Современные методы диагностики в оториноларингологии (МИСО) 36ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
11 июня 2025 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Современные методы диагностики в оториноларингологии»
по специальности 31.08.58 Оториноларингология
Основная специальность: Оториноларингология
Дополнительные специальности: Клиническая лабораторная диагностика, Общая
врачебная практика, Рентгенология, Терапия, Ультразвуковая диагностика, Эндоскопия
(36 академических часов)

г. Ессентуки, 2025 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Современные методы диагностики в оториноларингологии» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
04.08.2017 № 612н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачоториноларинголог"
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 26 августа 2014 г. N 1101 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по специальности 31.08.58 Оториноларингология (уровень подготовки
кадров высшей квалификации)"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей-оториноларингологов в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2017 № 612н
"Об утверждении профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог".
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах диагностики заболеваний ЛОР-органов.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Современные методы диагностики в оториноларингологии» направлено
на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с
Профстандартом):
1. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний уха, горла, носа и установления диагноза A/01.8.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы современной оториноларингологии
Тема 1. Состояние и перспективы развития оториноларингологической помощи в
Российской Федерации
Тема 2. Последипломное образование врачей-оториноларингологов и вопросы
организации оториноларингологической помощи
Модуль 2. Современные методы диагностики заболеваний ЛОР-органов
Тема 1. Общеклинические методы исследования
Тема 2. Методы исследования носа и околоносовых пазух
2

Тема 3. Методы исследования уха
Тема 4. Методы исследования глотки, гортани, трахеи и пищевода
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-оториноларингологов в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2017 № 612н
"Об утверждении профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог".
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний уха, горла, носа и установления диагноза A/01.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Клиническая лабораторная
диагностика

Общая практика

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Выполнение клинических
лабораторных исследований
третьей категории
сложности А/03.7

Проведение обследования
пациентов
с целью установления
диагноза
A/01.8

Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14 марта 2018 г. № 145н
«Об утверждении
профессионального
стандарта «Специалист в
области клинической
лабораторной
диагностики»»
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
3

Рентгенология

Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
А/02.7

Терапия

Ультразвуковая диагностика

Проведение ультразвуковых
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8

Эндоскопия

Проведение
эндоскопических
вмешательств у пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями нижних
дыхательных путей
A/02.8

России 27.11.2018)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
160н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачрентгенолог"

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
21.03.2017 № 293н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
161н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
ультразвуковой
диагностики"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.07.2021 № 471н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачэндоскопист"

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Оториноларингология», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Клиническая лабораторная диагностика
2. Общая практика
3. Рентгенология
4. Терапия
5. Ультразвуковая диагностика
6. Эндоскопия

4

3. Планируемые результаты обучения врача-оториноларинголога
По
завершению
обучения
врач-оториноларинголог
должен
обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
диагностическая деятельность:
− готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов,
синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5).
По завершению обучения врач-оториноларинголог должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Методика сбора анамнеза жизни и жалоб у пациентов (их законных
представителей) с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа
Методика осмотра и обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями
уха, горла, носа
Методы лабораторных и инструментальных исследований для диагностики
заболеваний и (или) состояний уха, горла, носа, медицинские показания к их проведению,
правила интерпретации результатов
Уметь:
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их законных
представителей) при заболеваниях и (или) состояниях уха, горла, носа
Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов (их
законных представителей) с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа
Оценивать анатомо-функциональное состояние уха, горла, носа в норме, при
заболеваниях и (или) патологических состояниях
Применять методы исследования при заболеваниях и (или) состояниях уха, горла,
носа с учетом возрастных анатомо-функциональных особенностей
Владеть практическими навыками:
Сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их законных представителей) с
заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа
Осмотр пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа
Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и
инструментальных обследований пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха,
горла, носа
Направление пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа на
инструментальное обследование в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Направление пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа на
лабораторное обследование в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Направление пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа на
консультацию к врачам-специалистам в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Установление диагноза с учетом действующей Международной статистической
классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ)
5

4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Методы диагностики заболеваний ЛОР-органов
Интерпретация результатов диагностических исследований

должны

обладать

Уметь:
Назначать исследования заболеваний ЛОР-органов
Интерпретировать результатов исследований заболеваний ЛОР-органов
Владеть практическими навыками:
Назначение исследования заболеваний ЛОР-органов
Интерпретация результатов диагностических исследований
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.

6

7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Современные
методы диагностики в оториноларингологии»
Категория слушателей: врачи-оториноларингологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Клиническая
лабораторная диагностика, Общая врачебная практика, Рентгенология, Терапия,
Ультразвуковая диагностика, Эндоскопия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала

1.

