Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
16 мая 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Современные вопросы формирования здоровья и здорового образа жизни детей и
подростков»
по специальности 32.08.01 Гигиена детей и подростков
Основная специальность: Гигиена детей и подростков
Дополнительные специальности: Общая гигиена, гигиеническое воспитание, гигиена
питания, общая врачебная практика, диетология, педиатрия
(36 академических часов)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Современные вопросы формирования здоровья и здорового образа жизни детей и
подростков» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г. N
399н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медикопрофилактического дела"
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 27 августа 2014 г. N 1129 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по специальности 32.08.01 Гигиена детей и подростков (уровень подготовки
кадров высшей квалификации)"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей по гигиене детей и
подростков в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г. N 399н "Об
утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медикопрофилактического дела".
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах формирования ЗОЖ детей и подростков.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Современные вопросы формирования здоровья и здорового образа жизни
детей и подростков» направлено на совершенствование профессиональных компетенций
(в соответствии с Профстандартом):
1. Проведение социально-гигиенического мониторинга и оценки риска воздействия
факторов среды обитания на здоровье человека B/02.7.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Поведенческие факторы риска здоровью обучающихся в
образовательных организациях
1.1. Выявление поведенческих факторов риска здоровью обучающихся в
образовательных организациях
1.2. Критерии выявления поведенческих факторов риска среди обучающихся
Модуль 2. Формирование здорового образа жизни детей и подростков
2
2.1. Гигиенические подходы к формированию здоровья и здорового образа жизни
2.2. Гигиеническое воспитание детей и подростков в вопросах формирования
здорового образа жизни
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей по гигиене детей и
подростков в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г. N 399н "Об
утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медикопрофилактического дела".
Совершенствуемые
профессиональные
компетенции
по
основной
специальности:
1. Проведение социально-гигиенического мониторинга и оценки риска воздействия
факторов среды обитания на здоровье человека B/02.7.
Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Общая гигиена
Гигиена воспитания
Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Организация и проведение
профилактических
мероприятий C/01.7
Организация и проведение
профилактических
мероприятий C/01.7
Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 25 июня 2015 г. N
399н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области медикопрофилактического дела"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 25 июня 2015 г. N
399н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области медико3
Гигиена питания
Организация и проведение
профилактических
мероприятий C/01.7
Диетология
Назначение и контроль
эффективности
мероприятий по
профилактике и
формированию здорового
образа жизни и санитарногигиеническому
просвещению населения
A/05.8
Проведение и контроль
эффективности
мероприятий по
профилактике и
формированию
здорового образа жизни и
санитарно-гигиеническому
просвещению населения
A/04.8
Проведение
профилактических
мероприятий, в том числе
санитарно-просветительной
работы, среди детей и их
родителей
А/04.7
Общая практика
Педиатрия
профилактического дела"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 25 июня 2015 г. N
399н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области медикопрофилактического дела"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 2 июня 2021 г. N
359н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-диетолог"
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
27.03.2017 № 306н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-педиатр
участковый"
2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Медико-профилактическое
дело", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Гигиена детей
и подростков», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Общая гигиена
2. Гигиена воспитания
3. Гигиена питания
4. Диетология
5. Общая практика
6. Педиатрия
3. Планируемые результаты обучения врача по гигиене детей и подростков
По завершению обучения врач-специалист по гигиене детей и подростков должен
обладать профессиональными компетенциями (ПК):
производственно-технологическая деятельность:
4
- готовность к применению установленных санитарно-эпидемиологических
требований к условиям отдыха и оздоровления детей и подростков, их воспитания и
обучения (ПК-2)
По завершению обучения врач по гигиене детей и подростков должен обладать
следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Санитарно-гигиенические показатели состояния объектов окружающей среды и
показатели степени опасности загрязнения атмосферного воздуха, питьевой воды, водных
объектов хозяйственно-питьевого и рекреационного водопользования, почвы
Методы интегральной оценки влияния условий трудового процесса, обучения,
воспитания, качества среды жилых и общественных зданий, химической нагрузки на
организм человека
Комплексные показатели антропогенной нагрузки
Принципы гигиенического изучения состояния здоровья и профилактики
заболеваемости населения (популяции)
Методика оценки риска для здоровья населения
Уметь:
Оценивать факторы среды обитания, в том числе интегральные показатели, и
влияние на здоровье населения
Квалифицировать динамику, структуру показателей заболеваемости населения на
территориях муниципальных образований, субъектов Российской Федерации
Рассчитывать риск для здоровья населения от воздействия факторов среды
обитания
Прогнозировать влияние факторов среды обитания на здоровье населения
Давать оценку эффективности профилактических мероприятий
Выявлять причинно-следственные связи между состоянием здоровья населения и
воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки
Владеть практическими навыками:
Выбор ведущих показателей нарушения здоровья для слежения в системе
социально-гигиенического мониторинга
Разработка оздоровительных мероприятий
Подготовка
информационно-аналитических
материалов
о
результатах
гигиенической диагностики влияния факторов среды обитания на здоровье населения
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Основные ЗОЖ детей и подростков
Влияние школьной среды на здоровье детей и подростков
Формирование мотивации к ЗОЖ у детей и подростков
Уметь:
Проводить мониторинг факторов риска ухудшения здоровья детей и подростков в
образовательной среде
Формировать мотивацию к ЗОЖ
5
Владеть практическими навыками:
Формирования мотивации к ЗОЖ у детей и подростков
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Современные
вопросы формирования здоровья и здорового образа жизни детей и подростков»
Категория слушателей: врачи по гигиене детей и подростков.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая гигиена,
гигиеническое воспитание, гигиена питания, общая врачебная практика, диетология,
педиатрия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п
1.
