Актуальные вопросы диагностики и лечения нарушений сна (МИСО) 72ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
15мая 2025 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Актуальные вопросы диагностики и лечения нарушений сна»
по специальности 31.08.42 Неврология
Основная специальность: Неврология
Дополнительные специальности: Гериатрия, Кардиология, Общая врачебная практика
(семейная медицина), Оториноларингология, Офтальмология, Педиатрия, Психиатрия,
Психотерапия, Пульмонология, Терапия, Фтизиатрия, Функциональная диагностика,
Хирургия, Эндокринология
(72 академических часа)

г. Ессентуки, 2025 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы диагностики и лечения нарушений сна» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29
января 2019 года N 51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"»
2. Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от
02.02.2022 № 103 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по
программам ординатуры по специальности 31.08.42 Неврология"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей-неврологов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2019 года N 51н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"».
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы диагностики и лечения нарушений сна» направлено
на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с
Профстандартом):
1. Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы А/8.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общая характеристика сна
Тема 1. Классификация сна
Тема 2. Методы исследования сна
Модуль 2. Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС)
2

Тема 1. Общая характеристика СОАС
Тема 2. Методы диагностики и лечения СОАС
Модуль 3. Психотерапия нарушений сна. Когнитивно-поведенческая психотерапия
Тема 1. Когнитивно-поведенческая психотерапия СОАС
Тема 2. Психотерапия нарушений сна при прочих причинах
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю

обучения

и

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-неврологов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2019 года N 51н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы А/8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Гериатрия

Кардиология

Общая врачебная практика (семейная

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение обследования
пациентов пожилого и
старческого возраста с
целью установления
диагноза и определения
функционального статуса
A/01.8
Проведение обследования
пациентов при заболеваниях
и (или) состояниях
сердечнососудистой системы с
целью постановки диагноза
А/01.8
Проведение обследования

Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
17.06.2019 № 413н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-гериатр"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 140н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачкардиолог"
Проект Приказа
3

медицина)

пациентов с целью
установления диагноза
A/01.8

Оториноларингология

Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний и
(или) состояний уха, горла,
носа и установления
диагноза
A/01.8

Офтальмология

Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний
и/или состояний глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты, установления
диагноза
A/01.8
Обследование детей с
целью установления
диагноза
А/01.7

Педиатрия

Психиатрия

Психотерапия

Пульмонология

Проведение клинического
обследования взрослых
пациентов с целью
установления диагноза
психического расстройства,
назначения лечения и
контроль его
эффективности
A/01.7
Проведение
профилактических
мероприятий,
консультирования
пациентов
А/09.7

Диагностика заболеваний
бронхолегочной системы
A/01.8

Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
04.08.2017 № 612н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачоториноларинголог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
05.06.2017 № 470н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачофтальмолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
27.03.2017 № 306н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-педиатр
участковый"
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области психиатрии"
(подготовлен Минтрудом
России 11.01.2016)
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области психиатрии"
(подготовлен Минтрудом
России 11.01.2016)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
19.03.2019 № 154н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач4

Терапия

Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
А/02.7

Фтизиатрия

Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
больных туберкулезом, лиц
с посттуберкулезными
остаточными изменениями,
клинически излеченных
больных туберкулезом и
лиц с повышенным риском
заболевания туберкулезом,
в том числе при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалида
А/03.8
Проведение исследования и
оценка состояния функции
внешнего дыхания
А/01.8

Функциональная диагностика

Хирургия

Эндокринология

Назначение лечения
пациентам с
хирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями, контроль его
эффективности и
безопасности
B/02.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
при заболеваниях и (или)
состояниях эндокринной
системы, в том числе при
реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
A/03.8

пульмонолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
21.03.2017 № 293н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
31.10.2018 № 684н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-фтизиатр"

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
11.03.2019 № 138н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
функциональной
диагностики"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
26.11.2018 № 743н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-хирург"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 132н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачэндокринолог"

