Фармацевт.информатика и фармацевт. информирование в проф. деятельн. фармацевта (МИСО) 36ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
13 мая 2025 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Фармацевтическая информатика и фармацевтическое информирование в
профессиональной деятельности фармацевта»
по специальности 33.02.01 Фармация
Основная специальность: Фармация
Дополнительные специальности: нет

(36 академических часов)

г. Ессентуки, 2025 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Фармацевтическая
информатика
и
фармацевтическое
информирование
в
профессиональной деятельности фармацевта» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
31.05.2021 № 349н "Об утверждении профессионального стандарта "Фармацевт"
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 13.07.2021 № 449
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация"
3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства
здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных
требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и
фармацевтическим образованием» (если СПО).
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций фармацевтов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2021 № 349н "Об
утверждении профессионального стандарта "Фармацевт".
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Фармацевтическая информатика и фармацевтическое информирование в
профессиональной деятельности фармацевта» направлено на совершенствование
профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Фармацевтическое консультирование A/02.5.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Избранные вопросы фармацевтического информирования
Тема 1. Фармацевтическая информатика
Тема 2. Фармацевтическое консультирование
Модуль 2. Информационные технологии в фармацевтический деятельности
Тема 1. Комплексная автоматизация деятельности аптечных организаций
Тема 2. Система электронного документооборота в аптечной организации

2

1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций фармацевта в соответствии с
требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 31.05.2021 № 349н "Об утверждении профессионального стандарта "Фармацевт".
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. По основной специальности:
1. Фармацевтическое консультирование A/02.5.
2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности "Фармация", наличие сертификата специалиста
(свидетельства об аккредитации) "Фармация".
3. Планируемые результаты обучения специалиста
По завершению обучения фармацевт должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.
ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений
здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.
Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Порядок отпуска лекарственных препаратов населению и медицинским
организациям,
включая
лекарственные
препараты,
подлежащие
предметноколичественному учету
Правила оформления рецептов и требований медицинских организаций на
лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты
лечебного питания
Требования к условиям хранения лекарственных средств
Положения законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих
обращение лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента
Требования к ведению предметно-количественного учета лекарственных средств
Правила хранения лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента
3

Уметь:
Собирать информацию по спросу населения на лекарственные препараты и товары
аптечного ассортимента и потребностям в них
Пользоваться специализированными программными продуктами
Пользоваться нормативно-технической и справочной документацией
Владеть практическими навыками:
Использование специализированных программных продуктов
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
Нет
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации
«Фармацевтическая информатика и фармацевтическое информирование в
профессиональной деятельности фармацевта»
Категория слушателей: фармацевты.
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем

Всего
часов

Электронная форма обучения
Изучение лекционного,
тематического и
методического материала

Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)
4

Модуль 1. Избранные
вопросы фармацевтического
информирования
Модуль 2. Информационные
технологии в
фармацевтический
деятельности
Итого

12

8

4

22

13

9

34

21

13

Итоговая аттестация

2

Всего

36

Тестирование

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Фармацевтическая информатика и фармацевтическое информирование в
профессиональной деятельности фармацевта»
Категория слушателей: фармацевты.
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем, рабочих
программ модулей

Модуль 1. Избранные
вопросы
фармацевтического
информирования
Тема 1. Фармацевтическая
информатика
Тема 2. Фармацевтическое
консультирование
Модуль 2.
Информационные
технологии в
фармацевтический
деятельности
Тема 1. Комплексная
автоматизация
деятельности аптечных
организаций
Тема 2. Система
электронного
документооборота в
аптечной организации
Итого

Всего
часов

Электронная форма обучения
Изучение лекционного,
тематического и методического
материала

Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)

12

8

4

6

4

2

6

4

2

22

13

9

7

4

3

7

4

3

34

22

12

Итоговая аттестация

2

Всего

36

Тестирование

5

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Фармацевтическая информатика и фармацевтическое информирование в
профессиональной деятельности фармацевта»
Программа повышения квалификации «Фармацевтическая информатика и
фармацевтическое информирование в профессиональной деятельности фармацевта»
предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

