Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
11апреля 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Венозные катетеры: постановка, уход, контроль в работе среднего медицинского
персонала»
по специальности Операционное дело
Дополнительные специальности: Сестринское дело, Сестринское дело в педиатрии
(72 академических часа)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Венозные катетеры: постановка, уход, контроль в работе среднего медицинского
персонала:
1. Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об
утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"
(подготовлен Минтрудом России 15.12.2022)
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 527
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"
3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства
здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных
требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и
фармацевтическим образованием» (если СПО).
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции медицинских сестер в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа
Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального
стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России
15.12.2022).
Программа также будет интересна медицинским специалистам СПО по
дополнительным специальностям в вопросах венозной катетеризации.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Венозные катетеры: постановка, уход, контроль в работе среднего
медицинского персонала» направлено на совершенствование профессиональных
компетенций (в соответствии с ФГОС и Профстандартом):
1. Выполнение работ (услуг) по операционному делу при оказании первичной
доврачебной медико-санитарной помощи(амбулаторно), первичной специализированной
медико-санитарной помощи(дневной стационар), специализированной медицинской
помощи (стационарно) Н/5.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.
2
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Избранные вопросы венозной катетеризации
Тема 1. Актуальная информация по работе с венозным катетером
Тема 2. Работа с инфузиями
Модуль 2. Особенности работы с венозным катетером
Тема 1. Техника работы с венозным катетером
Тема 2. Смена повязки венозного катетера
Тема 3. Техника работы с центральным венозным катетером Порт
Тема 4. Катетер-ассоциированные осложнения
Тема 5. Удаление, замена, ремонт ВК
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи: систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер, обозначенных в
Проекте Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении
профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен
Минтрудом России 15.12.2022).
Совершенствуемые
профессиональные
компетенции
по
основной
специальности:
1. Выполнение работ (услуг) по операционному делу при оказании первичной
доврачебной медико-санитарной помощи(амбулаторно), первичной специализированной
медико-санитарной помощи(дневной стационар), специализированной медицинской
помощи (стационарно) Н/5.
2. По дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Сестринское дело
Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Оказание медицинской
помощи, осуществление
сестринского ухода и
наблюдения за пациентами
при заболеваниях и (или)
состояниях А/01.5
Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
31 июля 2020 года N 475н
«Об утверждении
профессионального
стандарта "Медицинская
сестра/медицинский брат"»
3
Сестринское дело в педиатрии
Оказание медицинской
помощи, сестринского
ухода и наблюдения по
профилю заболевания и
(или) состояния у детей
B/03.5
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Медицинская
сестра/медицинский брат"
(подготовлен Минтрудом
России 15.12.2022)
2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело" или "Сестринское
дело", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) "Операционное
дело", или по другим специальностям:
1. Сестринское дело
2. Сестринское дело в педиатрии
3. Планируемые результаты обучения
По завершению обучения операционная медицинская сестра должна обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях
ПК 4.1. Проводить оценку состояния пациента.
ПК 4.2. Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи
пациенту.
ПК 4.5. Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме.
По завершению обучения операционная медицинская сестра должна обладать
следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Медицинская аппаратура, технические средства, инструментарий используемые в
процессе хирургических операций (в том числе эндоскопических) и правила их проверки
на исправность
Предоперационная подготовка и доставка пациента в операционную
Виды и технологии укладывания пациента на операционном столе
Стандарты технологий сестринских манипуляций и процедур
Проведение ограничения операционного поля (ассистирование врачу)
Обеспечение последовательной подачи хирургических инструментов, аппаратуры,
шовного и перевязочного материала на всех этапах оперативного вмешательства
Проведение количественного учета используемого инструментария, шовного и
перевязочного материала, белья в ходе операции