5

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Неврология», или по другим специальностям:
1. Гериатрия
2. Кардиология
3. Общая врачебная практика (семейная медицина)
4. Оториноларингология
5. Офтальмология
6. Педиатрия
7. Психиатрия
8. Психотерапия
9. Пульмонология
10. Терапия
11. Фтизиатрия
12. Функциональная диагностика
13. Хирургия
14. Эндокринология
3. Планируемые результаты обучения врача-невролога
По завершению обучения врач-невролог должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
Медицинская деятельность:
ОПК-4. Способен проводить клиническую диагностику и обследование пациентов
ОПК-5. Способен назначать лечение пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях, контролировать его эффективность и безопасность
По завершению обучения врач-невролог должен обладать следующими знаниями,
умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Анатомическое строение центральной и периферической нервной системы,
строение оболочек и сосудов мозга, строение опорно-двигательного аппарата
Основные физикальные методы обследования нервной системы
Основы топической и синдромологической диагностики неврологических
заболеваний
Принципы организации произвольного движения, механизмы регуляции
мышечного тонуса, нейрофизиологические и нейрохимические механизмы регуляции
деятельности
эктрапирамидной
нервной
системы,
патогенетические
основы
эктрапирамидных двигательных расстройств, гипотоно-гиперкинетический и гипертоногипокинетический синдромы, координаторные нарушения, клинические особенности
различных типов атаксий, симптомы и синдромы поражений мозжечка
Признаки центрального и периферического пареза, боковой амиотрофический
синдром
Типы
расстройств
чувствительности,
нейропатофизиологические,
нейрохимические и психологические аспекты боли, антиноцицептивная система
Основные альтернирующие синдромы при поражении ствола головного мозга
Основные дислокационные синдромы (супратенториального и субтенториального
вклинения)
Синдромы поражения лобной, височной, теменной, затылочной долей,
лимбической системы, таламуса, гипоталамуса и гипофиза
Нарушение высших мозговых функций
6

Этиология, патогенез, диагностика и клинические проявления основных
заболеваний и (или) состояний нервной системы
Современные
методы
клинической,
лабораторной,
инструментальной,
нейрофизиологической диагностики заболеваний и (или) состояний нервной системы
Показания к госпитализации в неврологическое отделение (неврологический
центр) или отделение нейрореанимации
МКБ
Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций,
в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических
процедур у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Порядок оказания медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
Уметь:
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов (их
законных представителей) при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Оценивать соматический статус пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы (внешний осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального
давления, пульса, температуры)
Исследовать и интерпретировать неврологический статус
Интерпретировать и анализировать результаты осмотра и обследования пациентов
при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Обосновывать и составлять план обследования пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
Обосновывать и планировать объем инструментального обследования пациентов
при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Интерпретировать и анализировать результаты инструментального обследования
пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, в том числе
компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, позитронно-эмиссионной
томографии,
методов
функциональной
нейровизуализации,
рентгенографии,
офтальмоскопии, электроэнцефалографии, электронейромиографии, реоэнцефалографии,
эхоэнцефалографии,
вызванных
потенциалов,
ультразвукового
дуплексного
сканирования/дуплексного сканирования/триплексного сканирования/ультразвуковой
допплерографии/транскраниальной допплерографии, транскраниальной магнитной
стимуляции
Обосновывать и планировать объем лабораторного обследования пациентов при
заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Интерпретировать и анализировать результаты лабораторного обследования
пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Интерпретировать и анализировать результаты осмотра врачами-специалистами
пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Выявлять клинические симптомы и синдромы у пациентов при заболеваниях и
(или) состояниях нервной системы
7

Устанавливать синдромологический и топический диагноз у пациентов при
заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего и
осложнений) с учетом МКБ
Производить дифференциальную диагностику пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
Применять медицинские изделия в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Разрабатывать план лечения пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание
пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Владеть практическими навыками:
Сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их законных представителей) при
заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Осмотр пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и
инструментальных обследований пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной
системы
Направление пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы на
инструментальное обследование в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Направление пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы на
лабораторное обследование в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Направление пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы на
консультацию к врачам-специалистам в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Установление диагноза с учетом действующей Международной статистической
классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ)
Разработка плана лечения пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной
системы с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания
пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи

8

Оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания у пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Клиническую характеристику нарушений сна
Методы диагностики нарушений сна
Методы лечения нарушений сна
Уметь:
Осуществлять диагностику и лечение нарушений сна в рамках своей компетенции
Владеть практическими навыками:
Диагностика и лечение нарушений сна в рамках своей компетенции
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные
вопросы диагностики и лечения нарушений сна»
Категория слушателей: врачи-неврологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Гериатрия,
Кардиология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Оториноларингология,
Офтальмология, Педиатрия, Психиатрия, Психотерапия, Пульмонология, Терапия,
Фтизиатрия, Функциональная диагностика, Хирургия, Эндокринология
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа
9

Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
часов Лекции

Модуль 1. Общая
характеристика сна
2.
Модуль 2. Синдром
обструктивного апноэ сна
(СОАС)
3.
Модуль 3. Психотерапия
нарушений сна.
Когнитивно-поведенческая
психотерапия
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

72

1.

В том числе
Самостоятельная
(внеаудиторная)

12

8

4

30

20

10

28

16

12

70

44
Тестирование

26

работа

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы диагностики и лечения нарушений сна»
Категория слушателей: врачи-неврологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Гериатрия,
Кардиология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Оториноларингология,
Офтальмология, Педиатрия, Психиатрия, Психотерапия, Пульмонология, Терапия,
Фтизиатрия, Функциональная диагностика, Хирургия, Эндокринология
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей

Модуль 1. Общая
характеристика сна
Тема 1. Классификация сна
Тема 2. Методы исследования сна
Модуль 2. Синдром
обструктивного апноэ сна
(СОАС)
Тема 1. Общая характеристика
СОАС

Всего
часов

В том числе
Самостоятельная
(внеаудиторная)

Лекции

12

8

4

6

4

2

6

4

2

30

20

10

15

10

работа

5
10

Тема 2. Методы диагностики и
лечения СОАС
Модуль 3. Психотерапия
нарушений сна. Когнитивноповеденческая психотерапия
Тема 1. Когнитивноповеденческая психотерапия
СОАС
Тема 2. Психотерапия нарушений
сна при прочих причинах
Итого:

15
28

16

14
14
70

Итоговая аттестация

2

Всего часов:

72

5

10

12

6

8

6

8
44
Тестирование

26

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Актуальные вопросы диагностики и лечения нарушений сна»
Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы диагностики и
лечения нарушений сна» предусматривает изучение всех разделов, представленных в
учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1/7

2/8

3/9

4/10

5/11

6/12

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Актуальные вопросы диагностики и лечения нарушений сна»
Рабочая Программа Модуля 1. Общая характеристика сна
Тема 1. Классификация сна. Первая классификация расстройств сна и
бодрствования. Вторая классификация расстройств сна и бодрствования. Третья
классификация расстройств сна и бодрствования.
Тема 2. Методы исследования сна. Полисомнография (ПСГ). Критерии оценки
стадий сна.
Рабочая Программа Модуля 2. Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС)
Тема 1. Общая характеристика СОАС. Определение и классификация.
Эпидемиология. Этиология и патогенез. Атеросклероз. Артериальная гипертония.
Нарушения ритма и проводимости сердца. Ишемическая болезнь сердца. Сердечнососудистая смертность. Метаболические, гормональные и эндокринные расстройства.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
11