Л, СР

Л, СР

3
Л, СР

4
Л, СР

5
Л, СР

6
Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Фармацевтическая информатика и фармацевтическое
информирование в профессиональной деятельности фармацевта»
Рабочая Программа Модуля 1. Избранные вопросы фармацевтического
информирования
Тема 1. Фармацевтическая информатика. Концепция фармацевтической
информации. Источники фармацевтической информации. Поиск информации по
электронным базам данных. Описательная биостатистика. Аналитическая биостатистика.
Тема 2. Фармацевтическое консультирование. Подходы к консультированию
посетителей аптечных учреждений. Составление «Инструкции по медицинскому
применению лекарственного средства» для специалиста.
Рабочая Программа Модуля 2. Информационные технологии в
фармацевтический деятельности
Тема 1. Комплексная автоматизация деятельности аптечных организаций.
Использование современных информационно-компьютерных технологий в деятельности
фармацевтических
организаций.
Организация
технологического
процесса
в
фармацевтической организации. Компьютерная платформа 1С: Предприятие в
автоматизации фармацевтической деятельности.
Тема 2. Система электронного документооборота в аптечной организации.
Внедрение систем электронного документооборота. Виды документов. Функции систем
нормативно-правовой документации. Работа с электронными документами.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Наркевич, И. А. Организация и управление фармацевтической деятельностью:
учебное пособие / под ред. И. А. Наркевича. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 288
с.
Дополнительная литература:
1. Информационные технологии в фармации. Учебное пособие. В 4 частях. Часть 4.
Комплексная автоматизация деятельности аптечных организаций: учебное пособие
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
6

/ А. А. Скрипко, Н. В. Фёдорова, А. А. Клименкова; Иркутский государственный
медицинский университет, Кафедра управления и экономики фармации. – Иркутск:
ИГМУ, 2020. – 84 с.
2. Фармацевтическое информирование: учебное пособие для студентов, обучающихся
по специальности «Фармация» / Тарасов В.В., Замятнин А.А., Сологова С.С.,
Мусина Н.З.; под ред. В.В. Тарасова / Первый Московский государственный
медицинский университет имени И.М. Сеченова. – М.: Изд-во Первого МГМУ
имени И.М. Сеченова, 2016. – 242 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Фармацевтическая
информатика и фармацевтическое информирование в профессиональной
деятельности фармацевта» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов).

7

Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
-доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
-фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
-формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов
изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов
итоговой аттестации;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное
и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Фармацевтическая информатика и фармацевтическое
информирование в профессиональной деятельности фармацевта» Автономная
8

некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Фармацевтическая информатика и фармацевтическое информирование в
профессиональной деятельности фармацевта» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО
«МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3 000 руб.
3 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=417
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Фармацевтическая
информатика и фармацевтическое информирование в профессиональной
9

деятельности фармацевта» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);

10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы
«Фармацевтическая информатика и фармацевтическое информирование в
профессиональной деятельности фармацевта» повышения квалификации специалистов
завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1.К СИСТЕМАМ КОМПЛЕКСНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ АПТЕК ОТНОСЯТСЯ ВСЕ
ПРОГРАММЫ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КРОМЕ
1) Фарватор
2) F3RAP
3) F3TAIL
4) Эприка
5) Консультант-плюс
2. ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В
АПТЕКАХ
1) справочные системы
2) системы бухгалтерского учета
3) программы финансового анализа
4) системы заказа товара
5) отдельные модули автоматизации складских операций
3. СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ В АПТЕКЕ СПОСОБСТВУЮТ
10

1) ускорению процесса оприходования товара и его подготовки к розничной реализации
2) ускорению процесса обслуживания клиентов в торговом зале
3) повышению оперативности и достоверности учета товаров
4) повышению трудоемкости контроля сроков годности товаров
5) усложнению процесса инвентаризации товарных запасов
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности

Фармацевтическое
консультирование

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции

А/02.5

Интегральная оценка сформированности
компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

11


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».