Оформление и отправка на бактериологическое и гистологическое исследование
биологического материала, взятого у пациента во время операции
Осуществление контроля транспортировки пациента из операционной
Государственная система донорства
Структура и организация донорского центра станции переливания крови
Правила медицинского обследования доноров и комплектования донорских кадров
Постоянные и временные отводы лиц от донорства по медицинским и социальным
показаниям
4
Система обеспечения качества заготовки препаратов крови, ее компонентов,
кровезаменителей
Методики определения групповой и резус принадлежности крови, утвержденные
Министерством здравоохранения Российской Федерации
Современные технологии заготовки крови и её компонентов, кровезаменителей
(лейкофильтрация, отмывание клеток крови, плазмаферез, карантинное хранение
замороженных компонентов)
Правила подготовки и отбора гемаконов с кровью для фракционирования
Мероприятия по исключению ошибок при апробации, выбраковке и
этикетировании крови и её компонентов
Нормативные требования к условиям хранения компонентов и препаратов крови,
кровезаменителей, иммуносерологических реагентов для типирования крови
Индивидуальный подбор компонентов крови или специальный выбор донора для
сенсибилизированных больных
Определение нерегулярных антител и других серологических факторов (Келл,
Даффи) в крови доноров и пациентов по специальным показаниям
Принципы и современные технологии инфузионно-трансфузионной терапии
Виды, методы, технологии экстракорпоральной гемокоррекции (лечебный
гемаферез,
плазмаферез,
цитаферез,
гемосорбция),
гемодиализ,
процедуры
фотомодификации крови
Отраслевые стандарты медицинских услуг при проведении экстракорпорального
очищения крови
Посттрансфузионные реакции и осложнения, мероприятия по предупреждению их
возникновения
Уметь:
Получать медицинскую информацию о предстоящем оперативном вмешательстве
Проверять исправность медицинской аппаратуры, технического оснащения
операционной и инструментария
Комплектовать наборы хирургических инструментов в соответствии с планом
хирургической операции
Сдавать в стерилизацию и получать стерильные наборы, укладки
Подготавливать необходимые лекарственные средства, стерильные расходные
материалы, хирургическое бельё, аппаратуру в соответствии с планом хирургической
операции
Организовать рабочее пространство
Подготавливать к операции стерильные инструментальные столы и хирургический
столик в установленном порядке
Контролировать положение пациента на операционном столе в соответствии с
видом хирургического вмешательства
Назначение и наборы хирургического инструментария, методы их использования в
оперативной хирургии
Основные характеристики и последовательность действий членов хирургической
бригады в ходе операций
Последовательность действий операционной медсестры на всех этапах
оперативного вмешательства
Правила проведения количественного учета используемого инструментария,
шовного и перевязочного материала, белья в ходе операции
Правила доставки биологического материала, взятого у пациента во время
операции, на бактериологическое и гистологическое исследование
Порядок и правила транспортировки пациента из операционной
5
Владеть техникой подачи инструментов, шовного и перевязочного материала на
всех этапах хирургического вмешательства
Вести количественный учет используемого инструментария, шовного материала,
белья и других расходных материалов в установленном порядке
Контролировать отправку на бактериологическое и гистологическое исследование
биологического материала, взятого у пациента во время операции
Контролировать транспортировку пациента из операционной
Владеть техникой сестринских манипуляций и процедур ухода за пациентами во
время и после операций
Соблюдать установленные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
(санитарные правила) в операционном блоке
Осуществлять забор крови у доноров, взаимодействуя с членами медицинской
бригады
Осуществлять мониторинг состояния донора во время эксфузии крови
Владеть методиками определения групповой и резус - принадлежности крови,
утвержденными в установленном порядке
Ассистировать врачу при проведении операций экстракорпорального очищения
крови
Владеть техникой сестринских манипуляций и процедур ухода за пациентами во
время и после операций экстракорпорального очищения крови
Проводить комплектование, регистрацию и учет доноров
Осуществлять сбор необходимой медицинской информации о донорах
Проводить термометрию и измерение артериального давления донорам перед
эксфузией крови
Осуществлять доступ к периферической вене
Осуществлять забор крови у доноров, взаимодействуя с членами медицинской
бригады
Осуществлять мониторинг состояния донора во время эксфузии крови
Владеть методиками определения групповой и резус - принадлежности крови
Проводить заготовку компонентов крови с использованием современных
технологий в установленном порядке
Проводить апробацию, выбраковку и этикирование крови и ее компонентов
Выполнять индивидуальный подбор компонентов крови донора для переливания
сенсибилизированным пациентам
Владеть:
Проведение контроля исправности аппаратуры и технического оснащения
