубов наиболее целесообразно
проводить:
1) в антенатальном периоде
2) в первом полугодии жизни
3) во втором полугодии первого года жизни
4) на втором году жизни
5) на третьем году жизни
3. Гигиеническое обучение ребенка необходимо начинать:
1) в период прорезывания первых временных зубов
2) с 2-х лет
3) в 3-4 года
4) в период прорезывания первых постоянных зубов
5) у первоклассников

11

10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Оказание
стоматологической
помощи населению

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
Проведение работы по
профилактике
заболеваний и поражений
зубов

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

12


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».