2.
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Модуль 1. Поведенческие
факторы риска здоровью
обучающихся в
образовательных
организациях
Модуль 2. Формирование
здорового образа жизни
детей и подростков
Всего
В том числе
часов Изучение
лекционного, Самостоятельная
методического,
работа (выполнение
тематического материала
контрольных
заданий)
12
8
4
22
14
8
6
Итого:
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
36
34
22
Тестирование
12
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Современные вопросы формирования здоровья и здорового образа жизни детей и
подростков»
Категория слушателей: врачи по гигиене детей и подростков.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая гигиена,
гигиеническое воспитание, гигиена питания, общая врачебная практика, диетология,
педиатрия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
часов
Модуль 1. Поведенческие
факторы риска здоровью
обучающихся в
образовательных организациях
1.1. Выявление поведенческих
факторов риска здоровью
обучающихся в образовательных
организациях
1.2. Критерии выявления
поведенческих факторов риска
среди обучающихся
Модуль 2. Формирование
здорового образа жизни детей и
подростков
2.1. Гигиенические подходы к
формированию здоровья и
здорового образа жизни
2.2. Гигиеническое воспитание
детей и подростков в вопросах
формирования здорового образа
жизни
Итого:
В том числе
Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение контрольных
тематического материала заданий)
12
8
4
6
4
2
6
4
2
22
14
8
11
11
34
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
36
7
7
22
Тестирование
4
4
12
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Современные вопросы формирования здоровья и здорового образа жизни детей и
подростков»
7
Программа повышения квалификации «Современные вопросы формирования
здоровья и здорового образа жизни детей и подростков» предусматривает изучение всех
разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1
1
Л, СР
2
Л, СР
3
Л, СР
4
Л, СР
5
Л, СР
6
Л, СР, ИА
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Современные вопросы формирования здоровья и здорового образа
жизни детей и подростков»
Рабочая Программа Модуля 1. Поведенческие факторы риска здоровью
обучающихся в образовательных организациях
Тема 1. Выявление поведенческих факторов риска здоровью обучающихся в
образовательных организациях. Проведение мониторинга поведенческих факторов риска
здоровью обучающихся в образовательных организациях. Описание метода.
Поведенческие факторы риска здоровью обучающихся.
Тема 2. Критерии выявления поведенческих факторов риска среди обучающихся.
Методика мониторинга. Инструкция к проведению анкетного опроса учащихся. Оценка
результатов анкетирования учащихся. Показатели сформированности у школьников
установок на здоровый образ жизни.
Рабочая Программа Модуля 2. Формирование здорового образа жизни детей и
подростков
Тема 1. Гигиенические подходы к формированию здоровья и здорового образа
жизни. Гигиенически рациональные формы поведения. Здоровый образ жизни и вредные
привычки.
Тема 2. Гигиеническое воспитание детей и подростков в вопросах формирования
здорового образа жизни. Понятие о гигиеническом воспитании в дошкольном и школьном
возрасте. Просветительно-воспитательная работа с детьми (родителями, педагогами).
Формирование культуры здоровья. Соотношение методов и средств гигиенического
воспитания. Основные требования к содержанию Программ гигиенического воспитания.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 528 с.
Дополнительная литература:
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"": СПС КонсультантПлюс.
2. Основы здоровья детей и подростков: руководство для врачей. Часть II. Основы
питания детей раннего и старшего возраста - Екатеринбург: УГМУ, 2018. - 137 с.
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
8
3. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению
обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные
рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся / под ред. члена-корр.
РАН В.Р. Кучмы. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016. – 610 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные вопросы
формирования здоровья и здорового образа жизни детей и подростков»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
9
-доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
-фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
-формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов
изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов
итоговой аттестации;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное
и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Современные вопросы формирования здоровья и
здорового образа жизни детей и подростков» Автономная некоммерческая организация
дополнительного профессионального образования «Международный институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся
знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по
возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
10
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Современные вопросы формирования здоровья и здорового образа жизни детей и
подростков» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов
из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом
взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК
Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который
несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной
деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
Средства ТФОМС
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=424
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные вопросы
формирования здоровья и здорового образа жизни детей и подростков»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
11
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Современные
вопросы формирования здоровья и здорового образа жизни детей и подростков»
повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом
– итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Интернет-ресурсы и информационно-коммуникационные технологии могут быть
использованы для контроля
1) за двигательной активностью;
2) за калорийностью рациона;
3) за продолжительностью ночного сна;
4) за режимом использования электронного устройства.
2. К особенностям поведенческих факторов риска среди молодежи можно отнести
1) вовлечение граждан из социальных групп, ранее не входивших в так называемую
группу риска;
2) изменения структуры наркотиков;
3) отказ от употребления алкоголя и наркотических веществ;
4) распространение новых «мягких» форм и моделей потребления.
3. К поведенческим факторам риска относятся
1) высокая двигательная активность;
2) курение;
3) прием алкоголя;
4) прием наркотических и психотропных препаратов.
12
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение социальногигиенического
мониторинга и оценки
риска воздействия
факторов среды обитания
на здоровье человека
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
В/02.7
Интегральная оценка сформированности
компетенций
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
70% и более
правильных
ответов
Тест
13