операционного зала
Подготовка стерильных наборов хирургических инструментов и расходных
материалов, шовного и перевязочного материала, стерильного белья для планируемой
операции
Подготовка
лекарственных,
технических
средств,
планируемых
для
хирургического вмешательства
Расстановка стерильных биксов в операционном зале
Осуществление контроля готовности операционного зала
Проведение хирургической обработки рук, одевание стерильной одежды и
перчаток
Подготовка (накрывание) стерильного инструментального стола
Подготовка (накрывание) стерильного передвижного хирургического столика
Осуществление контроля доставки и укладывания пациента на операционный стол
Проведение ограничения операционного поля (ассистирование врачу)
6
Обеспечение последовательной подачи хирургических инструментов, аппаратуры,
шовного и перевязочного материала на всех этапах оперативного вмешательства
Проведение количественного учета используемого инструментария, шовного и
перевязочного материала, белья в ходе операции
Оформление и отправка на бактериологическое и гистологическое исследование
биологического материала, взятого у пациента во время операции
Осуществление контроля транспортировки пациента из операционной
Контроль
проведения
дезинфекции
и
стерилизации
использованного
инструментария, аппаратуры, медицинских изделий
Сестринское обеспечение операций заготовками крови и трансфузионных сред
Сестринское обеспечение операций гемокоррекции
Формирование базы данных о донорах крови
Проведение доврачебного обследования доноров крови
Осуществление забора крови от доноров
Проведение заготовки компонентов крови
Проведение апробации, выбраковки и этикирования крови и ее компонентов
Оформление и отправка на бактериологическое исследование образцов крови и её
компонентов
Обеспечение регламентированных условий хранения компонентов и препаратов
крови, кровезаменителей, иммуносерологических реагентов для типирования крови
Осуществление индивидуального подбора крови сенсибилизированным пациентам
Ассистирование врачу при проведении операций гемокоррекции
Проведение мониторинга состояния пациента во время операций гемокоррекции.
4. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
5. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
6. Содержание программы
6.1. Учебный план программы повышения квалификации «Венозные
катетеры: постановка, уход, контроль в работе среднего медицинского персонала»
Категория слушателей: операционные медицинские сестры.
7
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Сестринское дело,
Сестринское дело в педиатрии
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала контрольных заданий)
Модуль 1. Избранные
вопросы венозной
катетеризации
2.
Модуль 2. Особенности
работы с венозным
катетером
Итого:
Итоговая аттестация
6
Всего часов:
72
1.
18
12
6
48
29
19
66
41
Тестирование
25
6.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Венозные катетеры: постановка, уход, контроль в работе среднего медицинского
персонала»
Категория слушателей: операционные медицинские сестры.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Сестринское дело,
Сестринское дело в педиатрии
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Модуль 1. Избранные вопросы
венозной катетеризации
Тема 1. Актуальная информация
по работе с венозным катетером
Тема 2. Работа с инфузиями
Модуль 2. Особенности работы
с венозным катетером
Тема 1. Техника работы с
венозным катетером
Всего
часов
В том числе
Изучение
лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала
контрольных заданий)
18
12
6
9
6
3
9
6
3
48
29
19
10
6
4
8
Тема 2. Смена повязки венозного
катетера
Тема 3. Техника работы с
центральным венозным
катетером Порт
Тема 4. Катетер-ассоциированные
осложнения
Тема 5. Удаление, замена, ремонт
ВК
Итого:
10
6
4
10
6
4
10
6
4
8
5
3
66
41
Тестирование
25
Итоговая аттестация
6
Всего часов:
72
6.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Венозные катетеры: постановка, уход, контроль в работе среднего медицинского
персонала»
Программа повышения квалификации «Венозные катетеры: постановка, уход,
контроль в работе среднего медицинского персонала» предусматривает изучение всех
разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1
1/7
2/8
3/9
4/10
5/11
6/12
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
6.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Венозные катетеры: постановка, уход, контроль в работе среднего
медицинского персонала»
Рабочая Программа Модуля 1. Избранные вопросы венозной катетеризации
Тема 1. Актуальная информация по работе с венозным катетером. Понятия,
определения, виды устройств сосудистого доступа. Венозный катетер. Периферический
венозный катетер (ПВК). Центральный венозный катетер (ЦВК). Объем заполнения
катетера. Требования к персоналу, выполняющему манипуляции с ВК. Зонирование при
работе с ВК.
Тема 2. Работа с инфузиями. Приготовление, хранение инфузионных растворов.
Инфузионная система.
Рабочая Программа Модуля 2. Особенности работы с венозным катетером
Тема 1. Техника работы с венозным катетером. Асептическая техника работы
ANTT. Общие требования к работе с ВК. Проверка функционирования катетера.