Модуль 1. Общие вопросы
современной
оториноларингологии
2.
Модуль 2. Современные
методы диагностики
заболеваний ЛОР-органов
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

12

8

4

22

14

8

34

22
Тестирование

12

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Современные методы диагностики в оториноларингологии»
Категория слушателей: врачи-оториноларингологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Клиническая
лабораторная диагностика, Общая врачебная практика, Рентгенология, Терапия,
Ультразвуковая диагностика, Эндоскопия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей

Модуль 1. Общие вопросы
современной
оториноларингологии

Всего
часов

12

В том числе
Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение контрольных
тематического материала заданий)

8

4

7

Тема 1. Состояние и перспективы
развития
оториноларингологической
помощи в Российской Федерации
Тема 2. Последипломное
образование врачейоториноларингологов и вопросы
организации
оториноларингологической
помощи
Модуль 2. Современные методы
диагностики заболеваний ЛОРорганов
Тема 1. Общеклинические методы
исследования
Тема 2. Методы исследования носа
и околоносовых пазух

4

2

2

4

3

1

22

14

8

5
5

2

3

6

4

2

6

4

2

34

22
Тестирование

12

Тема 3. Методы исследования уха
Тема 4. Методы исследования
глотки, гортани, трахеи и пищевода
Итого:

2

3

Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Современные методы диагностики в оториноларингологии»
Программа повышения квалификации «Современные методы диагностики в
оториноларингологии» предусматривает изучение всех разделов, представленных в
учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1
Л, СР

2
Л, СР

3
Л, СР

4
Л, СР

5
Л, СР

6
Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Современные методы диагностики в оториноларингологии»
Рабочая
Программа
Модуля
1.
Общие
вопросы
современной
оториноларингологии
Тема 1. Состояние и перспективы развития оториноларингологической помощи в
Российской Федерации. Эпидемиология заболеваний ЛОР-органов. Аудиология и
сурдология. Мероприятия по улучшению работы сурдологической службы. Детская
оториноларингология. ЛОР-онкология. Реконструктивная и пластическая хирургия ЛОРорганов.
Фониатрия.
Профессиональная
патология
в
оториноларингологии.
Стандартизация и высокотехнологичная медицинская помощь в оториноларингологии.
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
8

Тема 2. Последипломное образование врачей-оториноларингологов и вопросы
организации оториноларингологической помощи. «Стратегия развития здравоохранения
Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 годов». Основные
направления последипломного образования врачей-оториноларингологов.
Рабочая Программа Модуля 2. Современные методы диагностики
заболеваний ЛОР-органов
Тема 1. Общеклинические методы исследования. Микробиологическая
диагностика. Исследование местного иммунитета слизистых оболочек верхних
дыхательных путей. Методы взятия биологического материала для исследования.
Интерпретация результатов. Альтернативные методы
Тема 2. Методы исследования носа и околоносовых пазух. Клинические методы
исследования носа и околоносовых пазух. Функциональные методы исследования носа и
околоносовых пазух. Инструментальные методы исследования носа и околоносовых
пазух. Методика проведения. Интерпретация результатов.
Тема 3. Методы исследования уха. Клинические методы исследования.
Функциональные методы исследования слухового анализатора. Патология среднего уха.
Патология улитки. Ретрокохлеарная патология. Аудиторная нейропатия. Диагностика.
Промонториальный тест. Вестибулометрия. Исследование спонтанного нистагма. Тест
плавного слежения. Тест саккад. Оптокинетический тест. Позиционные пробы.
Калорический тест. Вращательная проба. Вестибулярные вызванные миогенные
потенциалы.
Видеоимпульсный
тест.
Субъективная
зрительная
вертикаль.
Стабилометрия. Методики проведения. Интерпретация результатов.
Тема 4. Методы исследования глотки, гортани, трахеи и пищевода. Клинические
методы исследования. Инструментальные методы исследования. Лучевые методы
диагностики. Методики проведения. Интерпретация результатов.
8. Основная и дополнительная учебная литература
1. Оториноларингология: национальное руководство / под ред. В. Т. Пальчуна. - 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 1024 с.
Дополнительная литература:
1. Лопатин А.С., Справочник оториноларинголога / А. С. Лопатин, А. В. Варвянская,
Г. Р. Каспранская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 336 с.
2. Неотложные состояния в оториноларингологии / А.А. Блоцкий, С.А. Карпищенко. СПБ: Издательство «Диалог», 2016. - 130с.
3. Оториноларингология / В.В. Вишняков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 328 с.
4. Пальчун В.Т., Оториноларингология / под ред. Пальчуна В.Т. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2020. - 1024 с.
5. Пальчун В.Т., Магомедов М.М., Лучихин Л.А. Руководство по практической
оториноларингологии. - М.: МИА, 2011. - 344 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).

9

Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные методы
диагностики в оториноларингологии» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
-доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
-фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
-формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов
изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов
итоговой аттестации;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное
и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
10

Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Современные методы диагностики в
оториноларингологии» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными
материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Современные методы диагностики в оториноларингологии» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО
«МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную
ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства

Средства ТФОМС
11

нет

да

да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=446
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные методы
диагностики в оториноларингологии» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Современные
методы диагностики в оториноларингологии» повышения квалификации специалистов
завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
12

− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Факторами, влияющими на результат задней риноскопии, являются все перечисленные,
кроме:
а) высокий глоточный рефлекс
б) затруднение при открывании рта
в) гипертрофия мягкого нёба, мышц глотки и нёбных миндалин
г) маленькое расстояние между мягким нёбом и задней стенкой глотки
д) острый воспалительный процесс
2. Относительным противопоказанием к проведению фибротрахеоскопии являются:
а) выраженные стенозы гортани и трахеи
б) хронические заболевания глотки
в) бронхиальная астма
г) высокий глоточный рефлекс
3. Анемизацию осуществляют для дифференциальной диагностики:
а) хронического гипертрофического ринита
б) аллергического ринита
в) острого ринита
г) риносинусита
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний и
(или) состояний уха, горла,
носа и установления
диагноза

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/01.8

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

13


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».