Тема 2. Методы диагностики и лечения СОАС. Клиническая диагностика.
Инструментальная диагностика. Полисомнография. Кардио-респираторный мониторинг.
Респираторный
мониторинг.
Компьютерная
пульсоксиметрия.
Холтеровское
мониторирование ЭКГ и дыхания. Дифференциальная диагностика. Применение
снотворных и транквилизаторов при СОАС. Формулировка клинического диагноза.
Общепрофилактические мероприятия. Снижение массы тела. Прекращение или
ограничение курения. Исключение приема алкоголя и снотворных препаратов.
Позиционное лечение. Применение электромеханических подбуживающих устройств.
Применение фармакологических средств, облегчающих храп. Ситуационное облегчение
носового дыхания. Применение внутриротовых приспособлений. Тренировка мышц языка
и нижней челюсти. Оперативное лечение. Хирургическое лечение. Селективные
оперативные вмешательства на небе. Неинвазивная вспомогательная вентиляция легких
постоянным положительным давлением (СРАР-терапия).
Рабочая Программа Модуля 3. Психотерапия нарушений сна. Когнитивноповеденческая психотерапия
Тема 1. Когнитивно-поведенческая психотерапия СОАС. Инсомния. Клинические
проявления. Классификация и субтипы нарушений сна. Клиническая феноменология
нарушений сна. Диагностические критерии нарушений сна. Острые и хронические
нарушения сна. Клинические признаки для дифференциации. Когнитивно-поведенческая
психотерапия и синдром обструктивного апноэ во сне.
Тема 2. Психотерапия нарушений сна при прочих причинах. Когнитивноповеденческая психотерапия и синдром беспокойных ног. Когнитивно-поведенческая
психотерапия ночных панических атак. Когнитивно-поведенческая психотерапия и
ночные кошмары. Когнитивно-поведенческая психотерапия синдрома ночной еды.
Когнитивно-поведенческая психотерапия и нарколепсия. Когнитивно-поведенческая
психотерапия парасомний.
8. Основная и дополнительная учебная литература
1. Гусев Е.И., Неврология / под ред. Гусева Е.И., Коновалова А.Н., Скворцовой В.И. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 432 с.
2. Коллектив авторов. Диагностика и лечение синдрома обструктивного апноэ сна у
взрослых. – М.: Российское общество сомнологов (РОС), 2018.

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.

Дополнительная литература:
Когнитивно-поведенческая психотерапия расстройств сна: [руководство] / А.И.
Мелёхин - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 496 с.
Корабельникова Е.А. Психотерапия инсомнии: роль сомнолога и психотерапевта//
Эффективная фармакотерапия. – 2014. - № 2.
Павлов И.С. Психотерапия в практике: технология психотерапевтического
процесса. - М.: Академический проект; Культура, 2017. - 512 с.
Чабан О, Хаустова Е, Жабенко Е, Олейник А. Сон и его нарушения. - К., 2013. - 136
с.
Sateia MJ, Бейсе DJ, Krystal AD Нейбауэра Д.Н., Heald JL. Клиническое
руководство для фармакологического лечения хронической бессонницы у
взрослых: Американской академии медицины сна клинического руководства , J
Clin сна Med. 2017; 13 (2): 307-349

Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
ЭМБ Консультант врача.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
12

3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
диагностики и лечения нарушений сна» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
13

результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.

Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы диагностики и лечения
нарушений сна» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными
материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы диагностики и лечения нарушений сна »
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
14

преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
6 000 руб.

Средства ТФОМС
да

Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
6 000 руб.

Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=422
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
диагностики и лечения нарушений сна» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
15

программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные
вопросы диагностики и лечения нарушений сна» повышения квалификации
специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Что характерно для СОАС?
1) Грубые нарушения структуры сна;
2) Повышение сатурации;
3) Отсутствие храпа;
4) Нормальная сатурация.
2. Что относится к дневным симптомам при апноэ во сне?
1) Потливость;
2) Храп;
3) Сухость во рту;
4) Ощущение усталости и разбитости.
3. Что относится к ночным симптомам при апноэ во сне?
1) Утренняя головная боль;
2) Храп;
3) Раздражительность;
4) Ощущение усталости и разбитости.
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Оказание медицинской
помощи пациентам при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/06.8

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

16


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».