Открывание/ осуществление доступа к катетеру. Введение инфузий. Промывание ВК,
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
9
инфузионной системы. Закрытие/ отключение ВК. Взятие крови на анализ.
Гемодинамический мониторинг.
Тема 2. Смена повязки венозного катетера. Общая информация. Обработка кожи и
раны входного отверстия. Защита раны входного отверстия. Фиксация ВК. Алгоритм
проведения смены повязки ЦВК.
Тема 3. Техника работы с центральным венозным катетером Порт. Общая
информация. Установка иглы Губера. Проверка функционирования катетера Порт.
Подготовка критического асептического поля для постановки иглы Губера. Удаление
иглы Губера. Смена повязки иглы Губера. Алгоритм установки иглы Губера в
неиспользуемый катетер. Алгоритм удаления иглы Губера на время паузы в эксплуатации.
Алгоритм смены иглы Губера. Алгоритм замены закрывающего раствора у
неиспользуемого катетера. Контроль ВК, места имплантации и окружающей зоны.
Тема 4. Катетер-ассоциированные осложнения. Общая информация, определения.
Флебит. Инфильтрация и экстравазация. Местная инфекция. Повреждение катетера:
вздутие, трещина, разрыв, растрескивание порта катетера. Катетерная эмболия.
Воздушная эмболия. Катетер-ассоциированный глубокий тромбоз вен. Миграция катетера
(вторичная). Нарушение целостности кожи. Окклюзия. Катетер-ассоциированная
инфекция кровотока (КАИК).
Тема 5. Удаление, замена, ремонт ВК. Показания к удалению установленного ПВК.
Показания к удалению установленного ЦВК. Удаление/сохранение ЦВК при
инфицировании. Осложнения при удалении катетера. Показания к установке нового ЦВК.
Ремонт и смена ЦВК по проводнику.
7. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Коллектив авторов. Венозный катетер. Использование, уход, контроль,
осложнения. Учебное пособие для врачей, ординаторов, аспирантов, медицинских
сестер. – М.: ФГБУ НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева МЗ РФ, 2023. – 152 с.
Дополнительная литература:
1. Коллектив авторов. Методические рекомендации. Периферический венозный
доступ. – М., 2021. – 34 с.
2. Коллектив авторов. Методическое пособие по теме «Постановка венозного
периферического катетера». – М., 2017. – 38 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
10
5.
6.
7.
8.
9.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
8. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Венозные катетеры:
постановка, уход, контроль в работе среднего медицинского персонала»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
11
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Венозные катетеры: постановка, уход, контроль в
работе среднего медицинского персонала» Автономная некоммерческая организация
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся
знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по
возникающим
вопросам.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Венозные катетеры: постановка, уход, контроль в работе среднего
медицинского персонала» осуществляется с привлечением высококвалифицированных
специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о
сетевом
взаимодействии,
имеющих
высшее
профессиональное
образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет
Внебюджетные средства
да
Средства ТФОМС
да
12
9.1. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
4 000 руб.
Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
4 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.2 Год утверждения программы: 2025
9.3 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=404
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Венозные катетеры:
постановка, уход, контроль в работе среднего медицинского персонала»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Венозные
катетеры: постановка, уход, контроль в работе среднего медицинского персонала»
повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом
– итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
13
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10. Примеры оценочных средств
1. Введение растворов в порт-систему проводится стерильным шприцом
1) объемом 5 мл;
2) объемом не менее 10 мл;
3) любого объема;
4) объемом 2 мл.
2. Для более интенсивного разбавления лекарственного препарата кровью надо соблюсти
следующее условие
1) выбрать максимально длинный катетер;
2) выбрать максимально короткий катетер;
3) диаметр катетера должен быть меньше диаметра вены;
4) выбрать катетер размером минимум 18g.
3. Для катетеризации не рекомендуется использовать вену
1) с видимыми утолщениями и узелками;
2) срединную локтевую;
3) на недоминирующей руке;
4) проксимальнее места предыдущей катетеризации.
10.1. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Выполнение работ (услуг)
по операционному делу
при оказании первичной
доврачебной медикосанитарной
помощи(амбулаторно),
первичной
специализированной
медико-санитарной
помощи (дневной
стационар),
специализированной
медицинской помощи
(стационарно)
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
Н/5
Интегральная оценка сформированности компетенций
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
70% и более
правильных
ответов
Тест
14